Библиографическое описание:

Жамолдинова О. Р. Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 264-266.

            Известно, что судьба человека, его будущие успехи или неудачи, счастье или несчастье, выбор профессии, даже настроение связаны с семейной средой. Семья – это особый институт, в основе концептуализации которого лежат высокие нравственные начала, трудолюбие, взаимопонимание, «социально-исторические традиции взаимоотношений между людьми, полами и различными поколениями, направленность на создание необходимых условий для жизни, достижения зрелости ребенком».(8:2)

            Семья представляет собой один из факторов, обеспечивающих существование государства, его жизнеспособность и прогресс.

            В свою очередь, формирование здорового образа жизни в семье как один из важных факторов развития духовно-просвещенческих ценностей является необходимым условием для становления здорового народа, здоровой нации.

            Формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания происходит двумя путями: под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием родителей.

            В годы независимости основная ответственность по воспитанию гармонично развитого, следующего требованиям здорового образа жизни человека падает на семью. Здоровый образ жизни обретает особую значимость в утверждении позитивных качеств здоровой и гармонично развитой личности, на что и призвано быть направленным семейное воспитание детей.

            Здоровая семейная среда складывается под воздействием авторитета родителей, их стремления к постоянному совершенствованию, заботы и справедливости по отношению к окружающим, позитивных внутрисемейных взаимоотношений. Основу благополучия семьи составляют ее сплоченность, взаимное доверие, благожелательность, любовь. Среди многих факторов здорового образа жизни в семье особое место занимают взаимоотношения между родителями и детьми, уважение и благожелательность к старшим, правильное воспитание детей, обустроенность и порядок в семье, соблюдение режима дня, правильное питание, привитие трудолюбия, культуры общения и др. Одним из наиболее эффективных факторов утверждения здорового образа жизни в семье является личный позитивный пример старших, который вызывает у детей стремление подражать и следовать им.

«Успешная реализация функций семьи рассматривается как один из важных критериев семейного счастья. Поэтому успешное выполнение семьей своих задач воздействует не только на ее внутреннее состояние, но и на социальное здоровье общества». (3)

Утверждение здорового образа жизни в семье определяет процесс всестороннего физического и духовного совершенствования детей. Они учатся у родителей человечности, гуманности, уважению к старшим, заботе о младших, соблюдению чистоты и порядка, правилам общей и личной гигиены.

Как отмечал выдающийся педагог А.С.Макаренко, человека воспитывает все: события, явления, вещи однако, прежде всего это делают люди. Среди них первое место принадлежит родителям и учителям, тесное взаимодействие между которыми является необходимым условием для всестороннего совершенствования детей, утверждения здорового образа жизни.

Вопросы формирования здорового образа жизни в семье обстоятельно рассматривались в статьях крупных узбекских просветителей-джадидов А. Фитрата «Семья» («Оила») и Махмудходжи Бехбуди «Защита здоровья семьи» («Хифзи сихати оила»).

А. Фитрат в своей книге «Семья или порядок управления семьей» подразделяет воспитание на ряд этапов и выявляет особенности каждого из них. В частности, он пишет: «ребенок с рождения и до семи лет пребывает в распоряжении родителей. С восьми лет и до двадцатилетнего возраста – школы и медресе, а далее и до конца жизни – занимается собою сам».(7:51)

Формирование здорового образа жизни, поэтапно реализуемое в семье, детских садах, школе, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, в процессе самостоятельного образования имеет одной из своих важных целей воспитание гармонично развитого поколения в духе высокой культуры здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни требует прежде всего обратить особое внимание на обеспечение семейного здоровья, здоровой наследственности, подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

Психолог В. Каримова, высоко оценивая роль семьи в формировании здорового образа жизни, считает необходимым обратить особое внимание на следующие аспекты:

1. Укрепление всестороннего здоровья народа, нации следует начинать прежде всего с семьи. Для реализации воспитательно-просветительской программы «Здоровая семья» следует привлечь махаллинских советников по вопросам религиозно-просветительного и духовно-нравственного воспитания, женские комиссии, активистов махалли, проводить учебно-методические семинары.

2. К просветительско-пропагандисткой работе по подготовке молодежи к семейной жизни, ее освоению философии здорового образа жизни следует привлекать не только ученых и соответствующих специалистов, но и махаллинских старейшин с богатым жизненным опытом, педагогов и наставников.

3. Исходя из непосредственной взаимосвязи проблем семейного благополучия и воспитанности детей, следует постоянно обеспечивать надзор общественности за такими важными факторами, как возраст вступающих в жизнь, беременных молодых женщин, их здоровье, семейные условия, отношение к спорту, физическая закалка и др.

4. Исходя из актуальности проблемы освоения молодежью философии здорового образа жизни, следует вести активную пропагандистскую работу с учетом таких ее составных компонентов, как:

а) обращение особого внимания на культуру женской одежды в семье, учебных заведениях, общественных местах;

б) при формировании культуры общения женщин и девушек в семье и общественных местах широко использовать традиции и ценности нашего народа, связанные со здоровым образом жизни, опыт старших поколений, семей, построенных на здоровой духовной основе;

в) использование реализуемых в нашей республике программ по развитию спорта, традиций семейного спорта в формировании позитивного отношения к спорту со стороны девушек и девочек-подростков;

г) формирование у членов общества, прежде всего, у молодежи культуры осознания ценности жизни, разумной организации жизненной деятельности, освоения основ акмеологии и валеологии в образовательном процессе;

д) формирование общественного сознания по вопросам ценностного отношения к земле, воде, к природе в целом, приобщение масс к принципам чистоты и опрятности, заложенные в исламской философии;

е) путем широкой пропаганды в научно-популярной литературе вопросов влияния на здоровье духовно-психологической атмосферы в семье привлечение внимания широкой общественности к проблемам преодоления и предупреждения некоторых негативных явлений, возникающих среди некоторой части молодежи, в том числе девушек, а также повышения личной ответственности родителей в этом контексте;

ж) вовлечение общественности махалли, активистов комитетов женщин к просветительской деятельности врачей и медицинских сестер семейных поликлиник по разъяснению в каждой семье сущности и содержания профилактической медицины.

5. В целях еще большего привлечения внимания СМИ и широкой общественности к реализации задач, поставленных в государственных программах по вопросам репродуктивного здоровья женщин и девушек, следует при участии специалистов методологически совершенствовать работу по дальнейшему выявлению и решению проблем дальнейшего освоения девушками и женщинами необходимых знаний и представлений о репродуктивной культуре и ее правообеспеченности.

Развитие страны, общества получает должную обеспеченность, если в семье поставлено на правильную основу воспитание детей, духовно-нравственный облик семьи строится и на позитивных ценностях наших предков, если в семье утвердилась современная культура здорового образа жизни.

Джадиды еще в прошлом веке отмечали невозможность реформирования общества, обеспечивания его прогрессивного развития без правильного построения основ семьи, без эффективного воспитания молодежи. В конечном счете судьба нации оказывается связанной с судьбой семьи. Фитрат в своем труде «Семья или порядок управления семьей» писал следующее: «Счастье и благополучие каждой нации, конечно, связаны прежде всего с ее внутренним порядком и сплоченностью. В свою очередь, ее мир и сплоченность строятся на дисциплине семьи, ибо там, где семейные отношения зиждятся на прочном порядке, там страна и нация столь же сильны и величественны». (7:44)

Эти положения Фитрата не потеряли своей значимости и в наши дни. Наша главная цель также состоит в воспитании здорового поколения в семье, оздоровление общества путем утверждения культуры здорового образа жизни.

 

Литература:

1.        Александров С.А. Формирование здорового образа жизни молодёжи. –М.Знание, 1985 с.3-7.

2.        Андрейчук Т.Г., Филатов А.М. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни молодёжи. –Киев, 1989. -11с.

3.        Бегманова Г. Здоровая среда в семье – важный фактор, оказывающий позитивное влияние на психический мир ребенка. // Халқ таълими. 2006, №1. с. 35.

4.        Искандаров Т.И., Исхаков В.И. Здоровый образ жизни: восточные традиции  и современность.-Т.: Изд.мед.лит-ры, 1989.- 195с.

5.        Наджимов Г. Народные традиции и культура. –Т.: Узб., 1992 -101 с.

6.        Рахимбоева Д.А. Семейно-бытовые традиции в формировании национального самомознания молодёжи (на материалах Узбекистана): Автореф. дисс… канд. философ. наук, - Т.:1993.

7.        Фитрат А. Семья или порядок управления семьей. – Т.: Маънавият, 2000. – с. 62.

8.        Холматова М., Муравьева Н. Молодежь на пороге самостоятельной жизни. – Ташкент: Узбекистан, 2000. – с. 14.

9.        Шишова Л. Мыслители Востока о здоровом образе жизни. – М.: Педагогика, 1992. - 90с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle