Библиографическое описание:

Козлов А. В. Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 334-337.

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии широко применяются в различных сферах деятельности человека, в том числе в системе образования, и, в частности, физкультурного образования. Необходимость широкого использования информационно-коммуникативных технологий в сфере физической культуры обусловлена повсеместной, тотальной информатизацией современного общества [1]. Это, в свою очередь, обуславливает усложнение образовательной деятельности педагога физической культуры, способствует повышению требований к уровню его профессиональной компетенции, что обуславливает разработку дидактического обеспечения информационно-коммуникативной подготовки специалиста, с учётом специфики содержания физического образования.

В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных); интенсификация учебно-воспитательного процесса; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности; углубление межпредметных связей в ходе обучения предмету «Физическая культура» [3; 6]. Кроме того, непосредственно в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю физической культуры решать задачи различной степени сложности с помощью компьютерных программ учебного и научного назначения [7].

Вместе с тем, наблюдается слабая тенденция (а порой и отсутствующая) применения информационно-коммуникативных технологий в образовательных целях в процессе физкультурного образования. Это обуславливает изучение основных проблем применения информационно-коммуникативных технологий учителем физической культуры и способы их разрешения, что и определило цель нашего исследования — выявить современное состояние использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Проблематика изучения использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры проводилось в 2008-2010 гг. в ходе повышения квалификации учителей физической культуры Оренбургской области на базе института физической культуры посредством анкетирования учителей и анализом их ответов. В исследовании приняло участие более 160 учителей физической культуры городской и сельской местности области с различным стажем работы в общеобразовательном учреждении. Из всего количества респондентов стаж работы от 1 года до 6 лет имеют 20 %, от 6 лет до 15 лет 45 %, от 16 до 25 лет 15 % и от 26 лет и выше 20 %.

Для достижения цели исследования мы поставили следующие задачи:

1.       Провести исследование по определению потребности использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области.

2.       Определить уровень подготовленности учителей физической культуры по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры.

3.       Выявить основные проблемы по использованию информационно-коммуникативных технологий учителями на уроке физической культуры.

Решая первую и вторую задачи, мы разработали анкету для учителей физической культуры. Результаты проведённого анкетирования позволил нам выявить следующее состояние и проблемы использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательных учреждениях области.

Так, на уроке физической культуры учителя практики традиционно используют плакат и стенд (на этот вид наглядного воздействия сослались около 90 %), это обусловлено тем, что данный вид информационно-коммуникативных технологий наиболее доступен учителям и не требуют больших материальных затрат. Учебную доску применяют 65 % учителей; видеопроигрыватель около 70 %; видеокамеру и персональный компьютер используют 35 % респондентов; проектор 30 %; и в меньшей степени на уроке физической культуры используют интерактивную доску — 25 % (Рис. 1).

Рис. 1. Использование учителями на уроке физической культуры основных видов информационно-коммуникативных технологий (в %).

На вопрос о необходимости и возможности использовать информационно-коммуникативные технологии непосредственно на уроке физической культуры только 10 % учителей ответили отрицательно. Однако главной причиной невозможности использовать информационно-коммуникативные технологии на уроке более 50 % анкетируемых сослались на специфику содержания предмета «Физическая культура» и более 40 % сослались на низкую материально-техническую базу образовательного учреждения, 10 % заявили об отсутствии специальных знаний у педагога физической культуры.

Говоря об использовании персонального компьютера в образовательном процессе как основной вид информационно-коммуникативных технологий, нами определено, что в настоящее время около 50 % учителей-практиков только начинают осваивать возможности применения в образовательном процессе компьютерные технологии. Причём этот процент респондентов имеет стаж работы от 6, 16 и 26 лет и выше. 35 % относят себя к пользователям, умеющих работать в основных офисных программах (Рис. 2).

Рис. 2. Уровни освоенности персонального компьютера учителями физической культуры (в %).

В педагогической работе учителя наиболее чаще используют такие офисные программы из пакета Microsoft Office как Word (85 %); PowerPoint, Excel и Internet Explorer 50 % респондентов. А вот непосредственно на уроке физической культуры, учителя наиболее чаще применяют Microsoft Word (65 %); Microsoft PowerPoint (50 %) (Рис. 3).

Рис. 3. Использование учителями на уроке физической культуры основных программ пакета Microsoft Office (в %).

Наиболее чаще информационно-коммуникативные технологии применяют на уроке физической культуры в ходе сообщения и изучении теоретических сведений о физической культуре (об этом заявили 95 % респондентов) и при изучении двигательным действиям на уроках физической культуры (80 %) (Рис. 4).

%

 

Рис. 4. Применение информационно-коммуникативных технологий для решения дидактических задач на уроке физической культуры (в %).

Также нами была выявлена потребность у учителей физической культуры в дидактических и методических материалах по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры. В ходе исследования нами определено, что лишь 35 % респондентов разрабатывают и ищут методические материалы для работы на интерактивной доске или в Microsoft PowerPoint.

Проведение исследования высветило ряд проблем, которые необходимо решать в ближайший период, а именно:

1.       Назрела потребность в дополнении профессиональной подготовки будущего специалиста по физической культуре в учреждениях профессионального образования физкультурной направленности, в аспекте формирования его информационно-коммуникативной культуры.

2.       Определена необходимость в создании алгоритма построения учебного предмета «Физическая культура», совмещающее инновационное содержание образования и современные методы обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий.

3.       Возникла потребность в организации консультировании учителей в подготовке уроков физической культуры с использованием компьютерной техники, а также методической помощи учителям в подготовке электронного презентационного материала к урокам физической культуры.

4.       Определено низкое финансирование образовательных школ на приобретение современного компьютерного оборудования, мультимедийной аппаратуры для создания информационно-демонстрационного кабинета.

5.       Выявлен низкий уровень отношения учителей-практиков физической культуры в необходимости и возможности использовать информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на уроке физической культуры.

Этот перечень проблем, безусловно, неполный. Но даже их разрешение уже может явиться системообразующим фактором, повышающем качество системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагога по физической культуре.

 

Литература:

1.    Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А. Воронов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 140 с.

2.    Еремина Л.Г. Использование информационных технологий на теоретических уроках по физической культуре / Л.Г. Еремина, А.М. Вагапова, Е.А. Головина //  Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 10. — С. 47— 49

3.    Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. 192 с.

4.    Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М.: Академия, 2001. 256 с.

5.    Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров. — М.: Академия, 2008. 288 с.

6.    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.

7.    Фёдоров А.И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты / А.И. Фёдоров. — Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle