Библиографическое описание:

Лиханова Н. Н. Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз» // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 279-282.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз" заключается в том, что дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося

Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся, имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.

Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школа – технический ВУЗ» создан лицей при ЧитГУ, с целью обеспечить взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, по которым проводят предметные олимпиады.  Поэтому, в процессе совместной практической работы школы и вуза были сформированы классы, спрофилированные на конкретный институт. Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении вступительных экзаменов, заинтересованные  в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в ВУЗ молодых людей с разным уровнем школьной подготовки и неодинаковыми материальными возможностями семьи.

Для того чтобы помочь учащимся разобраться в своих наклонностях и способностях, уменьшить количество ошибок, совершаемых ими и их родителями при выборе будущей профессии без учета индивидуальности, во многих взаимодействующих образовательных учреждениях было введено психологическое тестирование в старших классах. Система довузовской подготовки вызвана стремлением упорядочить различные организационные формы работы с абитуриентами. Таким образом, осуществляется организация и координация учебной, учебно-методической, воспитательной работы, которую систематически проводят в средних общеобразовательных школах. Главным принципом организации системы «школа  - ВУЗ» выступает личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности в целом и формировании компетентности как условия успешности социально- профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне.

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе. Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях.

Опыт работы многих вузов свидетельствует о том, что подготовительные курсы и отделения в  традиционном их понимании нацеливают будущих абитуриентов на сдачу вступительных экзаменов. Однако многие слушатели таких подготовительных структур, успешно их сдавших, оказываются не готовыми к учебе в ВУЗе, у них слабо сформированы навыки самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения. Фундаментальной основой разрешения этого противоречия – взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. Повышение качества образования, возможность его успешного продолжения на последующих ступенях, неизбежное в юности самоопределение, профессиональная ориентация – вот неполный перечень проблем, решаемых в системе «Школа – ВУЗ». Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого-физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона. Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи. Негативные последствия реформирования общеобразовательной школы в последние годы особенно актуализировали вопросы подготовки школьников к поступлению в ВУЗ. При этом возросла роль дополнительного образования в период перехода от среднего к высшему профессиональному. Основными задачами довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. К основным функциям довузовской подготовки относятся следующие:

·                     компенсирующая – занятия с опытными преподавателями в малых по численности группах, направленные на ликвидацию пробелов в обязательных результатах среднего образования;

·                     развивающая – смысл которой в том, чтобы дать возможность учащемуся развить свои способности, удовлетворить интеллектуальные потребности личности;

·                     адаптирующая – имеющая целью облегчить приспособление школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и содержанию образования;

·                     корректирующая – приведение достигнутого уровня школьного образования в соответствие с требованием ВУЗа;

·                     воспитательная – способствующая становлению личности слушателей, повышению их уровня развития личности, социальной адаптации.

Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов. Необходимость адаптационного обучения обусловлена тем, что в последние годы сильно сдала позиция система среднего образования по естествознанию. В докладе министра образования РФ отмечалось, что снижение качества образования связано и с тем, что около половины учащихся  школ не осваивают необходимого содержания по естественнонаучным дисциплинам. Дифференцированное обучение в школах привело к снижению качества образования по предметам, не являющимся необходимым в момент поступления в ВУЗ. Из-за недостатка часов по физике в инвариантной части базисного плана ухудшилась подготовка по предмету переводом этой дисциплины во «второстепенную»; по которой необязательно сдавать выпускные экзамены. Совместная работа школы и ВУЗа решает проблемы психологической адаптации к новым условиям и особенностям обучения, к непривычным методикам преподавания, к восприятию издержки школьного образования.       Вообще, модное в настоящее время деление учащихся на гуманитариев и инженеров означает, что, как те, так и другие не способны усвоить общей суммы знаний за курс средней школы и в этом случае можно говорить об их общем, но никак не среднем (полном) общем образовании. В настоящее время возникла проблема получения высшего образования малообеспеченными слоями населения. Высшее образование стало превращаться в принадлежность элитарных категорий граждан. Поэтому сегодня, когда получение образования становится все более зависимым от уровня благосостояния граждан, для создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия школьного и вузовского образования должны быть решены следующие задачи:

·                     обеспечение достаточного уровня знаний в общеобразовательных учреждениях;

·                     привитие навыков самообразования;

·                     повышение мотивации на получение образования;

·                     обеспечение бесплатного качественного образования.

    Выходом из создавшейся ситуации является организованное взаимодействие средних образовательных учреждений и вузов, готовящих учащихся по предметам обучения на основе единых требований и стандартов, совместная работа учителей и преподавателей.

В соответствии с новыми жизненными реалиями в стране изменился образовательный интерес учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство, вызывая к жизни новые аспекты функционирования и развития средних и высших образовательных учреждений, в том числе их взаимодействие.

Взаимодействие лицея и ЧитГУ диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителя школы, администрации школы  и преподавателей вузов это взаимодействие, в основном, диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимания необходимости постоянного пополнения знаний (хотя нельзя отрицать некоторых меркантильных интересов со стороны отдельных образовательных учреждений).

Обобщение опыта взаимодействия школы и ВУЗа позволило сделать выводы:

·                     об устойчивости и стабильности данного направления в развитии системы образования;

·                     об эффективности этого направления, т.к. организованное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет не только социально адаптироваться, но и социально защищать учащихся, учитывая при этом их мотивацию;

·                     об активном процессе формирования системы непрерывного образования в рамках взаимодействия «школа – вуз».

Цикл математических и естественнонаучных дисциплин является основой высшего технического образования. Его  освоение  направлено  на  углубление  познания  окружающей действительности, вскрытие обще энергетических законов и закономерностей, необходимых в дальнейшем для восприятия профессиональных аспектов образования.

Для освоения инженерной деятельности, особенно ее, производственно -технического и научного направлений, необходима фундаментальная физико-математическая подготовка, которая находит своё профессиональное развитие в общеинженерном и специальном циклах дисциплин. Математические и естественнонаучные дисциплины, как базис подготовки специалиста, изучаются концентрированно на первых - вторых курсах обучения, предшествуя изучению дисциплин технического профиля. Уровни профессионального образования в рамках его направления имеют доминирующее влияние на отбор содержания и планирования обучения по учебному предмету.

Студенты при дифференцированном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному уровню, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.

Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования. Наряду со знанием общих методов обучения преподаватель должен владеть всей совокупностью методов и приемов, характерных для программированного, дифференцированного и проблемного обучения.

Успешность применения тех или иных методов обучения и воспитания находится в прямой зависимости от того, насколько учитель владеет в научном и педагогическом плане своим предметом, понимает его образовательные и воспитательные возможности. Следовательно, вооружение глубокими и активными знаниями означает усиление профессионально-педагогической направленности педагога.

Надо отметить и то, что учебные планы вузов недостаточно своевременно реагируют на модернизацию содержания и методов школьного образования, а новое содержание высшего образования не всегда учитывает специфические особенности обучения в школе. В настоящее время идет работа по пересмотру школьных программ и учебников с тем, чтобы разгрузить их от чрезмерно усложненного и второстепенного материала и сконцентрировать внимание на основополагающих понятиях. При этом имеется в виду не снижение научно-теоретического уровня подготовки школьников, а его усиление. Не подлежит сомнению, что аналогичную работу по совершенствованию содержания высшего образования следует проводить одновременно и параллельно.

Принимая это во внимание, необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения обучаемых, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастание возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи студентам. Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого студента является дифференциация по проектированию профессии. Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация. Дифференцированная организация учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся в личностно-ориентированном образовательном процессе в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз".

 

Литература:

1.      Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

2.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей./А.К.Колеченко. – СПб: КАРО, 2002.- 368 с.

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 192 с.
  3. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В 2-х частях. / Министерство образования РФ. - М.: Готика, 2003. - 206 с. (1-я ч.); 240 с. (2-я ч.).  
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей./В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2000.-368с.

 

Основные термины: непрерывного образования, высшего образования, высших образовательных учреждений, среднего образования, школьного образования, развития личности, качества образования, системы непрерывного образования, учебной деятельности, образования РФ, методов обучения, взаимодействие средних, рамках непрерывного образования, общего среднего образования, организованное взаимодействие средних, дифференцированного обучения, высшего образования малообеспеченными, рамках единого образовательного, уровня школьного образования, содержания высшего образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle