Библиографическое описание:

Цыпляева А. В. Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 186-188.

Прежде чем коснуться проблем и специфики вокально-хорового воспитания детей, необходимо пояснить, что такое хоровая студия и чем она отличается от музыкальной школы.

Основная задача детской хоровой студии удовлетворение музыкальных потребностей и интересов детей, развитие их музыкальных способностей, музыкального вкуса, самостоятельности и инициативы, организация их практической общественно полезной деятельности и досуга.

Функции детской хоровой студии многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача руководителя хора детей младшего школьного возраста – заинтересовать их, привить им любовь к музыке, хоровому пению.

Хормейстер, начавший работу с детьми младшего школьного возраста и проработав с ними, по крайней мере, два года, уже не сможет им изменить. В хорах детей своя, особенная атмосфера и в работе, и в общении, и в играх, связанная с природным ощущением системы своих, детских ценностей, а также с особенностями нервно-психической деятельности детей.

Первое и самое главное, что нужно иметь в виду, - необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьёзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми младшего школьного возраста компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.

В.А.Шереметьев, имея почти двадцатилетний опыт работы с хорами детей, даёт следующие рекомендации:

·           «посадка – через стул друг от друга;

·           положение рук – при пении стоя, в младших хорах держать руки за спиной;

·           предельная краткость в объяснениях;

·           повышенный темп урока! Напор! Эмоциональность!

·           беспрерывный контроль за каждым ребёнком;

частая смена заданий и разрядок» [1, с.116-117].

Руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением. Иногда надо побеседовать о значении музыки, хорового пения, убедить ребёнка в перспективности его голоса. Малыши охотно поступают в хор, где руководитель умеет сочетать работу с занимательными играми.

Немалую роль играют также беседы с родителями о значении хорового пения для общего воспитания ребёнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к хору. Дети в своих увлечениях подчас не постоянны, поэтому твёрдая заинтересованность родителей в посещении их ребёнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребёнка.

Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает руководителя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.

В целом занятия с детьми должны проходить строго. Однако не стоит злоупотреблять чрезмерной строгостью. За строгостью, требовательностью руководителя дети должны обязательно чувствовать доброту и теплоту. Чем меньше по возрасту ребёнок, тем больше нуждается он в ласке.

Певческий аппарат детей подвержен более резким изменениям и легче уязвим при неправильной работе, чем певческий аппарат взрослого певца. Поэтому вся вокальная работа с детьми младшего школьного возраста ведётся очень осторожно и внимательно. Её методы должны быть гибкими и меняться в соответствии с изменениями, происходящими в певческом аппарате ребёнка.

Как правило, дети данного возраста рано проявляют склонность к моторным играм, к активной физической деятельности, которая поглощает большую часть их энергии. Поэтому они легче концентрируют своё внимание на зрительных явлениях, чем на слуховых, требующих внутренней собранности, покоя и длительного молчаливого вслушивания.

Подвижные игры во дворе или в школе обычно сопровождаются криком, бурным выражением чувств. Дети привыкают к громкой, даже крикливой разговорной речи друг с другом. Поэтому у некоторых из них уже в семи - восьмилетнем возрасте голосовой аппарат повреждён. Их голос звучит сипло, часто они страдают частичным или полным несмыканием связок. Если на эти обстоятельства сразу не обратить внимания и предоставить развитие голоса самотёку, то большинство людей никогда не сумеет петь.

При работе с воспитанниками в первую очередь следует научить сосредотачиваться и вслушиваться в звуки окружающего мира, научить их слушать тишину, а затем ощутить прелесть музыкальных звуков, прерывающих эту тишину. Постепенно можно знакомить детей с небольшими музыкальными произведениями, разъясняя в доступной для данного возраста форме их содержание, образность. Их двигательную активность можно использовать в целях развития музыкальных данных. Подвижные музыкальные игры, маршировка, танцы и хлопанье под музыку, игра на различных ударных инструментах – всё это источник большой радости для малышей и одновременно развивает у них чувство ритма и вкус к музыке.

Особое внимание следует уделить развитию и охране голоса детей. В младшем школьном возрасте большинство из них легко находит высокую певческую позицию, - «головное резонирование». Пение в высокой позиции гарантирует нормальное и естественное дальнейшее развитие голоса.

Параллельно с работой над голосом надо вести работу над развитием слуха и музыкальной памяти, которые в этом возрасте легко поддаются воздействию. Певческий аппарат малышей хрупкий, и очень важно, чтобы учитель уже теперь указывал детям пути охраны голоса, предостерегая их от криков, громких разговоров, излишней беготни перед пением и после, от злоупотребления мороженным и прохладительными напитками; учитель не должен разрешать хористам петь громко, петь сразу после выздоровления от ангины.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной работы с детьми – занимательность. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно на первоначальном этапе, целесообразно использовать на хоровых занятиях разнообразную музыкальную деятельность (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения); при этом следует чаще менять задания, песни упражнения. Возможно активное применение элементарного музицирования по принципам системы Карла Орфа с использованием таких музыкальных инструментов как металлофон, бубен, треугольник, барабан, при помощи которых дети смогут играть несложные ритмические партии, аккомпанируя хору.

Целесообразно в программу занятий включить музыкально-ритмические движение (ходьбу, несложные маршировки, ритмические движения рук, притопы, игры, простые инсценировки песен) для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.

Руководитель хора должен заботиться о развитии слушательской культуры детей, расширении их музыкального кругозора. С этой целью периодически организуется слушание музыки на занятиях хора, поездки на концерты.

В структуру хоровых занятий с детьми младшего школьного возраста в хоровой школе могут входить следующие разделы: распевание, хоровое сольфеджио, разучивание песен, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, музыкальные игры. Но доминирующим видом музыкальной деятельности должно быть хоровое пение.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, хоровые занятия лучше проводить в форме игры. Исходя из своеобразия детской психологии – образности мышления и эмоционального восприятия мира – на хоровых занятиях использовать наглядно-образные формы: рисунки к песням, игрушки, красочные таблицы, ручные знаки, пение по руке, разыгрывание песен в лицах, стихи, ритмические карточки и т.д.

Важно пробуждать у детей эмоциональное, творческое отношение к пению, учить их передавать в своём исполнении чувства и мысли, заложенные в хоровом произведении. Именно при этом условии хоровое пение несёт в себе воспитательный заряд. «Задача коллектива детской хоровой самодеятельности состоит не только в формировании интереса к музыке, развитии музыкальных способностей, расширении музыкального кругозора, но, прежде всего, в воспитании личности ребёнка средствами хоровой музыки» [2, с.5].

Что касается непосредственно вокально-хорового воспитания, то здесь главная задача состоит в том, чтобы научить детей петь чисто, звонко, выразительно. Уже на распевании надо учить детей не говорить нараспев, а петь протяжным, красивым звуком. Для этого руководителю надо хорошо знать каждого ребёнка, применять индивидуальный подход.

Первооснова вокально-хорового воспитания детей – подражательное пение. Показ руководителя должен быть безупречен по чистоте интонирования и по художественной выразительности музыкального образа, увлекать своим исполнением.

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки:

·           певческую установку (держаться прямо, непринуждённо, руки, при пении сидя, держать на коленях, при пении стоя – свободно по бокам. Нельзя всё время петь сидя, это утомительно для мальчишек младшего школьного возраста);

·           дыхание (дышать глубоко, но без напряжения, не поднимая плеч, во время пения экономно расходовать воздух);

·           звукообразование (петь легко, звонко, не громко, нижняя челюсть должна быть подвижной, хорошо открывать рот);

·           ансамбль (слушать себя и друг друга, петь стройно, активно, но не выделяясь).

Перед руководителем детского хора стоит совершенно особая проблема общения, которая заключается в следующем. Известно, что низкие звуки оказывают на психику человека более глубокое воздействие, чем высокие. Высокие часто раздражают, а низкие – подчиняют.

В работе нужно обращать внимание на степень интенсивности их умственной деятельности во время выполнения заданий. Все задания в первую очередь должны осмысливаться самими хористами и ими же постоянно контролироваться. «При отсутствии обратной связи, осуществляемой самоконтролем, обучение не может быть успешным», - утверждает Шереметьев [1, с.117]. Это общее правило обучения в применении к детям требует порой вспомогательных действий со стороны педагога. С детьми младшего школьного возраста эта помощь превращается в игры.

Необходимо коснуться и вопроса воспитания коллектива в детском хоре. Для того, чтобы осуществить воспитание личности ребёнка средствами музыки, необходимо сплотить детей.

«Решающее влияние на процесс музыкального воспитания детей в хоровой школе оказывает личность руководителя, который должен сочетать в себе педагога, организатора, воспитателя, музыканта» [3, с.20].

 От его творческого подхода, фантазии, умения организовать интересную жизнь детского хорового коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы с детьми.

Перед руководителем стоит задача привлечь родителей к активной воспитательной работе, которая может выражаться в организации и проведении экскурсий, походов, поездок дружбы, совместных посещений интересных концертов, праздников, театров. Особое значение в воспитательной работе имеют традиции хора детей, например, празднование дня рождения коллектива и его участников, приём новых членов в детский хор, шефская помощь школе в проведении концертов и др.

 

Литература:

1.      Локшин Д.Л. Капелла Шереметьева. – В кн. Замечательные русские хоры и их дирижёры. – М., 1963

2.      Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной  школе. –Киев: Музычна Украина, 1988

3.      Орлова Т.М. Учите детей петь. –М.:1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины: младшего школьного возраста, детьми младшего школьного, детей младшего школьного, воспитания детей, вокально-хорового воспитания детей, воспитания детей младшего, хора детей, Руководитель хора должен, хора детей младшего, детской хоровой, Похожая статья, условиях дополнительного музыкального, детской хоровой студии, дополнительного музыкального образования, музыкального воспитания детей, нравственного воспитания детей, личности ребёнка средствами, слушание музыки, активной физической деятельности, особенности детей младшего

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle