Мультимедийный портал для организации занятий по программированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прончев, Г. Б. Мультимедийный портал для организации занятий по программированию / Г. Б. Прончев, Н. Г. Прончева, О. В. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1741/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье представлен мультимедийный портал для организации дистанционной формы обучения студентов основам программирования. Реализован выбор языка и среды программирования. Учебный курс содержит 30 занятий.

 

          В нашей предыдущей работе [1] сообщалось о разработке методического обеспечения преподавания основ программирования в МГГУ им. М.А. Шолохова для студентов, обучающихся по специальности 080801 “Прикладная информатика в экономике”. Изучение основ программирования является важнейшей составной частью при подготовке студентов по данной специальности. На базе полученных знаний у студентов формируется фундамент для изучения последующих курсов, таких как “Информационные системы”, “Проектирование информационных систем”, “Высокоуровневые методы информатики и программирования” и т.д.

          В настоящее время миллионы людей получают образование по дистанционной форме обучения с помощью глобальной вычислительной сети Интернет. Использование Интернет-технологий позволяет:

·                обучаться “без отрыва от производства”;

·                выбрать для обучения удобное время и место;

·                получать оперативные, в том числе в режиме реального времени, консультации преподавателей;

·                обсуждать возникающие вопросы в Интернет-сообществах в интерактивном режиме;

·                использовать существующие мультимедийные электронные библиотеки;

·                оперативно найти применение полученным знаниям на практике.

          В связи с актуальностью развития дистанционного обучения и отсутствием соответствующих технических средств, которые рассчитаны на начинающего пользователя, нами был создан новый мультимедийный портал, позволяющий проводить дистанционные занятия по основам программирования.

          На мультимедийном портале реализована свободная регистрация и три уровня обучения (см. рис. 1).

 

Рис. 1.

 

          После выбора языка и среды программирования предлагается выбрать уровень обучения. Свободный доступ – только для начального курса. Основной курс доступен после прохождения теста.

          Начинающему программисту предлагается пройти курс из 27-30 занятий. Каждое занятие содержит раздел теоретических знаний, необходимых для написания и реализации проектов занятия и набор однотипных проектов для закрепления нового материала. В конце занятия предлагается ответить на ряд вопросов в свободной форме. При работе над проектом пользователю предлагается шаблон проекта: детальное описание действий по разработке интерфейса проекта и готовый листинг программ на выбранном языке программирования.

          Начальный курс содержит в себе детальное рассмотрение:

·                синтаксических конструкций выбранного языка программирования;

·                особенности создания приложений в выбранной среде программирования;

·                использование различных типов данных;

·                методологии объектно-ориентированного программирования;

·                моделирование графических объектов;

·                использование лексических конструкций;

·                работы с различными типами файлов;

·                этапов создания проектов в среде MS Windows.

          После прохождения 2/3 начального курса рекомендовано протестировать свои знания.

          Основной курс содержит задания на создание проектов с установочными файлами. Проекты основного курса трех уровней сложности: А, B и C. Для уровня сложности А представлены рекомендации: перечень программ проектов начального курса, которые можно использовать и мероприятия по адаптации интерфейсов программ-модулей. Представлены временные диаграммы работы проекта, реализующие принцип тестирования и отладки работы программ, входящих в проект. Для уровня B предлагается произвести тестирование работы проекта и по их результатам исправить и доработать интерфейс программ, сделать интерфейс более интеллектуальным. Уровень C предусматривает разработку алгоритма и интерфейса программы самостоятельно.

          Для психологической разгрузки посетителя сайта создана специальная страница, где представлены краткие биографические данные известных программистов, работы которых представляют основные этапы в развитии программирования. Обучаемым также представлена возможность провести ряд тестов по определению черт своего характера и оценки правильности выбора профессии:

·                Тест Юнга;

·                Тест Айзенка;

·                Тест на определение внимательности;

·                Тест на определение степени рассеянности;

·                Тест на профессиональную пригодность.

          На сайте реализовано три вида тестов: промежуточный, контрольный и итоговый. Прохождение промежуточного тестирования рекомендовано после каждого урока начального курса. Промежуточный тест содержит вопросы по теме урока, свойствах объектов интерфейса, которые использованы в проекте и форме записи основных алгоритмических конструкций выбранного языка программирования. Для реализации вопросов теста выбраны  конструкции: однозначный выбор (предлагается выбрать один из списка); множественный выбор (предлагается выбрать все правильные ответы из списка); упорядочивание или сопоставление (произвести сортировку); открытый (когда отсутствует шаблон ответа). Для промежуточного теста предусмотрен режим обучения, когда предлагается сравнить свои ответы с ключом теста.

          Контрольный входной тест основного курса предполагает знания в объеме школьного курса программирования (используются вопросы из ЕГЭ уровня B и C) плюс знание системы программирования плюс лексические конструкции, выбранного объектно-ориентированного языка программирования. Вопросы теста генерируются из библиотеки по уровню сложности, который устанавливает тестируемый. Также предусмотрен выбор ограничения на временной интервал прохождения вопросов теста. Ключ к контрольному входному тесту на регистрацию не предусмотрен, представлена информация только о количестве правильных ответов. Обучаемому дается возможность многократного прохождения тестирования с установкой таймера. Включение режима регистрации рекомендовано только при прохождении контрольного теста в пределах средних значений в настройке таймера и  при наличии результативности не менее 80%.

          Итоговое тестирование включает в себя уровень знаний студентов первого курса по дисциплине “Информатика и программирование”. Для защиты курсовой работы необходимо выбрать из предлагаемого списка и зарезервировать тему проекта, провести разработку и тестирование проекта. Переслать готовый модуль проекта на сайт, ответить на вопросы комиссии в режиме реального времени.

          Защита курсового проекта осуществляется в три этапа:

·                прохождение итогового теста не менее чем на 70%;

·                положительная оценка проекта комиссией;

·                защита проекта в режиме оn-line.

          Разработанное авторами методическое обеспечение уже было апробировано в учебном процессе для студентов, обучающихся по специальностям: 080801 “Прикладная информатика в экономике” на очной и очно-заочной формах обучения и показало свою эффективность. Этот факт дает основание полагать, что дистанционное обучение программированию – перспективная образовательная технология будущего.

 

Литература

 

1.             О.В. Мясникова, М.Б. Новикова, Г.Б. Прончев  О методическом обеспечении изучения основ программирования / в кн. “Информатизация образования – 2009: материалы Международной научно-методической конференции”. – Волгоград: Изд-во ВПГУ “Перемена”, 2009, С. 269 – 272.

 

Основные термины (генерируются автоматически): начальный курс, основной курс, выбранный язык программирования, мультимедийный портал, тест, дистанционное обучение, контрольный входной тест, Прикладная информатика, промежуточный тест, реальное время.


Похожие статьи

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, тест, LMS, содержание теста, правильный ответ, задание, общий случай, современное состояние науки, взаимосвязь содержания, учебный процесс.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов. Множественный выбор — позволяет выбрать один или несколько ответов из заданного списка.

Анализ и сравнение методов контроля при проведении...

Тесты могут решать задачи входного контроля, текущего, итогового контроля или это могут быть тесты-тренажёры.

Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: Дистанционное_обучение.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».

Автоматизированная информационная система контроля знаний...

выбрать для обучения удобное время и место

использовать существующие мультимедийные электронные библиотеки

...на портале реализовано три вида тестов: промежуточный, контрольный и итоговый.

Особенности изучения способа тестирования базового пути...

1) тесты, обеспечивающие его проверку, гарантируют

4. Полевщиков И. С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль.

5. Система программирования Pascal ABC.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

‒ Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного

‒ лекции; ‒ мультимедиа (обучающие видеоролики, различные иллюстрационные схемы и принскрины прикладных программ)

Обучение объектно ориентированной парадигме...

Обучение объектно ориентированной парадигме программирования бакалавров направления «Прикладная информатика».

Поэтому на сегодняшний день познание каждой из основных парадигм программирования: процедурной, объектно-ориентированной, логической или...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом тесты могут конструироваться по определенной теме, разделу или учебному курсу.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание, правильный ответ, педагогическая...

Похожие статьи

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, тест, LMS, содержание теста, правильный ответ, задание, общий случай, современное состояние науки, взаимосвязь содержания, учебный процесс.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов. Множественный выбор — позволяет выбрать один или несколько ответов из заданного списка.

Анализ и сравнение методов контроля при проведении...

Тесты могут решать задачи входного контроля, текущего, итогового контроля или это могут быть тесты-тренажёры.

Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс] — Режим доступа: Дистанционное_обучение.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».

Автоматизированная информационная система контроля знаний...

выбрать для обучения удобное время и место

использовать существующие мультимедийные электронные библиотеки

...на портале реализовано три вида тестов: промежуточный, контрольный и итоговый.

Особенности изучения способа тестирования базового пути...

1) тесты, обеспечивающие его проверку, гарантируют

4. Полевщиков И. С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль.

5. Система программирования Pascal ABC.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

‒ Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного

‒ лекции; ‒ мультимедиа (обучающие видеоролики, различные иллюстрационные схемы и принскрины прикладных программ)

Обучение объектно ориентированной парадигме...

Обучение объектно ориентированной парадигме программирования бакалавров направления «Прикладная информатика».

Поэтому на сегодняшний день познание каждой из основных парадигм программирования: процедурной, объектно-ориентированной, логической или...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом тесты могут конструироваться по определенной теме, разделу или учебному курсу.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание, правильный ответ, педагогическая...

Задать вопрос