Библиографическое описание:

Цыпляева А. В. Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 186-188.

Прежде чем коснуться проблем и специфики вокально-хорового воспитания детей, необходимо пояснить, что такое хоровая студия и чем она отличается от музыкальной школы.

Основная задача детской хоровой студии удовлетворение музыкальных потребностей и интересов детей, развитие их музыкальных способностей, музыкального вкуса, самостоятельности и инициативы, организация их практической общественно полезной деятельности и досуга.

Функции детской хоровой студии многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача руководителя хора детей младшего школьного возраста – заинтересовать их, привить им любовь к музыке, хоровому пению.

Хормейстер, начавший работу с детьми младшего школьного возраста и проработав с ними, по крайней мере, два года, уже не сможет им изменить. В хорах детей своя, особенная атмосфера и в работе, и в общении, и в играх, связанная с природным ощущением системы своих, детских ценностей, а также с особенностями нервно-психической деятельности детей.

Первое и самое главное, что нужно иметь в виду, - необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьёзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми младшего школьного возраста компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.

В.А.Шереметьев, имея почти двадцатилетний опыт работы с хорами детей, даёт следующие рекомендации:

·           «посадка – через стул друг от друга;

·           положение рук – при пении стоя, в младших хорах держать руки за спиной;

·           предельная краткость в объяснениях;

·           повышенный темп урока! Напор! Эмоциональность!

·           беспрерывный контроль за каждым ребёнком;

частая смена заданий и разрядок» [1, с.116-117].

Руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением. Иногда надо побеседовать о значении музыки, хорового пения, убедить ребёнка в перспективности его голоса. Малыши охотно поступают в хор, где руководитель умеет сочетать работу с занимательными играми.

Немалую роль играют также беседы с родителями о значении хорового пения для общего воспитания ребёнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к хору. Дети в своих увлечениях подчас не постоянны, поэтому твёрдая заинтересованность родителей в посещении их ребёнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребёнка.

Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает руководителя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.

В целом занятия с детьми должны проходить строго. Однако не стоит злоупотреблять чрезмерной строгостью. За строгостью, требовательностью руководителя дети должны обязательно чувствовать доброту и теплоту. Чем меньше по возрасту ребёнок, тем больше нуждается он в ласке.

Певческий аппарат детей подвержен более резким изменениям и легче уязвим при неправильной работе, чем певческий аппарат взрослого певца. Поэтому вся вокальная работа с детьми младшего школьного возраста ведётся очень осторожно и внимательно. Её методы должны быть гибкими и меняться в соответствии с изменениями, происходящими в певческом аппарате ребёнка.

Как правило, дети данного возраста рано проявляют склонность к моторным играм, к активной физической деятельности, которая поглощает большую часть их энергии. Поэтому они легче концентрируют своё внимание на зрительных явлениях, чем на слуховых, требующих внутренней собранности, покоя и длительного молчаливого вслушивания.

Подвижные игры во дворе или в школе обычно сопровождаются криком, бурным выражением чувств. Дети привыкают к громкой, даже крикливой разговорной речи друг с другом. Поэтому у некоторых из них уже в семи - восьмилетнем возрасте голосовой аппарат повреждён. Их голос звучит сипло, часто они страдают частичным или полным несмыканием связок. Если на эти обстоятельства сразу не обратить внимания и предоставить развитие голоса самотёку, то большинство людей никогда не сумеет петь.

При работе с воспитанниками в первую очередь следует научить сосредотачиваться и вслушиваться в звуки окружающего мира, научить их слушать тишину, а затем ощутить прелесть музыкальных звуков, прерывающих эту тишину. Постепенно можно знакомить детей с небольшими музыкальными произведениями, разъясняя в доступной для данного возраста форме их содержание, образность. Их двигательную активность можно использовать в целях развития музыкальных данных. Подвижные музыкальные игры, маршировка, танцы и хлопанье под музыку, игра на различных ударных инструментах – всё это источник большой радости для малышей и одновременно развивает у них чувство ритма и вкус к музыке.

Особое внимание следует уделить развитию и охране голоса детей. В младшем школьном возрасте большинство из них легко находит высокую певческую позицию, - «головное резонирование». Пение в высокой позиции гарантирует нормальное и естественное дальнейшее развитие голоса.

Параллельно с работой над голосом надо вести работу над развитием слуха и музыкальной памяти, которые в этом возрасте легко поддаются воздействию. Певческий аппарат малышей хрупкий, и очень важно, чтобы учитель уже теперь указывал детям пути охраны голоса, предостерегая их от криков, громких разговоров, излишней беготни перед пением и после, от злоупотребления мороженным и прохладительными напитками; учитель не должен разрешать хористам петь громко, петь сразу после выздоровления от ангины.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной работы с детьми – занимательность. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно на первоначальном этапе, целесообразно использовать на хоровых занятиях разнообразную музыкальную деятельность (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения); при этом следует чаще менять задания, песни упражнения. Возможно активное применение элементарного музицирования по принципам системы Карла Орфа с использованием таких музыкальных инструментов как металлофон, бубен, треугольник, барабан, при помощи которых дети смогут играть несложные ритмические партии, аккомпанируя хору.

Целесообразно в программу занятий включить музыкально-ритмические движение (ходьбу, несложные маршировки, ритмические движения рук, притопы, игры, простые инсценировки песен) для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.

Руководитель хора должен заботиться о развитии слушательской культуры детей, расширении их музыкального кругозора. С этой целью периодически организуется слушание музыки на занятиях хора, поездки на концерты.

В структуру хоровых занятий с детьми младшего школьного возраста в хоровой школе могут входить следующие разделы: распевание, хоровое сольфеджио, разучивание песен, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, музыкальные игры. Но доминирующим видом музыкальной деятельности должно быть хоровое пение.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, хоровые занятия лучше проводить в форме игры. Исходя из своеобразия детской психологии – образности мышления и эмоционального восприятия мира – на хоровых занятиях использовать наглядно-образные формы: рисунки к песням, игрушки, красочные таблицы, ручные знаки, пение по руке, разыгрывание песен в лицах, стихи, ритмические карточки и т.д.

Важно пробуждать у детей эмоциональное, творческое отношение к пению, учить их передавать в своём исполнении чувства и мысли, заложенные в хоровом произведении. Именно при этом условии хоровое пение несёт в себе воспитательный заряд. «Задача коллектива детской хоровой самодеятельности состоит не только в формировании интереса к музыке, развитии музыкальных способностей, расширении музыкального кругозора, но, прежде всего, в воспитании личности ребёнка средствами хоровой музыки» [2, с.5].

Что касается непосредственно вокально-хорового воспитания, то здесь главная задача состоит в том, чтобы научить детей петь чисто, звонко, выразительно. Уже на распевании надо учить детей не говорить нараспев, а петь протяжным, красивым звуком. Для этого руководителю надо хорошо знать каждого ребёнка, применять индивидуальный подход.

Первооснова вокально-хорового воспитания детей – подражательное пение. Показ руководителя должен быть безупречен по чистоте интонирования и по художественной выразительности музыкального образа, увлекать своим исполнением.

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки:

·           певческую установку (держаться прямо, непринуждённо, руки, при пении сидя, держать на коленях, при пении стоя – свободно по бокам. Нельзя всё время петь сидя, это утомительно для мальчишек младшего школьного возраста);

·           дыхание (дышать глубоко, но без напряжения, не поднимая плеч, во время пения экономно расходовать воздух);

·           звукообразование (петь легко, звонко, не громко, нижняя челюсть должна быть подвижной, хорошо открывать рот);

·           ансамбль (слушать себя и друг друга, петь стройно, активно, но не выделяясь).

Перед руководителем детского хора стоит совершенно особая проблема общения, которая заключается в следующем. Известно, что низкие звуки оказывают на психику человека более глубокое воздействие, чем высокие. Высокие часто раздражают, а низкие – подчиняют.

В работе нужно обращать внимание на степень интенсивности их умственной деятельности во время выполнения заданий. Все задания в первую очередь должны осмысливаться самими хористами и ими же постоянно контролироваться. «При отсутствии обратной связи, осуществляемой самоконтролем, обучение не может быть успешным», - утверждает Шереметьев [1, с.117]. Это общее правило обучения в применении к детям требует порой вспомогательных действий со стороны педагога. С детьми младшего школьного возраста эта помощь превращается в игры.

Необходимо коснуться и вопроса воспитания коллектива в детском хоре. Для того, чтобы осуществить воспитание личности ребёнка средствами музыки, необходимо сплотить детей.

«Решающее влияние на процесс музыкального воспитания детей в хоровой школе оказывает личность руководителя, который должен сочетать в себе педагога, организатора, воспитателя, музыканта» [3, с.20].

 От его творческого подхода, фантазии, умения организовать интересную жизнь детского хорового коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы с детьми.

Перед руководителем стоит задача привлечь родителей к активной воспитательной работе, которая может выражаться в организации и проведении экскурсий, походов, поездок дружбы, совместных посещений интересных концертов, праздников, театров. Особое значение в воспитательной работе имеют традиции хора детей, например, празднование дня рождения коллектива и его участников, приём новых членов в детский хор, шефская помощь школе в проведении концертов и др.

 

Литература:

1.      Локшин Д.Л. Капелла Шереметьева. – В кн. Замечательные русские хоры и их дирижёры. – М., 1963

2.      Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной  школе. –Киев: Музычна Украина, 1988

3.      Орлова Т.М. Учите детей петь. –М.:1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle