Библиографическое описание:

Прончев Г. Б., Прончева Н. Г., Мясникова О. В. Мультимедийный портал для организации занятий по программированию // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 345-347.

В статье представлен мультимедийный портал для организации дистанционной формы обучения студентов основам программирования. Реализован выбор языка и среды программирования. Учебный курс содержит 30 занятий.

 

          В нашей предыдущей работе [1] сообщалось о разработке методического обеспечения преподавания основ программирования в МГГУ им. М.А. Шолохова для студентов, обучающихся по специальности 080801 “Прикладная информатика в экономике”. Изучение основ программирования является важнейшей составной частью при подготовке студентов по данной специальности. На базе полученных знаний у студентов формируется фундамент для изучения последующих курсов, таких как “Информационные системы”, “Проектирование информационных систем”, “Высокоуровневые методы информатики и программирования” и т.д.

          В настоящее время миллионы людей получают образование по дистанционной форме обучения с помощью глобальной вычислительной сети Интернет. Использование Интернет-технологий позволяет:

·                обучаться “без отрыва от производства”;

·                выбрать для обучения удобное время и место;

·                получать оперативные, в том числе в режиме реального времени, консультации преподавателей;

·                обсуждать возникающие вопросы в Интернет-сообществах в интерактивном режиме;

·                использовать существующие мультимедийные электронные библиотеки;

·                оперативно найти применение полученным знаниям на практике.

          В связи с актуальностью развития дистанционного обучения и отсутствием соответствующих технических средств, которые рассчитаны на начинающего пользователя, нами был создан новый мультимедийный портал, позволяющий проводить дистанционные занятия по основам программирования.

          На мультимедийном портале реализована свободная регистрация и три уровня обучения (см. рис. 1).

 

Рис. 1.

 

          После выбора языка и среды программирования предлагается выбрать уровень обучения. Свободный доступ – только для начального курса. Основной курс доступен после прохождения теста.

          Начинающему программисту предлагается пройти курс из 27-30 занятий. Каждое занятие содержит раздел теоретических знаний, необходимых для написания и реализации проектов занятия и набор однотипных проектов для закрепления нового материала. В конце занятия предлагается ответить на ряд вопросов в свободной форме. При работе над проектом пользователю предлагается шаблон проекта: детальное описание действий по разработке интерфейса проекта и готовый листинг программ на выбранном языке программирования.

          Начальный курс содержит в себе детальное рассмотрение:

·                синтаксических конструкций выбранного языка программирования;

·                особенности создания приложений в выбранной среде программирования;

·                использование различных типов данных;

·                методологии объектно-ориентированного программирования;

·                моделирование графических объектов;

·                использование лексических конструкций;

·                работы с различными типами файлов;

·                этапов создания проектов в среде MS Windows.

          После прохождения 2/3 начального курса рекомендовано протестировать свои знания.

          Основной курс содержит задания на создание проектов с установочными файлами. Проекты основного курса трех уровней сложности: А, B и C. Для уровня сложности А представлены рекомендации: перечень программ проектов начального курса, которые можно использовать и мероприятия по адаптации интерфейсов программ-модулей. Представлены временные диаграммы работы проекта, реализующие принцип тестирования и отладки работы программ, входящих в проект. Для уровня B предлагается произвести тестирование работы проекта и по их результатам исправить и доработать интерфейс программ, сделать интерфейс более интеллектуальным. Уровень C предусматривает разработку алгоритма и интерфейса программы самостоятельно.

          Для психологической разгрузки посетителя сайта создана специальная страница, где представлены краткие биографические данные известных программистов, работы которых представляют основные этапы в развитии программирования. Обучаемым также представлена возможность провести ряд тестов по определению черт своего характера и оценки правильности выбора профессии:

·                Тест Юнга;

·                Тест Айзенка;

·                Тест на определение внимательности;

·                Тест на определение степени рассеянности;

·                Тест на профессиональную пригодность.

          На сайте реализовано три вида тестов: промежуточный, контрольный и итоговый. Прохождение промежуточного тестирования рекомендовано после каждого урока начального курса. Промежуточный тест содержит вопросы по теме урока, свойствах объектов интерфейса, которые использованы в проекте и форме записи основных алгоритмических конструкций выбранного языка программирования. Для реализации вопросов теста выбраны  конструкции: однозначный выбор (предлагается выбрать один из списка); множественный выбор (предлагается выбрать все правильные ответы из списка); упорядочивание или сопоставление (произвести сортировку); открытый (когда отсутствует шаблон ответа). Для промежуточного теста предусмотрен режим обучения, когда предлагается сравнить свои ответы с ключом теста.

          Контрольный входной тест основного курса предполагает знания в объеме школьного курса программирования (используются вопросы из ЕГЭ уровня B и C) плюс знание системы программирования плюс лексические конструкции, выбранного объектно-ориентированного языка программирования. Вопросы теста генерируются из библиотеки по уровню сложности, который устанавливает тестируемый. Также предусмотрен выбор ограничения на временной интервал прохождения вопросов теста. Ключ к контрольному входному тесту на регистрацию не предусмотрен, представлена информация только о количестве правильных ответов. Обучаемому дается возможность многократного прохождения тестирования с установкой таймера. Включение режима регистрации рекомендовано только при прохождении контрольного теста в пределах средних значений в настройке таймера и  при наличии результативности не менее 80%.

          Итоговое тестирование включает в себя уровень знаний студентов первого курса по дисциплине “Информатика и программирование”. Для защиты курсовой работы необходимо выбрать из предлагаемого списка и зарезервировать тему проекта, провести разработку и тестирование проекта. Переслать готовый модуль проекта на сайт, ответить на вопросы комиссии в режиме реального времени.

          Защита курсового проекта осуществляется в три этапа:

·                прохождение итогового теста не менее чем на 70%;

·                положительная оценка проекта комиссией;

·                защита проекта в режиме оn-line.

          Разработанное авторами методическое обеспечение уже было апробировано в учебном процессе для студентов, обучающихся по специальностям: 080801 “Прикладная информатика в экономике” на очной и очно-заочной формах обучения и показало свою эффективность. Этот факт дает основание полагать, что дистанционное обучение программированию – перспективная образовательная технология будущего.

 

Литература

 

1.             О.В. Мясникова, М.Б. Новикова, Г.Б. Прончев  О методическом обеспечении изучения основ программирования / в кн. “Информатизация образования – 2009: материалы Международной научно-методической конференции”. – Волгоград: Изд-во ВПГУ “Перемена”, 2009, С. 269 – 272.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle