Библиографическое описание:

Воронина О. А. Условия эффективного управления взаимодействием специалистов научно-методического центра // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 148-150.

Условия – это правила, тре­бования, установленные в какой-нибудь области деятельности, из которых нужно исходить и которые необходимо создавать для наиболее эффективной организации и реализации процесса.

К объективным условиям традиционно относятся требования общества к образованию детей, уровень развития современной науки, состояние профессиональной подготовки специалистов, наличие установки в нормативных документах, психологическую атмосферу, качества личности руководителя, нормы и правила образовательного учреждения.

К субъективным условиям относят стратегию развития образователь­ного учреждения, организационную структуру, уровень компетентности специалистов, развитие педагогического мышления, владение педагогической техникой, педагогический опыт, уровень развития творческих способностей. В каждом конкретном случае также выделяются наиболее общие условия, влияющие на взаимодействие, специ­фические, способствующие успешной деятельности специалистов в образо­вательном учреждении, и индивидуально-типологические.

Для нашего исследования важным является определение общих условий эффективного управления взаимодействием специалистов в обра­зовательном учреждении и выявление специфических условий управления взаимодейст­вием специалистов в научно-методическом центре, что позволит выделить факторы, оказывающие решающее значение при организации эффективного управления взаимодействием специалистов.

Ряд исследователей определяют следующие условия для успешного взаимодействия участников образовательного процесса:

-        наличие психологической готовности к взаимодействию (осознание необходимости совместных действий, налаживание духовных и психологи­ческих контактов);

-        изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса;

-        коллективность в обсуждении и выборе форм и методов работы;

-        создание общего положительного эмоционального фона взаимоотно­шений в коллективе: взаимопомощи, взаимоуважения, взаимодоверия, взаимокритики и самокритики [2; 3].

С позиции управления деятельностью специалистов в образовательном учреждении необходимо отметить в качестве субъективных условий: наличие устойчивой и привлекательной для всех цели и реальных возможностей для ее осуществления; выработку у субъектов взаимодействия установки на возможность и необходимость совместной деятельности; организацию целенаправленного процесса управ­ления взаимодействием специалистов, позволяющую каждому принимать ак­тивное участие в развитии позитивных тенденций в педагогическом процессе; осуществление экспертного оценивания деятельности специалистов с использованием обоснованных показателей успешности; совершенствование профессиональной компетентности субъектов взаи­модействия для обеспечения согласованного и продуктивного решения пос­тавленных задач.

Р.В. Овчарова отмечает, что одним из условий эффективности управления взаимодействием является его осуществление на нескольких уровнях:

1          уровень:    взаимодействие руководителя с вышестоящими инстанциями,

2          уровень: взаимодействие руководителя с родителями,

3          уровень:   взаимодействие   внутри   коллектива  между   группой специалистов, педагогами;

4          уровень:    между    конкретными    педагогами,    родителями,    детьми, специалистами [3].

Обзор научной литературы, анализ нормативных актов позволяет нам выделить фактор, играющий важную роль в определении эффективности взаимодействия специалистов службы сопровождения как группы: наличие взаимозависимости задач, стоящих перед специалистами, и взаимозависимости результатов.

Из объективных условий: психологическая атмосфера, качества личности руководителя, – являются важными для большинства специалистов. Нормы и правила образовательного учреждения, состояние профессиональной подготовки специалистов не играют решающей роли для осуществления эффективного взаимодействия.

На основе проведенных эмпирических исследований было установлено, что уровень компетентности специалистов является главным условием эффективности взаимодействия для учителей-логопедов и педагогов-валеологов. Компетентность руководителя важна как для самих руководителей, так и для всех групп специалистов, кроме педагогов-психологов, для которых личностные качества руководителя, создание общего положительного фона взаимоотношений и психологическая готовность к взаимодействию являются главными условиями. Развитие педагогического мышления, владение методическим инстру­ментарием, коллективность в выборе форм работы с детьми, стремление к творческому поиску, самосовершенствованию не являются для большинства специалистов обязательным условием эффективного  взаимодействия.

Наличие цели для всех участников взаимодействия – важное условие для педагогов-психологов и социальных педагогов. Это объясняется тем, что работа данных групп специалистов направлена на решение возникающих у ребенка, родителей, педагогов проблем, требующих конкретного решения. В то же время реальность достижения поставленной цели актуальна только для медицинских работников, так как часто перед этой группой специалистов ставятся задачи, решение которых в полном объёме невыпол­нимо по объективным причинам.

Формулировка и реализация идей развития научно-методического центра осуществляется на уровне взаимодействия внутри коллектива между группами специалистов и группами педагогов и на личностном уровне при взаимодействии конкретных педагогов, родителей, детей и специалистов. Для руководителей это и уровень взаимодействия с вышестоящими инс­танциями.

Мотивы работы являются одним из факторов, оказывающих влияние на взаимодействие специалистов с участниками образовательного процесса. В существующей психолого-педагогической и управленческой литера­туре нет четкого определения понятия «мотив». Е.П. Ильин считает мотив сложным интегральным образованием, где границами являются потребность и побуждение. Мотив, с точки зрения Ильина Е.П., – это продукт процесса мотивации, когда у личности возникает потребность, затем намерение и побуждение к достижению цели. Между этапом возникновения потребности и этапом побуждения существует промежуточный, где и актуализируются психические образования, обеспечивающие выбор предмета и способа удовлетворения потребности. Мотивы реализуются и проявляются в деятельности. Автор выделяет три группы причин, заставляющих человека заниматься трудовой деятельностью и в том числе вступать во взаимодействие: побуждения общественного характера, получение определенных благ, потребность в самоактуализации, самореализации. К первой группе относится желание приносить пользу обществу, оказывать помощь другим людям, необходимость трудиться как общественная установка. Вторая группа причин связана с базовыми потребностями, третья – получение удовлетворения от процесса творчества, общественное признание, уважение со стороны других людей. Эти психологические образования становятся аргументами принятого решения [1].

Изменение мотива­ции зависит от условий, ситуации, появления новых потребностей, удовлетворенности или неудовлетворенности результатами деятельности, личностных изменений. В зависимости от соотнесенности мотива с предметом деятельности по содержанию мы представляем 3 уровня выполнения дея­тельности: на первом уровне мотивация субъекта деятельности характери­зуется незначительной личностной значимостью, и деятельность является набором   не   связанных   единым   целом   операций;   на  втором   уровне мотивация выражена значительно и личностно значима, но не совпадает с предметом и продуктом деятельности по содержанию. На данном уровне отдельные действия интегрируются в целостную, динамичную и продуктивную деятельность, но результат деятельности может иметь лишь формальную ценность. На третьем уровне мотивы обладают достаточной значимостью и соотнесены с предметом и продуктом деятельности. Индивидуальная деятельность соотнесена с потребностями и интересами общества, школы, социального заказа.

Наиболее значимыми для организации взаимодействия специалистов в процессе уп­равленческой деятельности являются: потребность в самоактуализации, уважении, принадлежность к определенной группе, потребность в безопасности, базовые потребности, направленность личности на решение стоящих перед ней задач или на отношения с людьми.

Потребность в самовыражении – это потребность в реализации своего потенциала, это индивидуальная мотивация человека к преобразованию самого себя в реальность, потребность в личностном росте, признание своей значимости другими людьми. Ее можно определить как желание соответствовать высоким критериям и преуспевать. Люди с высокой потребностью самовыражения, самореализации предпочитают такие формы взаимодействия, которые могут обеспечить им быструю и достоверную информацию об успехах в достижении цели, считают, что выполнение задачи несет удовлетворение само по себе, в большей степени нацелены на задачу и стремятся полностью решить ее.

Потребность в уважении – это самоуважение и уважение со стороны других людей, стремление к продвижению по службе.

Принадлежность относится к группе социальных мотивов и является достаточно значимым при совместной деятельности членов группы. Принадлежность к группе и принятие ею, участие в формальной и неформальной деятельности являются важным элементом для дальнейшего развития группы.

Мотив безопасности относится к сложным, подсознательным мотивам и может оказывать достаточно сильное влияние на взаимодействие людей, и не ограничивается активным избеганием ситуаций, которые мешают удовлетворять базовые потребности.

Базовые потребности – это потребности, прежде всего, требующие удовлетворения: например, поощрение за хорошо выполненную работу или наличие соответствующей материальной базы для выполнения работы.

У субъектов взаимодействия имеются разнообразные мотивы для вступления в этот процесс, однако деятельность в научно-методическом центре ориентирована больше на поддержку сформированных мотивов, чем на их развитие и обо­гащение.

При организации взаимодействия специалистов наиболее актуальным является четкая регламентация процесса, создание благоприятной атмосферы для его осуществления; условий, при которых каждое взаимодействие будет направлено на качественное выполнение работы и интересно для его субъектов.

 

Литература:

 

1.      Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения.- Киев: Вита
школа, 1998.- 292 с.

2.      Проблемы методологии педагогики и методики исследований. / Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева.- М.: Педагогика, 1971.- 296 с.

3.      Овчарова   Р.В.   Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении   педагогической   запущенности   детей.-   М.-Архангельск, 1994.- 228 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle