Библиографическое описание:

Шляхина А. С. Нейролингвистическое программирование при обучении иностранным языкам // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 363-366.

В настоящее время требования к изучению иностранного языка довольно высоки, поскольку одной из задач стоящих перед преподавателем  является формирование коммуникативных способностей учащихся. Именно поэтому использование различных методов и техник позволяет открыть новые возможности в обучении.

НЛП – одна из самых мощных психотехник, которая помогает изменять самого себя и других наиболее эффективным и изящным способом. 

НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир, семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.[6]

Весной 1976 года Гриндер и Бендлер дали название своей работе –нейролингвистическое программирование – громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть "нейро" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем "смысл" из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.[5] В НЛП есть множество методов, методик, способов и техник, посвященных тому как: правильно сформулировать цель; найти наиболее подходящие способы ее достижения; изменить поведение; избавиться от страхов; смоделировать чье-то эффективное поведение; найти выходы из казалось бы безвыходной ситуации; прогнозировать поведение собеседника и со временем моделировать ситуацию, успешно находить контакт с другими, конструктивно решать конфликты, достигать успеха в жизни и многое другое. Инструменты НЛП позволяют выявлять различные интересные моменты, скрытые от обычного преподавателя английского языка: движения глаз, паттерны поведения, убеждения, стратегии, невербальные реакции, действия якорей и многое другое.

Применение концепции нейро-логических уровней научения и изменений позволяет заметить новые перспективные методы управления данными процессами со стороны педагога. В соответствии с преимущественным профилем или стилем управления научением и развитием, характерным для данного педагога можно говорить о том либо ином стиле лидерства, который он поддерживает в реализации учебного процесса. Основное содержание концепции нейро-логических уровней состоит в том, что существует определенная иерархия уровней научения и развития[2]. Каждый вышележащий уровень качественно отличается от нижележащего по структуре протекающих на нем когнитивных процессов и по функциям, которые он выполняет в жизнедеятельности человека. При этом процессы верхних уровней базируются на более элементарных и включают их в качестве необходимых условий своего формирования и функционирования.

В НЛП выделяют следующие уровни научения и развития:

• окружение (внешние возможности или ограничения деятельности, место, время и материальные условия, необходимые для ее реализации);

• поведение (конкретные шаги, действия или операции, необходимые для достижения цели);

• способности (система когнитивных карт, планов и стратегий деятельности, критерии выбора и оценки конкретных действий);

• убеждения и ценности (мотивация и выбор общего направления деятельности с учетом имеющихся способностей, целей и условий; ответ на вопрос «почему?» относительно данной деятельности и ее психологическое подкрепление);

• идентичность (осознание человеком своей роли, ответ на вопрос «кто?» относительно данной деятельности);

• миссия (представление о своей задаче в рамках большей системы, частью которой является человек – семьи, группы и т.д.).

Приложение данной концепции к контексту лидерства в образовании позволяет заметить разные уровни или стили лидерства, в зависимости от фокуса внимания педагога в реализации учебного процесса – обеспечение необходимых условий, поведенческая компетентность (навыки), развитие способностей (учебных и в широком спектре), воспитание личности и т.д. [2] По выделенному признаку можно говорить о следующих

 типах лидерства в контексте образования:

1. Опека. Лидерство на уровне окружения. Фокус внимания педагога - на внешних факторах обучения (имеются все необходимые материальные ресурсы, минимум отвлекающих факторов, обстановка безопасности). Педагог знает «правильный» путь к цели и корректирует учащихся, если они «сбиваются с пути».

2. Тренерство. Лидерство на уровне поведения. Фокус внимания педагога на совершенствовании конкретных поведенческих навыков учащихся путем выявления и закрепления успешных действий по отношению к заданной цели. Педагог наблюдает за поведением учащихся и дает им советы относительно того, как лучше действовать в данной ситуации.

3. Обучение. Лидерство на уровне способностей. Фокус внимания педагога – на развитии общих когнитивных способностей, а не на отработке конкретных навыков в конкретных ситуациях. Педагог предлагает учащимся переносить навыки на новые контексты и формировать полезные стратегии мышления и поведения.

4. Менторство. Лидерство на уровне убеждений и ценностей. Фокус внимания педагога – на убеждениях и ценностях учащегося, которые способствуют либо, наоборот, препятствуют успешному обучению. Педагог помогает учащимся преодолеть внутреннее сопротивление обучению, укрепляет веру в себя и свои возможности.

5. Спонсорство. Лидерство на уровне идентичности. Фокус внимания педагога – на раскрытии и признании идентичности и внутреннего потенциала учащегося. Педагог создает условия для развития личности учащегося путем трансляции ему (вербально и невербально) сообщений типа: Я тебя вижу. Ты ценен. Ты особенный. Тебя принимают и т.д.

6. Пробуждение. Лидерство на уровне миссии. Фокус внимания педагога – на расширении границ системы, осознаваемой учащимся в качестве собственной «сферы влияния». Педагог создает условия для осознания учащимся собственного места и роли в социальной жизни общества, давая ему возможность позитивно задуматься над вопросом «Зачем?» в контексте собственной жизни.

Важно заметить, что дефицит поддержки либо конфликтные отношения с педагогом на высоких логических уровнях являются серьезным фактором, снижающим эффективность образования, особенно в стратегическом смысле. В соответствии с этим, обогащение лидерского профиля педагога является важной задачей развития его обучающего стиля в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.

В НЛП достаточно много сказано о различных путях структурации опыта. Одна из пресуппозиций НЛП звучит так: "Опыт имеет свою структуру".

При этом, как мы уже отмечали, считается, что люди различаются по доминантным каналам восприятия, хранения и передачи информации. Так, по некоторым (непроверенным) данным, у 40% людей преобладает визуальный канал, у 40% - аудиальный, у 20% - кинестетический.

Исторически ведущей системой внутреннего опыта является кинестетическая система (маленькие дети должны все попробовать сами: слова "горячо" и "холодно" приобретают смысл только после личной пробы). Впоследствии особое распространение получает визуальная система. Предполагается, что социальный опыт и знания не могут быть переданы непосредственно через ощущения. Успешность обучения (понимаемая в НЛП как объем запомненной информации) зависит якобы от развития визуальной системы как ключевой и репрезентирующей у большинства людей. Это может быть объяснено тем, что физиологическая емкость зрительного канала на несколько порядков превосходит кинестетический, а яркие объемные образы позволяют получаемый объем информации эффективно организовывать во "внутренние карты".

В НЛП считается, что даже такой "аудиальный", на первый взгляд, навык, как грамотность, зависит от использования визуальной системы: грамотные люди, прежде всего "видят", что слово написано неправильно, т.е. они хранят в памяти образы правильного написания слов.[1]

Отмечается, что социально-эффективные люди (бизнесмены, некоторые ученые, эффективные продавцы) более активно используют визуальную систему для репрезентации своего опыта. Представители визуально-кинестетического типа более эффективны как коммуникаторы: они "видя, чувствуют" аудиторию. В специальных высоко-формализованных областях знания (физика, кибернетика) часто бывают эффективны люди рационального типа, т.к. высокий уровень формализации не допускает внесения личного опыта, переживания и в профессиональной коммуникации более важно, что говорить, и чем более формально, тем более правильно.

Одна из главных идей НЛП – моделирование. Одним из видов моделирования является поведенческое моделирование. Это означает, что нужно войти во вторую позицию восприятия (как если бы Вы была тем человеком, которого моделируете) и повторять за ним все, что он делает, не задумываясь.

 

Буквально за несколько минут, отбросив все мысли и стараясь максимально точно копировать человека, Вам  удалось научиться говорить различные слова так же, как этот человек. Обычные учителя в школе честно пытаются объяснить школьникам, как это сделать. У части школьников получается, у части — нет, но научить всех быстро и четко обычно не удается.

Поведенческое моделирование, основанное на копировании, — самый простой способ моделирования, с помощью которого учатся дети, многократно повторяя за взрослыми слова. К сожалению, оно хорошо только в случаях копирования произношения звуков, слов и фраз. Если попытаться понять грамматику с помощью поведенческого моделирования, скорее всего эффекта не будет.

Следующий вид моделирования - стратегическое моделирование — выявление последовательности действий или стратегии человека. Существует  способ запоминания — раскадровка. Именно ее использовал Уолт Дисней, когда создавал свои мультфильмы. Этот способ  многократно испытывался на курсах по изучению английского языка.

В качестве примера можно взять любой текст. Запоминать можно последовательно в процессе чтения или сразу после прочтения всего текста. Согласно этой технике нужно представить себе первый "кадр". Например, известную сказку о трех поросятах. Затем представить себе мысленно трех бездомных поросят. Нужно  разместить эту картинку слева и немного выше линии глаз, как будто Вы нарисовали на листе бумаги трех поросят и мысленно видите этот лист. Если сразу не получается, нужно  взять  любую картинку, посмотреть на  нее, закрыть глаза, попытаться представить картинку, как будто Вы ее "сфотографировали" перед тем, как закрывать глаза. Затем  следует открыть  глаза и посмотреть  на картинку еще раз. Сравнить то, что  смогли мысленно воспроизвести, с тем, что было на картинке. После непродолжительных тренировок  возможности существенно улучшатся. Это очень полезно для развития визуальной (зрительной) памяти.

Освоив эту простую технику, люди могут удерживать в памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно: презентацию, деловые сюжеты и т.д.

Следующее моделирование это-  моделирование глубинной основы (ценностей, критериев, сводов правил человека, особенностей их применения) и моделирование личностного своеобразия (социальных ролей и жизненного кредо).[3]

 Именно эти понятия оказывают решающее влияние на восприятие человеком своих возможностей относительно изучения иностранного языка, то есть оценка собственных способностей сильно зависит  от того, какие убеждения у людей  о себе.

Итак, в основе успешности или неуспешности обучения лежат убеждения о себе, о своих способностях. Например, у человека есть такие ограничивающие убеждения, как:

•     У меня нет способности к языкам.

•     Лично у меня не получится.

•     Иностранный язык — это очень сложно.

Это в значительной мере тормозит процесс обучения. Выход из ситуации простой: "вывернуть" убеждение наизнанку, т.е. переформулировать с положительным смыслом, и поверить в него.

Вот результат переворачивания убеждений:

•     У меня есть способности к языкам.

•     Лично у меня все получится.

•     Иностранный язык — это очень легко.

... Именно в этом и есть вклад моделирования — найти простые решения сложных проблем

Еще один вид моделирования — это скорость внутреннего диалога.

При этом возникает феномен «субъективного замедления времени». А именно нужно  медленно прослушать внутри себя фразу или целое предложение по-английски и затем, не торопясь, перевести его на русский, внутреннее ощущение времени разительно отличается от внешнего — от того, которое замечают посторонние наблюдатели.

Итак, моделирование с помощью НЛП при изучении английского языка и последующее встраивание моделей имеют схожесть с общепринятыми методиками, однако имеет и ряд различий, который ведет к более эффективным результатам:

1.   Внешне процесс может выглядеть похоже:  упражнения, игры, разговоры.

2.   Понимание процессов, лежащих в основе обучения взрослых и детей, позволяет получить реальные результаты гораздо быстрее, чем при обычном обучении за счет использования пространственного якорения, изменения убеждений, встраивания правильных стратегий спеллинга, запоминания, восприятия на слух, пересказа.

3.    Моделирование и встраивание результатов правильной метастратегии изучения английского языка позволяет улучшать не только знания и навыки разговора на изменения ограничивающих убеждений о личностном своеобразии, которое, в свою очередь, ведет к изменению на нижележащих логических уровнях. Кроме этого преподаватель должен уметь опознать стиль учащегося и использовать методы, наиболее подходящие для данного учащегося или для данной группы учащихся.

Таким образом, учет вышеизложенного позволит усовершенствовать процесс обучения иностранному языку и сделать его более легким и приятным.

Список литературы:

  1. Алещанова И.В., Душаткина М.В., Давыдова Л.Ф. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам // Городу Камышину - творческую молодёжь: Материалы III региональной научно-практической студенческой конференции - Волгоград, 2009. - С. 34 - 37.(Т 9)
  2. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н Когнитивная модель стилей лидерства в образовании// Применение новых технологий в образовании: материалы XV Международная конференции - Троицк: МОО Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 2003. С. 403
  3. Белянин В.П. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам // Teaching Foreign Languages in the Age of Globalization - Taiwan.:ROC,2000.- C.17-36.
  4. Крюкова О.П.//Strategy Inventory for Language Learning-М,1998.-C.115-116.
  5. Dilts R.B. Applications of NLP to Education // Applications of neuro-linguistic programming
  6. Мультимедийная энциклопедия. Нейро-лингвистическое программирование: Новый Диск.-ТА "Вызов", 2005

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle