Библиографическое описание:

Насырова Л. Г. Состояние методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 287-290.

Для современного дошкольного образовательного учреждения требуется не просто заведующий – ответственный за события в нем, а менеджер – свободно мыслящий, способный воплощать передовые идеи и технологии обучения и воспитания. Удовлетворение потребностей современного общества требует от руководителя дошкольным учреждением высокой культуры, сформированной системы ценностей, его заинтересованности в развитии творческого потенциала своих педагогов, способного к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Модернизация образования потребовала новых подходов к методическому сопровождению управленческой деятельности в ДОУ. Профессиональный рост руководителей дошкольных учреждений должен стать системным и постоянным процессом, а не случайным и разовым явлением, возникающим по мере необходимости. Структура и содержание методического сопровождения управленческой деятельности в ДОУ должна подкрепляться научной обоснованностью ее содержательных компонентов, с помощью использования разнообразных организационных форм и структур методической работы дошкольном учреждении, обеспечивающих эффективное взаимодействие руководителей ДОУ и субъектов учебно-воспитательного процесса. 

Структура методического сопровождения управленческой деятельности ДОУ охватывает следующие направления деятельности его руководителя:

- организационно-методическая и консультационная;

- учебно-методическая;

- информационно-аналитическая;

- деятельность по информатизации системы образования.

Организационно-методическая и консультационная деятельность.

Этот показатель в структуре деятельности руководителя ДОУ наиболее насыщен содержанием и различными формами работы. Эффективность выполнения этой функции связан:

- с организацией повышения квалификации и переподготовки кадров;

- организацией и проведением конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конкурсов, конференций;

- обеспечением комплектования фондов ДОУ;

- подготовкой к аттестации педагогических работников.

Результаты мониторинга изучения профессиональных потребностей заведующих ДОУ г.Набережные Челны РТ, проведенного за период 2004-2007 гг., показали, что потребность в профессиональном и личностном росте выросла у них с 47,2 до 69,4%. предпочитают активно сотрудничать с коллегами целью повышения профессиональной компетентности 45% заведующих ДОУ. Методическое сопровождение управленческой деятельности считают эффективными через такие формы как заседания методических объединений, семинары, проблемно-тематические группы 58% заведующих ДОУ. По мнению 49% заведующих ДОУ эффективными являются новые методы и формы работы, предлагаемые методистами института непрерывного педагогического образования и педагогического института (ИНПО).

Повышению ключевых компетенций руководителей ДОУ, безусловно, способствуют курсы повышения квалификации при ИНПО в г.Набережные Челны. Анализ входного-выходного контроля руководителей ДОУ в период с 2004 по 2007 годы показал, что уровень профессиональной компетентности заведующих ДОУ за период обучения на курсах повышается с 43% до 69%.

Качественный анализ прохождения курсов за эти годы показал, что большинство слушателей (93%) испытывают потребность в повышении методической грамотности. При этом, они рассматривают курсы повышения квалификации: как фактор личностного развития 87%, как источник новой информации 75%, как необходимое условие для хорошей работы 93%, как интересное занятие 42%. Как отмечают руководители ДОУ, методическое сопровождение управленческой деятельности осуществляется эффективно на курсах повышения квалификации за счет того, что они имеют возможность составлять программы (68%), анализировать, моделировать свою деятельность (60%), учатся видеть перспективу развития ДОУ (32%), правильно вести документацию (67%), учатся планировать работу (76%).

            Если до начала курсов 24% руководители ДОУ оценивали свою компетентность в области управленческой деятельности как на низком уровне и 76% на среднем уровне, то после обучения 8% оценили свою компетентность как средняя, а 92% оценили ее как выше среднего уровня.

Анализ тестирования руководителей ДОУ до обучения и после него на курсах показал, что они имеют различный уровень знаний по управленческой деятельности ДОУ, что позволяет говорить о необходимости проведения внекурсовой работы с работниками ДОУ в виде семинаров, проблемных курсов по наращиванию творческого потенциала руководителя ДОУ, так как эффективность работы ДОУ зависит от результативности деятельности его руководителя, его инициативности, предприимчивости и смелости принятия управленческих решений, конкретно тех специалистов, кто отвечает за качество работы.

Другим направлением методической поддержки руководителей ДОУ является организация объединений управленческих работников ДОУ, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, опытом, профессионального роста и развития кадров и т.д. В настоящее время в муниципальной системе образования действует следующие объединения городское методическое объединение работников ДОУ. В этих методических объединений все большее распространение получают творческие группы руководителей ДОУ, которые направлены на практическую разработку проблем, связанных с модернизацией образования.        Важно отметить, что многообразие функций и задач методический работы в современных условиях, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности образовательных учреждений в муниципальной системе образования современного города, требуют от руководителей ДОУ достаточного разнообразия форм работы, постоянного обогащения и повышения эффективности традиционных форм и использования новых форм методической работы. руководители ДОУ эффективно используют в своей деятельности разнообразные формы методической работы: практические конференции, методические семинары и семинары практикумы, педагогические мастерские, мастер - классы, круглые столы, конкурсы, выставки, презентации и др.

Содержание учебно-методической деятельности руководителей ДОУ связано как с обеспечением инновационных процессов в дошкольных учреждениях города, так и с оказанием практической помощи педагогическим и руководящим работникам.

Обновляется содержание дошкольного образования. Система методической работы службы дошкольного образования обеспечивает оптимизацию системы управления качеством дошкольного образования в городе.

На сегодняшний день 84 % дошкольных учреждений г.Набережные Челны реализуют программы дошкольного образования нового поколения.

         Рис.1 Количество детей в дошкольных учреждениях г.Набережные Челны обучающихся по разным образовательным программам

Чтобы определить наиболее актуальные формы и направления методического сопровождения управленческой деятельности руководителей ДОУ нами были изучены актуальные и перспективные формы и направления взаимодействия. в рейтинге их выбора первые места заняли такие формы, как:

- организация методического сопровождения управленческой деятельности с помощью сетевой проектной деятельности (76%);

- проблемные и проектировочные семинары (65%);

- курсы повышения квалификации (61%);

- дистанционное обучение (54%);

- конференции, мастер-классы (52%);

- краткосрочные курсы (проблемные) (45%);

- индивидуальные и групповые консультации (41%)э

Проведенное анкетирование подтверждает необходимость решения вопросов методического сопровождения управленческой деятельности руководителей ДОУ.

Анализ методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении через основные задачи руководителей ДОУ показал следующее:

- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников дошкольного учреждения. Как показало анкетирование руководителей ДОУ г.Набережные Челны 64% из них отмечают низкую удовлетворенность информационным обеспечением управленческой деятельности. По их мнению, информационные потоки, как правило часто запаздывают, поступают не своевременно, зачастую требует уточнения или конкретизации. Все это, безусловно, не способствует повышению качества управленческой деятельности дошкольным учреждением. Обеспечение учебно-методических потребностей управленческой, по мнению 87% руководителей является недостаточной. При этом заведующие отмечают обилие учебной литературы, но при этом большинство из них не выдерживает критики и носит зачастую противоречивую информацию.  

- повышение качества дошкольного образования. Как отмечают 48% руководителей ДОУ выполнение этой задачи менее всего методически оснащено и подкреплено. По мнению 69% респондентов понятие качество дошкольного образования остается на данный момент слабо разработанным и не выработан механизм его достижения. Как считают 83% руководителей качество дошкольного образования напрямую связано с социально-экономическими проблемами современного общества.

- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольного учреждения. По мнению 71% респондентов в дошкольном учреждении высокая мотивация педагогических и руководящих работников дошкольного учреждения для повышения квалификации. Однако 65% руководителей отмечают, что методических материалов для этого недостаточно.

- оказание помощи в развитии творческого потенциала работников дошкольного учреждения. Как отмечают 38% руководителей ДОУ, практически нет механизмов для развития творческого потенциала работников дошкольного учреждения. По их мнению, эта задача зачастую решается не с помощью методического верно выстроенной тактики, а с помощью интуиции и опыта практического руководства педагогическим коллективом.

- содействия в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др. Руководители ДОУ отмечают (74%), что, как правило, дошкольное учреждение остается в стороне от решения этих задач. Дошкольное учреждение становится объектом внимания общественности лишь в редких случаях (выборы, политические акции и др.).

Поскольку решение этих задач проходит через основные направления деятельности методического обеспечения управленческой деятельности, то анализ их показал следующее:

Организация аналитической деятельности:

-       организуют мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов 62% руководителя ДОУ;

-       создают базы данных о педагогических работниках 75%;

-       изучают и анализируют состояния результатов методической работы в ДОУ, определяют направления ее совершенствования 48% руководителей;

-       выявляют затруднения дидактического и методического характера в учебно-воспитательном процессе 49%;

-       организуют сбор и обработку информации о результатах учебно-воспитательной ДОУ 63%;

-       изучают, обобщают и распространяют передовой педагогической опыт 39% руководителей.

Организация информационной деятельности:

-       сформирован банк педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) лишь у 27% руководителей;

-       организуют информирование педагогических работников ДОУ о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах всего 18% руководителей;

Организация организационно-методической деятельности:

-       оказывают практическую помощь и методически сопровождают молодых специалистов, педагогам в период подготовки к аттестации 42% руководителей ДОУ;

-       прогнозируют, планируют и организовывают повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ДОУ, оказывают им информационно-методическая помощь 48% руководителей ДОУ;

-       участвуют в разработке программ развития дошкольного учреждения 86% руководителей ДОУ;

-       участвуют в организации и проведении конкурсов, семинаров и конференций 34% руководителей ДОУ.

Организация консультационной деятельности:

-       организуют консультационную работу для педагогических работников ДОУ 48% руководителей ДОУ;

-       участвуют в популяризации и разъяснении результатов педагогических и психологических исследований 23% руководителей ДОУ;

-       консультируют педагогических работников ДОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей 39% руководителей ДОУ.

Современный руководитель должен быть компетентен как в вопросах методологии воспитания, развития и обучения дошкольников, так и в системном управлении. Поэтому, методическое обеспечение управленческой деятельности руководителей ДОУ, позволит обеспечить повышение качество дошкольного образования.

 

Литература:

1.      Управление качеством образования //под ред М.М. Поташника, Педагогическое общество России. - М.: Изд-во РПА, 2004. – 448 с.

2.      Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. - 31 с.

3.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М. : АПКиПРО, 2002.- 24 с.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle