Автор: Болтаев Зайниддин Баходирович

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Библиографическое описание:

Болтаев З. Б. Оптимизация воспитательного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 321-325.

Основные направления деятельности ДЮСШ определены нормативно-правовыми основами и положением о спортивных школах. Будучи учреждением дополнительного образования, спортивная школа «призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям занимающихся». Таким образом, спортивная подготовка детей, подростков и молодежи решает задачи не только разносторонней физической подготовки, развития и совершенствования разнообразных способностей, но и формирования личности занимающихся [1, 2].

Основной государственной задачей для ДЮСШ остается развитие массового спорта путем привлечения максимально возможного числа детей и подростков. Последнее, прежде всего, относится к этапу начальной спортивной подготовки, задачами которой является укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, воспитание морально-этических и волевых качеств учащихся спортивных школ [3, 4].

Потребность вовлечения как можно большей части детей и подростков в занятия спортом сегодня усиливается теми неблагоприятными тенденциями в развитии общества, которые обусловлены сменой в последние десятилетия системы жизненных ценностей, стиля жизни, стандарта мышления и оценок.

Анализ работы ДЮСШ по видам спорта, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки. А, как известно, именно отсев является одним из основных показателей качества организации системы спортивной подготовки и служит критерием эффективности работы спортивных школ.

В проведенных исследованиях по изучению рентабельности работы спортивных школ по видам борьбы показано, что наиболее высокий отсев - до 80% - выявлен в группах начальной спортивной подготовки. Невысокую продуктивность работы спортивных школ в целом связывают, прежде всего, с влиянием таких факторов, как неправильная организация учебно-тренировочного процесса и слабая постановка воспитательной и просветительской работы.

Значительный отсев и преждевременное прекращение своего спортивного совершенствования учащимися ДЮСШ снижает эффективность работы спортивных школ по подготовке спортивных резервов. Для такого вида спорта как борьба вопросы закрепления контингента одаренных спортсменов в ДЮСШ особенно актуальны (рис.1). Отсев и текучесть контингента учащихся ДЮСШ в процессе многолетней подготовки является объективно действующим фактором.

Рис.1. Динамика отсева детей в группах начальной подготовки 1, 2, 3 года обучения

Практика показывает, что определенная текучесть контингента детей, способных к высоким достижениям, неизбежна. Вместе с тем нельзя не замечать многочисленных фактов прекращения спортивного совершенствования квалифицированными юными спортсменами, которые уже затратили на достижение своего мастерства от 5 до 8 лет тяжелой систематической тренировочной работы.

Проведенное в разное время изучение причин отсева контингента спортивной школы, свидетельствует о том, что источники нерационального ухода юных спортсменов следует, прежде всего, искать в области некачественной организации учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы. Следовательно, ранний отсев и уход из ДЮСШ до завершения обучения спортсменами можно отнести к области недостатка профессионализма деятельности тренерско-преподавательского состава. В этом случае отсев рассматривается как критерий качества работы ДЮСШ, а динамика отсева указывает на наиболее слабые места в организации многолетней подготовки.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение целесообразности проведения анкетирования для изучения причин отсева контингента спортивной школы. Нами были разработаны анкеты: для тренеров работающих в секциях по спортивной борьбе; для детей, занимающихся борьбой в группах начальной подготовки; для родителей, чьи дети занимаются спортивной борьбой; для родителей, чьи дети прекратили занятия спортивной борьбой.  

Все опрошенные дети однозначно положительно (100 %) указали на то, что им интересно посещать занятия по борьбе, что ими руководит желание научиться хорошо бороться, им нравится общение с тренером и совместная работа в группе. Все дети выразили желание продолжать совершенствоваться в технико-тактической подготовке, обучаться разным приемам борьбы. Нежелание участвовать в соревнованиях отметили (13,3 %) детей.  Неспособность детей в младшем школьном возрасте к объективной оценке своих желаний и, тем более, интересов подчеркивает факт практически единодушного желания детей (96,8 %) стать чемпионами. На вопрос о готовности детей к выполнению трудных заданий 90 % ответили отрицательно. На высказывание по отношению к занятиям борьбой как форме приятного провождения времени (93,7 %) детей, не считает спортивные занятия приятным время провождением.

Анализ ответов юных борцов младшего школьного возраста о месте и роли тренера в период их обучения и занятий  показал следующее. При решении ребенка продолжать заниматься борьбой личность тренера является одним из главных аспектов. Детям нравится, когда тренер уделяет им особое внимание (100%), их обижает отсутствие внимание со стороны тренера на протяжении всей тренировки (98,7%). У (89%) детей наблюдается полное доверие к тренеру. Личная симпатия (87,9%), уверенность, что лучше его тренера нет (93,7%), детская влюбленность и огромное стремление к общению с тренером (98,2%). Привязанность юных борцов к своему тренеру настолько велика, что кратковременная смена, а тем более смена тренера, может повлиять на решение ребенка прекратить занятия борьбой. Обязательным профессиональным качеством, которым, по мнению борцов независимо от их возраста или квалификации, должен обладать тренер, является отзывчивость (90,6%).

Важную роль в закреплении детей в спортивной школе играет заинтересованность родителей в спортивных занятиях. Опрос и анкетирование родителей, у которых дети прекратили заниматься борьбой, выявили не просвещенность в вопросах влияния спорта на организм и становление личности, его значимости для повседневной жизни детей, о роли спортивного режима. Так, при неуспеваемости детей в школе наиболее популярной мерой наказания является лишение ребенка посещений тренировок,  борьба здесь выдвигается как помеха хорошей или удовлетворительной учебе. В целом анкетирование показало, что отношение родителей к тренировкам своих детей можно назвать пассивно-положительным. Так, после констатирующего эксперимента все родители выразили желание, чтобы их ребенок повторно начал заниматься борьбой. Действительно, после посещения дома и беседы с родителями часть детей вернулась в зал борьбы.

 

Полученные данные подтвердили отсутствие в сложный переходный период в жизни детей поддержки со стороны домашнего  окружения, учителей в школе, а также слабо выраженный индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны тренера.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи в педагогическом эксперименте: 1) разработан комплекс организационных мер и психолого-педагогических приемов воздействия на личность ребенка для развития личностно-мотивационной сферы юных борцов; 2) в процессе реализации программы особое внимание уделялось установлению и поддержанию устойчивого интереса к занятиям спортом; 3) расширения спектра спортивно значимых интересов для усиления мотивации детей на систематические тренировки и участие в соревнованиях; 4) регулярное проведение просветительской работы с учащимися и их родителями по пропаганде физической культуры и повышению знаний о влиянии занятий спортом  на организм и личностные качества человека.

В течение первого полугодия до 50 % времени занятий мы отводили на беседы с детьми, подробное объяснение им заданий с изложением в доступной форме технико-тактических действий борьбы, обращали внимание на индивидуальные технические действия ведущих борцов школы. В процессе самой тренировки детям неоднократно на конкретных примерах демонстрировали грубые ошибки учеников. При этом давали возможность им сначала самим указать на ошибки и попытаться выяснить их первопричину.

Особое место в беседах после занятий отводили подведению итогов проведенной работы. Вносимые в дневник данные по тренировке и результаты тестирования (в первое время тренером, а затем - самим учеником) подробно обсуждались в присутствие всей группы. Большое значение придавали разъяснениям о необходимости строгого соблюдения режима дня, правильного распределения времени для приготовления школьных (домашних) заданий, умения сосредоточенно на уроках в школе усваивать новый учебный материал с тем, чтобы больше оставалось времени для полноценного сна и отдыха. Подготовка юного борца к активной, длительной и напряженной работе была основана, прежде всего, на поощрении и развитии у него потребности в двигательных действиях и в приобретении знаний для более эффективной их реализации. Однако формирование у детей постоянной потребности в движении, обучении и в соперничестве требует в свою очередь понимания ими необходимости совершенствовании своих физических качеств, координационных способностей, техники борьбы. Решение этих задач возможно лишь путем преодоления все возрастающих объемов работы и неизбежно возникающих трудностей.



Большое значение для формирования личностно-мотивационной сферы ребенка как будущего квалифицированного спортсмена придавалось совместной конкретизации задач, планированию конкретных показателей, проведению регулярных тестовых заданий и контрольных нормативов. Иначе говоря, в процессе занятий тренер действительно обеспечивает реализацию важнейших общепедагогических принципов обучения - сознательности и наглядности. Интерес у ребенка повышается, когда задания выполняются, а нормативы достигаются, появляется азарт, и ребенок уже стремится к преодолению новых трудностей и к достижению новых вершин.

Чтобы учебно-тренировочная деятельность совпала с личностными потребностями учащегося, расширяя и углубляя его интересы, каждому борцу ставились только реальные, но не просто достижимые цели, при этом всячески поощряя и стимулируя его на успех. Учащийся тогда включается в работу, когда убежден, что она ему необходима, и он способен ее выполнить. В формировании убежденности о необходимости занятий можно выделить такие необходимые ступени как:

-  осознание учащимся важности занятий спортом для укрепления здоровья и физического совершенства, в гармоничном развитии всех физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости);

- признание родителями, учителями и товарищами всей серьезности подхода учащегося к занятиям спортом и его поощрение;

-  понимание ребенком своего особого, общественного статуса при
выполнении различных поручений (подготовка и уборка инвентаря,
помощь тренеру в судействе и в организации контрольных испытаний,
соревнований и т.п.);

- осознание чувства ответственности перед тренером, товарищами по команде во время     выступлений на соревнованиях;

- появление желания научиться «быть тренером» и самому проводить тренировки;

-  понимание большой общественной значимости спортивных успехов и
возможных личных перспектив спортивной карьеры.

Стремление детей к активному, и  приятному времяпровождению мы реализовали путем изменения формы организации занятий, за счет максимально целесообразного включения в занятия игровых заданий. В работе мы широко использовали научно-обоснованные методы проведения тренировочных занятий игровым методом, в частности, широко использовали опыт и практические рекомендации, изложенные в книге F.Kerimov, N.Yusupov (2003). При соблюдении преемственности и последовательности решаемых задач потребность ребенка в сравнении своих успехов и товарищами по группе использовали путем регулярного включения упражнений с элементами соревнований (эстафеты, сдача нормативов комплекса упражнений в выполнение технических действий среди «команд» и т.п.).

Особое внимание в процессе занятий уделяли совместному с учеником анализу качества выполнения упражнений. Тем самым решался принцип сознательности, и развивалось сознательное отношение ученика к своим ошибкам. Совместный поиск резервов роста дальнейшего продвижения ребенка по пути к успеху стимулируем мотивацию и развитие способности к мобилизации на выполнение всех необходимых упражнений.

Для построения учебно-тренировочной работы в экспериментальной группе нами была разработаны формы, средства и содержание воспитательной работы. Работа строилась с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей. При этом детям объясняли необходимость индивидуализации тренировочных занятий при подробном разборе результатов тестирования и результатов врачебного контроля. Детям давались простейшие основы методологии целевого планирования на основе данных ребенка, и тем самым, приучая юных борцов к умению ставить задачи равной срочности и планировать свои достижения в каждом из разделов спортивной подготовки и их определяющих показателей.

Практика первого года работы подтвердила правильность выбранного направления: 1) вся группа в полном составе пришла на занятия осенью следующего года; 2) спортивные показатели не уступали сверстникам из других групп, тренирующимся традиционным способом; 3) направленность мотивов существенно изменилась в сторону формирования спортивной сферы мотивации.

После первого года занятий осенью пришли на второй год обучения практически все дети. В настоящее время целый ряд борцов успешно выступает за честь своей спортивной школы, выполняя нормативы первого разряда. В контрольной группе с осени продолжили занятия 9 человек (отсев составил более трети всех зачисленных на первый год ГНП).

В процессе эксперимента было видно, как у детей растет интерес к занятиям борьбой вместе с тем, было видно, что помимо выраженной воспитательно-образовательной направленности необходимо менять саму программу тренировочных занятий, делать их более интересными, разнообразными. В период организации и проведения  педагогического эксперимента мы наблюдали и оценили особенности ОФП и СФП у детей, как у контрольной группы ,так и экспериментальной. Исследование было организовано в начале и по окончанию педагогического эксперимента. Результаты наших наблюдений показаны на таблице.

Таблица.

Сравнение показателей двигательных способностей по нормативам ОФП и СФП у детей контрольной и экспериментальной групп  в конце эксперимента

 

Показатели,

ед. изм.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t-критерий и достоверность различий

1.

Челночный бег (сек)

7,5 ± 0,24

7,3± 0,39

1,76

P>0,05

2.

Бег на 30 м (сек)

5,2±0,14

5,1±0,26

1,52

P>0,05

3.

Подтягивание на перекладине (кол. раз)

5,7±0,17

6,8±0,26

3,34

P<0,01

4.

Сгибание и разгибание

 рук в упоре лежа (кол. раз)

13,32±0,15

14,15±0,23

2,43

P<0,05

5.

Прыжки в длину с места (см)

129,22±0,13

136,14±0,27

3,28
P<0,01

6.

Сгибание туловища лежа на спине (кол. раз)

9,5±0,15

13,31±0,18

3,78
P<0,05

7.

10 кувырков вперед (сек)

17,2±0,21

16,26±0,13

1,94
P>0,05

8.

Забегание на мосту:

5 влево,5 вправо (сек)

28,24±0,28

 

25,49±0,17

2,45
P<0,05

9.

Перевороты на мосту 10 раз (сек)

36,25±0,83

32,12±0,21

2,71
P<0,05

10.

Приседание с партнером равного веса (кол. раз)

4,1±0,13

6,2±0,17

2,89
P<0,05

 

Из таблицы видно, что дети из экспериментальной группы значительно превосходили детей из контрольной группы. Как видно из таблицы в семи из десяти нормативах мы наблюдали  значительные статистические различия у детей из экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что разработанная методика воспитательной работы направленная на сохранения контингента способствовала также повышению качества учебно-тренировочного процесса, что и отразилась на показателях ОФП и СФП.

На повышение результативности занятий также указывает динамика посещаемости тренировок: в контрольной группе в ходе педагогического эксперимента показатели посещаемости были стабильны и в зависимости от месяца колебались в пределах 60-80%, в то время как в экспериментальной группе посещаемость составляла от 80% до 100%. Следует отметить, что изменение направленности тренировочного процесса позволило сплотить группу в дружный коллектив, для которого в целом был характерен стабильный высокий тонус, желание тренироваться. На это указывает тот факт, что пропуски занятий были крайне исключительны. Все дети сдружились и постоянно помогали друг другу. На соревнованиях всегда заботились друг о друге, бурно поддерживая во время учебно-тренировочных сваток.

 

Литература:

1.    Керимов Ф.А. Спорт кураши назарияси ва усулияти. Т.: УзДЖТИ, 2001. – 286 с.

2.    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.– 544 с.

3.    Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999.

4.    Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев, 1997.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle