Автор: Кипчаков Баходир Бахритдинович

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Библиографическое описание:

Кипчаков Б. Б. Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 325-330.

Приобретённый в школьном возрасте богатый фонд двига­тельных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, воле­вых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овла­дения профессионально-трудовыми и другими специальными двигатель­ными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зре­лом возрасте. Огромная роль  в физическом развитии и воспитании детей принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством воспитания личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также развития физических качеств и формирования двигательных действий. Подвижные  игры  содержат  условия,   способствующие   полноценному развитию личности: единство познавательной и эмоциональной сфер,  внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности  детей.

Анализ научно-методической литературы, как отечественных авторов, так и зарубежных показывает, что вопросам физического воспитания и в частности, использования подвижных игр с детьми разного возраста посвящено довольно большое количество научных исследований (Ачилов А.М., Акрамов Ж.А., Гончарова О.В., 2008; Керимов Ф.А., Юсупов Н. 2003; Былеева Л.В., Коротков И.М. 1982, Глазырина Л.Д., 1999; Жуков М.Н., 2004; Яковлев В.Г., Ратников В.П., 1997 и др.). Важно выявить уровни развития физических качеств у школьников разного возраста, экспериментально обосновать эффективные средства и методы воспитания этих качеств, определить допустимые физические нагрузки в занятиях. Исходя из того, что ряд специалистов выделяют «сенситивные» периоды развития физических качеств у детей младшего школьного возраста необходимо продолжить поиск эффективных методик по совершенствованию этих качеств, что во многом способствовало бы обеспечению всесторонней физической подготовленности школьников и созданию необходимой базы для дальнейшего физического совершенствования. В связи с этим, решение данной проблемы является весьма актуальным направлением в совершенствовании учебного процесса.

Нами было проведено анкетирование в 18 средних школах г. Ташкента среди 42 учителей физической культуры. Из проведенного анкетирования следует:  все респонденты считают, что подвижные игры необходимо применять на уроках физической культуры, а также все респонденты считают, что с помощью подвижных игр можно развивать такие физические качества, как ловкость, гибкость, быстроту и другие качества, но только 10% из них используют подвижные игры во время проведения своих уроков физической культуры.

Результаты наших исследований позволили выявить ряд важных вопросов, связанных с проблемой совершенствования физической подготовленности школьников. Полученные данные подтвердили большое значение уроков физического воспитания для обеспечения гармонического физического развития всесторонней физической подготовленности, создания прочной базы для достижения высоких спортивных результатов.

С помощью педагогического эксперимента проверялась истинность выдвинутой гипотезы работы. Данный эксперимент являлся методом изучения эффективности инно­вационной педагогической технологии процесса интенсификации физического воспитания, организованного в соответствии с нашими разработками в урочное время в средней школе с детьми младшего школьного возраста. Основные особенности данной мето­дики организации физического воспитания заключались в следующем (рис. 1):

Организационная диаграмма

Рис. 1. Особенности мето­дики организации уроков ФК с помощью подвижных игр с элементами единоборств.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Проведение подвижных игр в нашем эксперименте осуществлялось в несколько этапов: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей. заинтересовать детей иг­рой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, чест­ного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные на­грузки следует чередовать с отдыхом. Регулировать игру можно различными методическими приемами (рис. 2):

Радиальная диаграмма

Рис. 2. Методические приемы способствующие правильной организации и проведению подвижных игр на уроке физического воспитания.

 Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней ин­терес, когда их действия активны и эмоциональны. Нами также определено, что в зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процессе занятия, руководителю рекомендуется учитывать следующие аспекты (рис. 3).

При организации командных по­движных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда ко­манды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников и – по мере надобности – волевым решением регулировать их.

Рис. 3. Организационно-методические указания по проведению подвижных игр с элементами единоборств.

Необходимо на­учить детей и максимально бесконф­ликтным приемам составления команд в свободной игровой деятель­ности, например:

– расчет в строю (игроки рассчиты­ваются на 1-2-ой или 1-3-й человека в зависи­мости от числа составленных команд);

– создание команд по выбору капи­танов (капитаны по очереди вызывают игроков в свою команду);

– создание постоянных команд, которые выступают в любых играх в одном и том же составе, и др.

Педагогический эксперимент, проводился в школе  № 18 г. Ташкента. В эксперименте приняли участие школьники младших классов. В основе эксперимента главное внимание было направлено на использование подвижных игр из учебного пособия Керимова Ф., Юсупова Н. "Подвижные игры для кураша", (2003). В эксперименте приняли участие два третьих класса начальной школы. В каждом классе было отобрано по 20 учащихся. Дети 3 «А» класса были определены в экспериментальную группу, дети 3 «Б» были включены в контрольную группу. Эксперимент проводился в течение полугодия.  На протяжении педагогического эксперимента в контрольной группе занятия проводились по традиционной схеме.

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике, где подвижные игры с элементами единоборств были классифицированы по одиннадцати признакам: игры с предметами, без предметов,  по обучению двигательным действиям, по развитию физических качеств,  по частям урока, по развитию тактического мышления, подвижные игры для морально-волевой подготовки, подвижные игры для отбора в спорте, для формирования атакующих действий, для формирования защитных действий, для регулирования эмоционального состояния.

Для оценки уровня развития физических качеств в нашем эксперименте использовались следующие контрольные нормативы: бег на 30 м, бег на 60 м, прыжки в высоту (по Абалакову), прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега и метание теннисного мяча на дальность.

В исходных результатах по 6 контрольным нормативам, описанных выше, не обнаружено достоверно статистических различий  между группами, как среди мальчиков, так и среди девочек. Это позволяет судить о том, что в исследуемые группы были подобраны занимающиеся, имеющие одинаковый уровень физической подготовленности.

Полученные результаты в показателях норматива бег на 30 м (сек) свидетельствуют о примерно одинаковой быстроте у школьников исследуемых групп. Средние показатели у мальчиков КГ составили 5,9±0,24 сек,  группы ЭГ – 5,8±0,20 сек (t=1,3; р>0,05). У девочек средние данные соответственно равны 6,0±0,12 сек и 5,9±0,2 сек (t=1,3; р>0,05). Исходные контрольные испытания в беге на 60 м также показали, что группы не имеют достоверных статистических различий. Результаты в беге на 60 м у мальчиков – 11,1±0,28 сек и 10,9±0,17 сек (t=1,1; р>0,05), у девочек соответственно 11,1±0,16 сек и 11,0±0,21 сек (t=1,1; р>0,05). Первоначальные результаты в прыжках в высоту (по Абалакову) у мальчиков КГ 26,7±1,96 см, ЭГ 27,6±1,76 см (t=1,2; р>0,05), у девочек средние показатели равны: в КГ 24,5±2,45 см в ЭГ 25,7±2,28 см  (t=1,2; р>0,05).

В контрольном нормативе прыжки в длину с места исходные данные также показали, что группы не имеют существенных различий (рис. 8). Результаты в КГ среди мальчиков составили 138,1±4,25 см в ЭГ –138,6±8,92 см (t=0,2; р>0,05), у девочек средние показатели в данном нормативе соответственно равны 139,0±3,6 см  и 138,9±6,9 см (t=0,04; р>0,05). В контрольном нормативе прыжки в длину с разбега получены следующие данные: у мальчиков исследуемых групп – 239,7±11,6 см  и 239,4±11,6 см (t=0,1; р>0,05), у девочек средние показатели соответственно равны: 239,0±3,28 см и 240,6±10,04 см (t=0,5; р>0,05). В последнем контрольном нормативе – метание теннисного мяча на дальность сравнительный анализ средних показателей у мальчиков составил: 21,7±3,36 м и 23,2±2,85 м (t=1,2; р>0,05), у девочек средние данные равны: 20,0±2,29 м и 20,1±2,34 м (t=0,1; р>0,05).

Как видно из представленного выше статистического материала, в начале педагогического эксперимента сравнительный анализ средних арифметических величин полученных у детей исследуемых групп выявил, что различия между группами не достоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что дети для эксперимента подобраны с одинаковым уровнем физической подготовленности.

По результатам, полученным в конце педагогического эксперимента, была отмечена положительная динамика роста физических показателей. За время проведения установлено, что мальчики из КГ по показателям физической подготовленности улучшили свои результаты в беге на 30 м с 5,9±0,24 сек до 5,7±0,25 сек (t=2,1; р<0,05). По остальным показателям физической подготовленности достоверных сдвигов не выявлено. Отмечены следующие изменения: в беге 60 м с 11,0±0,28 сек до 10,9±0,24 сек (t=1,0; р>0,05); в прыжках в высоту (по Абалакову) с 26,7±1,96 см до 28,3±1,72 см (t=1,1; р>0,05); в прыжках в длину с места с 138,1±4,25 см до 139,0±4,3 см (t=0,5; р>0,05); в прыжках в длину с разбега с 239,7±11,6 см до 245,2±12,2 см (t=1,2; р>0,05); в метании теннисного мяча на дальность с 21,7±3,36 м до 23,4±2,98  м (t=1,4; р>0,05). Педагогические наблюдения, проведенные в КГ, выявили, что отдельные показатели, характеризующие уровень физической подготовленности школьников, улучшились, однако достоверно статистических различий не наблюдалось как у девочек, так и у мальчиков.

Среди мальчиков ЭГ по окончанию педагогического эксперимента также был проведен сравнительный анализ полученных данных. Анализ результатов свидетельствует о следующем: в беге на 30 м произошло значительное улучшение результата с 5,8±0,2 сек до 5,4±0,25 сек (t=4,5; р<0,001); в беге 60 м результат улучшился с 10,9±0,17 сек до 10,6±0,26 сек (t=3,5; р<0,01); в прыжках в высоту (по Абалакову) с 27,6±1,76 см до 30,1±1,8  см (t=3,6; р<0,01); в прыжках в длину с места с 138,6±8,92 см до 147,0±8,5  см (t=2,5; р<0,05); в прыжках в длину с разбега с 239,4±11,6 см до 254,2±9,95 см (t=3,6; р<0,01); в метании теннисного мяча на дальность с 23,2±2,85 м до 24,5±1,86 м (t=1,4; р>0,05). Анализ полученных данных представлен на рис. 4.

Рис. 4. Сравнительный анализ показателей в беге на 30 м и 60 м в конце эксперимента у мальчиков исследуемых групп.

 

Рис. 5. Сравнительный анализ показателей в прыжках в длину с места и с разбега в конце ПЭ у мальчиков исследуемых групп.

 

Результаты физической подготовленности, представленные на рис. 4 и рис. 5, отчетливо свидетельствуют о том, что в ЭГ результаты мальчиков, занимающихся по предложенной нами методике, значительно выше, чем у мальчиков группы КГ, занимающихся по традиционной системе физического воспитания. За период проведения данного эксперимента в ЭГ, где была внедрена экспериментальная методика, произошли явные достоверные сдвиги в 5 показателях контрольных нормативов. В КГ обнаружены достоверные сдвиги только в одном показателе – бег 30 м (р<0,05). Для наглядного сравнения эффективности использования предложенной методики приведем результаты контрольных испытаний между мальчиками КГ и ЭГ в  конце педагогического эксперимента.

По окончанию педагогического эксперимента  сравнительный статистический анализ средних показателей контрольных нормативов у мальчиков исследуемых групп выявил следующие данные: результаты в беге 30 м улучшились в КГ – 5,7±0,25 сек, в ЭГ – 5,4±0,25 сек (t=3,08; р<0,01); в беге 60 м соответственно 10,9±0,24 сек и 10,6±0,26 сек (t=3,08; р<0,01); в прыжках в высоту (по Абалакову) – 28,3±1,72 см и 30,1±1,8 см (t=2,6; р<0,05); в прыжках в длину с места – 139,0±4,3 см и 147,0±8,5 см (t=3,02; р<0,01); в прыжках в длину с разбега – 245,2±12,2 см и 254,6±9,95 см (t=2,1; р<0,05); в метании теннисного мяча на дальность – 22,4±2,98 м и 24,5±1,86 м (t=1,1; р>0,05).

Анализируя полученные данные, тестирования девочек по окончанию педагогического эксперимента мы выявили, что у девочек КГ произошло улучшение результатов, однако достоверно статистические различия определены только в нормативе бег 30 м с 6,0±0,12 сек до 5,8±0,15 сек (t=3,6; р<0,01). По остальным нормативам выявлены следующие изменения: в беге 60 м результат улучшился с 11,1±0,16 сек до 11,0±0,17 сек (t=1,5; р>0,05); в прыжках в высоту (по Абалакову) – с 24,5±2,45 см до 26,4±2,24 см (t=2,0; р>0,05); в прыжках в длину с места – с 139,0±3,6 см до 140,8±3,65 см (t=1,2; р>0,05); в прыжках в длину с разбега – с 239,0±3,82 см до 242,0±9,15 см (t=1,3; р>0,05); в метании теннисного мяча на дальность – с 20,0±2,29 м до 21,7±2,44 м (t=1,8; р>0,05).

Таким образом, несмотря на улучшение результатов, достоверно статистические различия у девочек КГ за период проведения педагогического эксперимента выявлены только в нормативе бег 30 м (р<0,01). По остальным 5 показателям контрольных нормативов достоверно статистических различий не выявлено (р>0,05).

Рассмотрим полученные данные сравнительного анализа средних показателей контрольных нормативов у девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента. Результаты тестирования девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют о явных достоверных сдвигах в показателях физической подготовленности. Так, результаты в беге 30 м улучшились с 5,9±0,2 сек до 5,6±0,15 сек (t=4,1; р<0,001); в беге 60 м  – с 11,0±0,21 сек до 10,8±0,16 сек (t=2,7; р<0,05); в прыжках в высоту (по Абалакову) с 25,7±2,28 см до 29,5±3,04 см (t=3,5; р<0,01); в прыжках в длину с места – с 138,9±6,9 см до 144,6±3,17 см (t=2,6; р<0,05); в прыжках в длину с разбега – с 240,6±10,04 см до 255,1±9,3 см (t=3,7; р<0,01); в метании теннисного мяча на дальность – с 20,1±2,34 м до 21,9±2,35 м (t=1,9; р>0,05). Таким образом, у девочек ЭГ из 6 контрольных нормативов в 5 выявлены достоверно статистические различия. Резюмируя результаты проведенного педагогического эксперимента, можно констатировать, что предложенная методика, позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности школьников. Анализируя полученные данные, можно констатировать, что у девочек исследуемых групп также произошло неравномерное улучшение в результатах контрольных нормативов. Как известно из ранее изложенных статистических материалов, результаты у девочек двух групп в начале педагогического эксперимента исходно не отличались, достоверно статистических различий не было выявлено. Однако по окончанию педагогического эксперимента  между результатами КГ и ЭГ девочек наблюдаются достоверно статистические различия в 5 контрольных нормативах. К концу организованного нами педагогического эксперимента мы наблюдали высокие средние арифметические величины по четырем показателям у девочек из ЭГ.

Так, результаты в беге 30 м составляют в КГ 5,8±0,15 сек, в ЭГ – 5,6±0,15 сек (t=3,3; р<0,01); в беге 60 м в КГ – 11,0±0,17 сек, в ЭГ – 10,8±0,16 сек (t=3,0; р<0,01); в прыжках в высоту (по Абалакову) – соответственно 26,4±2,24 см и 29,5±3,04 см (t=2,85; р<0,01); в прыжках в длину с места – соответственно 140,8±3,65 см и 144,6±3,19 см (t=2,7; р<0,05); в прыжках в длину с разбега – соответственно 242,0±3,15 см и 255,1±9,3 см (t=4,6; р<0,001); в метании теннисного мяча на дальность –21,7±2,44 м и 21,9±2,35 м (t=0,2; р>0,05).

Таким образом, из 12 изучаемых параметров в КГ произошли значительные изменения только в двух (16,7%) показателях, а в ЭГ достоверные изменения наблюдались в 10 показателях (83,3%). Таким образом, в отличие от традиционных методов проведения уроков физического воспитания эффективность физической подготовленности с применением подвижных игр с элементами единоборств происходит значительно быстрее и при наименьших затратах времени. Благодаря этому создается возможность интенсифицировать процесс развития физических качеств целенаправленным применением специализированных подвижных игр с элементами единоборств, что позволит больше внимания уделять развитию всех физических качеств и повысить общий уровень физической подготовленности детей.Результаты педагогического наблюдения показывают, что применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе способствовало повышению общей плотности занятий на 11,4% и моторной плотности на 8,7%.  

 

Литература:

1.         Achilov A.M Akramov J.A.  Goncharova O.V. Bolalarning jismoniy sifatlarini tarbiylash. O’quv qo’llanma. ­– Т.: Лидер Пресс, 2008. – 208 bet.

2.         Былеева Л.В. Подвижные игры: учебн. пособие для институтов физ. культ. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - Изд. 5-е перераб. и доп. - М.: ФиС, 1982.- 224 с.

3.         Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина - М.: Владос, 1999.- 264 с.

4.         Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ. Пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

5.         Керимов Ф.А., Юсупов Н. Kurash uchun harakatli o’yinlar. O’quv qo’llanma. ­– Т.: Лидер Пресс, 2003. –  72 b.

6.         Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры: Учеб. Пособие для студ. фак. Физ. восп. Пед. ин-тов. – М., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle