Библиографическое описание:

Таджиев Ж. К. Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 301-302.

В условиях радикальных социальных экономических и культурных перемен педагогическая проблема оптимально плодотворного развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение как одна из основополагаювдих в современной научной педагогике и практике обшеобразовательного обучения.

Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся.

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и образования при учете региональных особенностей.

Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.

Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи, методика, а также культурно-эстетический опыт, как региона, так и данного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно-традиционного начал в воспитательном и обучающем процессах. Опыт каждого человека тесно связан с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом, особенно для национальных регионов, является семейное воспитание и в конкретных случаях – обучение. В дальнейшем ребенок поступает в общеобразовательное учебное заведение. На первом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.

Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Узбекистан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысленное и оптимальное использование традиционных и, как показала многовековая историческая практика, весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.

На основе эмпирически выверенного опыта старейшин кристаллизуются оптимальные традиции семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгим соблюдением гендерных принципов и конкретной региональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более "нагрузочными" в физическом отношении ремеслами – землепашеством, выпасом скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества, как восприимчивость, тщательность, аккуратность, гибкость (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.).

Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей старшего поколения и сверстников, совместный поиск оптимальных методов, способов, форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной деятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, исходных позициях народной педагогики помогут возродить и развить традиции предшествующих поколений. В специфических условиях школьной практики Республики Узбекистан необходимо тщательно учитывать локальные особенности отдельных народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел в развитии творческих способностей учащихся.

Уроки трудового обучения должны стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно-изобразительных способностей каждого учащегося на базе оптимального использования обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватели трудового обучения должны плодотворно привлекать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также художественных промыслов. Первоочередное значение преподавательской деятельности должно, принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески воплощенному как в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.

Каждая из намеченных методической программой тем учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием прогрессивных традиций исторически выверенной народной педагогики в развитии общего уровня подготовленности учащихся. Именно синтез научного и дидактического воздействий позволит наиболее глубоко и доступно в возрастном, половом и региональном аспектах раскрыть перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического наследия, нацеленного на плодотворное формирование общественно ценной личности.

Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной логическо-познавательной связи с другими дисциплинами цикла предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента, правильное чувство композиции и умелое применение техники и технологии изготовления изделий. Крайне важно наиболее плодотворно использовать исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики в развитии художественных и творческих способностей учащихся. В связи с этим считаем целесообразным изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и творчески использовать традиционно сложившиеся в определенных исторических и культурных регионах навыки передачи художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики.

Для решения поставленной проблемы и обеспечения использования педагогического потенциала народных художественных промыслов как средства развития творческих способностей по нашему мнению требуется: тщательное изучение основ национальной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов как определенного вида творчества и развития изобразительных художественных способностей учащихся; введение в содержание обучающего процесса таких видов народного искусства, как художественная обработка глины, дерева, металла, кости, ковроткачество, используя их как эффективное средство творческого потенциала школьников; разработка педагогических условий и методов развития творческих возможностей учащихся в освоении обучающего потенциала народных художественных промыслов; создание на этой базе дидактической целенаправленной системы педагогических воздействий, способствующей развитию творческих возможностей в овладении основами народных художественных промыслов.

Наше исследование подтвердило эффективность предложенной дидактической системы развития творческих способностей учащихся в изучении основ народных художественных промыслов как важного направления совершенствования художественно-эстетического образования школьников. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся, но и в повышении их познавательного интереса к народным художественным промыслам путем анализа особенностей исторически сложившихся видов декоративно-прикладного творчества.

Основные термины: народных художественных промыслов, творческих способностей учащихся, развития творческих способностей, развитии творческих способностей, потенциала народных художественных, художественных способностей учащихся, освоения народных художественных, познании народных промыслов, критериев народных художественных, региональных народных художественных, основ народных художественных, отдельных народных художественных, основами народных художественных, изучение народных художественных, художественно-творческих способностей учащихся, старшего поколения, народной педагогики, творческих возможностей учащихся, педагогического потенциала народных, плодотворного развития творческих

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle