Библиографическое описание:

Мальцева А. В. Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 337-339.

Введение в штатное расписание большинства детских медицинских учреждений России должности социального педагога, начало происходить с начала 2000-х годов. В стационарах это было связано, прежде всего, с резким увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, госпитализируемых по так называемым социальным показаниям. Другими словами, можно сказать, что до этого момента социально - педагогическая работа в учреждениях здравоохранения с данным контингентом детей не проводилась.

Сегодня специалисты единодушны в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической и психологической поддержке, независимо от типа учреждения, в котором они находятся. В связи с этим необходимо способствовать разработке новых форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми, в условиях медицинского учреждения.

Социальные педагоги системы здравоохранения осуществляют свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанным на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В соответствии со сложившейся ситуацией и рекомендациями правительства в РФ проводится усиление консолидации ведомств, организаций и учреждений, которые должны принимать участие в проведении мероприятий по профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений[1;2;3;4;5;6;7;8].

Выявление детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из главных задач социального педагога детского медицинского учреждения. Практика показывает, что чем раньше выявлен такой ребенок, тем больше возможностей у специалиста оказать ему своевременную и качественную помощь. Это связано не только с увеличением временного отрезка, достаточного для оказания помощи, но и с возможностью разрешить проблемы ребенка с учетом его психологического и физического состояния на самом раннем этапе.

В статье 121 Семейного Кодекса РФ приведен ряд причин, по которым ребенок может остаться без попечения родителей:

-смерть родителей или законных представителей;

-лишение или ограничение родителей в правах;

-признание родителей или законных представителей недееспособными;

-пребывание родителей или законных представителей в местах лишения свободы или длительное пребывание в медицинском учреждении;

-уклонение или неисполнение родительских обязанностей;

-отказ родителей забрать ребенка из учреждения (медицинского, воспитательного, учреждения социальной защиты и т.п.)[8].

Может иметь место комплекс причин и обстоятельств, в каждом конкретном случае.

Информация о госпитализации таких детей может поступать от лечащего врача, медицинских работников приемного отделения больницы, от сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, граждан, владеющих соответствующей информацией и т.д. Социальный педагог может активно выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем просмотра журнала госпитализации в приемном покое больницы, во время обхода отделений стационара, в контакте с врачебным и педагогическим персоналом.

Выявив ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываясь на требованиях нормативно-правовой документации, социальный педагог обязан:

-проинформировать органы опеки и попечительства в срок от 3 до 7 дней о выявлении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

-объявить о государственной регистрации рождения найденного или подкинутого ребенка, родители которого неизвестны, не позднее через 7 дней со дня его обнаружения. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или органы опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка [7;8].

Порядок государственной регистрации рождения и оформления документов на найденного (подкинутого) ребенка, а также формы бланков заявлений и документов для регистрации детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Правительством РФ и представлены в соответствующих законодательных актах[7;8] .

Источниками информации о ребенке могут служить следующие документы:

-личные документы ребенка (свидетельство о рождении);

-медицинская документация (медицинский полис, направление детской поликлиники, амбулаторная карта ребенка);

 -прочие документы (характеристика с места воспитания или обучения, акт о выявлении и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, акт обследования жилищно-бытовых условий, характеристики на ребенка и членов его семьи, решение суда, постановление о немедленном отобрании из семьи т.п.);

-устная информация от лиц (родственники, знакомые, соседи, официальные лица и т.п.), имеющих сведения, о каких – либо фактах из жизни ребенка-сироты или, оставшегося без попечения родителей.

На каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, в 2-х экземплярах заполняется «акт брошенного» (оставленного) ребенка по утвержденной форме и ходатайство от учреждения (в произвольной форме), в которое помещен несовершеннолетний, где излагается суть проблемы и обстоятельства госпитализации ребенка[3]. Поскольку осуществление функций по защите интересов прав несовершеннолетних возложено на органы опеки и попечительства, полученные данные направляются непосредственно в эту структуру, которая в свою очередь, работает в тесном контакте с учреждениями внутренних дел, жилищного хозяйства, социального обеспечения, прокуратурой, судом и т.п.

Важным компонентом деятельности социального педагога является педагогический мониторинг, который представляет собой способ организации сбора, обработки, хранения информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает непрерывное слежение за количеством поступивших, временными промежутками при повторных госпитализациях, условиями их жизнедеятельности, смене социального статуса и т.п. Вся информация хранится в условиях учреждения в электронном виде и на бумажном носителе.

Рассмотрим подробнее перечень документов, необходимых для проведения педагогического мониторинга.

Прежде всего, это, “Журнал учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”(форма журнала разработана автором статьи). В журнал заносятся данные о детях - сиротах, о детях, которые оказались на попечении у бабушек, дедушек, братьев, сестер, тетей (дядей), отчимов (мачех), в то время как сами родители не способны содержать и воспитывать их в силу сложившихся обстоятельств (болезни, помещения на длительное стационарное лечение, выезда за пределы страны или длительную командировку, осуждения, лишения родительских прав, отобрания детей и т.п.).

Данные заносятся в журнал в день их получения в соответствии с графами. В графе “Дата поступления” отмечается, дата поступления ребенка в медицинское учреждение, а также фиксируется день принятия решения об учреждении опеки (попечительства), либо об оформлении усыновления. В графы с соответствующими названиями вносятся Ф.И.О ребенка, его возраст, место проживания, сведения о родителях или законных представителях, место обучения или воспитания, а также обстоятельства помещения в медицинское учреждение. В графе “Вид устройства несовершеннолетнего”, записывается, в какое детское воспитательное учреждение направлен несовершеннолетний, передан ли родителям и т.п. Срок между взятием на учет и устройством не должен превышать одного месяца. Записи ведутся в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), и каждый год начинается с нового порядкового номера. Таким образом, определяется количество детей, выявленных и учтенных в течение конкретного периода. В графе «Дата устройства» отмечается, когда и куда выбыл ребенок (домой, в детское воспитательное учреждение, медицинское учреждение и т.п.).

Кроме того, на каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, заполняется «Статистическая карта беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, доставленного в лечебное учреждение, имеющее стационар». Карта заполняется на основании имеющихся документов. При отсутствии документов карта заполняется со слов лица, доставившего несовершеннолетнего, или в случае самостоятельного обращения со слов самого ребенка. На основании данных статистической карты составляется отчетность в конце каждого месяца и года[3].

На региональном и федеральном уровнях мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем постановки их на учет в соответствующем банке данных. Согласно Семейному Кодексу РФ, статье 122, орган опеки и попечительства обязан в 30-дневный срок решить вопрос о дальнейшем устройстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью и истечении указанного срока, направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном, а затем в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей[8].

Социальный педагог в процессе решения проблем ребенка, в тесном взаимодействии со специалистами различных областей, общественными организациями медико-социальной ориентации, выступает в качестве организатора и координатора. Руководствуясь принципами лечебной педагогики, учитывая лечебно-охранительный режим отделения, педагог способен не только ускорить процесс выздоровления, создать психологический комфорт, но и позволить ребенку учиться и развиваться в условиях стационара.

 

Литература:

1.      Временный порядок взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения, образования и социальной защиты по вопросам выявления, установления личности детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им медицинской и социальной помощи от 14.03.2007.

2.      Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ N 120 от 24.06.1999.

3.      Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними: Постановление Госкомстата России  от 30.08.2002.

4.      О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним: Приказ МЗ РФ N 307 от 14. 07. 2003.

5.      О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям: Приказ МЗ РФ N 47от 07.02.2002.

6.      О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Постановление правительства РФ N 154 от 13. 03. 2002.

7.      Об актах гражданского состояния: Федеральный закон РФ от 15.11.97.

8.      Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ N 223 от 08.12.1995.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle