Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Юртаева, Т. Б. Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе / Т. Б. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1871/ (дата обращения: 19.04.2024).

Социокультурная модернизация российского образования актуализирует в подготовке педагога нравственные и правовые ценности: совесть, справедливость, уважение к закону. Образовательная среда вуза может стать ключевой в развитии нравственно-правовой культуры студента необходимой ему в будущем в выполнении основной социальной роли – человека, способного строить правовые отношения с Другим. Неотъемлемым элементом образовательного процесса является гражданско-правовое воспитание. В этой ситуации повышается требование к культуре педагогической деятельности, поскольку взаимодействие педагог-студент – один из приоритетных  компонентов инновационной культурно-образовательной среды.

Нравственно-правовая культура является интегративным качеством личности, характеризующим эмоциональную сферу субъекта, включает в себя систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих человеку осуществлять себя дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной деятельности, выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и обществу.

Размывание духовных ориентиров в обществе делает особенно значимой личность преподавателя, его нравственную и правовую позицию, его отношение  к окружающему миру, к людям, к социальным идеям, к реализации своего духовного потенциала. Педагогическая деятельность является специфичным видом творческого труда, именно преподавателю принадлежит ведущая роль в развитии личности студента и в формировании помимо профессиональных знаний, также его нравственно-правовой культуры.

Механизмы формирования личностных качеств студента, в том числе нравственно-правовой культуры, включает в себя цель, методы, средства, формы. Они адекватны цели содержания нашего исследования. Основной целью нашего исследования является обосновать педагогические условия, способствующие эффективному повышению нравственно-правовой культуры студента. Одним из таких педагогических условий является культура педагогической деятельности.

Работа по формированию нравственно-правовой культуры студента является ответственным делом для педагога, поскольку его задачей является подготовка будущего специалиста к осуществлению самостоятельной деятельности. Основным средством взаимодействия педагога и студента является  сам педагог как специалист и личность, владеющий основами профессиональной и нравственно-правовой культуры. В исследованиях принято, что успешность формирования ценностных ориентаций студента будет выше, если педагог сочетает глубокие профессиональные знания с общей всесторонней культурой Л.Б. Соколова, В.Л. Сластенин). Педагог высшей школы, обладающий необходимыми умениями передачи способов получения нравственно-правовых знаний, способов их применения в альтернативных ситуациях, культуросообразно действует в плане формирования нравственно-правовой культуры студента. Актуальным становится вопрос культурного развития и самосовершенствования педагогов высшей школы как людей, призванных реализовать и воплотить в процессе преподавания в вузе социальный заказ современного общества.

Отсюда следует, что важным моментом в процессе формирования нравственно-правовой культуры студента является наличие квалифицированных кадров, педагогов с высоким уровнем общей, профессионально-педагогической и нравственно-правовой культуры.

Согласно педагогическому принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей, на различных возрастных ступенях характер, задачи и виды деятельности должны меняться. По мере развития, психика и её нравственно-правовые качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. Ставя задачи формирвования нравственно-правовой  культуры студента, следует учитывать закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, учитывающие особенности формирующегося профессионального мышления специалистов. Традиционная педагогика ориентирована в основном на работу с детьми, на формирование начальных нравственных понятий и принципов, нравственных идеалов, приобщение к правовым и культурным ценностям. Однако развитие нравственно-правовой культуры будущего специалиста требует учета специфики и направленности мышления студентов различных специальностей. С.В. Трусов акцентирует внимание на том, что эффективность педагогической работы наибольшая в случае, если получаемая информация в рамках образовательного процесса соотносится с опытом и интересами каждого обучаемого.

Таким образом, залогом эффективного формирования нравственно-правовой культуры студента вуза будет являться учет индивидуальных психологических особенностей личности.

Значимым направлением деятельности педагога высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры студента является владение умениями организации личностно-развивающей педагогической поддержкой Другого. По мнению О. С. Газмана, педагогическая поддержка отражает культуру воспитания, основанную на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений субъектов образовательного  процесса.  Сущность личностно-развивающей поддержки состоит в организации и активизации саморазвития индивидуальности, основанной на принципах нравственности. При опосредованном участии педагога, студент овладевает способами саморазвития и активного решения нравственно-правовых задач, системой внутренних стимулов, побуждений и стремлений. Культурологический подход «нацеливает» субъектов педагогической деятельности на создание культурного пространства через активное включение в нравственно-правовые отношения, осознание их смыслов и решение. При этом достижение цели, удовлетворение одной учебно-познавательной  потребности порождает возникновение новой, это педагогическая аксиома. Таким образом, идет процесс формирования нравственно-правовой культуры, восхождение её на новый  качественно более высокий уровень. Полагаем, необходимо не только включать студента в решение учебных нравственно-правовых ситуаций, а направлять его на осознание собственного отношения к ним, выявление нравственно-правовых противоречий и проблем.

Практика показывает, педагог осуществляет личностно-ориентированную педагогическую поддержку посредством кураторской работы, личного примера, путем стимулирования нравственно-правовой  активности стедента, в процессе его самообразовательной деятельности.

Задачи формирования нравственно-правовой культуры требуют от педагога помимо высокого уровня собственной нравственно-правовой культуры, также теоретических и методических знаний.

Нам представляется необходимым акцентировать внимание на процессе усвоения норм права в образовательном процессе вуза и определение наиболее оптимальной методики формирования нравственно-правовой культуры студента. Согласно культурологическому подходу, являясь атрибутом культуры личностной, нравственно-правовая культура проектируется на область профессиональной деятельности будущего специалиста. В процессе формирования нравственно-правовой культуры личности, педагогу высшей школы необходимо «держать» внимание не только на государственном (внешнем) аспекте нравственно-правовой культуры, как регулятора общественных отношений, но также и личностную (внутреннюю) составляющую, ориентируясь как на положения теории права, так и на положения психологической теории. Педагогу необходимо постоянно работать над развитием таких личностно-профессиональных  качеств, как эмпатия, искренность, обязательность, ответственность, исполнительность, бескорыстие.

Учет индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, познавательных интересов студента, требует предоставления им права выбора образовательных траекторий, способов и форм организации учения,  применения личностно-ориентированных методик.

Формирование правовой культуры протекает в процессе интеграции правовых и нравственных знаний, правовых и нравственных ценностей, правовых и нравственных отношений, поскольку важнейшим базовым элементом нравственно-правовой культуры является правосознание, формирование которого происходит в диалектическом единстве обучения, воспитания и развития личности. К этому выводу приходит О.Г. Шапиева. В своей работе автор подчеркивает, что «правовое воспитание осуществляется только на основе морального воспитания путем формирования устойчивых нравственных чувств, убеждений личности» [6, с.42].

- развивать нравственные и правовые понятия, суждения, чувства и убеждения;

- формировать привычки поведения, соответствующие нормам хозяйствования, принятым в обществе;

- развивать нравственные, правовые, политические идеалы;

- приобщаться к позитивному опыту и культуре нравственно-правовых отношений;

- развивать культуру деятельности, согласующуюся с нравственно-правовыми общественными нормами и принципами.

В работе мы обеспечивали  правовую информированность студента, ориентируясь, прежде всего, на высокие нравственные идеалы и принципы. Результатом формирования нравственно-правовой культуры студента является достижение высокого уровня нравственно-правовой культуры, который характеризуется, по нашему мнению, сформированностью гностического, мотивационно-ценостного и деятельностного компонентов в их единстве и целостности, выражающееся через личностные нравственно-правовые качества. Данный уровень сочетает в себе высокий уровень мотивационно-ценностных и морально-нравственных отношений нравственно-правовой культуры, профессионально-правовую воспитанность будущего специалиста и уровень усвоения нравственного опыта в различных аспектах жизни общества. Необходимо также отметить наличие у студента с высоким уровнем личностных качественных новообразований, таких как привычка соблюдать нравственно-правовые нормы, целеустремленность, самостоятельность, сдержанность, порядочность, способность к мотивации собственных поступков исходя из общественно значимых нравственно-правовых норм.

Литература:

1. Бездухов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям / В.П. Бездухов, А.В. Воронцов. - Самара: СамГПУ, 2002. - 192 с.

2. Ильенков Э.В.: личность и творчество / Отв. ред. В. А. Лекторский . - М. : Языки русской культуры, 1999. - 272 с.

3. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. – М.: Московская школа политических исследований, - 2000. – 416 с.

4. Сластенин В. А.  Психология и педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин .- 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 480 с.

5. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова. - Оренбург. - 1999. - 280с.

6. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация: учеб. пособие. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – 86 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правовая культура, нравственно-правовая культура студента, высокий уровень, будущий специалист, высшая школа, педагогическая деятельность, процесс формирования, отношение, педагог, культурологический подход.


Похожие статьи

Педагогические возможности экономических дисциплин...

Ключевые слова: культура, нравственно-правовая культура, междисциплинарность, интегративность, гуманитарность.

3. Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова.

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность...

Педагогические условия формирования правовой культуры...

педагогическое условие формирования, правовое сознание, правовая культура, учебно-воспитательный процесс, правовое самовоспитание, правовая культура студентов, правовая культура будущих учителей...

Педагогическое моделирование процесса формирования...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста.

Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов.

Педагогический потенциал культурологического подхода...

Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию.

Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация.

Правовая культура как педагогический феномен

правовая культура, правовая культура личности, общественная жизнь, правовая культура общества, уровень развития, знание, антропологический подход, правовая действительность, творческая деятельность...

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе...

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы. Автор: Семчук Елена Владимировна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Формирование этических, эстетических... | «Молодой

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философско-педагогический, аксиологический, культурологический

Формирование творческой активности будущего педагога не есть стихийный процесс.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения. Доктор социологических наук Юрий Анатольевич Зубков и заслуженный деятель науки России, доктор социологических наук...

Похожие статьи

Педагогические возможности экономических дисциплин...

Ключевые слова: культура, нравственно-правовая культура, междисциплинарность, интегративность, гуманитарность.

3. Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова.

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность...

Педагогические условия формирования правовой культуры...

педагогическое условие формирования, правовое сознание, правовая культура, учебно-воспитательный процесс, правовое самовоспитание, правовая культура студентов, правовая культура будущих учителей...

Педагогическое моделирование процесса формирования...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста.

Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов.

Педагогический потенциал культурологического подхода...

Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию.

Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация.

Правовая культура как педагогический феномен

правовая культура, правовая культура личности, общественная жизнь, правовая культура общества, уровень развития, знание, антропологический подход, правовая действительность, творческая деятельность...

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе...

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы. Автор: Семчук Елена Владимировна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Формирование этических, эстетических... | «Молодой

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философско-педагогический, аксиологический, культурологический

Формирование творческой активности будущего педагога не есть стихийный процесс.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения. Доктор социологических наук Юрий Анатольевич Зубков и заслуженный деятель науки России, доктор социологических наук...

Задать вопрос