Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских сетях предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Шипов, А. В. Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских сетях предприятия / А. В. Шипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1813/ (дата обращения: 25.04.2024).

Наметившаяся с развитием рыночных отношения в России тенденция к появлению и расширению спектра применяемых форм нетрадиционной занятости населения находится в русле общемирового развития экономики. Так в США к началу века насчитывалось более 12 млн. человек или свыше 9% рабочей силы занятых в тех или иных формах нетрадиционной занятости, 17% (22 млн.) работающих по гибким графикам и 6,3% (свыше 9 млн.), работающих по трудовым соглашениям. Если еще во второй половине 20-го века работа, в основном, была коллективной, организованной вокруг иерархической вертикали и связанной с крупномасштабным производством, то на рубеже веков она становится все более индивидуальной.

 Развитие нетрадиционных форм занятости совпало с появлением современных средств коммуникации, которые позволяют дистанционно связаться с любыми специалистами и коллегами по работе, принять заказ от клиентов и передать его предприятию-производителю продукции, оплачивать заказы, использовать различные формы интернет-магазинов.

По данным статистических исследований в 2007 г. в США около 20% всего занятого населения страны принимали участие в работе из дома с использованием современных средств коммуникации. Это обусловлено тем, что такая работа является идеальным условием для трудовой деятельности многих людей, которые по тем или иным причинам предпочитают самостоятельно организовывать свой жизненный уклад [1].

Одной из эффективных форм нетрадиционной занятости явилось формирование предприятиями-производителями сбытовых дистрибьюторских сетей. Продвижение товаров через дистрибьюторские сети – это способ реализации товаров с использованием метода прямых продаж, при котором дистрибьюторы заключают договор с предприятием-производителем товаров о дистрибуции и создают дистрибьюторские сети, при этом предприятие выплачивает дистрибьюторам комиссионное вознаграждение за продажу товаров конечному покупателю.

К основным достоинствам дистрибьюторских сетей относятся: возможность привлечения широких слоев населения; отсутствие финансового риска; возможность ведения собственного дела при максимальной поддержке предприятия-производителя продукции; как правило, гарантированное качество продукции и соблюдение прав потребителя; свободный график работы дистрибьюторов; индивидуальный подход к каждому покупателю; возможность дополнительного дохода; уровень дохода в соответствии с приложенными усилиями; признание усилий; атмосфера взаимоуважения и взаимовыручки, характерная для дистрибьюторов.

Персонал получает вознаграждение за дистрибуцию и сбыт продукции и заинтересован в привлечении новых сотрудников, их профессиональном обучения, а также оказании эффективной помощи в их работе. В организацию дистрибьюторов объединяет: формы устойчивого взаимодействия внутри дистрибьюторской сети и договорные отношения с предприятием-производителем продукции; иерархичная соподчиненность персонала; общая цель – увеличение получаемой совместными усилиями прибыли; задачи, связанные с управлением функциональной деятельностью: поиском, подбором новых дистрибьюторов, обучением и повышением их профессиональной подготовки; необходимость координации действий по кооперированию и разделению труда, управлению бизнес-коммуникациями, мотивацией и формированию корпоративной культуры.

В функции предприятия-производителя товаров, использующего дистрибьюторские сети для сбыта продукции, входят: разработка, производство и сертификация продукции, логистика, маркетинговые исследования, ценовая политика, реклама, юридическое и информационное обеспечение, разработка и реализация комиссионных выплат.

Задачами дистрибьюторских сетей являются: ведение деятельности по презентации и продвижению продукции, разработка, совершенствование методов работы дистрибьюторов и организация их деятельности, обучение различных групп дистрибьюторов профессиональным навыкам предпринимательства и менеджмента,  обеспечение связи между различными группами дистрибьюторов, организация взаимодействия с управленческими структурами предприятия-производителя товара, обеспечение дистрибьюторов достоверной информацией о передовом опыте и тенденциях развития дистрибуции товаров, разрешение возможных конфликтов внутри отдельных групп дистрибьюторов.

Дистрибьюторы, работающие на основе трудового или гражданско-правового  договора, в условиях отсутствия постоянного рабочего места и нестандартной нагрузки отнесены автором к категории персонала нетрадиционной формы занятости. Такие формы занятости, допускают большую степень свободы действия, самостоятельности при значительно меньшей (по сравнению со стандартной, традиционной занятостью) внешней регламентации в организации труда и принятии хозяйственных решений и предполагают занятость, связанную со специфическим социальным статусом работников, нестандартными рабочими местами и организацией труда.

Управление дистрибьюторской сетью обеспечивает ее целостное функционирование, сохранение и развитие. Несмотря на то, что управление дистрибьюторскими сетями имеет свою специфику, ему присущи многие основные функциональные блоки, характерные для управления персоналом любой организации, такие как поиск персонала, оперативная и стратегическая работа с ним.

В условиях дистрибьюторских сетей работа по поиску и подбору новых дистрибьюторов определяются понятием «рекрутирование». Рекрутирование - деятельность дистрибьютора, предусмотренная договором, которая заключается в поиске, оценке и привлечении потенциальных кандидатов в дистрибьюторскую сеть. Стать дистрибьютором можно после подписания соответствующего договора, т.е. рекрутирования официальным дистрибьютором предприятия, который в дальнейшем является руководителем этого дистрибьютора внутри дистрибьюторской сети.

Оперативная работа включает оценку деятельности нижестоящих дистрибьюторов, обучение и повышения квалификации персонала, организацию бизнес-коммуникаций, оказание дистрибьюторам всесторонней помощи и поддержки.

Стратегическая работа в рамках управления дистрибьюторской сетью концентрируется на развитии и соблюдении дистрибьюторами корпоративной культуры. Этический кодекс деятельности Ассоциации прямых продаж (АПП) [2], предписывает соблюдение предприятиями следующих обязательств:

а) Гарантировать, чтобы их дистрибьюторы честно представляли свою организацию и продаваемую продукцию.

б) Давать клиентам возможность отменить заказ и получить назад предварительно оплаченную сумму в течение 14 дней от даты получения заказа.

в) Уважительное отношение к предприятиям – конкурентам и их продукции.

Организационными основами управления дистрибьюторскими сетями являются социально-психологические, экономические и организационно-распорядительские методы. Наиболее востребованными являются социально-психологические методы, использующие различные формы мотивации и морального поощрения, чрезвычайно развитые и разнообразные в дистрибьюторских сетях. В силу специфики дистрибьюторских сетей предприятия-производители товаров ограничены в использовании санкций и экономические методы управления сводятся к различным формам премирования и льгот.

Следует отметить, что дистрибьюторы не ограничены в объеме продаж и количестве рекрутированных дистрибьюторов. Не нормируется также рабочее время, место и условия работы.

Доход дистрибьюторов пропорционален количеству продаж дистрибьюторской сети, который состоит из розничной наценки и вознаграждений, выплачиваемых за достигнутый объем продаж.  Вознаграждения за рекрутирование нового дистрибьютора не предусматриваются планом по продажам и маркетингу.

Таким образом, за счет личных рекомендаций распространяется информация о продукции предприятия и о возможности принять участие в дистрибуции товаров и организации собственной структурной группы дистрибьюторской сети. Происходит информационный охват рынка, который способствует устойчивому потреблению товара в созданной и постоянно растущей дистрибьюторской сети, при этом все участники создания такой дистрибьюторской сети участвуют в распределении прибыли, полученной от реализации товара.

Предприятия, использующие дистрибьюторские сети для сбыта товаров, показали свою высокую устойчивость и в условиях финансового и экономического кризиса продолжили свое развитие. За предкризисный 2007 г. предприятия члены Ассоциации прямых продаж осуществили объем продаж на 80,5 млрд. руб., а в 2008 г. – 99,3 млрд. руб. Большинство этих предприятий входит в 400 крупнейших предприятий России [3].

В России значительная часть товаров, реализуемых с использованием дистрибьюторских сетей – это товары народного потребления. В то же время, зарубежом через дистрибьюторские сети распространяется, как уже отмечалось выше, продукция и других отраслей промышленности. В настоящее время в России также создаются экономические, правовые и организационно-технические предпосылки для распространения и адаптации подобных эффективных методов продвижения товаров непосредственно самими предприятиями различных отраслей промышленности.

При этом дистрибуция промышленных и товаров народного потребления имеет ряд отличий (см. таблицу 1).

Основными отличиями является необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для дистрибуции промышленных товаров, тогда как распространение через дистрибьюторские сети товаров народного потребления, таких как бытовые средства по уходу за домом, косметика, парфюмерия, одежда и т.п. не требует столь высокой квалификации и подготовки дистрибьюторов. Однако изменение структуры безработицы в сторону увеличения процентного состава безработных, имеющих среднее и высшее образование и квалифицированных специалистов, а также рост в современных экономических условиях численности молодежи и лиц среднего возраста, нуждающихся в дополнительном приработке, частичной занятости, работе на дому, и при этом, в своем большинстве, хорошо владеющих современными телекоммуникационными средствами связи, создают кадровые ресурсы дистрибьюторов данной группы товаров.

 

Таблица 1.1

 Особенности дистрибуции промышленных и товаров народного потребления

Показатели

Товары народного потребления

Промышленные товары

Квалификация дистрибьюторов,

Общего профиля

Специалисты со средним и верхним специальным образованием

Кадровый состав

Любой

Выплаты за реализацию продукции

Дистрибьютор приобретает товар по оптовой цене и имеет торговую наценку.

Процент от закупок, сделанных его клиентами

Процент от закупок, сделанных клиентами

Целевой сегмент клиентуры

Частные лица, сам дистрибьютор

Частные лица, предприятия, торговые организации

Типичные формы презентации

По месту жительства клиента или дистрибьютора.

В демонстрационных залах предприятия-производителя

Демонстрация образцов
В демонстрационных залах предприятия-производителя

Проведенный обзор информационных источников по  технологии организации дистрибьюторских сетей по сбыту продукции, как формы нетрадиционной занятости персонала предприятий показывает, что в условиях нестабильности, вызываемой экономическими и финансовыми кризисами, высвобождающихся значительных трудовых ресурсов, обострении проблем безработицы и роста инфляции, снижающегося уровня жизни широких слоев населения данная форма организации занятости является эффективной и важной составляющей современного экономического уклада, выполняет важную социальную роль в обществе и является высоко востребованной предприятиями промышленности и населением.

 

Библиографический список:

  1. Бондаренко В.А. Опыт США в развитии домашней занятости и в трудоустройстве инвалидов http://www.giac.ru/content/document_r_2665547E-325E-4032-A7A9-CE2AA1F1686C.html

2.      Ассоциация прямых продаж http://www.rdsa.ru/

  1. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции 2009 http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/expert400/2009/main/

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): дистрибьюторская сеть, народное потребление, сеть, дистрибьютор, Россия, товар, демонстрационный зал предприятия-производителя, корпоративная культура, нетрадиционная занятость, стратегическая работа.


Похожие статьи

Стратегия развития товаров местных производителей

Ключевые слова: розничная торговля, стратегия, региональная стратегия, реализация товаров, местные производители, локальные рынки

В г. Иваново постоянно функционируют 346 розничных торговых предприятий, входящие в торговые сети, из которых 151 или 43,6...

Совершенствование каналов сбыта сетевой розничной торговли

Предприятия розничной торговли приобретают все большее значение в каналах распределения. Раньше доминировали производители и

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, розничная сеть, Россия, канал сбыта, покупатель, покупка, сеть, товар.

Корпоративная культура и ее особенности в России

Ключевые слова:корпоративная культура, подход изучения корпоративной культуры, особенности корпоративной культуры, стратегия

В основе неудач и успехов (предприятия) часто лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к его корпоративной культуре.

Корпоративная социальная ответственность — традиции...

Корпоративная социальная ответственность — традиции компании «Нестле Россия».

Это совместный проект Форума Доноров, аудиторско-консалтинговой сети фирм PwC и газеты

Существующие в компании корпоративная культура и система мотивации способны сплотить...

Современные тенденции рынка сбыта товаров DIY

Переход на СТМ розничных сетей, интерес к дешевым товарам.

Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров. Современные тенденции формирования рынка корпоративного контроля в Российской Федерации.

В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города...

Дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, что достигается за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров...

Анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО...

Весь товар упаковывается в специальную упаковку с фирменной эмблемой предприятия. Характеризуя корпоративную культуру можно отметить, что ее характеризует

Известно, что интернет-магазинами сейчас пользуется каждый 10-й житель планеты, а в России объемы...

Особенности использования маркетинговых коммуникаций на...

Компания выпускает несколько собственных торговых марок крупных розничных сетей, но

предприятие принимает активное участие в выставочно-ярморочной деятельности; ‒ из-за того, что потребление мяса и мясопродуктов сократилось, партнеры на рынке В2В снижают...

Разработка маркетинговой стратегии компании

– провести комплексный анализ деятельности предприятия, включающий в себя стратегический, маркетинговый анализ

– маркетинговой стратегии на корпоративном уровне.

Продвижение в социальных сетях как часть маркетинговой стратегии компании.

Похожие статьи

Стратегия развития товаров местных производителей

Ключевые слова: розничная торговля, стратегия, региональная стратегия, реализация товаров, местные производители, локальные рынки

В г. Иваново постоянно функционируют 346 розничных торговых предприятий, входящие в торговые сети, из которых 151 или 43,6...

Совершенствование каналов сбыта сетевой розничной торговли

Предприятия розничной торговли приобретают все большее значение в каналах распределения. Раньше доминировали производители и

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, розничная сеть, Россия, канал сбыта, покупатель, покупка, сеть, товар.

Корпоративная культура и ее особенности в России

Ключевые слова:корпоративная культура, подход изучения корпоративной культуры, особенности корпоративной культуры, стратегия

В основе неудач и успехов (предприятия) часто лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к его корпоративной культуре.

Корпоративная социальная ответственность — традиции...

Корпоративная социальная ответственность — традиции компании «Нестле Россия».

Это совместный проект Форума Доноров, аудиторско-консалтинговой сети фирм PwC и газеты

Существующие в компании корпоративная культура и система мотивации способны сплотить...

Современные тенденции рынка сбыта товаров DIY

Переход на СТМ розничных сетей, интерес к дешевым товарам.

Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров. Современные тенденции формирования рынка корпоративного контроля в Российской Федерации.

В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города...

Дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, что достигается за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров...

Анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО...

Весь товар упаковывается в специальную упаковку с фирменной эмблемой предприятия. Характеризуя корпоративную культуру можно отметить, что ее характеризует

Известно, что интернет-магазинами сейчас пользуется каждый 10-й житель планеты, а в России объемы...

Особенности использования маркетинговых коммуникаций на...

Компания выпускает несколько собственных торговых марок крупных розничных сетей, но

предприятие принимает активное участие в выставочно-ярморочной деятельности; ‒ из-за того, что потребление мяса и мясопродуктов сократилось, партнеры на рынке В2В снижают...

Разработка маркетинговой стратегии компании

– провести комплексный анализ деятельности предприятия, включающий в себя стратегический, маркетинговый анализ

– маркетинговой стратегии на корпоративном уровне.

Продвижение в социальных сетях как часть маркетинговой стратегии компании.

Задать вопрос