Библиографическое описание:

Ярычев Н. У. Организационно-методическое сопровождение учебной дисциплины «История религий», входящей в федеральный базисный учебный план, с учетом регионального образовательного компонента // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 306-311.

В современных условиях инновационного развития образовательного пространства, а также трансформации современного общества в новое социокультурное измерение большую актуальность приобретают вопросы, связанные с понимание полиэтничной, мультикультурной и многоконфессиональной природы мира, его универсальных свойств,  природы и сущности.

Безусловно, в современном мире происходят сложные интеграционные процессы, требующие своего сложноструктурного понимания, для чего, как нам представляется, необходимо формирование полноценного образовательного пространства, способного адекватно отражать окружающую социокультурную действительность, формировать новую картину мира.

Либерализация основных сфер жизнедеятельности, происходившая в конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетии в нашей стране, вывела религию на новый уровень развития, что имеет важное значение для интеграции институтов гражданского общества в качественно новое состояние. В этом смысле видоизменилась и роль учителя как транслятора знаний, приобретя отчасти не присущие ей качественные характеристики, отражающие социально-экономическую действительность современного российского общества.

«В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования» [1, С. 3].

В этом контексте важно осознавать, что религия является системным отражением духовного и нравственного состояния общества, укрепления его моральных  императивов, играющего роль формационного характера.

Как известно, религия играет огромное значение в жизни любого современного общества. Пройдя путь от мировоззренческих установок отдельных сообществ, освободившись от концептуальной мифологической составляющей, религия приобрела широкое семантическое содержание, способное сконструировать пространство, наполненное духовными и нравственными идеалами.

Необходимо также понимать, что религия несет в себе основополагающий принцип дальнейшего стабильного развития современного мира – толерантность, понимаемая как терпимое отношение к особенностям других людей, имеющих отличительные черты – религию, расовое происхождение, культуру, язык, социальное происхождение и многое другое.

Учитель, преподающий данную дисциплину, должен осознавать необходимость формирования у обучающихся конструктивное восприятие социальных и культурных особенностей тех или иных религиозных конфессий, в тоже время, освобождаясь от теологических и религиоведческих установок, исходя из культурологического своеобразия религий. Также важным представляется и учет того, что данный предмет направлен на конструирование обучающимися общеобразовательных учреждений таких концептуальных духовно-нравственных и социокультурных  характеристик и качеств, как толерантность, доброта, взаимопонимание, а также восприятие социокультурной сущности другого и т.д., которые в итоге должны способствовать конструирование полноценной картины мира.

В условиях нашей республики учебная дисциплина «История религий» должна приобрести особое значение, так как с древнейших времен Северный Кавказ был полиэтничным и многоконфессиональным регионом, на территории которого проживали народы, исповедовавшие такие мировые и национальные религии как христианство, ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм и т.д.

В целях реализации вышеизложенного нами разработано календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине «История религий», входящей в федеральный базисный учебный план, что должно облегчить работы учителям при преподавании вышеуказанной дисциплины.

В рамках плановых проверок, проводимых отделом по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Чеченской Республики, выявляется множество нарушений, связанных с преподаванием дисциплины «История религий». Так, зачастую календарно-тематическое планирование содержит материалы по обычаям, традициям и нравам чеченского этноса, его места и роли в современном мире. Нами выявлены случаи, когда данная дисциплина во многих государственных учреждениях называется «Основы ислама», что является нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу образования. Очень часто в общеобразовательных учреждениях нашей республики интегрируют или же дублируют учебные дисциплины «Чеченская традиционная культура и этика», а также «История религий».

Для рационального решения вышеизложенной проблемы профессорско-преподавательский состав кафедры истории и граждановедения, а также педагогики и психологии ГОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования»  рекомендуют использовать в образовательном процессе учебное пособие [2] по Истории религий, разработанное под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, директора Института российской истории Российской академии наук, члена-корреспондента Российской академии наук А.Н. Сахарова, известного отечественного историка и ученого-исследователя.

Данный учебник прошел апробацию во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в субъектах, в которых преимущественно проживают народы, исповедующие ислам. Учебное пособие получило огромное количество положительных откликов и рецензий, как известных отечественных ученых, так и богословов ведущих религиозных конфессий нашей страны.

Нами предпринята попытка интегрировать в календарно-тематическом планировании вопросы, отражающие становление и развитие ислама в современной Чеченской Республике, что, как нам представляется, вызвано необходимостью формирования у обучающихся целостной картины в области истории и культуры ислама, которые позволят разъяснить многие трудности, возникающие в условиях неправильного толкования традиционного ислама, и в особенности сложившейся на протяжении многих веков суфийской практики ислама на Северном Кавказе, в частности в Чеченской Республике.

Думается, что разъяснение отдельных сторон вышеизложенной проблемы в дальнейшем поможет учителям общеобразовательных учреждений нашей республики в рациональном планировании индивидуальной учебно-воспитательной работы, результатом которой станут обучающиеся, готовые принять нас себя ответственность за будущее как Чеченской Республики, так и России в  целом.

 

Список использованной литературы

1.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2006. – С. 3.

2.      История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007. – 400 с.

ЧАСТЬ 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ» ДЛЯ 10-х КЛАССОВ

 

1 час в неделю (17 учебных недель)[1]

 

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дом. задание

Дата изучения материала

Раздел 1. ХРИСТИАНСТВО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

2

 

 

Глава 1. Становление и развитие первых христианских общин.

 

 

 

Истоки христианства.

1

§§ 1-3

 

 

Христиане в период гонений.

 

Глава 2. Концептуальное становление христианского вероучения.

 

 

 

Христианская церковь  в IV-X веках.

1

§ 4

 

Разделение христианских церквей.

 

Раздел 2. ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ.

3

 

 

Глава 1. Основы православной веры.

 

 

 

Поместные православные церкви.

1

 

§ 12

 

Принятие христианства в России.

§ 13

 

Развитие православного вероучения в России.

§ 14

 

Синодальный период в истории Русской Православной Церкви.

2

 

§ 15

 

Русская Православна церковь в эпоху революции и гражданской войны.

§ 16

 

Русская Православная Церковь в советскую эпоху.

§ 17

 

Раздел 3. КАТОЛИЧЕСТВО.

1

 

 

Глава 1.  Основы католического вероучения.

 

 

 

Становление и развитие Католической церкви.

1

§ 27

 

Католическая церковь в советскую эпоху.

§§ 30-31

 

Католическая церковь в современной России.

 

Раздел 4. ПРОТЕСТАНТИЗМ.

1

 

 

Глава 1. Основы протестантского вероучения.

 

 

 

Начало реформации.

1

§§ 35-36

 

Догматические основы и протестантский символ веры.

 

Становление и развитие протестантизма в России.

 

Раздел 5. ИСЛАМ.

8

 

 

Глава 1. Ислам: история и вероучение.

 

 

 

Жизнь пророка Мухаммада.

1

§§ 46-47

 

Вероучение ислама и мусульманские обряды.

1

§§ 48-49

 

Течения в исламе.

 

Глава 2. Ислам в современном мире.

 

 

 

Ислам в истории Арабского халифата.

1

§§ 50-51

 

Ислам в истории Европы.

 

Глава 3. Ислам в Чечне.

 

 

 

Религиозные воззрения древних вайнахов.

1

 

 

Становление и развитие мусульманского вероучения на Северном Кавказе.

1

 

 

История распространения ислама в Чечне и его традиционные особенности.

 

 

Основные представления о тарикатах накшбандийя, кадарийя и халидийя.

1

 

 

Учение устаза Кунта-Хаджи Кишиева.

1

 

 

Роль и место института эвлийяов в распространении ислама в Чечне.

1

 

 

Вирдовые братства в Чечне и их деятельность.

 

 

Раздел 6. ИУДАИЗМ.

1

 

 

Глава 1. История и основы вероучения иудаизма.

 

 

 

Истоки иудаизма.

1

§ 57

 

История иудаизма в эпохи Первого и Второго храмов.

 

Основные понятия, принципы и священные тексты иудаизма.

 

Раздел 7. БУДДИЗМ.

1

 

 

Глава 1. История становления и развития буддизма.

 

 

 

Основные представления о буддийской философии.

1

§ 62

 

Жизнь и учение Будды.

 

Вероучение и основные направления буддизма.

 

ИТОГО количество часов:

17

 

 

 

ЧАСТЬ 2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ» ДЛЯ 11-х КЛАССОВ

 

1 час в неделю (17 учебных недель)

 

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дом. задание

Дата изучения материала

Раздел 1. ХРИСТИАНСТВО.

5

 

 

Глава 1. Православие в эпоху европейского расцвета.

 

 

 

Христианизация Европы и Русь.

1

§ 8

 

Зарождение православной культуры.

§ 9

 

Истоки монашества на Руси.

1

§ 11

 

Церковная реформа и ее роль в развитии Русской Православной Церкви.

1

§ 18

 

Раздел 2. КАТОЛИЧЕСТВО.

 

 

 

Глава 1. История католичества в России.

 

 

 

Русь и католики в IX-XVII веках.

1

§ 29

 

Католицизм в Российской империи.

§ 30

 

Католичество в Советском Союзе и современной России.

§ 31

 

Раздел 3. ПРОТСТАНТИЗМ.

 

 

 

Глава 1. Основы протестантской церкви.

 

 

 

Распространение протестантизма в Европе.

1

§ 34

 

Англиканская церковь и пуританство.

§ 35

 

Протестантизм в современной России.

§ 36

 

Раздел 4. ИСЛАМ.

1

 

 

Глава 1. Догматические основы ислама.

 

 

 

Коран – священное писание мусульман.

1

 

 

Основные столпы в исламе.

 

 

Исламская этика и ее значение для мусульманской культуры.

1

 

 

Глава 1. Ислам и мусульманские государства  на территории России.

 

 

 

Распространение ислама на территории современной России.

1

§ 45

 

Государственная политика России по отношению к исламу.

1

§§ 46-47

 

Глава 2. Ислам в Чеченской Республике.

 

 

 

Развитие ислама в современной Чечне.

1

 

 

Ваххабизм как угроза традиционному исламу.

1

 

 

Ахмат-Хаджи Кадыров как идеолог сохранения традиционного ислама в Чеченской Республике.

1

 

 

Деятельность вирдовых братств в условиях современного развития Чеченской Республики.

1

 

 

Ученее Кунта-Хаджи Кишиева о непротивлении злу насилием.

1

 

 

Традиционное представление и ценности  учения «зикр».

1

 

 

Раздел 5. ИУДАИЗМ.

1

 

 

Глава 1. Философия иудаизма.

 

 

 

Религиозная организация и культ в иудаизме.

1

 

 

Праздники и обряды в иудаизме.

 

 

Раздел 6. БУДДИЗМ.

1

 

 

Глава 1. Распространение буддизма.

 

 

 

Историческое развитие буддизма в мире.

1

 

 

Буддизм в России.

 

 

ИТОГО количество часов:

17

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

для подготовки к учебным занятиям

по учебной дисциплине «История религий»

 

  1. Айдамиров А.А. Хронология истории Чечено-Ингушетии. – Грозный: Книга, 1991.
  2. Акаев В.Х. Национальная идея чеченцев (от постановки до разработки) // Независимый институт гуманитарных исследований Чеченской Республики и Чеченское отделение Философского общества России. – Грозный, 2005.
  3. Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне: традиции и современность // Независимый институт гуманитарных исследований Чеченской Республики и Чеченское отделение Философского общества России. Серия «Общественная мысль». Выпуск 3. – Грозный, 2006.
  4. Акаев В.Х. Шейх Кунда-Хаджи: жизнь и учение. – Грозный, 1994.
  5. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. – М., 2002.
  6. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. – М., 2003.
  7. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Современное истол­кование древних текстов. – М., 2001.
  8. Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2002.
  9. БэшемА. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.
  10. Буддизм: Словарь. – М., 1992.
  11. Библия, изложенная для семейного чтения. – М., 2006.
  12. Библия. Священные книги Ветхого и Нового Завета. Любое издание.
  13. Богданов А.П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. – М., 1999.
  14. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М., 2006.
  15. Всеобщая история религий мира. – М., 2006.
  16. Вихнович В.Л. Иудаизм. – СПб., 2006.
  17. Вонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы Древней Индии. – М., 1975.
  18. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. Любое издание.
  19. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М., 2004.
  20. Горелов АЛ. История мировых религий. – М., 2006.
  21. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. – СПб., 1999.
  22. Евлогии (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. – М., 1994.
  23. Заурбеков М.Д. Шейх Али Метаев: патриот, миротворец, политик, гений – эталон справедливости и чести. / В составлении приняли участие: Тимирханов А.Т., Акаев В.Х.. – М., 2005.
  24. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монасты­рей. 2-е изд. – М., 2006.
  25. Ислам классический: Энциклопедия. – М.; СПб., 2005.
  26. Ислам в Поволжье. VIII-XX вв.: Очерк истории. – М., 1999.
  27. Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991.
  28. Избранные жития русских святых. X-XV вв. – М., 1992.
  29. История еврейского народа / Под ред. Ш. Эттингера. – М.; Иерусалим, 2002.
  30. Козодой Р. Еврейские праздники. – М., 2001.
  31. Карпов А.Ю. Владимир Святой. – М., 2004.
  32. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992.
  33. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1—2. Любое издание.
  34. Койчуев А.А-Дж., Шаповалов В.К. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках: монография /  А.А-Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов. – М.: Илеска; Ставрополь: Сервис-школа, 2008.
  35. МеньА.В., протоиерей. История религии: В 7 т. – М., 1991-1993.
  36. Мень А.В., протоиерей. Сын Человеческий. Любое издание.
  37. Матар Н.И. Знакомьтесь: Ислам. – Киев, 1997.
  38. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. – Ростов н/Д, 2001.
  39. Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. – Ростов н/Д, 2005.
  40. Народы и религии мира: Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 2000.
  41. Поспелове кий Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР: Учебное пособие. – М., 1996.
  42. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX в. – М., 1995. Преподобные старцы Оптиной пустыни: Жития. Чудеса. Поучения. – М.; Ри­га, 1995.
  43. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М., 2006.
  44. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М., 1991.
  45. Рахман Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. – Н. Нов­город, 2000.
  46. Рожков ВА. Очерки по истории римско-католической церкви. – М., 1994.
  47. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – М., 2007.
  48. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. – Ростов н/Д, 2005.
  49. Торчинов ЕЛ. Введение в буддологию: Курс лекций. – СПб., 2000.
  50. Тораваль И. Исламская цивилизация. – М., 2002.
  51. Улиг Г, Будда. – Ростов н/Д, 1998.
  52.  Федоров ВА. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период. 1700—1917. М., 2003.
  53. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Любое издание.
  54. Фаизов С.Ф., Гейзель 3. Еврейская традиция. – Иерусалим, 2002.
  55. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. – М., 1993, 1995.
  56. Штепнзальц А. Введение в Талмуд. – Иерусалим, 1993.
  57. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1—2. – М., 2002.
  58. Эррикер К. Буддизм. – М., 2002.

 

 



[1]Согласно примерному учебному плану, утвержденному приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики от 4 августа 2009 года № 378-п «Об утверждении примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Чеченской Республики на 2009-2010 учебный год», на учебную дисциплину «История религий» в 10-11 классах отводится полугодие <1/0>, <0/1> (17 учебных недель) при расчете, что 1 учебный год составляет 34 учебных недели.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle