Библиографическое описание:

Алексеев Н. А. О нормативно-технической документации и экологическом контроле // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 86-88.

В соответствии с [1-3] природопользователи обязаны проводить производственный экологический контроль  воздействия на окружающую среду (ОС). В первую очередь контролируется соблюдение нормативов предельно-допустимого уровня воздействия на ОС. Эти нормативы устанавливаются на все виды воздействия: на загрязнение атмосферного воздуха, на загрязнение водоемов и на размещение отходов производства и потребления. По этим видам воздействия разрабатываются нормативно-технические документы (НТД) для предприятия: проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу (проект ПДВ), проект нормативов допустимых сбросов (НДС) и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) [1,4,5]. После утверждения проектов территориальным органом Ростехнадзора выдаются документы:

·         Разрешение на выбросы ЗВ в атмосферный воздух

·         Разрешение на сбросы ЗВ

·         Лимиты на размещение отходов

Различные виды документации на предприятии взаимосвязаны. На примере воздействия на атмосферный воздух имеется следующая схема связей:

 

Из всех сред наиболее сложно исследование загрязнения атмосферного воздуха вследствие многообразия технологических процессов, различных условий поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, влияния физических факторов на распространение примесей в воздухе. Поэтому в отношении загрязнения атмосферного воздуха разрабатываются два документа: “Инвентаризация источников выбросов” и “Проект нормативов предельно-допустимых выбросов”. В первом НТД приводятся материалы всестороннего обследования всех источников выделения вредных веществ, которые систематизируются. Во втором НТД на основе полученных и согласованных в территориальном органе Ростехнадзора данных о массовых выбросах веществ из всех источников загрязнения атмосферы (ИЗА) приводятся результаты расчетов приземных концентраций примесей в районе расположения рассматриваемого объекта и предлагаются нормативы предельно-допустимых выбросов по всем веществам.

С проектами НДС и ПНООЛР связь проекта ПДВ балансовая. При наличии очистных сооружений, открытая площадь испарения которых может насчитывать десятки га, в атмосферу неизбежно поступление значительного количества летучих ингредиентов, содержащихся в сточных водах. При определении количества образующихся отходов учитывают выброс в воздух пыли из пылеулавливающих установок и летучих компонент из аппаратов мокрой очистки и из емкостей с жидкими шламами. 

С получением разрешительной документации, срок действия которой до 5 лет, природопользователи расширяют систему управления воздействием своего предприятия на ОС, разрабатывая на базе основных НТД  другие документы и программы. На основе результатов производственного контроля, заложенного в проекте ПДВ, формируется годовой статистический отчет (форма 2-ТП “воздух”). На основе проекта ПДВ, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение органа Роспотребнадзора, разрабатывается проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), в составе которого приводится мониторинг состояния атмосферного воздуха за пределами производственной площадки. При внедрении системы экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии основным исходным документом в отношения воздействия на атмосферный воздух также является проект ПДВ. Мероприятия по снижению выбросов с использованием газоочистных установок для достижения установленных нормативов выбросов и мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) проходят отдельное дополнительное согласование в других контролирующих и уполномоченных органах. В последнее время некоторые предприятия стали отдельно разрабатывать программы производственного экологического контроля и экологического мониторинга. Таким образом на предприятии выстраивается система управления воздействием на ОС, где все элементы системы взаимосвязаны.

Имея разрешения на все виды воздействия на ОС хозяйствующие субъекты склонны полагать, что риски, связанные с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, исчезают. При этом они не подозревают, что могут быть скрытые риски, связанные с использованием документов. При проведении производственного экологического контроля используются те же методики, что и при проведении инвентаризации [6]. Следовательно, ошибки, допущенные при проектировании, могут повториться. При проведении производственного контроля необходимо помнить, что к основным принципам нормирования выбросов относятся следующие положения:

- максимально-разовый выброс ЗВ определяется при максимальной технологической загрузке оборудования;

- нормативы ПДВ устанавливаются по всем ЗВ на каждом из ИЗА.

В бытность Госкомэкологии систематически проверялось проведение производственного контроля на предприятиях, а в настоящее время вся ответственность за проведение этого контроля полностью лежит на самих предприятиях. Если на предприятии не было изменений в технологических процессах, то первое из названных положений зачастую не проверяется. В годовых отчетах приводятся значения выбросов веществ в целом по предприятию. Интегральная оценка годовых выбросов не позволяет проверить второе положение. Превышение лимитов выбросов на отдельных источниках не всегда приводит к превышению суммарных установленных лимитов.

При проведении производственного экологического контроля необходимо производить расчеты выбросов по всем ИЗА, т.е. повторить всю процедуру, изложенную в проекте ПДВ. Это весьма трудоемкий процесс и требует соответствующей квалификации исполнителей, требующей определенных знаний в области химии, физики, математики. В случае затруднений на практике обычно просто переписываются данные из проекта. Отсюда в отчетах многих предприятий расчетные значения выбросов за отчетный год совпадают с установленными лимитами выбросов, что в принципе практически невозможно. Неизменность значений выбросов означает, что из года в год не меняются ни время работы оборудования, ни расход сырья и материалов. Несоответствия выявляются при анализе пояснительной записки к отчету.

В исходной документации ошибки в вычислениях приводят к завышению или занижению значений массовых выбросов ЗВ. Чаще к ошибкам приводит неверное моделирование технологических процессов, не учет особенностей технологических процессов. Реже встречается намеренное занижение с целью получения нормативов ПДВ. Завышенные значения выбросов с одной стороны обеспечивают “запас” лимитов, хотя ведут к некоторой переплате за выбросы. С другой стороны нередко при этом по некоторым веществам приходится разрабатывать мероприятия по снижению выбросов, проектировать газоочистку, ставить эти ЗВ под обязательный аналитический контроль и включать в программу мониторинга. В этом случае материальные затраты могут быть существенными и неоправданными. Ошибки, связанные с рассмотрением технологических процессов, успешно выявлялись ранее, когда существовала экологическая экспертиза проектов, и в состав экспертной комиссии входили специалисты в разных отраслях промышленности. В настоящее время проверку проектов осуществляют специалисты Ростехнадзора, от которых требовать специальных знаний не представляется реальным. Согласно действующему законодательству вся ответственность за материалы, представленные в проекте, лежит на владельце документа, т.е. на предприятии, для которого и разработан проект. Если занижены значения массовых выбросов на источнике (а ошибки могут достигать одного или нескольких порядков) и расчетные приземные концентрации соответствующих веществ незначительны, то такой ИЗА выпадает из-под экологического контроля как производственного, так и государственного, поскольку необходимость и периодичность контроля прописывается в проекте ПДВ.

Отмеченные несоответствия стали чаще выявляться при разработке и внедрении программ экологического контроля и мониторинга. В этом случае для выявления соблюдения нормативов выбросов на каждом из ИЗА требуется произвести расчет выбросов при фактической максимальной загрузке производственных участков с учетом одновременности работы различного технологического оборудования. В отличие от подготовки годового отчета здесь в первую очередь следует обращать внимание не на величину годового выброса, а на значение максимально-разового выброса (г/сек). Именно последний является нормативом предельно-допустимого выброса, поскольку именно на основе его значения впоследствии определяются приземные концентрации примеси, значения которых сравниваются с гигиеническими критериями качества воздуха. Норматив ПДВ считается нарушенным, если фактическое значение максимального разового выброса (г/с) из любого ИЗА объекта или объекта в целом выше установленных величин ПДВ или фактическое значение валового выброса (т/год) для объекта в целом в рассматриваемый год больше, чем установленная величина ПДВ.

Если выявляется, что норматив выброса превышен, то соответствующий превышению годовой выброс считается сверхлимитным даже в случае не превышения годовым общего лимита выброса на источнике. Сверхлимитные выбросы подлежат оплате в 25-кратном размере. Выявление превышения нормативов выбросов в соответствии с законодательством влечет за собой следующие последствия:

- приостановление действия Разрешения на выбросы, корректировку проекта ПДВ;

- аннулирование Разрешения на выбросы, переработку документации;

- административные штрафы.

С аннулированием разрешения все выбросы будут считаться сверхлимитными. Признание нелегитимным действующего проекта ПДВ не только лишает предприятие лимитов, но и ставит под сомнение действие разработанных на основе проекта ПДВ других нормативно-технических документов предприятия (например, проекта СЗЗ) и программ (в системе ЭМ). Переработка документации потребует весьма значительных временных и финансовых затрат. Во избежание проблем хозяйствующим субъектам рекомендуется повышение квалификации своих специалистов, проведение производственного контроля в полном объеме, аудит нормативно-технической документации предприятия.

 

Литература:

  1. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ
  2. Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха” от 01.05.1999 г. № 96-ФЗ
  3. Постановление Правительства от 21.04.2000 г. № 373 “Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников ”
  4. Постановление Правительства от 02.03.2000 г. № 183 “О нормативах выбросов   вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него”
  5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”
  6. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.- НИИ Атмосфера ФСЭТН, С.-Пб, 2005 г.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle