Библиографическое описание:

Хушназарова М. Н. Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 356-358.

В XX веке особенно популярными стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в. Основными категориями, в которых анализируется социальное и культурное изменение в рамках теории модернизации, являются категории «современный» и «традиционный». Знаменитый политолог С.Хантингтон писал, что еще в начале семидесятых годов все прочие категории: демократия, олигархия и диктатура, либерализм, консерватизм, тоталитаризм и конституционализм, социализм, коммунизм и капитализм, национализм и интернационализм, – все ушли на задний план теоретического мышления. [1:357]

Итак, мост из «отсталости» в «современность» лежит через модернизацию идей народа. Точнее в его политической пути в дальнейшим. Сила любого народа, нации – в его сплоченности, постоянстве в достижении цели. Будущее народа, сплоченно идущего вперед, преследуя великую цель, связано с прогрессом. Но если силу нации обеспечивает духовное единство, что же стимулирует само духовное единение? Говоря словами главы нашего государства, «народ делает народом, нацию нацией система идей, выражающих ее честь и достоинство, веру и убеждение, непрерывно развивающаяся и совершенствующаяся, опираясь на самобытный путь, образ жизни, коренные интересы нашего общества».

Оглядываясь назад в историю, можно видеть, что идейная слабость всегда вела к разброду, а идейная солидарность народов – к достижению цели. Теперь, когда благодаря независимости мы хотим сделать былью вековую мечту народа о свободной и благополучной жизни, нам, прежде всего, нужно объединиться под знаменем благородной идеи, представляющей собой главный фактор, обеспечивающий великое будущее нашей страны и эффективность широкомасштабных реформ.

«…Прежде всего, несравненно велико значение поднятия на высокий уровень нашей духовно – просветительской деятельности, чтобы подрастающее новое поколение пришло к своей зрелости всесторонне совершенным, с твердой волей, чистой совестью», – подчеркивает Президент республики Узбекистан И.Каримов. Действительно, совершенное поколение – наша основная цель. И одной из важных задач в достижении ее является, безусловно, организация и содержание деятельности образовательных учреждений по формированию в сознании школьников идеи национальной независимости.

Независимость предоставила право и возможность на выбор собственного пути, собственной модели системы образования и подготовки кадров, соответствующего социально-экономическому развитию республики, основанного на богатом духовно-нравственном и культурно-историческом наследии народа и общечеловеческих ценностях. [2:5]

Исходя из содержания книги «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы», целесообразно дополнительно ввести в специальный курс «Чувство Родины» следующие темы:

1.         Процветание Родины.

2.         Национальные и общечеловеческие ценности.

3.         Богатое культурное и духовное наследие, ценности, обряды и привычки, традиции нашего народа.

4.         Самобытный образ жизни, мышление и мировоззрение нашего народа.

5.         Самостоятельное мировоззрение и мышление.

6.         Понятия мысли и идеи, их сущность и различия.

7.         Созидательные идеи, их значение в развитии общества.

8.         Разрушительные идеи, их негативные последствия.

9.         Идея национальной независимости и воспитание совершенного человека.

10.     Идея национальной независимости и священность Родины.

На все десять тем, включенных в программу учебного курса «Чувство Родины», необходимо отвести по одному часу и их содержание должно быть изложено в качестве отдельной самостоятельной темы. В этой связи объявлен конкурс на учебную программу и учебник «Чувство Родины» в республике. Участникам конкурса рекомендуется охватить вышеназванные темы при создании программы и учебника.

Идея национальной независимости внедрена в соответствующие темы учебных программ и учебников по «Истории Узбекистана» и «Всемирной истории» с учетом последовательности исторических событий. Тем не менее, рекомендуется внести дополнительно в учебные программы и учебники, следующие темы, связанные с идеей национальной независимости:

1.         История идей и идеологий.

2.         Созидательные идеи и идеологии в развитии общества.

3.         Разрушительные идеи и идеологии.

4.         Последствия абсолютизации идей и идеологий в истории.

5.         Узбекская модель развития и ее значение для прогресса общества.

6.         Исторические корни идеи национальной независимости.

7.         Значение идеологии во внедрении в жизнь концепции «От сильного государства к сильному обществу».

8.         Религия, межрелигиозная толерантность и идеология.

Темы, касающиеся идеи национальной независимости, можно включить за счет объединения отдельных тем программы. Каждую из рекомендованных тем целесообразно излагать в учебниках как самостоятельную. В освещении всех других тем учебных предметов «История Узбекистана» и «Всемирная история» также необходимо исходить из идеи национальной независимости.

Можно было ожидать самых различных, порой полярных, реакций и мнений разнообразных социальных слоев населения, политических партий и движений: от боязни идеологии как символа коммунистической идеологии и соответственно отказа от всякой идеологии, до возведения идеи национальной независимости в ранг государственной или национально-религиозной и националистической.

Новое педагогическое мышление открывает путь и новому подходу к изучению рассматриваемых проблем. Не отрицая значи­мость социального анализа структурных реформ, приоритетное вни­мание мы уделим педагогическому аспекту проблемы.

Определяя контуры этой проблематики, особо подчеркнем, что изменения образовательных структур последних десятилетий в значительной степени являются продолжением преобразований предыдущего периода и это потребует некоторой ретроспективы.

Исчезновение старых и формирование новых образовательных струк­тур - сложный, комплексный процесс, который протекает, по наше­му мнению, по трем основным направлениям. Первое – это струк­турные реформы, в основе которых доминируют педагогические при­чины. Второе направление – преобразование структур, обусловлен­ное социально-экономическими факторами. И, наконец, третье – структурные изменения, в основе которых лежат демографические процессы. Мы предполагаем их подробное рассмотрение.

Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и «Национальной программе по подготовке кадров», на основе общего среднего образования, по добровольному выбору направления обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.

Организация и развитие среднего специального, профессионального образования осуществляется поэтапно и предусматривает выполнения ряда первоочередных мер.

Разрабатывается и внедряется нормативная база функционирования академических лицеев и профессиональных колледжей, регламентирующая управление и организацию, содержание и методику образовательного процесса, финансирование и материально-техническое оснащение нового вида образования. [2:167]

Необходимо отметить, что после осуществления структурных преобразований изменившаяся форма диктует новые требования к созданию и построению учебных программ, учебников, подчиняя се­бе в определенной степени содержание образования. Образуется, таким образом, логическая цепочка обратной связи: образовательная си­стема - содержание образования. Эта взаимосвязь верна, как пре­дставляется, не только для западной, но и для образования любой иной страны. Анализ взаимосвязей в процессе модернизации со­держания образования и структурных форм позволяет составить цельное педагогическое представление об основных тенденциях развития в этой области.

Однако, в отличие от тоталитарного, в демократическом обществе, где существуют законодательно закрепленные свободы и права личности, обязанности его членов, идеология выполняет функцию движущей силы, генератора общественных интересов, способа реализации социальных и личностных потребностей и устремлений.

 

Литература:

 

  1. Hantington S. The change to change // Comparative politics in the post… Colorado: Lynne Rienner. 1988. - Р. 357.
  2. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров – достижение и результат независимости. Ташкент: Шарк, 2001. – С. 655.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle