Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 3156 раз

Библиографическое описание:

Жамолдинова, О. Р. Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье / О. Р. Жамолдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1769/ (дата обращения: 25.04.2024).

            Известно, что судьба человека, его будущие успехи или неудачи, счастье или несчастье, выбор профессии, даже настроение связаны с семейной средой. Семья – это особый институт, в основе концептуализации которого лежат высокие нравственные начала, трудолюбие, взаимопонимание, «социально-исторические традиции взаимоотношений между людьми, полами и различными поколениями, направленность на создание необходимых условий для жизни, достижения зрелости ребенком».(8:2)

            Семья представляет собой один из факторов, обеспечивающих существование государства, его жизнеспособность и прогресс.

            В свою очередь, формирование здорового образа жизни в семье как один из важных факторов развития духовно-просвещенческих ценностей является необходимым условием для становления здорового народа, здоровой нации.

            Формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания происходит двумя путями: под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием родителей.

            В годы независимости основная ответственность по воспитанию гармонично развитого, следующего требованиям здорового образа жизни человека падает на семью. Здоровый образ жизни обретает особую значимость в утверждении позитивных качеств здоровой и гармонично развитой личности, на что и призвано быть направленным семейное воспитание детей.

            Здоровая семейная среда складывается под воздействием авторитета родителей, их стремления к постоянному совершенствованию, заботы и справедливости по отношению к окружающим, позитивных внутрисемейных взаимоотношений. Основу благополучия семьи составляют ее сплоченность, взаимное доверие, благожелательность, любовь. Среди многих факторов здорового образа жизни в семье особое место занимают взаимоотношения между родителями и детьми, уважение и благожелательность к старшим, правильное воспитание детей, обустроенность и порядок в семье, соблюдение режима дня, правильное питание, привитие трудолюбия, культуры общения и др. Одним из наиболее эффективных факторов утверждения здорового образа жизни в семье является личный позитивный пример старших, который вызывает у детей стремление подражать и следовать им.

«Успешная реализация функций семьи рассматривается как один из важных критериев семейного счастья. Поэтому успешное выполнение семьей своих задач воздействует не только на ее внутреннее состояние, но и на социальное здоровье общества». (3)

Утверждение здорового образа жизни в семье определяет процесс всестороннего физического и духовного совершенствования детей. Они учатся у родителей человечности, гуманности, уважению к старшим, заботе о младших, соблюдению чистоты и порядка, правилам общей и личной гигиены.

Как отмечал выдающийся педагог А.С.Макаренко, человека воспитывает все: события, явления, вещи однако, прежде всего это делают люди. Среди них первое место принадлежит родителям и учителям, тесное взаимодействие между которыми является необходимым условием для всестороннего совершенствования детей, утверждения здорового образа жизни.

Вопросы формирования здорового образа жизни в семье обстоятельно рассматривались в статьях крупных узбекских просветителей-джадидов А. Фитрата «Семья» («Оила») и Махмудходжи Бехбуди «Защита здоровья семьи» («Хифзи сихати оила»).

А. Фитрат в своей книге «Семья или порядок управления семьей» подразделяет воспитание на ряд этапов и выявляет особенности каждого из них. В частности, он пишет: «ребенок с рождения и до семи лет пребывает в распоряжении родителей. С восьми лет и до двадцатилетнего возраста – школы и медресе, а далее и до конца жизни – занимается собою сам».(7:51)

Формирование здорового образа жизни, поэтапно реализуемое в семье, детских садах, школе, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, в процессе самостоятельного образования имеет одной из своих важных целей воспитание гармонично развитого поколения в духе высокой культуры здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни требует прежде всего обратить особое внимание на обеспечение семейного здоровья, здоровой наследственности, подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

Психолог В. Каримова, высоко оценивая роль семьи в формировании здорового образа жизни, считает необходимым обратить особое внимание на следующие аспекты:

1. Укрепление всестороннего здоровья народа, нации следует начинать прежде всего с семьи. Для реализации воспитательно-просветительской программы «Здоровая семья» следует привлечь махаллинских советников по вопросам религиозно-просветительного и духовно-нравственного воспитания, женские комиссии, активистов махалли, проводить учебно-методические семинары.

2. К просветительско-пропагандисткой работе по подготовке молодежи к семейной жизни, ее освоению философии здорового образа жизни следует привлекать не только ученых и соответствующих специалистов, но и махаллинских старейшин с богатым жизненным опытом, педагогов и наставников.

3. Исходя из непосредственной взаимосвязи проблем семейного благополучия и воспитанности детей, следует постоянно обеспечивать надзор общественности за такими важными факторами, как возраст вступающих в жизнь, беременных молодых женщин, их здоровье, семейные условия, отношение к спорту, физическая закалка и др.

4. Исходя из актуальности проблемы освоения молодежью философии здорового образа жизни, следует вести активную пропагандистскую работу с учетом таких ее составных компонентов, как:

а) обращение особого внимания на культуру женской одежды в семье, учебных заведениях, общественных местах;

б) при формировании культуры общения женщин и девушек в семье и общественных местах широко использовать традиции и ценности нашего народа, связанные со здоровым образом жизни, опыт старших поколений, семей, построенных на здоровой духовной основе;

в) использование реализуемых в нашей республике программ по развитию спорта, традиций семейного спорта в формировании позитивного отношения к спорту со стороны девушек и девочек-подростков;

г) формирование у членов общества, прежде всего, у молодежи культуры осознания ценности жизни, разумной организации жизненной деятельности, освоения основ акмеологии и валеологии в образовательном процессе;

д) формирование общественного сознания по вопросам ценностного отношения к земле, воде, к природе в целом, приобщение масс к принципам чистоты и опрятности, заложенные в исламской философии;

е) путем широкой пропаганды в научно-популярной литературе вопросов влияния на здоровье духовно-психологической атмосферы в семье привлечение внимания широкой общественности к проблемам преодоления и предупреждения некоторых негативных явлений, возникающих среди некоторой части молодежи, в том числе девушек, а также повышения личной ответственности родителей в этом контексте;

ж) вовлечение общественности махалли, активистов комитетов женщин к просветительской деятельности врачей и медицинских сестер семейных поликлиник по разъяснению в каждой семье сущности и содержания профилактической медицины.

5. В целях еще большего привлечения внимания СМИ и широкой общественности к реализации задач, поставленных в государственных программах по вопросам репродуктивного здоровья женщин и девушек, следует при участии специалистов методологически совершенствовать работу по дальнейшему выявлению и решению проблем дальнейшего освоения девушками и женщинами необходимых знаний и представлений о репродуктивной культуре и ее правообеспеченности.

Развитие страны, общества получает должную обеспеченность, если в семье поставлено на правильную основу воспитание детей, духовно-нравственный облик семьи строится и на позитивных ценностях наших предков, если в семье утвердилась современная культура здорового образа жизни.

Джадиды еще в прошлом веке отмечали невозможность реформирования общества, обеспечивания его прогрессивного развития без правильного построения основ семьи, без эффективного воспитания молодежи. В конечном счете судьба нации оказывается связанной с судьбой семьи. Фитрат в своем труде «Семья или порядок управления семьей» писал следующее: «Счастье и благополучие каждой нации, конечно, связаны прежде всего с ее внутренним порядком и сплоченностью. В свою очередь, ее мир и сплоченность строятся на дисциплине семьи, ибо там, где семейные отношения зиждятся на прочном порядке, там страна и нация столь же сильны и величественны». (7:44)

Эти положения Фитрата не потеряли своей значимости и в наши дни. Наша главная цель также состоит в воспитании здорового поколения в семье, оздоровление общества путем утверждения культуры здорового образа жизни.

 

Литература:

1.        Александров С.А. Формирование здорового образа жизни молодёжи. –М.Знание, 1985 с.3-7.

2.        Андрейчук Т.Г., Филатов А.М. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни молодёжи. –Киев, 1989. -11с.

3.        Бегманова Г. Здоровая среда в семье – важный фактор, оказывающий позитивное влияние на психический мир ребенка. // Халқ таълими. 2006, №1. с. 35.

4.        Искандаров Т.И., Исхаков В.И. Здоровый образ жизни: восточные традиции  и современность.-Т.: Изд.мед.лит-ры, 1989.- 195с.

5.        Наджимов Г. Народные традиции и культура. –Т.: Узб., 1992 -101 с.

6.        Рахимбоева Д.А. Семейно-бытовые традиции в формировании национального самомознания молодёжи (на материалах Узбекистана): Автореф. дисс… канд. философ. наук, - Т.:1993.

7.        Фитрат А. Семья или порядок управления семьей. – Т.: Маънавият, 2000. – с. 62.

8.        Холматова М., Муравьева Н. Молодежь на пороге самостоятельной жизни. – Ташкент: Узбекистан, 2000. – с. 14.

9.        Шишова Л. Мыслители Востока о здоровом образе жизни. – М.: Педагогика, 1992. - 90с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, семья, необходимое условие, особое внимание, порядок управления, семейная жизнь, формирование.


Похожие статьи

Особенности формирования здорового образа жизни...

Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Автор: Блинова Галина Владимировна. Рубрика: Педагогика.

Использование возможностей социальных сетей в формировании...

В статье обращается внимание на педагогический потенциал социальных сетей в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни. В качестве примера приводится обзор онлайн-проекта «Здоровая семья – счастливая семья»...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Профилактика социальных болезней на современном этапе через...

Россия, здоровый образ жизни, родитель, страна Евросоюза, коэффициент рождаемости, основная причина смерти, семейное воспитание, особое внимание, общая смертность, актуальная задача.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного

А также особым институтом в этом вопросе выступает семья, как непосредственный участник формирования будущей личности.

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Воспитание в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов.

Технология формирования репродуктивной культуры...

- обратить особое внимание на формирование репродуктивной культуры при подготовке молодёжи к семейной жизни, на проблемы планирования семьи. - знакомить родителей с биологическими...

Похожие статьи

Особенности формирования здорового образа жизни...

Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Автор: Блинова Галина Владимировна. Рубрика: Педагогика.

Использование возможностей социальных сетей в формировании...

В статье обращается внимание на педагогический потенциал социальных сетей в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни. В качестве примера приводится обзор онлайн-проекта «Здоровая семья – счастливая семья»...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Профилактика социальных болезней на современном этапе через...

Россия, здоровый образ жизни, родитель, страна Евросоюза, коэффициент рождаемости, основная причина смерти, семейное воспитание, особое внимание, общая смертность, актуальная задача.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного

А также особым институтом в этом вопросе выступает семья, как непосредственный участник формирования будущей личности.

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Воспитание в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов.

Технология формирования репродуктивной культуры...

- обратить особое внимание на формирование репродуктивной культуры при подготовке молодёжи к семейной жизни, на проблемы планирования семьи. - знакомить родителей с биологическими...

Задать вопрос