Автор: Ле Ань Куан

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Библиографическое описание:

Ле А. К. Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 150-156.

Переход развивающихся стран к политике региональной интеграции был основан на идеях об объединении усилий в целях преодоления экономической отсталости, а также зависимости от развитых стран.

Страны Азии экономически становятся все важнее как друг для друга, так и для всего мира. Перед экономически развитой Азией встает теперь задача укрепления и расширения регионального сотрудничества. В то же время Азия должна играть существенную и конструктивную роль в мировом экономическом партнерстве и занимать определяющие позиции в развитии мировой экономики. В странах Азии экономика растет и усложняется, и, соответственно, степень экономической интеграции между ними возрастает.

В Юго-Восточной Азии региональная интеграция наиболее ярко представлена интеграционной группировкой АСЕАН. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 год), Вьетнам (1995 год), Лаос и Мьянма (1997 год), Камбоджа (1999 год). В 2008 году население стран - членов АСЕАН составляет 591,8 млн. человек, совокупный ВВП достигает почти 1492 млрд. долл. США. Совокупный экспорт стран АСЕАН превышает 809 млрд. долл. США [9]. В условиях мирового финансово-экономического кризиса среднегодовой темп роста внешнеторгового оборота в 2009 г. по сравнению с 2008 г. был отрицательный и составил -7,9%, в целом за период 2000-2009 гг. – 8,9% в год (рис. 1).

 

Рисунок 1. Динамика внешней торговли стран АСЕАН в 2000-2009 гг.

Источник: UNCTAD: [8; 9]

Уставными целями в Бангкокской декларации об учреждении Ассоци­ации определены содействие развитию социально-экономического и куль­турного сотрудничества между странами-членами, упрочению мира и ста­бильности в Юго-Восточной Азии.

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии. Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочное согла­шение о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА).

Причинами создания объединения стали общие интересы, обусловленные сходством этапов экономического развития, близостью в этническом и культур­ном плане, в частности:

- желание сохранить национальную независимость, национальный суверени­тет после приобретения национальной независимости;

- поиск путей вывода стран из состояния бедности и отсталости и постепенное
достижение экономического роста.

Государства Юго-Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам территориями, экономически отсталые и имеющие смутное представление об окружающем мире. В то же время это регион, имеющий важное стратегическое положение и обладающий богатыми запасами полезных ископаемых. В целом наличие этих сходных черт создавало объективные благоприятные предпосылки для зарождения и развития регионального сотрудничества в этом регионе.

В 1967 году движущей силой, заставившей руководителей стран ЮВА усилить деятельность по созданию такой организации, стали происходившие в регионе события и перемены. В частности, в этот период вступила в новый этап захватническая война США во Вьетнаме.

В Бангкокской декларации 1967 года основатели этой организации реги­онального сотрудничества так определили ее главные цели и задачи:

§  ускорять экономический рост, социальный прогресс и развитие культуры в
регионе через общие усилия на основе духа равноправия и сотрудничества
для того, чтобы укреплять исходные положения для содружества мирных и
процветающих государств ЮВА;

§  укреплять мир и стабильность в регионе путем соблюдения справедливости
и законности в отношениях между государствами в регионе, соблюдая прин­ципы Устава ООН;

§  усиливать и развивать активное сотрудничество и взаимную помощь в
вопросах, представляющих взаимный интерес в экономической, социальной,
культурной, научной, технической, административной областях и т.д.;

§  помогать друг другу в различных формах подготовки кадров, обеспечения
средствами для исследований в области образования, а также в професси­ональной, технической и административной сферах;

§  осуществлять более эффективное сотрудничество для успешного использования сельского хозяйства и промышленных отраслей друг друга, расширять
торговлю, включая международную торговлю товарами, улучшать средства
транспорта, коммуникаций и связи, повышать жизненный уровень населения;

§  развивать деятельность, связанную с исследованиями ЮВА;

§  поддерживать тесное взаимовыгодное сотрудничество с международными
и региональными организациями, имеющими аналогичные установки, курс
и цели, искать способы для достижения более тесного сотрудничества между
этими организациями [1, с. 48].

Высшим органом АСЕАН, определяющим его политику, является встреча в верхах (саммит). Руководящим и координирующим органом Ассоциации слу­жат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Принятие решений происходит на основе согласия всех стран-членов. Этот принцип обеспечивает малым странам (Бруней, Сингапур) возможность не быть притесненными или исключенными из процесса принятия решений. Таким образом, региональное сотрудничество АСЕАН основывается на равноправии всех ее участников, независимо от размера территории или этнического состава.

В то же время принцип единогласия имеет и оборотную сторону. Достижение единогласия между государствами, сильно отличающимися друг от друга в куль­турном отношении и по уровню экономического развития, требует длительного переговорного, консультативного процесса. Так, в ряде случаев страны - члены АСЕАН так и не смогли прийти к окончательному единому мнению.

При этом следует отметить, что сотрудничество региона Юго-Восточной Азии смогло институционализироваться только в форме ассоциации, в силу особенностей исторического и культурного развития:

·        государства региона принадлежат к разным религиозным группам - индий­ской и китайской, различным по степени влияния;

·        из-за слабо развитых коммуникаций, в силу натурального характера экономик стран региона, у народов Юго-Восточной Азии было мало возможностей для взаимных контактов;

·        культурно-исторические особенности стали благоприятными предпосыл­ками для развития национализма в Юго-Восточной Азии [3, c. 32-34.]

Учредительная декларация предусматривала, что сотрудничество должно ограничиться рамками общих интересов в экономике, образовании, техно­логиях и культуре. При этом оно не включало в себя сферы политики, безопас­ности, военных вопросов, по причине действительных различий в политическом плане между странами-членами.

В 70-е годы зародилась и успешно функционирует система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Республика Корея, Япония, Индия, Китай, Россия, ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу является Пакистан [7].

Практическое взаимодействие с партнерами по диалогу обеспечивается с помощью системы специальных органов, среди которых головными являются Совместные комитеты сотрудничества.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). Важным компонентом ее реализации считается заключение в 1995 году Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, который вступил в силу в марте 1997 года. Асеановцы ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

С 1994 года работает Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ), пленарные заседания которого проводятся также ежегодно в рамках конфе­ренции министров иностранных дел. В нем участвуют страны - члены АСЕАН и диалоговые партнеры Ассоциации.

Министры экономики и торговли стран АСЕАН обсудили ускорение процесса формирования в ЮВА единого экономического сообщества (АЭС) на основе азиатского общего рынка со свободным движением товаров и капиталов.

Экономико-финансовый кризис, поразивший страны Юго-Восточной Азии в 1997-1998 годы, серьезные внутренние проблемы, с которыми столкнулись члены Ассоциации в ходе преодоления кризиса, отвлекли их от решения перспективных задач, несколько ослабили «межасеановскую солидарность». Например, Таиланд и Филиппины считали необходимым активизировать усилия с тем, чтобы быстрее вписаться в процесс международной глобализации, решительнее проводить в АСЕАН экономические и политические реформы. Однако государства Индокитая проявили более осторожный подход, выдвигая на первый план принцип невмешательства во внутренние дела друг друга и консенсус в принятии важных решений как основу в деятельности Ассоциации. В результате некоторые страны - члены АСЕАН, по сути, взяли курс на самос­тоятельный поиск путей преодоления кризиса. Тем не менее, на официальном уровне неизменно подчеркивается стремление к коллективному решению региональных проблем. Благодаря принятым мерам в первой половине 1999 года большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и продемонстрировать определенные успехи в деле финансового оздоровления, экономического роста и привлечения иностранных инвестиций.

АСЕАН представляет собой в настоящее время наиболее активную структуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на трудности и вы­зовы, рожденные кризисом, рецессию в период с 1999 по 2000 годы, терроризм и эпидемии, АСЕАН является наиболее успешной группировкой небольших и средних по размеру развивающихся стран. За 40 лет существования она доста­точно успешно способствовала формированию субрегиона свободной торговли. Страны АСЕАН ведут работу по снижению таможенных пошлин до 5% по 38-ми наименованиям товаров для создания системы беспошлинной торговли [3, с. 54].

АСЕАН является неоднородной группировкой, среди стран-членов име­ются значительные различия по размеру, историческим условиям, уровню индустриализации и экономического развития в целом. Принятие в Ассоци­ацию в 1995-1999 годы Вьетнама, Лаоса, Мьянмы, Камбоджи усилили различия, поскольку эти страны находятся в процессе институционального регулирования на пути к рыночно-ориентированной экономике. Кроме того, их опыт участия в экономических группировках незначителен.

Экономики новых стран были значительно ниже по сравнению со старыми членами, хотя ВВП Вьетнама и Мьянмы были больше, чем у Брунея (табл. 1). В 1994 году ВВП Вьетнама, самого крупного из новых членов, составлял 15 570 млн. долл., тогда как у Филиппин, самой маленькой экономики Ассоциации, был 64 162 млн. долл. В результате коэффициент вариации ВВП возрос с 0,70 до 1,11. В структуре новых стран преобладало сельское хозяйство, так, в Мьянме оно составляет 63% от ВВП, Камбодже - 47%, Лаосе - 51%. Прежде наиболее высокий уровень сельского хозяйства был на Филиппинах, равный 22% ВВП [2, c. 22-29].

Таблица 1

Основные экономические показатели стран АСЕАН

и коэффициенты вариации, 1996 год

Страны

ВВП (млн долл.)

ВВП на душу населе­ния (долл.)

Темп роста ВВП в 1990-1995 годы, %

Населе­ние, млн. человек

Промыш­ленность

Сельское хозяйство

Услуги

Другие отрасли

Бруней

3900

17 000

0,3

-

46

2

44

8

Индонезия

174 640

880

7,6

195,3

24

17

42

17

Малайзия

70 626

3480

8,4

20,1

32

14

42

12

Филиппины

64 162

950

1,6

70,3

23

22

45

10

Сингапур

68 949

22 500

8,3

2,99

27

0

64

9

Таиланд

143 209

2410

8,2

59,4

29

10

50

11

Коэффициент вариации АСЕАН-6

0,70124

1,1963325

 

 

 

 

 

 

Камбоджа

2376

241

-

10,2

7

47

37

9

Лаос

1534

320

6,2

4,71

13

51

31

5

Мьянма

10 368

236

5,7

44,74

7

63

28

2

Вьетнам

15 570

200

8

73,96

22

28

43

7

Коэффициент вариации АСЕАН-10

1,11328

1,6686640

 

 

 

 

 

 

Источник: [1, c. 51].

С новыми странами внутренняя торговля росла более быстрыми темпами. Данные по торговле показывают, что новые страны имеют более тесные связи с АСЕАН, чем старые. Еще до принятия в АСЕАН эти страны зависели от торговли со странами Ассоциации. Однако внутренняя торговля между странами АСЕАН еще незначительна. В 2008 г. экспорт в общей сумме составляет лишь 27,6%, варьируясь для разных стран. Так, доля Камбоджи составляет 7,1%, Лаоса – 87,5%. Новые страны-члены зависят от рынка АСЕАН больше, чем старые. Так, доля экспорта составляет 87,5% для Лаоса, 58,2% - для Мьянмы, 16,2% - для Вьетнама. Доля импорта составляет 82,7%, 45,5%, и 24,5% соответственно [10].

Однако объем внутренней торговли еще незначителен. Доля взаимной торговли стран АСЕАН в общем их внешнеторговом обороте составляет около 26,8%. На сегодня более важное значение для экономик имеют связи со странами, не входящими в состав АСЕАН. В частности, большинство стран являются членами Организации Тихоокеанского сотрудничества - межпра­вительственной организации, созданной в 1989 году. Большая часть растущей торговли приходится на Японию, что имеет значение для структурного развития региона АСЕАН, поднимая межфирменную торговлю на более высокий уро­вень. Без сомнения, торговля в йенах и состояние японской экономики оказывают влияние на Азиатский регион в целом. При этом тесная взаимоза­висимость стран от мировых рынков имеет и негативное значение. Например, при снижении экономического роста Японии в 1997 году до 3% и внутреннего потребления до 5,2% снизился экспорт Таиланда в Японию на 22%, что повлекло добавочный экспорт на внутрирегиональный рынок и повлияло на экономику других стран (табл. 2).

В рамках АСЕАН одни страны представляют большие рынки для других. Например, для Мьянмы основным поставщиком импорта является Сингапур. При этом Мьянма больше экспортирует в США и Японию. Камбоджа и Лаос, напротив, в большей степени зависят от рынков АСЕАН, особенно от Таи­ланда. Рынок АСЕАН в значительной степени зависит от импорта машин и материалов от индустриально развитых стран вне АСЕАН. Хотя в целом зави­симость этих стран от импорта невысока, за исключением Брунея.

Фактором, стимулирующим внутреннюю торговлю АСЕАН, являет­ся развитие диверсификации. Структура стран АСЕАН почти одинакова и возможности обмена ограничены. Новые члены богаты природными ресурсами, низкооплачиваемой рабочей силой, тогда как старые члены (АСЕАН-6) имеют более квалифицированную рабочую силу и капитал. Уровень развития старых членов блока представлен на рисунке 2.

Таблица 2

Основные торговые партнеры АСЕАН

Импорт

Экспорт

назначение

источник

источник

назначение

Сингапур

Япония

Сингапур

США

Малайзия

Япония

Малайзия

США (через Сингапур)

Индонезия

Япония

Индонезия

Япония

Таиланд

Япония

Таиланд

США

Филиппины

Япония/США

Филиппины

США

Источник: [5, c. 38-41].

Экономическая инте­грация имеет больший эффект от создания торговли, когда вклад ресурсов более диверсифицирован среди стран-членов, когда структура производства дополняет одна другую. Анализ показывает, что одни страны имеют больше сравнительных преимуществ в сельскохозяйственном производстве и сырье, а другие - в изготовлении фабричных товаров. Таким образом, интеграция расширяет возможности торговли и усиливает товарный обмен внутри АСЕАН. С расширением страны более развитые и менее дополняют друг друга в торговле и инвестициях во внутриторговом обмене.

 

Рисунок 2. Динамика ВВП стран АСЕАН-5 в 2000-2008 годы.

Источник: [8]

 

Регион АСЕАН является достаточно привлекательным для вложения прямых иностранных инвестиций, составивших в 2007 году 70,58 млрд. долл. (рис. 3). Несмотря на непосредственное влияние глобального кризиса, ПИИ в регион в 2008 г. остались на относительно высоком уровне – 59,9 млрд. долл. Наиболее интересными в этом плане являются Сингапур, Таиланд, Малайзия, Вьетнам и Индонезия (табл. 3).

Испытанием для стран АСЕАН стал мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в октябре 2008 г. Благодаря принятым мерам в первой половине 2009 года большинству стран Ассоциации удалось преодолеть его негативные последствия и показать опре­деленные успехи в финансовом оздоровлении, экономическом росте.

Как отмечают эксперты, бизнес, политика, культура делают Азиатский регион отличным, идущим «своим путем», чему также способствовал финансово-экономические кризисы 1997-1998 гг. и 2008-2009 гг. Это, в частности, прояв­ляется в отношении данных стран к иностранному бизнесу. Среди руково­дителей АСЕАН имеется мнение, что иностранный бизнес наносит урон нацио­нальной экономике: за счет использования местных природных ресурсов и де­шевой рабочей силы происходит размывание национальных хозяйств. Местные предприятия, не желая иметь конкурентов, препятствуют иностранным инвес­тициям и поддерживают протекционистские меры.

 

Таблица 3

Потоки прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН

 

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Бруней

-19,6

7,0

549,2

3374,9

334,3

288,5

433,5

260,2

239,2

Камбоджа

1,0

0,0

148,5

84,0

131,4

381,2

483,2

867,3

815,2

Индонезия

180,0

1092,0

-4495,0

-507,0

1896,0

8336,0

4914,0

6928,0

7919,0

Лаос

6,0

34,0

19,5

17,0

27,7

187,4

323,5

227,7

Малайзия

933,9

2611,0

3787,6

2473,2

4624,2

4063,6

6059,7

8401,2

8052,9

Мьянма

0,4

225,1

208,0

291,2

251,0

235,8

427,8

257,7

283,5

Филиппины

114,0

550,0

2240,0

491,0

688,0

1854,0

2921,0

2916,0

1520,0

Сингапур

1235,8

5574,7

16484,5

11800,2

20053,5

14374,2

27680,3

31550,5

22724,5

Таиланд

189,0

2575,0

3349,0

5235,0

5862,0

8048,1

9459,6

11238,1

10090,5

Вьетнам

1,7

180,0

1289,0

1450,0

1610,1

2021,0

2400,0

6739,0

8050,0

Всего, по АСЕАН

2636,1

12820,8

23594,8

24711,9

35467,6

39630,0

54966,6

69481,4

59922,4

Источник: [8]

 

Рисунок 3. Потоки прямых иностранных инвестиций в ЮВА в 1980-2008 гг.

Источник: [8]

На сегодня в АСЕАН уже установлены и введены схемы снижения тари­фов, однако разработка рамочных условий для услуг и инвестиций находится на начальной стадии. Поскольку торговля услугами и инвестициями является более сложным процессом, предполагающим свободное движение иностранного бизнеса и передвижения людей, это требует преобразований в сфере законов, систем расчетов и налогов, государственного регулиро­вания, визовых процедур, стандартов, по которым иностранные фирмы будут осуществлять свою деятельность. С учетом этих факторов страны лишь к 2020 году планируют основать региональную кооперацию через создание Инвестиционной Зоны АСЕАН с нулевыми тарифами и свободным потоком капиталов и услуг [7].

Процесс интеграции АСЕАН замедляется темпами рыночных преобра­зований новых стран-членов. Кроме того, перед странами Ассоциации остро стоит проблема бедности, требующая выравнивания уровня экономического и социального развития между странами-членами и преодоления «раскола на богатых и бедных».

По мнению лидеров АСЕАН, для снижения различий в экономическом развитии внутри организации они должны быть превращены в активный фак­тор создания экономических дополнений среди стран-членов.

Кроме того, для менее развитых стран присоединение к АСЕАН является первым шагом к участию в других международных форумах (в частности, Вьетнам и Лаос желают присоединиться к АТЭС и ВТО). Сотрудничество в АСЕАН помогает странам провести необходимые институциональные преобра­зования. Поскольку легче преобразовать торговую и инвестиционную политику с соседними странами с общей историей социальных, политических и экономи­ческих связей.

Сегодня АСЕАН участвует в мировой торговле как региональная группа, представляющая большое число стран со значительной численностью населения, что в конечном итоге способствует укреплению позиций каждой отдель­ной страны. В то же время пока для экономик АСЕАН важное значение имеет торговля со странами вне Ассоциации. В целом Ассоциация является инстру­ментом роста конкурентоспособности стран на международных рынках и прив­лечения иностранных инвестиций.

В условиях глобализации и усиления конкуренции единственным путем повышения конкурентоспособности ассоциации малых и средних государств, как считают руководители АСЕАН, является ускорение региональной экономической интеграции, установление общего рынка.

Отличительной чертой регионального сотрудничества АСЕАН является то, что в нем участвуют государства, находящиеся на разных уровнях экономического развития и с разным политическим устройством. При этом лидеры АСЕАН придерживаются той политики, что не следует «перегружать региональную кооперацию», оказывая давление на другие страны или вмеши­ваясь в их внутренние дела. Участие в организации осуществляется постепенно и имеет тенденцию к нарастанию. АСЕАН всегда старается определить соот­ветствующий уровень и желательные рамки для региональной кооперации, под­ходящей всем странам-участницам, с тем, чтобы коллективно решать все вопросы на основе взаимного согласия.

В целом региональное сотрудничество АСЕАН с его характерными особен­ностями представляет те благоприятные условия, которые необходимы на дан­ном этапе для развивающихся стран Азиатского Юго-Восточного региона.

Продвижение АСЕАН в реализации региональной интеграции осущест­вляется медленными темпами и результаты достаточно скромны. На пути их дальнейшей более полной интеграции можно выделить следующие основные препятствия:

w  интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции;

w  слабо развитая экономика и инфраструктура;

w  различия уровней и потенциалов развития;

w  политическая нестабильность.

Итак, стремление к объединению в региональные инте­грационные сообщества является характерным и имеет важное значение для развивающихся стран. В то же время развитие реальных и глубоких интеграционных отношений между развивающимися странами не дает большого эффекта. Национальные хозяйства этих стран еще не достигли уровня развития, когда объединение производственных процессов становится органической необходимостью [6]. В основе сближения развивающихся стран лежит стремление правительств объединить усилия для преодоления эко­номической отсталости. АСЕАН долгое время не ставила перед собой цели экономической интеграции, наконец поставленная задача реализуется медленными темпами.

В то же время развитию интеграционных процессов в регионе АСЕАН способствует то, что многие ее страны являются участниками Организации Тихо­океанского сотрудничества – межправительственной организации, созданной в 1989 году и основывающейся на принципе «открытого регионализма», т.е. распро­странения мер по либерализации внутрирегиональных экономических связей на третьи страны [4]. АТЭС в определенной степени оказывает давление на АСЕАН в целях ускорения реализации ею программы либерализации торговли. Развива­ющиеся страны АСЕАН не могут принимать реалистичные экономические решения отдельно от всей Восточной Азии и Америки. АТЭС толкает двух наибо­лее крупных партнеров АСЕАН - Японию и США - к диалогу, рассматривая при этом формирование Азиатского региона не только в свете развития глобаль­ных рынков, но и с учетом природы континента и его регионального динамизма [5].

Таким образом, для региональной экономической интеграции стран ЮВА характерны вполне определенные экономические особенности: географическая близость, близость уровней экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран, высокая степень открытости национальных экономик, наличие общей границы, исторически сложившиеся экономические и культурные связи, общность экономических и иных проблем.

 

Список литературы:

1.    Ашимбаев М. С. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства. – Алматы: Казахстанский Институт Стратегических Исследований при Президенте Республики Казахстан, 2004.

2.    Исингарин Н. К, Рахматулина Г. Г. Основные направления формирования общего рынка нефти и газа в странах Евразийского экономического сообщества // Энерге­тика и топливные ресурсы Казахстана. - 2001. - №5.

3.    Комиссина И. Н. Сотрудничество России с АСЕАН. Россия в Азии: проблемы взаимодействия /Под ред. д.и.н. К.А. Канарева. Российский институт стратегических исследований, 2006.

4.    Курганбаева Г. А., Рахматулина Г. Г., Калиева Д. А. Казахстан и Европейский союз: геополитика и экономика // ANALYTIC. - 2004. - №4. - №5.

5.    Рахматулина Г.Г. Евразийская интеграция как важный фактор устойчивого экономического развития стран СНГ // ANALYTIC. - 2004. - №3.

6.    Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М.: НПО «III тысячелетие», 2001.

7.    Шопина И. АСЕАН как механизм интеграции // Экономист, 2006, № 9.

8.    UNCTAD: Handbook of statistics, 2009.

9.    http://www.aseansec.org/stat/SummaryTable.xls

10.     http://www.aseansec.org/stat/Table18.xls

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle