Библиографическое описание:

Утамбетова А. Ж. Источники появления и формирования поэмы «Шежире» («Родословная») в творчестве Бердаха // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 168-171.

Бердимурат Каргабай улы – известный под литературным псевдонимом Бердах – крупнейший каракалпакский поэт XIX века.

В данной статье изучаются материалы по истории каракалпаков на Жанадарье в  ХVIII веке по поэме Бердаха «Шежире».

The article deals with the history of Karakalpak people from Berdak's poem named «Shejire» in Jahadarya in XVIII century.

Каждое художественное произведение, независимо от содержания и формы, появляется на основе общественно-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий реального времени, когда жил и творил его автор. «Шежире» Бердаха появилось как художественный плод вышеуказанных условий, имевших место еще до рождения поэма, и в то время, когда он родился и жил. Правдивость этого выражения становится, очевидной, если мы анализируем содержание поэмы «Шежире», сопоставляя исторические факты.

Одним из исторических условий, служившими источниками появление поэмы «Шежире», являются события, связанные с Жанадарьинской историей каракалпаков в XVIII веке. Как известно, в XVIII веке каракалпаки перенесли ряд трудностей. В это время наш народ боролся за сохранение нации, для того, чтобы занять достойное место среди тюркоязычных народов, обрести национальную независимость.

В 1715-1716 годы туркменские феодалы и кызылбаши совершали набеги на каракалпаков, в результате чего большая часть каракалпаков присоединилась с Сырдарьинскими каракалпаками. Здесь народ воевал с казахами за землю. В результате набегов жунгаров в 1723 году, Абылхаир-хана в том же году, хана Среднего жуза Абылай султана в 1746-1747 годы основная часть каракалпаков переселилась на берега Жанадарьи и Куандарьи. Затем, против массовых набегов Ералы султана в 1762 году, совместно с аральскими каракалпаками и узбеками вели объединенную борьбу с неприятелями. Во второй половине XVIII века уже Хивинское ханство принимает попытки для завоевания каракалпаков. Вот эти печальные события легли в основу поэмы «Шежире». Историческая правдивость этих событий подтверждается историческими фактами.

В поэме Бердаха «Шежире», первоначально каракалпаки жили в Хорезме, Ургенче.  Муйтен, Конырат, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт – Ак пышак. Все шесть племен каракалпаков заняли Ургенич [6, с.212].

Причиной для переселения каракалпаков стала несправедливая политика Хивинского ханства в начале XVIII века, что привело к разорению народа, кровопролитным войнам. Как изображается в эпизодах поэмы, в это время каракалпаки беспощадно боролись за сохранение единства народа. Затем Хорезмские каракалпаки присоединились к Туркестанским каракалпакам. Но и здесь они не могли долго жить, переселились в сторону Жанадарьи и Куандарьи.

Согласно народным преданиям и мнению некоторых ученых, Жанадарьинский период каракалпаков изучен очень мало, тем не менее это время имеет богатую историю. Здесь каракалпаки благополучно жили около 100 лет, строили города и крупные водные сооружения, занимались земледелием, рыболовством, животноводством. Именно Жанадарьинский период каракалпаков с гордостью воспевается Бердахом в поэме «Шежире». Также поэт посредством исторических событий ярко изображает основные причины переселения отдельных частей каракалпаков из этих мест. В своем произведении Бердах достоверными фактами изображает разорение народа, что это были трудные времена, когда каракалпакский народ мог исчезнуть со страниц истории.

Разорился каракалпак,

Переселились в годы коровы,

Народ разделился на три части,

И ушли на три стороны [6, c. 214].

Несмотря на разорение, каракалпаки не сразу оставили Жанадарью и Туркестан. Из обжитых мест первыми ушли жауынгыры. Представители племен Шуллик и Хытай во главе с Косназаром и Нуртаем смогли надежно охранять свою родную землю от неприятелей. Но уход Шулликов, ослабил их, и они были вынуждены переселиться. По мнению поэта, отсутствие согласия между племенами не дало возможности многим народным героям вести борьбу с врагом.

Горюя о том,

Что оставил Косназара,

Неделю пролежав дома,

Скончался Нуртай батыр [6, c. 217].

С горечью отражает Бердах смерть Нуртая, оставившего после себя хорошее имя, проявивший патриотические качества, как историческая личность каракалпакского народа в XVIII веке. С глубоким удовлетворением как отмечает Бердах о том, что предки и родственник и Нуртая батыра были также великими личностями своего народа. Приводит их имена. То, что они были историческими личностями, подтверждается информацией о родословной племен, записанных со слов народа. Например, по информации историка О.Юсупова, племенной группе название Бийкарган дано не случайно. Их предками является отец Жангельди Жаудатбай, от них рождаются Айдар баба, Нуртай баба, Арзы аталык, Раметулла. Все они были мужественными людьми, занимали ответственные должности, защищали интересы народа.

По информации известных ученых – археолога Г.Хожаниязова и историка И.Юсупова, Арзы бий аталык (XIX в.). Является известным аксакалом, выходцем из племени каракалпаков костамгалы [4, c. 209]. Один из его двух сыновей Раметулла, как говорится Бердахом в поэме «Шежире», занимал должность волостного.

Таким образом, правдивость вышеуказанных сведений о Нуртай батыре, подтверждают исторические источники, по котором, ему, умершему в 1810 году от полученных ран на войне, в Сырлы таме установлен мавзолей. В годы его правления от караванов, проходивших над «Нуртай калой» изымались налоги.

О Нуртай батыре в поэме Бердаха «Шежире» говорится, что:

Взяв согласие у хана,

Построил у главной дороги город,

Стал царем трех племен [6, С. 208-209].

Тот факт, что в истории существовал Нуртай кала, также подтверждается историческими фактами. По информации профессора М.Тлеумуратова, приведенная в поэме Бердаха «Шежире» история Жанадарьинских каракалпаков, в том числе история Нуртая батыра соответствует исторической правде. Как он отмечает, приведенная в поэме события Жанадарьи и Нуртай калы происходили во второй половине XVIII века [3, c. 127]. Следует отметить, что Жанадарьинский период каракалпаков ученые называют независимым периодом истории каракалпаков [2, c. 25]. В это время они совершали трудовой подвиг, вырыли крупные каналы, превратили родную землю в процветающий край, построили города. По своему количеству и объему, сооруженные здесь культурные памятники превышает сооружения, построенные на нынешней Родине каракалпаков, в низовьях Амударьи.

Одним из подобных памятников, построенных в Жанадарьинский период каракалпаков, является «Нуртай кала». Как известно, города носят имя непростых, величайших людей. Таким образом, в поэме «Шежире» имя Нуртая батыра произносится с уважением, воспеваются его подвиги. Из этого следует: что он остался в памяти народа за выдающиеся заслуги как известная историческая личность. Правдивость этого мнения подтверждают архивные материалы, приведенные профессором М.Тлеумуратовым.

По архивным данным, Нуртай батыр не был коренным жителем среди Жанадарьинских каракалпаков, он является известным представителем группы бухарских каракалпаков [3, c. 158]. В своем письме от 25 марта 1786 года князю Г.А.Потемкину Амир Мухаммед-Бедиев пишет, что выходец из Бухары по имени Нуртай батыр построил у берегов Куандарьи город и не пропускает через него без разрешения караваны, изымает налоги.

Как отмечает профессор М.Тлеумуратов, эти действия Нуртая не являются грабежом. Это известное историческое событие, вытекающие в связи с восстанием против гнетущей политики ханств, на территории которых проживали Бухарские и Жанадарьинские каракалпаки. И на территории Хивинского ханства наверняка имелись сторонники этого восстания (Хорезмские каракалпаки), потому как Хивинское ханство было заинтересовано в подавлении данного восстания под руководством Нуртая. По содержанию вышеуказанного письма, это событие началось в 1783 году, что все ханства, на территории которых проживали каракалпаки, особенно Казахское и Бухарское ханства стали против Нуртая, батыра пытались подавить восстание и Хивинский хан Мухаммед Амин-инак.

В письме также говорится о набеге Казахских ханств против Нуртая. В частности, для подавления восстания Джанчура и Барак-батыра малого жуза совершали набеги на каракалпакские улусы [3, c. 159]. Значительным фактом этого времени является незаинтересованность в подавлении восстания под руководством Нуртая главного батыра Малого жуза – Сырыма, который в то время славился как народный герой. По нашему мнению, основной причиной этого является то, что оба народных героя (Сырым, Нуртай) были едины по характеру действий по объединению своего разделенного народа, в борьбе за независимость и свободу. По народным преданиям и историческим источникам, они были сторонниками укрепления дружественных отношений казахского и каракалпакского народов. К примеру, согласно народным сказаниям Сырым батыр внутренне был близок с каракалпаками, желал их благополучия, а потомки Нуртай батыра имели родственные отношения с казахами. По некоторым историческим источникам, казахский батыр Жанхожа является сыном родной сестры Нуртай батыра.

Единство восстаний Сырыма и Нуртая, которые имеют особое место в истории борьбы за национальную независимость казахского и каракалпакского народов подтверждается и фактом, что эти события происходили в одно и то же время, в 1783 году.

Здесь появляется однозначный вопрос: Почему Бухарское, Хивинское и Казахское ханства были заинтересованы в подавлении восстания Жанадарьинских каракалпаков под руководством Нуртай Батыра?

По своему объему и стремлению к независимости, по характеру возрождения национальной государственности, это восстание стало крупным событием в истории каракалпакского народа. В это время росло национальное сознание разоренного народа, который самоутвердился и мечтал объединиться и возродить централизованную национальную государственность. Это, прежде всего, хорошо понимал славный сын каракалпакского народа – Нуртай баба. Единственным путем в избавлении он считал объединение народа в один центр, жить на определенной территории в независимости, возродить каракалпакскую государственность, создать отдельное каракалпакское ханство. Но Нуртай баба хорошо понимал, что создание подобного ханства невозможно в Туркестане, Сурхандарье, Кашкадарье и Приаралье в такое время, когда сложились сложные отношения каракалпаков с Хивинским, Бухарским и Казахскими ханствами. Единственным местом, где можно создать независимое ханство, он считал берега Жанадарьи и Куандарьи, где каракалпаки независимо и благополучно жили в течение 100 лет [5, c. 68]. Поэтому он вместе с семьей, родственниками и сторонниками оставили Бухару и прибыл в этот край, который населяла большая часть каракалпакского народа.

На мечты и чаяния каракалпаков, политика борьбы за национальную независимость, проводимая Нуртай батыром, не устраивали Казахских, Бухарских и Хивинских ханства. Они не хотели выхода каракалпаков их своих ханств. Особенно не нравилось казахскому ханству независимое проживание каракалпаков на берегах Жанадарьи. И поэтому, чтобы подчинить Нуртая и его народ, несколько раз организованные походы на каракалпаков.

К примеру, в июле 1786 года в своем письме генералу – поручику О.А.Игельстрому Ералы Султан пишет: «Все руководители кыргыз-кайсаков, вышли на тропу войны против каракалпаков. Здесь никого не осталось, и поэтому я тоже пошел с ними. С нашим приходом каракалпаки готовились к войне, но они претерпели поражение, некоторые из них ушли в сторону Ургенча, а большинство умерли вместе со своими семьями …».

Профессор М.Тлеумуратов делает вывод из фактов этого письма, и утверждает, что это является крупным нападением Ералы Султана на каракалпаков [3, c. 169].89тырарем трех племен. каракалпаков заняли Ургенич

По историческим данным, это нападение, направленное на изгнание каракалпаков с обжитых мест, якобы связано с убийством каракалпаками брата Худайменди султана Бори султана и грабежом казахских караванов, державших путь в Бухару. Сперва Ералы султан отправил в крепость Жанадарья 8000 воинов во главе с Худайменди султаном для наказания Нуртая. Но этот поход Худайменди султана претерпел поражение. Каракалпаки с помощью туркменов обеспечивали охрану крепости силами 20000 воинов [3, c. 160].

Профессор М.Тлеумуратов, сопоставляя происходившее в конце XVIII века восстание Жанадарьинских каракалпаков во главе с Нуртаем с народно-освободительной борьбой Хорезмских каракалпаков в XIX веке во главе с Ерназаром алакозом, делает следующие выводы:

«Конечно, организация каракалпаками охраны своей обжитой территорий в количестве 20000 человек, стало крупным событием в конце XVIII века. Народное восстание во второй половине XIX века во главе с Ерназаром Алакозом объединило в себе всего 700 семей. По сравнению с ним, в восстании во главе с Нуртаем приняло участие множество человек [3, c. 161]. Из этого следует, что восстание каракалпаков в XVIII веке во главе с Нуртаем батыром должно имеет важную роль, как восстание каракалпаков в XIX веке во главе с Ерназаром Алакозом.

Преемственность к исторической правде мечты Нуртая о создании центра каракалпакского ханства в Жанадарье, доказывают построенные под его руководством и возрожденные города, у берегов Жанадарьи. Это центр старых цивилизации, с первобытных времен до средних веков здесь жили коренные народы.

С середины XVIII века каракалпаки вносят свою весомую лепту в освоение здешних старых земледельческих районов. Они возрождают старые водные сети, строят крупные ирригационные сооружения и крепости. Например, возрождают старые города Дженж (Жана кала), Ашпас (Асанас), Сыгнак, уничтоженные при монголо-татарском нашествии, строят новые города, как Орынбай кала, Аралбай кала и др. [3, С. 160-162].

По мнению профессора М.Тлеумуратова, каракалпаки строили подобные города у берегов Жанадарьи и Куандарьи в целях охраны во время войн против казахских феодалов [3, c. 160-163].

События в поэме Бердаха «Шежире», связанные с Нуртай батыром отмечаются тем, что имеют глубокие исторические корни «Шежире» Бердаха, безусловно, служит как богатый исторический источник по истории Жанадарьинских каракалпаков. Поэт выступает как первый историк каракалпакского народа. Он собрал старинные народные предания и на их основе создал поэму о многовековых путях и судьбах своего народа. Эта поэма до сих пор служит источником многочисленных фактических данных для современных ученых.

 

Литература:

  1. Толстов С.П. Хорезмская археологическая экспедиция АН СССР в 1964 г.// «Известия АН СССР.». Серия «История. Философия», Т. 4.- М., 1964

2.      Камалов С. Қарақалпақлардың халық болып қәлиплесиўи ҳәм мәмлекетлигиниң тарийхынан // ӨзРИА ҚҚБ «Хабаршысы»на қосымша. - Нөкис, 2001. №3.  (Формирование каракалпакской народности и государственности // Приложение к Вестнику ККО АН РУз. –Нукус, 2001. №3).

3.      Тилеўмуратов М. Қарақалпақ поэзиясы – тарийхый дерек.-Нөкис: Қарақалпақстан, 1994. (Каракалпакская поэзия – как исторический источник. –Нукус: Каракалпакстан, 1994).

4.      Хожаниязов Г., Юсупов О. Қарақалпақлардағы муққаддес орынлар. -Нөкис: Полиграфист, 1994. (Памятные места на территорий каракалпаков. –Нукус: Полиграфист, 1994).

  1. Пахратдинов Ә. Бердақ шайырдың дәстанлық шығармалары.-Нөкис: Қарақалпақстан, 1987. (Эпические произведения поэта Бердаха. –Нукус: Каракалпакстан, 1987).
  2. Бердақ. Таңламалы шығармалары.-Нөкис: ҚҚМБ, 1950. (Бердах. Избранные произведения. Нукус: КГос.изд, 1950).

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle