Управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе через повышение квалификации педагогического состава. Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения трудового договора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Глечикова, Т. С. Управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе через повышение квалификации педагогического состава. Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения трудового договора / Т. С. Глечикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1672/ (дата обращения: 25.04.2024).

Организации, добивающиеся успеха, всегда имеют динамичное и эффективное руководство, при этом руководитель–лидер – ключевая фигура в управлении организацией. Эффективное лидерство – основной фактор, обеспечивающий наибольшую пользу и выгоду для организации, При этом,  стоит развести два понятия: «лидерство» и «руководство». Лидерство – это психологическая характеристика, а руководство – социальная. Это означает, что быть руководителем – это не обязательно считаться лидером, т.к. лидерство в значительной степени основывается на неформальной основе. С другой стороны, большая часть руководителей во многом обладают лидерскими качествами. Развивать в себе лидерские качества – задача того руководителя, который стремится, чтобы его организация была успешной на рынке предоставляемых услуг. 

            Слово «лидер» происходит от английского lead (вести). Т.о. лидер – это человек, идущий впереди, ведущий. Генри Минтцберг выделил восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

1.        Искусство быть равным – устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2.        Искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

3.        Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

4.        Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

5.        Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

6.        Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

7.        Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

8.        Искусство самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Существуют как врожденные лидерские способности, так и те, которые развиваются с течением времени. Важно даже не столько наличие этих способностей, сколько верное их использование. Человек учится важнейшим навыкам лидерства на протяжении всей жизни. Но развитие возможно только в том случае, когда человек сам хочет изменений. Лидер обладает четкими жизненными установками  и стремится к совершенству.

А.А. Огарков, обозначая качества эффективного лидерства, связывает лидерство с проявлением следующих навыков:

1.        Особых мотивационных установок:

·           проактивная ориентация -  характеристическая черта лидера – большая жизненная энергия и активность, нацеленность на результаты, принятие на себя ответственности за реализацию программ действий;

·           ориентация на достижение успеха – установка высоких стандартов деятельности и стремление к достижению высоких и качественных результатов.

2.        Навыков межличностного общения:

·           ориентация на развитие – любая деятельность рассматривается в развитии, поручаются все более сложные задания;

·           управление взаимодействиями – создание команд, объединенных общим видением проблемы;

·           поиск на основе межличностного общения – создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.

3.        Представительских навыков:

·           уверенность в себе - на основе обладания познавательными навыками, переработки информации и выработки видения будущего, лидер уверен в правильности и успешности своих решений;

·           навыки презентации – лидер является хорошим оратором, он выражает свое мнение и мнение коллектива доступно и ясно.

4.        Мотивационных навыков и умения влиять на других:

·           влияние – воздействие личного авторитета лидера на команду личным примером, доверием и уважением, что способствует её активной деятельности;

·           диапазон мотивации – использование широкого диапазона мотивационных средств (преимущественно позитивных).

Лидеру необходимо владеть всеми существующими стилями управления и уметь применять их в зависимости от условий, целей и задач организации, особенностей сотрудников и своих личных качеств. Общепринятыми считаются три стиля управления, выделенные немецким психологом Куртом Левином на основе экспериментов и ставшие классическими:

Ø Авторитарный стиль (директивный, диктаторский, автократический).

Основная характеристика – жесткое единоличное принятие решений и постоянный контроль за их выполнением. Личность работника и его интересы во внимание не принимаются. Управляющий при этом стремится к единовластию.

Ø Демократический стиль.

До принятия решения происходит обсуждение проблемы с сотрудниками, выясняется их мнение и приветствуются инициативы. Контроль за исполнением решений осуществляется как руководителем, так и сотрудниками. Личность сотрудников, их интересы, потребности лежат в поле интересов руководителя. Самый действенный стиль. Но требования, при этом, к способностям руководителя (организаторским, коммуникативным, интеллектуальным) достаточно высоки – только в этом случае возможна реализация данного стиля управления.

Ø Попустительский стиль.

Каждый волен высказывать свои позиции, но стремление к их согласованности отсутствует, также как и контроль за реализацией решений, а, следовательно, они и не выполняются.

            Лидеры играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, в организации совместных действий благодаря своей центральной позиции. При этом особое значение отводится эмоциональной и социальной интуиции лидера.

            Лидеры, обладающие высокой эмоциональной и социальной интуицией способны создать в организации такую атмосферу, в которой люди имеют возможность раскрыть свой потенциал, добиваясь высоких личных и коллективных результатов.       Влияние руководителя будет глубоким и продолжительным, если он поддерживает сильные стороны подчиненного, его положительную самооценку и способность ставить перспективные цели на будущее. И, напротив, желание «исправить» подчиненного, указывая на его слабости и недостатки приведут к обиде, потере энтузиазма, игнорированию замечаний и отказу от изменений. Именно положительные эмоции являются активным стимулятором человеческой энергии. Подчиненному, также, как и руководителю необходимы воодушевление, вера в будущее и в собственные возможности.

            Что должен делать руководитель понятно: оценивать обстановку, заниматься стратегией и организацией, управлять ресурсами, анализировать проделанную работу, соотносить результаты с целями и т.д. Но как этого достичь? Необходимо слушать  и слышать своих подчиненных, воодушевлять их и внушать доверие, быть уверенным в собственной позиции и быть приверженцем своих ценностей.

            Как уже отмечалось выше, отличительными чертами настоящих лидеров являются эмоциональный и социальный интеллекты. Лидер может создавать атмосферу, направленную на успех, либо на разрушение. Эмоции возникают быстрее, чем умственные реакции. Лидер должен научиться узнавать свои чувства и настроения, понимать, какое влияние они оказывают на окружающих, только тогда возможно использовать эмоции в управлении не только собственного, но и поведения подчиненных. И, конечно, необходимо развивать умение точно определять эмоциональный фон окружающих и реагировать на него должным образом. В современных условиях стрессовых ситуаций этот навык становится одним из ключевых в факторах личного и профессионального успеха. Настоящий лидер стремится, чтобы его эмоции не выходили из-под контроля и соответствовали ситуации. Он готов взять на себя инициативу, умеет концентрироваться, идя к поставленной цели.

Стержень эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание. Грамотный лидер знает свои сильные и слабые стороны. Его жизнь, согласующаяся со своими собственными правилами, успокаивает и внушает уверенность подчиненным. Руководитель оказывает весомое значение на эмоциональный фон коллектива. Если работник настроен на позитив, мыслит ясно, подходит к решению задач творчески – и результат будет выше. Успех возможен только тогда, когда работа приносит удовлетворение.

            Безусловно, интеллектуальные способности, уровень когнетивного ума должен быть достаточно высоким у эффективного лидера-руководителя, но эмоциональный интеллект позволяет лидеру управлять своими эмоциями и настроением, а социальный интеллект отражает способы построения взаимоотношений с другими людьми. Руководители, обладающими этими качествами, умеют «заражать» подчиненных новыми идеями, создают атмосферу энтузиазма и взаимной поддержки подчиненных – основу успешной работы коллектива.

            Руководитель, ориентированный на высокий результат, сознательно основывается в управлении подчиненными на продуманном представлении о человеке. Эффективный руководитель несет ответственность за положительные результаты деятельности и в настоящем, и в будущем. Задача руководителя-лидера – такое развитие подчиненных, когда они на качественно новом уровне решают текущие задачи и предугадывают потребности своего развития. Точно также лидер несет ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Именно лидерские качества позволяют вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.           

            Психологи считают, что окружающие воспринимают лидера по четырем основным моделям:

ü  один из нас

ü  лучший из нас – образец для подражания

ü  воплощение добродетелей

ü  оправдание всех ожиданий

Такое отношение к лидеру позволяет ему распространять свое влияние и на весь коллектив в целом, и на каждого сотрудника в отдельности.

            Н.Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства». Для достижения долгосрочного, устойчивого успеха лидеры «высших» позиций должны формировать лидеров на всех уровнях управления, т.е. готовить последователей и преемников, которые впоследствии должны стать самостоятельно мыслящими лидерами.   

            Позиция лидера дает руководителю власть. Обладание властью – основной элемент успеха лидера. Необходимо уметь управлять своей реакцией и реакцией других людей на эту власть. Настоящий лидер стремится к эффективному сочетанию всех имеющихся у него источников власти  - это одно из главных условий эффективного управления.  

 

Литература:

1.         Лидерство и руководство / В.Г. Алиев - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

2.        Лидерство в предпринимательстве / В.Г.Ларионов, О.Н.Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №2 – 2001

3.        Природа лидерства / В.Г.Ларионов, О.Н. Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №4 - 2001

4.        Эффективные заменители лидерства / А.А.Огарков - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

5.        Эффективный руководитель. 55 упражнений для личностного роста и осознанного изменения / Анни Мак Ки, Ричард Бояцис, Френсис Джонстон; [перевод с англ. М.Терехина, А.Лисицина].- М.:СмартБук, 2009. – 232с. – (Библиотека лидера) 

 

Основные термины (генерируются автоматически): лидер, руководитель, способность, какое влияние, межличностное общение, Позиция лидера, социальный интеллект, стиль управления, эмоциональный интеллект, эффективное лидерство.


Похожие статьи

Социальный интеллект как фактор успешности...

Социальный интеллектспособность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Теоретические аспекты сущности лидера в игровых видах спорта

Само явление лидерства заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции управления.

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Лидерская позиция в современном обществе | Статья в журнале...

Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером. Позиция лидера — это роль в определенной системе.

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера

лидер — это глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя. Методы и инструменты эффективного управления.

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером.

Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система управления, должно стимулировать...

Коммуникационные стили | Статья в журнале «Молодой ученый»

Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль

Они занимают стратегические позиции в организациях и могут либо ускорять обмен

В межличностных коммуникациях выделяются следующие коммуникативные роли: сторож, связной, «лидер...

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Иными словами, лидер управляет, и оценить лидерство следует по тому, насколько эффективно он это делает — при минимальных затратах ресурсов обеспечивая

Модели социального взаимодействия при управлении музыкальными академическими коллективами.

Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной...

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»); ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»). На основе данной модели, он делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу...

Сравнение стилей руководства | Статья в журнале...

Лидерство — это когда человек, используя неформальную систему общения, воздействует

Этот стиль предполагает управления группой ее же членами и он эффективен только тогда

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, стиль руководства...

Похожие статьи

Социальный интеллект как фактор успешности...

Социальный интеллектспособность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Теоретические аспекты сущности лидера в игровых видах спорта

Само явление лидерства заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции управления.

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Лидерская позиция в современном обществе | Статья в журнале...

Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером. Позиция лидера — это роль в определенной системе.

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера

лидер — это глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя. Методы и инструменты эффективного управления.

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером.

Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система управления, должно стимулировать...

Коммуникационные стили | Статья в журнале «Молодой ученый»

Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль

Они занимают стратегические позиции в организациях и могут либо ускорять обмен

В межличностных коммуникациях выделяются следующие коммуникативные роли: сторож, связной, «лидер...

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Иными словами, лидер управляет, и оценить лидерство следует по тому, насколько эффективно он это делает — при минимальных затратах ресурсов обеспечивая

Модели социального взаимодействия при управлении музыкальными академическими коллективами.

Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной...

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»); ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»). На основе данной модели, он делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу...

Сравнение стилей руководства | Статья в журнале...

Лидерство — это когда человек, используя неформальную систему общения, воздействует

Этот стиль предполагает управления группой ее же членами и он эффективен только тогда

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, стиль руководства...

Задать вопрос