Библиографическое описание:

Егорова А. М. Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 321-324.

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам.

«В существующих образовательных парадигмах содержание образования обычно отождествляется с достаточно узко трактуемым учебным материалом» [4, с. 532].  Недостаток нынешней системы образования в «предметной раздробленности целостной картины мира и дискретности изучения большого объема предметов» [8, с. 51].

Содержанием образования должна стать «…вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации» [8, с. 51].

Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе.

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [ 15, с.495].

Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет.

Д.И. Корнющенко выделяет следующие принципы интеграции:

·         принцип всеобщности;

·         принцип всесторонности;

·         принцип гармоничности (души и мысли);

·         принцип развития;

·         личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности) [10, с. 370-371].

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением, интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом. Таким образом, интеграция – это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве [17, с. 23].

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно» [3, с. 77]. Поэтому так часто сегодня учителя-предметники используют музыку на своих уроках.

Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой» [5, с. 138].

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.).

Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова [6] рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов, среди них: музыка и математика (Пифагор); музыка и физика (Ньютон); музыка и биология, химия (А.П. Бородин); музыка и география и др. «Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественнонаучным дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты» [6, с. 56]. «Это и есть тот классический путь, синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников» [6, с.57].

Разработанная система уроков Н. Палтышева, [13] предполагает введение музыки в уроки физики. Это музыка Баха, Бетховена, Скрябина, Чайковского, Шопена, Прокофьева, Моцарта, Грига и др., вводится она для того, чтобы создать определенный эмоциональный климат в классе. Автор утверждает, что включение музыки высокой традиции создает на уроках атмосферу высокой духовности, размышлений о глубинных основах бытия. «На уроке мы говорим с ребятами о материальном мире, рассуждаем о формах материи, ее свойствах, о несотворимости и неуничтожаемости материи. Сложные вопросы, сложная музыка, но зато как думается!» [13, с. 23].

Любой урок естественнонаучного цикла не потеряет, а только обретет свою значимость, если он будет насыщен элементами философии, а это в свою очередь и музыка, и поэзия, и живопись. Автор призывает: «…так давайте наши уроки сделаем не только уроками по изучению законов физики и химии, а уроками, на которых будет звучать гимн одержимым людям, гимн солнцу, гимн росинке, гимн человеческому разуму» [13, с. 25].

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков.

Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и др.), но и педагогическими методами и приёмами (применение схем, графиков, формул и т.д.). Диссертационное исследование Е.Б. Ежовой [7] связано с изучением особенностей развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики. В первую очередь связь между предметами заключается «в применении общих понятий (счёт, доли, размер, квадрат – не квадрат, дроби, система координат, формулы, число, чёт-нечет и т.д.); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание); в применении общего вида мышления (логического); в необходимости иметь общие психические качества (логически мыслить, думать, рассуждать и т.д.)» [7, с. 19]. «Использование элементов математики дает возможность адекватно воспринимать музыкальные понятия, эстетически почувствовать стройность и красоту музыкальных структур, развивать гибкость мышления, связывать понятия и идеи из разных областей знаний, развивать общие приемы умственной деятельности (классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.)» [7, с. 15].

В свою очередь учителя математики на уроках применяют элементы музыкальной теории, дабы избежать в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере математики и оторванности её от жизни и практики. «Наполнив уроки конкретными фактами, яркими образами и сделав их содержательнее, разнообразнее и занимательнее учитель может навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром» [16, с.1].

Русикова М.В. [14] в своем диссертационном исследовании рассматривает использование музыки на уроках математики в начальной школе в качестве вспомогательного компонента обучения:

-        как способ активизации деятельности (под музыку выполняются задания по математике);

-        как интеллектуальный отдых;

-        как эмоциональное обогащение восприятия, способствующее лучшему запоминанию материала;

-        как игру, способствующую развитию интереса к «сухой» науке (через попевки, прибаутки на математические правила).

«Глубина восприятия и переживания музыки накладывает отпечаток на интеллектуальные, строго логические размышления и действия детей, существенно повышая их продуктивность» [14, с. 80].

Существуют разработки бинарных уроков, составленные совместно учителем математики и учителем музыки. Авторы: Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. [18], Исратова Ю. [9], Кутасова Л.С. [11], Андреева С.В. [2], Маврина Т.В. [12] и др. Цели подобных уроков:

-        расширение кругозора учащихся;

-        выявление общих закономерностей в музыке и математике;

-        воспитание интереса к изучаемым предметам.

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1)      образовательная – формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2)      развивающая – развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3)      воспитательная – формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания обучения.

 

Литература:

1.      Азевич А. О тональности ми мажор: Интегрированный урок: музыка и математика [Текст] / А. Азевич // Учительская газета. – 1997. – №24. – С.9.

2.      Андреева С.В. Музыка и математика – сколь родственны они! (бинарный урок для 6-го класса) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://festival.1september.ru/articles/508853/

3.      Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И. Арябкина //Искусство в школе. – 2007. - №2. – С.76-78.

4.      Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] /Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

5.      Голешевич Б.О. Содержание общего музыкального образования эвристического типа [Текст] /Б.О. Голешевич //Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». - Екатеринбург, 28-30 октября 2008. - С. 135-141.

6.      Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов [Текст] / Т.Ю. Гуняшова //Музыка в школе – 2003. - №1. – С.54-57.

7.      Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /Е.Б. Ежова. - Москва, 2007. - 24 с.

8.      Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. - 192 с.

9.      Исратова Ю. Я иду на урок. Интегрированный урок «Дроби и ноты» (математика и музыка) [Текст] / Ю. Исратова //Библиотека «Первого сентября». Математика». – 1999. - №36. – С.15.

10.  Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] /Д.И. Корнющенко. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. – 608 с.

11.  Кутасова Л.С. Учебный проект «В математике есть своя красота» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://wiki.iteach.ru/index.php/

12.  Маврина Т.В. Эссе «Математика и музыка» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://letopisi.ru/index.php/

13.  Палтышев Н. Музыка на уроках физики [Текст] / Н. Палтышев //Музыка в школе. – 1989. - №1. – С.23-25.

14.  Русикова М.В. Развивающая функция межпредметных связей в начальном образовании (математика и музыка) [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /М.В. Русикова. - Москва, 2003. – 135 с.

15.  Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с.

16.  Федорова Л.Б. Методическая разработка урока математики с элементами музыкальной теории [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/595.doc

17.  Фоминова М.А., Кочерова Е.А., Кошмина И.В., Никитина А.Б. и др. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения [Текст] /М.А. Фоминова, Е.А. Кочерова, И.В. Кошмина, А.Б. Никитина и др. //Музыка в школе. – 2006. – №5. – С. 20-42.

18.  Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. Интегрированный урок математика-музыка по теме: «С нотой дробь объединим» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gapkin-school.narod.ru/index32.html

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle