Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 4348 раз

Библиографическое описание:

Егорова, А. М. Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 321-324. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1740/ (дата обращения: 25.04.2024).

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам.

«В существующих образовательных парадигмах содержание образования обычно отождествляется с достаточно узко трактуемым учебным материалом» [4, с. 532].  Недостаток нынешней системы образования в «предметной раздробленности целостной картины мира и дискретности изучения большого объема предметов» [8, с. 51].

Содержанием образования должна стать «…вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации» [8, с. 51].

Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе.

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [ 15, с.495].

Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет.

Д.И. Корнющенко выделяет следующие принципы интеграции:

·         принцип всеобщности;

·         принцип всесторонности;

·         принцип гармоничности (души и мысли);

·         принцип развития;

·         личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности) [10, с. 370-371].

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением, интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом. Таким образом, интеграция – это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве [17, с. 23].

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно» [3, с. 77]. Поэтому так часто сегодня учителя-предметники используют музыку на своих уроках.

Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой» [5, с. 138].

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.).

Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова [6] рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов, среди них: музыка и математика (Пифагор); музыка и физика (Ньютон); музыка и биология, химия (А.П. Бородин); музыка и география и др. «Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественнонаучным дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты» [6, с. 56]. «Это и есть тот классический путь, синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников» [6, с.57].

Разработанная система уроков Н. Палтышева, [13] предполагает введение музыки в уроки физики. Это музыка Баха, Бетховена, Скрябина, Чайковского, Шопена, Прокофьева, Моцарта, Грига и др., вводится она для того, чтобы создать определенный эмоциональный климат в классе. Автор утверждает, что включение музыки высокой традиции создает на уроках атмосферу высокой духовности, размышлений о глубинных основах бытия. «На уроке мы говорим с ребятами о материальном мире, рассуждаем о формах материи, ее свойствах, о несотворимости и неуничтожаемости материи. Сложные вопросы, сложная музыка, но зато как думается!» [13, с. 23].

Любой урок естественнонаучного цикла не потеряет, а только обретет свою значимость, если он будет насыщен элементами философии, а это в свою очередь и музыка, и поэзия, и живопись. Автор призывает: «…так давайте наши уроки сделаем не только уроками по изучению законов физики и химии, а уроками, на которых будет звучать гимн одержимым людям, гимн солнцу, гимн росинке, гимн человеческому разуму» [13, с. 25].

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков.

Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и др.), но и педагогическими методами и приёмами (применение схем, графиков, формул и т.д.). Диссертационное исследование Е.Б. Ежовой [7] связано с изучением особенностей развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики. В первую очередь связь между предметами заключается «в применении общих понятий (счёт, доли, размер, квадрат – не квадрат, дроби, система координат, формулы, число, чёт-нечет и т.д.); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание); в применении общего вида мышления (логического); в необходимости иметь общие психические качества (логически мыслить, думать, рассуждать и т.д.)» [7, с. 19]. «Использование элементов математики дает возможность адекватно воспринимать музыкальные понятия, эстетически почувствовать стройность и красоту музыкальных структур, развивать гибкость мышления, связывать понятия и идеи из разных областей знаний, развивать общие приемы умственной деятельности (классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.)» [7, с. 15].

В свою очередь учителя математики на уроках применяют элементы музыкальной теории, дабы избежать в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере математики и оторванности её от жизни и практики. «Наполнив уроки конкретными фактами, яркими образами и сделав их содержательнее, разнообразнее и занимательнее учитель может навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром» [16, с.1].

Русикова М.В. [14] в своем диссертационном исследовании рассматривает использование музыки на уроках математики в начальной школе в качестве вспомогательного компонента обучения:

-        как способ активизации деятельности (под музыку выполняются задания по математике);

-        как интеллектуальный отдых;

-        как эмоциональное обогащение восприятия, способствующее лучшему запоминанию материала;

-        как игру, способствующую развитию интереса к «сухой» науке (через попевки, прибаутки на математические правила).

«Глубина восприятия и переживания музыки накладывает отпечаток на интеллектуальные, строго логические размышления и действия детей, существенно повышая их продуктивность» [14, с. 80].

Существуют разработки бинарных уроков, составленные совместно учителем математики и учителем музыки. Авторы: Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. [18], Исратова Ю. [9], Кутасова Л.С. [11], Андреева С.В. [2], Маврина Т.В. [12] и др. Цели подобных уроков:

-        расширение кругозора учащихся;

-        выявление общих закономерностей в музыке и математике;

-        воспитание интереса к изучаемым предметам.

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1)      образовательная – формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2)      развивающая – развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3)      воспитательная – формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания обучения.

 

Литература:

1.      Азевич А. О тональности ми мажор: Интегрированный урок: музыка и математика [Текст] / А. Азевич // Учительская газета. – 1997. – №24. – С.9.

2.      Андреева С.В. Музыка и математика – сколь родственны они! (бинарный урок для 6-го класса) [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://festival.1september.ru/articles/508853/

3.      Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И. Арябкина //Искусство в школе. – 2007. - №2. – С.76-78.

4.      Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] /Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

5.      Голешевич Б.О. Содержание общего музыкального образования эвристического типа [Текст] /Б.О. Голешевич //Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». - Екатеринбург, 28-30 октября 2008. - С. 135-141.

6.      Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов [Текст] / Т.Ю. Гуняшова //Музыка в школе – 2003. - №1. – С.54-57.

7.      Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /Е.Б. Ежова. - Москва, 2007. - 24 с.

8.      Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. - 192 с.

9.      Исратова Ю. Я иду на урок. Интегрированный урок «Дроби и ноты» (математика и музыка) [Текст] / Ю. Исратова //Библиотека «Первого сентября». Математика». – 1999. - №36. – С.15.

10.  Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] /Д.И. Корнющенко. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. – 608 с.

11.  Кутасова Л.С. Учебный проект «В математике есть своя красота» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://wiki.iteach.ru/index.php/

12.  Маврина Т.В. Эссе «Математика и музыка» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://letopisi.ru/index.php/

13.  Палтышев Н. Музыка на уроках физики [Текст] / Н. Палтышев //Музыка в школе. – 1989. - №1. – С.23-25.

14.  Русикова М.В. Развивающая функция межпредметных связей в начальном образовании (математика и музыка) [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /М.В. Русикова. - Москва, 2003. – 135 с.

15.  Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с.

16.  Федорова Л.Б. Методическая разработка урока математики с элементами музыкальной теории [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/595.doc

17.  Фоминова М.А., Кочерова Е.А., Кошмина И.В., Никитина А.Б. и др. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения [Текст] /М.А. Фоминова, Е.А. Кочерова, И.В. Кошмина, А.Б. Никитина и др. //Музыка в школе. – 2006. – №5. – С. 20-42.

18.  Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. Интегрированный урок математика-музыка по теме: «С нотой дробь объединим» [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gapkin-school.narod.ru/index32.html

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, урок, интеграция музыки, математик, музыкальное искусство, предмет, связь, включение музыки, образовательный процесс, учебный материал.


Похожие статьи

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Интегрированные уроки с применением информационных...

· «Принципы работы в среде нотных редакторов» (математика и информатика, 2-3 курсы и музыкальная информатика, 4 курс).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, интегрированный урок, урок, внутрипредметная интеграция, MIDI...

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, эффективный метод лечения, учебный процесс, современная жизнь, образовательный процесс, единственная наука, воспитание...

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, практическая деятельность, музыкальное обучение...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал, комплексное аудиовизуальное пособие, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов, великая музыка.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

В образовательный процесс Детских музыкальных школ и Детских школ искусств активно внедряются учебные программы доктора

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального...

Похожие статьи

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, образное мышление, учебное время, молодое поколение, разнообразный вид деятельности.

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Интегрированные уроки с применением информационных...

· «Принципы работы в среде нотных редакторов» (математика и информатика, 2-3 курсы и музыкальная информатика, 4 курс).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, интегрированный урок, урок, внутрипредметная интеграция, MIDI...

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, эффективный метод лечения, учебный процесс, современная жизнь, образовательный процесс, единственная наука, воспитание...

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, практическая деятельность, музыкальное обучение...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал, комплексное аудиовизуальное пособие, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов, великая музыка.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

В образовательный процесс Детских музыкальных школ и Детских школ искусств активно внедряются учебные программы доктора

Н. С. Мошкарова в своей работе «Интеграция мультимедийных средств обучения в процесс профессионального музыкального...

Задать вопрос