Отечественная историография евреев в России в XIX – XXI столетии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 1451 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, О. С. Отечественная историография евреев в России в XIX – XXI столетии / О. С. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 273-279. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1675/ (дата обращения: 18.04.2024).

Историю любого государства невозможно представить без изучения взаимоотношений между народами, его населяющими. Изучение уникального опыта взаимоотношений этнического меньшинства и инонационального окружения особенно актуально в настоящее время, когда на фоне социально-экономического и политического кризиса в мире отдельными политическими группами предпринимаются попытки увязать возникающие проблемы с жизнедеятельностью конкретного народа, а, соответственно, увеличивается и число межнациональных конфликтов. Большую роль в этой ситуации играют исследования историографии проблемы, отражающие становление проблемы и различные подходы в ее решении. Цель данной статьи заключается в изучении отечественной историографии евреев в России, так этот она представляет богатый материал конструктивного взаимодействия национального и религиозного сообществ в России.

Изучение истории евреев начинается в России уже в XIX столетии. В зависимости от времени появления исследований, их характера, вопросов, поднимаемых в них, и отношения авторов к евреям выделяются три основных периода их изучения: дореволюционный (последняя треть XIX столетия – 1917 г.), советский (1917 г. – конец 1980-х гг.) и современный (с начала 1990-х гг. до настоящего времени). В каждый из этих периодов появляются свои методы и подходы в изучении истории евреев, освещаются новые сюжеты, рассматриваются определенные темы и аспекты.

Становление историографии российского еврейства было обусловлено коренными изменениями, происходящими в России в 60 – 70-е гг. XIX столетия, сопровождавшимися выходом российского еврейства на арену экономической, политической и культурной жизни.

Исследователи объясняют этот феномен появлением молодого поколения еврейских ученых, впитавших в себя достижения западноевропейской историографии, и подъемом национального самосознания российского еврейства под влиянием его вхождения в российскую экономическую и политическую жизнь [1, с. 183 – 184].

Согласно классификации Д.А. Эльяшевича, принятой в современной иудаике, в изучении истории евреев существуют два направления: русская история евреев, так называемое «внешнее» направление, и еврейская история в России – «внутреннее» направление [2, с. 27 – 28].

В 1890 г. в Санкт-Петербурге возник кружок, получивший название Историко-этнографическая комиссия при Обществе для распространения просвещения между евреями в России, который впоследствии стал ядром научной школы (в 1908 г. был преобразован в Еврейское историко-этнографическое общество). Товарищем председателя по исторической работе этого общества был С.М. Дубнов, один из крупнейших историков дореволюционного периода, основатель «внутреннего» подхода в изучении истории евреев.

С.М. Дубнов [3] изучал историю евреев в России во взаимосвязи со всеобщей историей евреев, рассматривая российских евреев как неотъемлемую часть мирового еврейства. Центральной темой его исследований стала еврейская община с самоуправлением как определяющим фактором жизни евреев в диаспоре, ее социальное, экономическое и культурное развитие. Акцент в изучении истории евреев делается на историко-культурных и социально-экономических аспектах прошлого еврейского народа.

Большое внимание С.М. Дубнов уделял изучению первоисточников по истории евреев в России, которые он, снабжая научными комментариями, публиковал в редактируемом им журнале «Еврейская старина», выходившем в этот период.

Основателем второго, «внешнего», направления изучения истории евреев был Ю.И. Гессен. В своих работах он акцентировал внимание на вопросах взаимоотношения евреев и принимающего общества, государственной политики по отношению к евреям, истории антисемитизма. Его фундаментальный труд «История еврейского народа в России» [4] переиздавался несколько раз, в том числе и после смерти автора. В работе дается критическая оценка деятельности правительства в области еврейского законодательства, проанализированы ее последствия, еврейский вопрос показан в контексте общероссийской жизни. Достоинства этого труда – объективность и научность, а также глубокое знание еврейского быта - обусловили его ценность для современного исследователя.

Ю.И. Гессену принадлежит и широкий ряд исследований по отдельным проблемам истории еврейского народа [5, 6, 7], в которых он опирается на широкий круг проанализированных им документальных источников, что делает его работы ценными для современного изучения как истории евреев в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

К сторонникам «внешнего» направления истории евреев можно отнести Н.С. Лескова [8], Б.Д. Бруцкуса [9, 10] с его работами по демографии и статистике еврейского населения России, В. Аленицина [11].

О развитии интереса к жизни евреев в России свидетельствовало и появление статей в Энциклопедическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1893 г. [12].

В 1907 г. было основано общество для изучения еврейских изданий, целью которого стало издание Еврейской энциклопедии на русском языке. В результате работы этого общества в 1908 – 1913 гг. был выпущен в свет 16-томный труд под общей редакцией Л. Каценельсона в издательстве Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В ней нашли наиболее полное отражение имевшиеся на тот момент знания о евреях, их истории и культуре. Во многом именно эта энциклопедия является основой для современных исследований по истории, культуре и религии евреев [13].

В дореволюционный период появляются и исследования, посвященные рассмотрению отдельных аспектов жизни евреев в России. Одним из первых в отечественной историографии о евреях А.А. Алексеев [14] сделал акцент на изучении внутренней, повседневной жизни евреев в России.

В монографии В.Н. Никитина [15] подвергаются детальному анализу созданные по инициативе российского правительства земледельческие еврейские колонии. Автор рассматривает мотивы, побудившие правительство организовать еврейские колонии: стремление заселить пустующие земли, переориентировать евреев из сферы услуг, торговли и ремесла на занятие сельскохозяйственным трудом для уменьшения конкуренции в черте оседлости и т.п. В качестве причин неудачи этой попытки он называет отсутствие опыта и умений у евреев в сельском хозяйстве, непоследовательность в организации колоний и др.

В дореволюционный период появляются и работы по антропологии евреев. Скрупулезное исследование еврейского антропологического типа с привлечением большого количества данных было сделано Антропологическим отделом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящим при Императорском Московском университете. В результате в 1903 и 1904 гг. вышли в свет два крупномасштабных исследования. В работах А.Д. Элькинда [16] и А.А. Ивановского [17] отражены не только результаты детального исследования антропологии евреев: цвет глаз, волос, рост, окружность груди, объем и строение черепа, длина конечностей и т.п., но и приведены сравнительные данные с остальным населением Российской империи. В результате авторы сделали вывод о сохранении антропологического отличия евреев от остального населения России, несмотря на длительность совместного проживания на одной территории и наличие смешанных браков.

Несмотря на то что большинство дореволюционных исследований по истории российских евреев посвящено евреям, проживающим в черте оседлости, во второй половине XIX – начале ХХ столетия появляются работы, посвященные отдельным аспектам жизни евреев, разбросанных по всей территории сибирского региона. Однако количество таких публикаций было невелико.

Исследования правового положения евреев в Сибири появляются на страницах периодической печати [18]. Особый интерес представляет работа бывшего советника Омского областного правления Т.И. Тихонова, опубликованная в «Сибирских вопросах» в 1905 г., где автор, сравнивая гражданские права российских евреев и других подданных Российской империи, приходит к выводу, что евреи представляли собой «исключительное явление». Они вынуждены особыми гражданскими доблестями приобретать гражданские права, принадлежащие представителям других национальностей от рождения [19]. При этом противоречивость и запутанность законодательства о евреях открывала широкий простор местным чиновникам для произвольного его толкования, а полное отсутствие в Сибири каких бы то ни было демократических институтов не давало возможности нейтрализовать последствия такого законодательства.

Анализ правового положения сибирских евреев был сделан помощником присяжного поверенного при Санкт-Петербургской Судебной палате Г.А. Белковским [20], которую можно рассматривать как попытку создания своеобразного свода законов о евреях в Сибири. Одновременно он выявляет специфику российского законодательства применительно к сибирскому региону, рассматривает историю возникновения того или иного законодательного ограничения в Сибири, причины его появления и механизмы реализации.

Описанию истории поселения евреев в Сибири, процессу формирования еврейских общин, особенностям еврейского быта, взаимоотношениям как внутри еврейской общины, так и с принимающим обществом посвящены очерковые заметки Ю. Островского [21], сделанные им под впечатлением путешествия по Сибири. Несмотря на то что работа не носит строго научного характера из-за отсутствия документальных подтверждений выводов автора, статистического материала, она является одной из первых, где представлены ценные сведения свидетеля описываемых событий.

Истории еврейской ссылки в Сибирь посвящены исследования Е.Н. Анучина [22], Е.Н. Тарновского [23], отдельные разделы исследования С. Максимова «Сибирь и каторга» [24], которое, несмотря на заметное неприязненное отношение автора к евреям, представляет интерес для современных исследователей истории евреев Сибири.

Журналисты и общественные деятели того времени В. Войтинский и А. Горнштейн [25] подробно и детально рассмотрели историю иркутских евреев, сделав акцент на общих проблемах, с которыми сталкивались сибирские еврейские общины в различных областях жизнедеятельности.

В дореволюционный период велись и региональные этнографические исследования. В Иркутске в 1912 г. в свет вышел очередной номер журнала «Сибирский архив», где была размещена статья об исследовании фольклора сибирских евреев [26]. В ней приводятся примеры собственно сибирского народного творчества евреев, а также фольклора, вынесенного ими из черты оседлости, рассматриваются факторы его сохранения и отбора.

С 1917 г. до конца 1980-х гг. выделяется второй (советский) этап в изучении истории российских евреев. Первоначально, примерно до второй половины 20-х гг. ХХ столетия, развивались традиции, заложенные дореволюционной историографией евреев. В это время продолжает свою исследовательскую деятельность С. Дубнов [27], переиздаются работы Ю. Гессена [28], появляются его новые работы и ряда других еврейских историков [29], продолжал работу Еврейский университет в Петрограде. В Москве в 1919 – 1920 гг. были учреждены три архивные комиссии, которые целенаправленно изучали историю обвинения евреев в ритуальных убийствах, деятельность еврейских школ и еврейские погромы [1, с. 216].

В это время в историографии появляется новый сюжет – евреи и русская революция. Одна из немногих работ, посвященных этой проблеме, принадлежит Л. Дейчу, который и сам был революционером. Рассматривая участие евреев в общественном движении 60 – 70-х гг. XIX столетия, он пришел к выводу, что роль евреев была второстепенной и ограничивалась главным образом исполнением технических функций. Евреи, по его мнению, оказались в революции только потому, что к этому времени были достаточно ассимилированы и не связывали свое будущее с развитием еврейской культуры или их истории. При этом, изучая вопрос о том, как участие евреев в революционном движении повлияло на политику российского правительства по отношению к евреям, он сделал вывод, что в 70-е гг. XIX столетия «правительство не выдвигало этого мотива в оправдание исключительных преследований против евреев. К революционерам-евреям относились так же как и к революционерам-христианам» [30, с. 134 – 136].

Вторая половина 1920-х гг. в еврейской историографии отмечена усилением противостояния двух подходов: традиционного и нового. Уже к концу 1920-х гг. резко сократилось количество публикаций по истории евреев. В связи с ликвидацией Еврейского университета в 1925 г. и закрытием Еврейского историко-этнографического общества можно говорить даже о прекращении существования научной историографии о евреях в России.

В 1930 – 1940-х гг. в связи с Великой Отечественной войной образовался значительный пробел в изучении истории евреев.

Только в 60 – 80-х гг. ХХ столетия появляются отдельные работы по истории сионизма [31, 32, 33], который рассматривался как «классовая идеология» и «политическое движение еврейской буржуазии», стремившейся найти компромисс с царским правительством для усиления собственного влияния в стране.

Что касается изучения истории евреев в Сибири, то советская историография в рамках изучения политической ссылки и каторги, особенно членов пролетарских партий, касалась и вопросов ссылки евреев в Сибирь [34, 35].

Исследуя проблему экономического развития сибирского региона, советские историки затрагивали и профессиональную деятельность евреев, хотя большее внимание они уделяли исследованию глобальных макроэкономических процессов, чем судьбам конкретных людей, в том числе и евреев, оказавших влияние на хозяйственный уклад региона [36, 37].

С начала 1990-х гг. в России наблюдается возрождение еврейской тематики, что было связано с начавшимися процессами демократизация общества, пробудившими национальное самосознание и интерес к истории, языку и национальной культуре. Центрами возрождения еврейской исторической науки стали Москва и Санкт-Петербург. Современными исследователями были систематизированы архивные материалы, издана справочная литература и историографические обзоры исследований по истории евреев в России [38, 39].

На современном этапе переиздаются произведения ученых, философов и публицистов, в частности, в 1994 г. вышла книга В. Зомбарта «Буржуа» [40], в 1997 г. и 2002 г. работы С. Дубнова [41, 42].

Исследования вновь стали разноплановыми в тематическом и хронологическом отношениях. Поднимаются неизученные проблемы в истории российских евреев, обозначены новые подходы, дальнейшее развитие получили сюжеты, затронутые дореволюционной и советской историографией.

Современные исследователи вновь обратились к проблемам правового положения евреев и его влияния на жизнь российских евреев, обозначив новый подход к этой проблеме. Например, А.А. Гольденвейзер [43, с. 115 – 157] предложил свою классификацию российского законодательства о евреях, критерием для которой стало значение принятого закона в жизни еврейского населения и реальное его воплощение в жизнь. Это позволило отчетливо выявить непоследовательность и противоречивость государственной политики по отношению к евреям.

Иначе современные исследователи взглянули и на историю еврейских погромов. В отличие от дореволюционных историков, современная историография рассматривает погромы как результат сложного переплетения разнообразных исторических фактов, среди которых называются социально-экономическая и политическая нестабильность общества, вызванная ускоренной модернизацией общества и убийством Александра II, при наличии религиозных и национальных противоречий. Подчеркивается факт неожиданности погромов для правящих кругов. В.В. Кожинов, опираясь на новые документальные источники, сделал вывод, что это «абсолютная ложь, что погромы якобы поддержало государство. Наоборот, государство всеми мерами не допускало самоуправства граждан, жестоко наказывая за это» [44].

Была издана Российская еврейская энциклопедия, помогающая воссоздать историю «еврейской жизни» в каждом населенном пункте России и познакомиться с видными деятелями российских еврейских общин [45].

Появляется книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе», которая представляет несомненный интерес для исследователя как документ, важный для познания личности самого автора, пытающегося разобраться в русско-еврейских взаимоотношениях [46].

Появились и монографии, посвященные изучению религии и культуры евреев, например работа Е.Э. Носенко [47], где автором тщательно исследованы религиозные основания и ритуалы проведения еврейских праздников. Работа значительно дополняет появившиеся в предыдущие периоды исследования обрядовой стороны жизни евреев.

Сопоставлению истории евреев России и Европы, а также изучению вопроса об участии евреев в революции посвящен труд Я.А Бромберга, где автор делает вывод о том, что революционные идеи, несмотря на большое количество российских евреев, их разделявших и принимавших участие в революционном движении, мало присущи евреям в силу их религиозных обычаев и экономической деятельности. Они оказались в революционном движении только из-за ограничений, действовавших для евреев. Сложись все иначе, евреи были бы верными сторонниками монархии, так как сфера их хозяйственных дел требует политической стабильности [48, с. 7].

Результаты современных исследований по истории евреев публикуются на страницах журналов «Диаспоры», «Вестник Еврейского университета», в сборниках материалов ежегодных международных междисциплинарных конференций, проводимых в Москве с 1993 г. Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» и др. [49, 50, 51, 52].

Современная отечественная историография отличается и активным изучением региональной истории евреев. Одними из первых работ по истории евреев в Сибири стали изданные в Иркутске в 1992 г. и 1996 г. два выпуска «Сибирского еврейского сборника» [53, 54], где авторы обозначили круг тем и вопросов, изучаемых современной историографией о евреях в Сибири.

Большой вклад в научную разработку проблем сибирских еврейских общин внесло американское благотворительное общество «Джойнт», при поддержке которого проводятся региональные научно-практические конференции по история евреев Сибири и Дальнего Востока, первая из них была проведена в Томске в ноябре 2000 г. Уже изданы 23 книги: материалы конференций и отдельные работы по широкому спектру вопросов о жизни евреев в Сибири, отличающиеся тематическим разнообразием, новизной подходов и глубиной исследования [54, 55].

Постепенно исследования вышли на новый уровень, появились обобщающие монографии по истории еврейских общин в Сибири. Л.В. Кальмина в своем фундаментальном труде [57] прослеживает все стороны жизни еврейских общин в Восточной Сибири в дореволюционный период. В монографии В. Рабиновича [58] жизнедеятельность евреев Иркутска рассматривается с применением концепции о предпринимательских меньшинствах.

Серьезный вклад в исследование еврейской диаспоры Дальнего Востока внесла В.В. Романова, сделавшая в своих исследованиях акцент на правовом положении еврейского населения, проблемах формирования политики властных структур по отношению к евреям [59, 60].

Истории формирования еврейских общин Томской губернии и их развитию посвящены работы Ю.М. Мучник [61, 62], где автором уделялось большое внимание внутриобщинной жизни евреев. Участие еврейских общин в хозяйственной жизни Западно-сибирского региона, социально-демографическая характеристика еврейского населения, религиозная жизнь, история взаимоотношений евреев с окружающим населением в дореволюционный период рассматривались Ю.М. Гончаровым в его монографии [63].

Проблема функционирования институтов еврейской диаспоры в Сибири, воздействие сионистов и бундовцев на сохранение этнической и религиозной идентичности евреев, демократизация органов еврейского общинного самоуправления в Сибири в период с марта 1917 по февраль 1920 г. детально изучена в совместной работе И.В. Нам и Н.И. Наумовой [64]. Эта работа стала частью фундаментального исследования И.В. Нам [65], где автор последовательно изучала общественную жизнь различных национальных меньшинств Сибири и Дальнего Востока, в том числе и евреев, в условиях революционных событий 1917 г. и Гражданской войны. И.В. Нам целенаправленно проанализировала формы самоорганизации и национального самоуправления евреев, рассматривала возможности осуществления культурно-национальной автономии в переломный в истории России период – март 1917 г. – ноябрь 1922 г. В результате исследования она пришла к выводу, что в целом евреи не стремились к дезинтеграции многонационального государства, а лишь добивались национального самоуправления на основе национально-персональной автономии.

В конце 90-х гг. – начале XXI столетия появляются монографий М.Н. Савиных [66], Н.Б. Галашовой [67], для которых характерны комплексное изучение проблем и глубина исторического анализа.

На страницах издаваемых энциклопедических изданий в Томске представлены различные аспекты конфессиональной жизни евреев г. Томска, их экономическая, общественно-политическая и культурная деятельность, биографии конкретных людей и их вклад в историю города [68, 69, 70, 71, 72, 73].

На современном этапе появляются и отдельные работы биографического характера и биографические справочники о сибирских евреях [74, 75, 76].

В целом отечественная историография о евреях характеризуется широким охватом разнообразных проблем жизни евреев в России, которая помогает выстраиванию цивилизованных отношений между людьми, представляющими разные культуры и религии.

 

Литература:

1.                  Ганелин Р.Ш. Проблемы историографии евреев в России: 2-ая половина XIX – 1-ая половина ХХ вв. / Р.Ш. Ганелин, В.Е. Кельнер // Евреи в России. Историографические очерки. 2-ая половина XIX века – ХХ век. – М. – Иерусалим, 1994. – С. 183 – 246.

2.                  Эльяшевич Д.А. Источниковедение истории евреев в России (к постановке вопроса) // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии. СПб., 1993. – С. 27 – 53.

3.                  Дубнов С.М. Краткая история евреев: учебник еврейской истории для школы и самообразования / С.М. Дубнов. – СПб., 1911. – Ч. III.

4.                  Гессен Ю. История еврейского народа в России / Ю. Гессен. – СПб., 1909.

5.                  Гессен Ю. Евреи в масонстве (опыт исторического исследования) / Ю. Гессен. – СПб., 1903.

6.                  Гессен Ю. Кровавый навет в России / Ю. Гессен. – М., 1912.

7.                  Гессен Ю. О жизни евреев России. Записка в Государственную Думу / Ю. Гессен. – СПб., 1906.

8.                  Лесков Н. Непитущая вера: фрагмент очерка «Еврей в России» // Родина. – 2002. – № 4 – 5. – С. 87 – 90.

9.                  Бруцкус Б.Д. Профессиональный состав еврейского населения России: по материалам Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года / Б.Д. Бруцкус. – СПб., 1908.

10.              Бруцкус Б.Д. Статистика еврейского населения. Распределение по территории, демографические и культурные признаки еврейского населения, по данным переписи 1897 г. / Б.Д. Бруцкус. – СПб., 1909.

11.              Еврейская питейная торговля в России // Статистический временник Российской империи / сост. В. Аленицин. – СПб., 1886. – Вып. 9. – Сер. III.

12.              Евреи // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб., 1893. – Т. XI. – С. 426 – 466.

13.              Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем / ред. Л. Каценельсон. – СПб., 1908 – 1913. – Т. 1-16.

14.              Алексеев А.А. Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, богослужения, праздники, Талмуд и кагал / А.А. Алексеев. – СПб., 1896.

15.              Никитин В.Н. Евреи – земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения и до наших дней. 1807 – 1887 / В.Н. Никитин. – СПб, 1887.

16.              Элькинд А.Д. Евреи. Сравнительно антропологическое исследование, преимущественно по наблюдениям над польскими евреями. Труды антропологического отдела. Т. XXI // Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Императорском Московском Университете. – М., 1903. – Т. CIV.

17.              Ивановский А.А. Об антропологическом составе населения России. Труды антропологического отдела. Т. CV // Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Императорском Московском Университете. – М., 1904. – Т. XXII.

18.              Мытарства евреев в Сибири // Сибирские вопросы. – 1911. – № 22 – 23. – С. 63 – 68.

19.              Тихонов Т.И. Сибирские евреи, их права и нужды // Сибирские вопросы. – 1905. – № 1. – С. 278 – 309.

20.              Белковский Г.А. Русское законодательство о евреях в Сибири / Г.А. Белковский. – СПб., 1905.

21.              Островский Ю. Сибирские евреи / Ю. Островский. – СПб., 1911.

22.              Анучин Е.Н. Исследование о процентах сосланных в Сибирь в период 1827 – 1846 годов: материалы для уголовной статистики России / Е.Н. Анучин. – СПб. 1873.

23.              Тарновский Е.Н. Итоги русской уголовной статистики за 20 лет (1874 – 1894 гг.) / Е.Н. Тарновский. – СПб., 1899.

24.              Максимов С. Сибирь и каторга / С. Максимов. – 3-е изд. – СПб., 1891.

25.              Войтинский В. Евреи в Иркутске / В. Войтинский, А. Горнштейн. – Иркутск, 1915.

26.              Пословицы и поговорки сибирских евреев // Сибирский архив. Журнал археологии, истории и этнографии Сибири. – 1912. – № 4. – С. 215 – 222.

27.              Дубнов С. Евреи в царствование Николая II (1894 – 1904) / С. Дубнов. – Пг., 1922.

28.              Гессен Ю.И. Социально-политическая борьба среди евреев в России в 30 – 50-х гг. 19 века // Еврейская летопись. – Л. – М., 1926. – С. 45 – 56.

29.              Левитов Л.И. Еврейские национальные училища // Еврейская летопись. – Л. – М., 1926. – С. 112 – 119.

30.              Дейч Л. Невинноповешенные // Еврейская летопись. – Л. – М., 1926. – С. 134 – 136.

31.              Большаков В. Сионизм на службе антикоммунизма / В. Большаков. – М., 1972.

32.              Востоков Л. Антинародная деятельность сионистов в России // Вопросы истории. – 1973. – № 3. – С. 23 – 25.

33.              Иванов Ю. Осторожно, сионизм! / Ю. Иванов. – М., 1971.

34.              Щербаков Н.Н. Численность и состав политических ссыльных Сибири (1907 – 1917 гг.) // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.). – Иркутск, 1973. – Вып. 1. – С. 199 – 242.

35.              Щербаков Н.Н. Влияние ссыльных пролетарских революционеров на культурную жизнь Сибири / Н.Н. Щербаков. – Иркутск, 1984.

36.              Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал  в экономике Сибири конца XIX – начала XX вв. / Г.Х. Рабинович. – Томск, 1975.

37.              Хроленок С.Ф. Золотопромышленность Сибири (1832 – 1917 гг.). Историко-экономический очерк / С.Ф. Хроленок. – Иркутск, 1990.

38.              Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке. Библиографический указатель отечественной литературы / сост. Л.В. Кальмина, Л.В. Курас. – Красноярск, 2001.

39.              Литература о евреях на русском языке. 1890 – 1947. Книги, брошюры, оттиски статей, органы периодической печати. Библиографический указатель / сост. В.Е. Кельнер, Д.А. Эльяшевич. – СПб., 1995

40.              Зомбарт В. Буржуа / В. Зомбарт. – М., 1994.

41.              Дубнов С.М. Краткая история евреев / С.М. Дубнов. – Ростов-н/Д, 1997.

42.              Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа: в 3 кн. / С.М. Дубнов. – М., 2002.

43.              Гольденвейзер А.А. Правовое положение евреев в России // Книга о русском еврействе (от 1860-х до революции 1917 г.). – М. – Иерусалим, 2002. С. 115 – 157.

44.              Кожинов В. Пятый пункт: межнациональные противоречия в России / В. Кожинов. – М., 2006.

45.              Российская еврейская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Г.Г. Брановер. – М., 1994 – 2004. Т. 1-5.

46.              Солженицын А.И. Двести лет вместе / А.И. Солженицын. – М., 2001 – 2002.

47.              Носенко Е.Э. «…Вот праздники Бога» (Историко-генетическое исследование еврейских праздников) / Е.Э. Носенко. – М., 2001.

48.              Бромберг Я.А. Евреи и Евразия / Я.А. Бромберг. – М., 2002.

49.              Белова О. Евреи, Ленин и Христос (по материлам полесских этнолингвистических экспедиций) // Вестник еврейского университета. – 2000. – № 3 (21). С. 185 – 190.

50.              Копанский Я. Благотворительность как фактор еврейского национального единения // Еврейское образование и благотворительность: сб. докладов восьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике / отв. ред. К.Ю. Бурмистров. – М., 2001. – С. 21 – 31.

51.              Пинигина Ю. Меньшинство и власть: стремление к сосуществованию? (Опыт еврейской общины дореволюционного Иркутска.) // Вестник Евразии. – 2000. – № 5. – С. 5 – 20.

52.              Сатановский Е. Евреи в империи. Размышления о «русских евреях» в мире вчерашнем и сегодняшнем // Диаспоры. – 2004. – № 3. – С. 62 – 79.

53.              Сибирский еврейский сборник. – Иркутск, 1992. – Вып. 1.

54.              Сибирский еврейский сборник. – Иркутск, 1996. – Вып. 2.

55.              История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: сб. материалов I региональной научно-практической конференции. Томск, 4 – 5 ноября 2000 г. / под ред. Э.И. Черняка и Я.М. Кофмана. – Томск, 2000.

56.              Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока: сб. материалов II региональной научно-практической конференции. Иркутск, 25 – 27 августа 2001 г. / под. ред. Я.М. Кофмана. – Красноярск, 2001.

57.              Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX – февраль 1917 г.) / Л.В. Кальмина. – Улан-Удэ, 2003.

58.              Рабинович В. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе / В. Рабинович. – Красноярск, 2002.

59.              Романова В.В. Евреи на Дальнем Востоке России (II пол. XIX – I чет. XX вв.) / В.В. Романова. – Хабаровск, 2000.

60.              Романова В.В. «Евреям приезд и водворение в Сибири строжайше запрещены…» (Политика государства в отношении евреев в XIX в.) / Романова В.В. – Хабаровск, 2000.

61.              Мучник Ю.М. Из истории евреев в досоветской Сибири (по материалам Томской губернии) / Ю.М. Мучник. – Томск, 1997.

62.              Мучник Ю.М. Из истории еврейской диаспоры в Томске // Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (XIX – XX вв.): сб.статей / под ред. В.И. Дятлова и Я.М. Кофмана. – Красноярск, 2001. – С. 12 – 52.

63.              Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX – начало XX в.) / Ю.М. Гончаров. – Барнаул, 2005.

64.              Нам И.В. Еврейская диаспора Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 – февраль 1920 гг.) / И.В. Ним, Н.И. Наумова. – Красноярск, 2003.

65.              Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917 – 1922 гг.) / И.В. Нам. – Томск, 2009.

66.              Савиных М.Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине 19 – начале 20 вв. / М.Н. Савиных. – Омск, 2004.

67.              Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. / Н.Б. Галашова. – Красноярск, 2006.

68.              Нам И.В., Наумова Н.И. Евреи // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия / отв. ред. О.М. Рындина. – Томск, 2007. С. 86 – 89.

69.              Ромацкий Б.М., Лозинский Ю.М., Рыбалка Е.С. Томские еврейские религиозные общины // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия / отв. ред. О.М. Рындина. – Томск, 2007. – С. 358 – 362.

70.              Галашова Н.Б. Еврейское училище // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города /под ред. Н.М. Дмитриенко. – Томск, 2004. – С. 111.

71.              Косых Е.Н. Вегман Вениамин Давидович // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города /под ред. Н.М. Дмитриенко. – Томск, 2004. – С. 47.

72.              Вавилов С.П. Маломет Моисей Исаевич // Энциклопедия Томской области. – Томск, 2008. – Т. 1: А – М. – С. 411.

73.              Сосковец Л.И. Религиозная жизнь // Энциклопедия Томской области. – Томск, 2009. – Т. 2: Н – Я. – С. 644 – 647.

74.              Звягин С.П. Министр юстиции Г.Б. Патушинский: биографический очерк / С.П. Звягин. – Красноярск, 2001.

75.              Юшковский В.Д. Жернова. События и судьбы века минувшего / В.Д. Юшковский. – Красноярск, 2001.

76.              Гессен Сергей Иосифович // Томские профессора. Наука и образование в Томске: еврейский аспект. – Томск, 2009. – С. 23 – 54.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Сибирь, еврей, изучение истории евреев, история евреев, работа, дореволюционный период, история, Дальний Восток, Еврейский университет.


Похожие статьи

История языка бухарских евреев | Статья в журнале...

В 586 г. д.н. э. вавилонский царь Навуходоносор после почти двухлетней осады завоевал Иерусалим. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон. Иудейское царство перестало существовать.

Причины и значение создания в Российской империи черты...

В истории российских евреев одним из краеугольных камней противоречий с коренным населением была успешная еврейская торговля.

Важно отметить, что до периода присоединения к России территорий от Речи Посполитой евреев в ней жило очень мало...

К вопросу о проблематике происхождения и этнической...

В дореволюционной исторической литературе в отношении татов иудейского

33. Мураханов Ю. И. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII — нач.XX в.). М.1994.

Отечественная историография евреев в России в XIX – XXI столетии.

«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Еврейский миф» в Японии. Автор: Бояринова Полина Александровна. Рубрика: История.

Но стоит изначально рассматривать эти работы с критической точки зрения, потому что автор и во многих своих статьях называет евреев праотцами и других народов (в основном, Азии).

Причины и значение возникновения в России еврейских кагалов...

След шёл из истории: ещё в 1684 г., в период жизни евреев под властью Речи Посполитой, польский король Ян III приказывал Брестскому кагалу ни под каким предлогом не притеснять евреев Минского воеводства.

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Учителем еврейского языка и еврейской истории стал Абрам Соломонович Галин-Галер, а вероучителем — Аарон Хаим Юсель-Мойшович Страд.

5. Гройсман А. Евреи в Якутии.

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное...

Интересны и другие факты из истории Кавказской войны. 27 февраля1847 года, по возвращении в Россию, А. И. Барятинский (потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру)...

Истоки появления «Протоколов сионских мудрецов» в России...

Основные термины (генерируются автоматически): Крестовский, Россия, Петербург, еврей, Время, царская охранка, русский народ, российская беллетристика, общественное мнение, быль.

История появления мезенской росписи. Загадки народного промысла русского севера.

Корни арабо-израильского конфликта | Статья в журнале...

Рубрика: История.

В этот период были созданы многие еврейские города: Тель-Авив, Рамат-Ган, Герцлия (Херцлия), Натанья.

Эти территории, по большей части, уже были заселены евреями, однако на этих территориях были и арабские поселения.

Похожие статьи

История языка бухарских евреев | Статья в журнале...

В 586 г. д.н. э. вавилонский царь Навуходоносор после почти двухлетней осады завоевал Иерусалим. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон. Иудейское царство перестало существовать.

Причины и значение создания в Российской империи черты...

В истории российских евреев одним из краеугольных камней противоречий с коренным населением была успешная еврейская торговля.

Важно отметить, что до периода присоединения к России территорий от Речи Посполитой евреев в ней жило очень мало...

К вопросу о проблематике происхождения и этнической...

В дореволюционной исторической литературе в отношении татов иудейского

33. Мураханов Ю. И. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII — нач.XX в.). М.1994.

Отечественная историография евреев в России в XIX – XXI столетии.

«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Еврейский миф» в Японии. Автор: Бояринова Полина Александровна. Рубрика: История.

Но стоит изначально рассматривать эти работы с критической точки зрения, потому что автор и во многих своих статьях называет евреев праотцами и других народов (в основном, Азии).

Причины и значение возникновения в России еврейских кагалов...

След шёл из истории: ещё в 1684 г., в период жизни евреев под властью Речи Посполитой, польский король Ян III приказывал Брестскому кагалу ни под каким предлогом не притеснять евреев Минского воеводства.

Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Учителем еврейского языка и еврейской истории стал Абрам Соломонович Галин-Галер, а вероучителем — Аарон Хаим Юсель-Мойшович Страд.

5. Гройсман А. Евреи в Якутии.

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное...

Интересны и другие факты из истории Кавказской войны. 27 февраля1847 года, по возвращении в Россию, А. И. Барятинский (потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру)...

Истоки появления «Протоколов сионских мудрецов» в России...

Основные термины (генерируются автоматически): Крестовский, Россия, Петербург, еврей, Время, царская охранка, русский народ, российская беллетристика, общественное мнение, быль.

История появления мезенской росписи. Загадки народного промысла русского севера.

Корни арабо-израильского конфликта | Статья в журнале...

Рубрика: История.

В этот период были созданы многие еврейские города: Тель-Авив, Рамат-Ган, Герцлия (Херцлия), Натанья.

Эти территории, по большей части, уже были заселены евреями, однако на этих территориях были и арабские поселения.

Задать вопрос