Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 937 раз

Библиографическое описание:

Мальцева, А. В. Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения / А. В. Мальцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1727/ (дата обращения: 25.04.2024).

Введение в штатное расписание большинства детских медицинских учреждений России должности социального педагога, начало происходить с начала 2000-х годов. В стационарах это было связано, прежде всего, с резким увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, госпитализируемых по так называемым социальным показаниям. Другими словами, можно сказать, что до этого момента социально - педагогическая работа в учреждениях здравоохранения с данным контингентом детей не проводилась.

Сегодня специалисты единодушны в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической и психологической поддержке, независимо от типа учреждения, в котором они находятся. В связи с этим необходимо способствовать разработке новых форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми, в условиях медицинского учреждения.

Социальные педагоги системы здравоохранения осуществляют свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанным на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В соответствии со сложившейся ситуацией и рекомендациями правительства в РФ проводится усиление консолидации ведомств, организаций и учреждений, которые должны принимать участие в проведении мероприятий по профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений[1;2;3;4;5;6;7;8].

Выявление детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из главных задач социального педагога детского медицинского учреждения. Практика показывает, что чем раньше выявлен такой ребенок, тем больше возможностей у специалиста оказать ему своевременную и качественную помощь. Это связано не только с увеличением временного отрезка, достаточного для оказания помощи, но и с возможностью разрешить проблемы ребенка с учетом его психологического и физического состояния на самом раннем этапе.

В статье 121 Семейного Кодекса РФ приведен ряд причин, по которым ребенок может остаться без попечения родителей:

-смерть родителей или законных представителей;

-лишение или ограничение родителей в правах;

-признание родителей или законных представителей недееспособными;

-пребывание родителей или законных представителей в местах лишения свободы или длительное пребывание в медицинском учреждении;

-уклонение или неисполнение родительских обязанностей;

-отказ родителей забрать ребенка из учреждения (медицинского, воспитательного, учреждения социальной защиты и т.п.)[8].

Может иметь место комплекс причин и обстоятельств, в каждом конкретном случае.

Информация о госпитализации таких детей может поступать от лечащего врача, медицинских работников приемного отделения больницы, от сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, граждан, владеющих соответствующей информацией и т.д. Социальный педагог может активно выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем просмотра журнала госпитализации в приемном покое больницы, во время обхода отделений стационара, в контакте с врачебным и педагогическим персоналом.

Выявив ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываясь на требованиях нормативно-правовой документации, социальный педагог обязан:

-проинформировать органы опеки и попечительства в срок от 3 до 7 дней о выявлении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

-объявить о государственной регистрации рождения найденного или подкинутого ребенка, родители которого неизвестны, не позднее через 7 дней со дня его обнаружения. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или органы опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка [7;8].

Порядок государственной регистрации рождения и оформления документов на найденного (подкинутого) ребенка, а также формы бланков заявлений и документов для регистрации детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Правительством РФ и представлены в соответствующих законодательных актах[7;8] .

Источниками информации о ребенке могут служить следующие документы:

-личные документы ребенка (свидетельство о рождении);

-медицинская документация (медицинский полис, направление детской поликлиники, амбулаторная карта ребенка);

 -прочие документы (характеристика с места воспитания или обучения, акт о выявлении и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, акт обследования жилищно-бытовых условий, характеристики на ребенка и членов его семьи, решение суда, постановление о немедленном отобрании из семьи т.п.);

-устная информация от лиц (родственники, знакомые, соседи, официальные лица и т.п.), имеющих сведения, о каких – либо фактах из жизни ребенка-сироты или, оставшегося без попечения родителей.

На каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, в 2-х экземплярах заполняется «акт брошенного» (оставленного) ребенка по утвержденной форме и ходатайство от учреждения (в произвольной форме), в которое помещен несовершеннолетний, где излагается суть проблемы и обстоятельства госпитализации ребенка[3]. Поскольку осуществление функций по защите интересов прав несовершеннолетних возложено на органы опеки и попечительства, полученные данные направляются непосредственно в эту структуру, которая в свою очередь, работает в тесном контакте с учреждениями внутренних дел, жилищного хозяйства, социального обеспечения, прокуратурой, судом и т.п.

Важным компонентом деятельности социального педагога является педагогический мониторинг, который представляет собой способ организации сбора, обработки, хранения информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает непрерывное слежение за количеством поступивших, временными промежутками при повторных госпитализациях, условиями их жизнедеятельности, смене социального статуса и т.п. Вся информация хранится в условиях учреждения в электронном виде и на бумажном носителе.

Рассмотрим подробнее перечень документов, необходимых для проведения педагогического мониторинга.

Прежде всего, это, “Журнал учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”(форма журнала разработана автором статьи). В журнал заносятся данные о детях - сиротах, о детях, которые оказались на попечении у бабушек, дедушек, братьев, сестер, тетей (дядей), отчимов (мачех), в то время как сами родители не способны содержать и воспитывать их в силу сложившихся обстоятельств (болезни, помещения на длительное стационарное лечение, выезда за пределы страны или длительную командировку, осуждения, лишения родительских прав, отобрания детей и т.п.).

Данные заносятся в журнал в день их получения в соответствии с графами. В графе “Дата поступления” отмечается, дата поступления ребенка в медицинское учреждение, а также фиксируется день принятия решения об учреждении опеки (попечительства), либо об оформлении усыновления. В графы с соответствующими названиями вносятся Ф.И.О ребенка, его возраст, место проживания, сведения о родителях или законных представителях, место обучения или воспитания, а также обстоятельства помещения в медицинское учреждение. В графе “Вид устройства несовершеннолетнего”, записывается, в какое детское воспитательное учреждение направлен несовершеннолетний, передан ли родителям и т.п. Срок между взятием на учет и устройством не должен превышать одного месяца. Записи ведутся в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), и каждый год начинается с нового порядкового номера. Таким образом, определяется количество детей, выявленных и учтенных в течение конкретного периода. В графе «Дата устройства» отмечается, когда и куда выбыл ребенок (домой, в детское воспитательное учреждение, медицинское учреждение и т.п.).

Кроме того, на каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, заполняется «Статистическая карта беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, доставленного в лечебное учреждение, имеющее стационар». Карта заполняется на основании имеющихся документов. При отсутствии документов карта заполняется со слов лица, доставившего несовершеннолетнего, или в случае самостоятельного обращения со слов самого ребенка. На основании данных статистической карты составляется отчетность в конце каждого месяца и года[3].

На региональном и федеральном уровнях мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем постановки их на учет в соответствующем банке данных. Согласно Семейному Кодексу РФ, статье 122, орган опеки и попечительства обязан в 30-дневный срок решить вопрос о дальнейшем устройстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью и истечении указанного срока, направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном, а затем в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей[8].

Социальный педагог в процессе решения проблем ребенка, в тесном взаимодействии со специалистами различных областей, общественными организациями медико-социальной ориентации, выступает в качестве организатора и координатора. Руководствуясь принципами лечебной педагогики, учитывая лечебно-охранительный режим отделения, педагог способен не только ускорить процесс выздоровления, создать психологический комфорт, но и позволить ребенку учиться и развиваться в условиях стационара.

 

Литература:

1.      Временный порядок взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения, образования и социальной защиты по вопросам выявления, установления личности детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им медицинской и социальной помощи от 14.03.2007.

2.      Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ N 120 от 24.06.1999.

3.      Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними: Постановление Госкомстата России  от 30.08.2002.

4.      О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним: Приказ МЗ РФ N 307 от 14. 07. 2003.

5.      О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям: Приказ МЗ РФ N 47от 07.02.2002.

6.      О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Постановление правительства РФ N 154 от 13. 03. 2002.

7.      Об актах гражданского состояния: Федеральный закон РФ от 15.11.97.

8.      Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ N 223 от 08.12.1995.

 

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, социальный педагог, медицинское учреждение, орган опеки, Российская Федерация, государственная регистрация рождения, педагогический мониторинг, Семейный Кодекс РФ, статистическая карта.


Похожие статьи

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В ст. 121 СК РФ дан перечень оснований утраты детьми родительского попечения. Органы опеки и попечительства должны защищать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

Вход / Регистрация.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. № 48-ФЗ.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот, социальное...

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека, семья, приемная, СК РФ, Постановление Правительства РФ.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Вход / Регистрация.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): усыновитель, ребенок, усыновление ребенка, орган опеки, усыновление, лицо, согласие родителей, семья, усыновленный ребенок, медицинское заключение.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское учреждение, возвращение детей, орган опеки.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Похожие статьи

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В ст. 121 СК РФ дан перечень оснований утраты детьми родительского попечения. Органы опеки и попечительства должны защищать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

Вход / Регистрация.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. № 48-ФЗ.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот, социальное...

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека, семья, приемная, СК РФ, Постановление Правительства РФ.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Вход / Регистрация.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): усыновитель, ребенок, усыновление ребенка, орган опеки, усыновление, лицо, согласие родителей, семья, усыновленный ребенок, медицинское заключение.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское учреждение, возвращение детей, орган опеки.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Задать вопрос