Библиографическое описание:

Мамедов Ф. О. К понятию политического риска в современных условиях // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 256-259.

In any developing country having rich natural resources and a favorable geographical position, there are preconditions for formation of actable conditions and infringement of the civil world. In it happen are interested not only certain internal political forces, but also superpowers and a regional environment. In this plan the scientific community of Azerbaijan, its supervising structures should be terribly interested in that, making use of the richest experience of the international organizations in preliminary research and forecasting of a situation both in economic, and in sociopolitical spheres, to apply this experience at home, to strengthen economic and political power.

 

С усложнением условий формирования и развития человеческого общества изменяются также и критерии в подходах и оценках критической ситуации, с тем, чтобы максимально успешно суметь из нее выйти. На протяжении всей человеческой истории движущей силой развития общественных отношений было соотношение ресурсов и возможности их использования. Именно этот фактор влияет на формирование в обществе экстремальной ситуации, которую можно предвидеть и преодолеть, хотя последнее не всегда удается.

Оценка ситуации на любом уровне общественного управления и в любой форме деятельности людей имеет существенные различия. В связи с этим научный подход и оценка здесь также различаются. Имеются возможности здравой оценки ситуации, на основе житейского опыта реальных фактов. Но они явно ограничены. Есть оценки, отягощенные (намеренно или случайно) эмоциональным или идеологическим критерием. В целом вариантов множество, поэтому и статистическая вероятность правильного прогнозирования и предвидения низка. Вместе с тем вот уже на протяжении последних десятилетий, в условиях растущей взаимозависимости и единства социально-политической и экономической жизни в мире нарастает тенденция к унификации методик расчетов и создания сценариев по различным вероятностным оценкам текущего и последующего развития той или иной сферы человеческой деятельности.

В различные периоды истории сложность ситуации диктовала различную потребность в оценке ситуации, бывало, что дело могло ограничиться лишь гениальными догадками отдельных выдающихся личностей, которыми определялся ход истории: это выдающиеся государственные деятели, полководцы, деятели искусства и науки. Но с усложнением мирового развития человечества понадобились усилия уже не одного и не нескольких гениев, а усилия десятков разработчиков, различных институтов и учреждений для того, чтобы получить правильные ответы на поставленные вопросы.

В современных условиях глобализации, когда предельно сложным является управление потоками финансов, человеческих ресурсов, естественных ресурсов (причем в условиях растущей ограниченности), возрастает потребность в определении понятия того, что является препятствием на пути успешного продвижения вперед страны или отдельной фирмы или компании, или региона в целом. В современной политической науке имеется целая отрасль, рассматривающая проблемы возможных осложнений – их называют угрозами, рисками, проблемами, конфликтами и т.д. Вместе с тем, как можно судить по небольшому предварительному обзору, сделанному нами в начале статьи, в понятие риска вкладывается не только политический смысл, т.е. с рисками можно сталкиваться не только в политической сфере: собственно говоря, вся жизнь состоит из угроз и рисков.

Об этом в свое время писали представители социологического направления – теории социального обмена и бихевиористской социологии, а именно – Питер Блау и Джордж Хоманс. Говоря о социальном обмене, Джордж Хоманс обосновывал свою обменную теорию на ряде постулатов, лежащих в основе деятельности человека – это постулаты успеха, стимула, ценности, депривации-насыщения и агрессии-одобрения. Это – ценностные постулаты, сформированные в процессе развития социальных институтов. Именно их соотношение ведет к формированию той или иной степени риска как на индивидуальном, так и общественном уровне (1, с. 23-25). В то же время Хоманс работал исключительно на бихевиористском уровне, хотя понимал, что на формирование экстремальной ситуации у человека или социальной группы оказывает влияние не только психологический фактор, но и развитие социальных институтов. Хоманса критиковали за то, что он в своих исследованиях не переходил на крупномасштабные уровни, с тем, чтобы выявить здесь соответствующие причинно-следственные связи.

Питер Блау в проблеме социального обмена работал на более крупном уровне, т.е. он поставил перед собой задачу исследования влияния развивающихся социальных структур, как он их называл, эмерджентных социальных сил на отдельные личности и социальные группы. Он считал, что дифференциация статуса и власти, легитимизация и организация деятельности, с учетом наличия оппозиции и изменения, способствует определенным уровням социального обмена, что отражается на социальных отношениях в обществе, степени их напряженности, уровне гражданского мира и т.д. (2). В обществе ситуация контролируется двумя силами – это эмерджентные группы, возникающие в процессе обмена и конкуренции, и группы, созданные для достижения конкретных целей, например, производства товаров, в политической борьбе и т.д. Здесь взаимоотношения складываются на основе групповых норм и ценностей, именно которые и определяют ситуацию с появлением риска и его степенью (там же). В целом возможности бихевиористского подхода еще полностью не исчерпаны, об этом пишут многие исследователи, что же касается современного подхода в выявлении движущих сил в формировании проблемных ситуаций в обществе, зачастую называемых риском, то еще в свое время основоположник политической социологии и социологии международных отношений Раймон Арон писал, что прежде всего в исследовании реальной ситуации, связанной с определением степени риска нельзя впадать ни в цинизм, ни в демократизм. С другой стороны, нужно понимать внутреннюю логику политических институтов, которым даже в минимальной степени присущи единство и смысл (3, с. 47). Не зная обстоятельств и обстановки, теоретических подходов, которые надо сравнить с реальной ситуацией, без выявления внешних или внутренних причин невозможно правильно определить политическое пространство, число, ресурсы, являющиеся материальными сторонами или средствами политики. Сюда следует добавить и социальные детерминанты (нация, цивилизация, человечество), и лишь на такой основе можно будет определить сущность силы государства или любого иного политического актора, исходя же из последнего –выявить степень угрозы или риска (5, 185-186).

На сегодняшний день одним из важнейших условий укрепления позиций развивающихся стран, а также стран Восточной Европы на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется определенной степенью нестабильности, что связано как с глобальными процессами в мировом экономическом развитии, так и  внутренними условиями социального развития. Конкретное выражение интереса к проблеме риска связано с капиталами, которые, как известно, на гребне растущей глобализации, всевозрастающими  потоками движутся в мировом экономическом хозяйстве. Не случайно, что к проблеме риска проявляют заинтересованное внимание прежде всего международные банки, крупные международные корпорации и фирмы, именно они прежде всего пользуются услугами таких известных во всем мире исследовательских организаций, продающих свои услуги по исчислению степени риска, как «International Country Risk Guide» (ICRG), которая ежегодно публикует 100 страновых докладов, помогающие контролировать риски для международного бизнеса в течение последующих 5 лет, используя разнообразные методы, в том числе и Коплин-О'Лири метод. Эта организация в соответствующих публикациях дает мониторинги уровня риска для 161 стран, где приводится оценка оценка широкого спектра рисков для международных компаний и финансовых учреждений на основе уникальных методов, в том числе и  «odology». Здесь приводится The global standard for rating Country Risk – political, economic & financial…глобальный стандарт для рейтинга странового риска – в политической, экономической, финансовой и других сферах, дается Five-year forecast scenarios пятилетний прогноз сценариев развития, дается оценка риска на будущее, полное резюме риска перспективы, с учетом основных политических акторов и основных экономических показателей. Начиная с 1979 года, PRS постоянно уделяет внимание политическому анализу рисков исследуемой страны, используя различные подходы, что, несомненно, требует солидной исследовательской базы и методологии. Подобные исследования ведутся, хоть и не в таком масштабном уровне, в любой стране, которая хочет выжить в этом мире и занять достойное место  среди других стран мирового сообщества.

К примеру, приведем их последнее рейтинговое исследование по странам. Организацией исследована мера политического насилия и его фактического или потенциального воздействия на управление, учитывая такие факторы как, существуют ли угрозы, есть ли у них политические цели, размер и сила поддержки, и географическая природа конфликта:  страны, где наилучшие показатели – это Люксембург, Бруней, Швейцария, Швеция, Австрия, Ливия, Новая Зеландия, Бельгия, Словакия, Мальта, Хорватия, Словения. У них –от 12 до 11,5 баллов. Страны с наибольшей вероятностью риска, т.е. речь идет о политической нестабильности прежде всего для иностранных инвестиций – это Сомали, Судан, Йемен, Пакистан, Нигерия, Ирак, Индия, Перу, Конго (Браззавиль), Таиланд, Уганда, Эфиопия, Ливан, Колумбия (от 3,5 до 7 баллов соответственно). Подобные расчеты являются хорошим подспорьем для деловых людей и многих других политических акторов, в целях изучения политической обстановки (см. об этом: 13).

Таким образом, как правильно подчеркивают исследователи, «значение термина “политический риск” достаточно широко - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах» (5).

На сегодняшний день имеются множественные методы, связанные с качественными оценками, проведенными с использованием методов 'old hands' (“старых знакомств”) и 'grand tours' (“больших туров”). Часто и успешно применяется метод Delphi (Дельфи), где для оценки ситуации привлекаются различные специалисты. Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране применяется метод агрегированных статистических данных. На этой основе в 70-е годы были разработаны две модели (PSSI; Ecological Approach), основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные. Модель Political System Stability Index была впервые описанная Д.Генделем, Г.Вестом и Р.Мидоу. Вторая модель, так называемый “экологический” подход Кнудсена (Knudsen's Ecological Approach), основывается на предположении, впервые высказанном Т.Гурром, о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где существует разрыв между ожиданиями людей и их благосостоянием (динамические концепции). Взаимодействуя с видимым иностранным сектором, эта фрустрация может привести к интервенции или экспроприации, причем иностранные фирмы послужат “козлом отпущения” в неспособности существующего политического порядка удовлетворить экономические и политические чаяния народа (там же). Консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). разрабатываются рейтинговые системы, использующие различные  методологии (там же).

Таким образом, наиболее разработаны методики и методологии выявления непредвиденных ситуаций в сфере бизнеса, финансов, экономики в целом, наименее –  в социально-политической и духовно-культурной сферах. Следует отметить активность исследователей из стран постсоветского пространства, в том числе России и Казахстана (имеется многочисленная литература, в том числе защищенные диссертации, написанные монографии и статьи, см. об этом: 6-11). Исследователи политических проблем Средней Азии отмечают, к примеру, что «объединяет все государства региона наличие одной из главных переменных при оценке уровня политических рисков – отсутствие четкого механизма преемственности власти и бесконфликтной смены политических элит» (10). Это –реалии сегодняшнего дня для всех развивающихся стран. К примеру, известный аналитик Д.Сатпаев утверждает, что «в Казахстане всегда была первична политика, а точнее доступ к распределению ресурсов. Именно этот доступ сформировал неконкурентоспособную экономическую систему, где бал правили особо приближенные к власти», и отсюда – высокая степень риска в отношении политической стабильности (10).

Причины возрастания риска, к примеру, в сфере банковских услуг исламские инвесторы связывают с высокой степенью взаимозависимости финансовых услуг и деятельностью всех соответствующих структур, в результате чего кризис в одном банке автоматически ведет к угрозе кризиса или к реальному кризису в другом. В этом смысле подчеркивается выгодность кредитования, основанная на беспроцентном кредитовании, например, лизинге (см. об этом: 12).

В любой развивающейся стране, имеющей богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение, имеются предпосылки для формирования нестабильной обстановки и нарушения гражданского мира. В этом бывают заинтересованы не только определенные внутренние политические силы, но и супердержавы и региональное окружение. В этом плане научная общественность Азербайджана, ее руководящие структуры должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы, используя богатейший опыт международных организаций в предварительном исследовании и прогнозировании ситуации как в экономической, так и в социально-политической сферах, применять этот опыт у себя в стране, с тем, чтобы укрепить экономическое и политическое могущество.

С получением возможности независимого развития в Азербайджане также стала развиваться как правовая и политическая, так и научно-методологическая база для прогностической работы в сфере укрепления государственности и социальной базы общества, основанной на неуклонном повышении уровня жизни людей и обеспечении их основных прав и свобод. В этом плане следует отметить ряд шагов по созданию системы подготовки кадров для работы в политических и экономических структурах как общего, так и специального профиля. В системе образования постоянно совершенствуется учебный процесс в соответствии с передовым опытом зарубежных стран в деле подготовки необходимых кадров по стратегическим исследованиям и разработкам. С 2008 года функционирует Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, который занимается анализом и подготовкой рекомендаций по различным направлениям внешней и внутренней политики страны. Помимо этого, в данном направлении ведут разработки и соответствующие организации, непосредственно связанные с политической деятельностью – это Министерство иностранных дел, министерство государственной безопасности, военное ведомство и т.д.

Имеется настоятельная необходимость использовать потенциал научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, в которых также ведутся подобные исследования, но при этом страдают излишней теоретизированностью и абстрактностью. Имеет смысл более активно обмениваться опытом с ведущими корпорациями и фирмами мира, работающих в данном направлении, причем работающих не на одну страну конкретно, а проводящие, как уже видно из вышеизложенного, исследования в единстве и совокупности международного порядка. Для этого необходимо, в зависимости от сложившейся ситуации, вовремя проводить мониторинговые исследования на основе многофакторного анализа и системного подхода. Реалии таковы, что наличие многочисленных глобальных проблем ужесточает требования к возможности выжить, выйти же из положения с честью, т.е. на основе общечеловеческих ценностей и всем вместе, помогут только совместные усилия по сохранению мира на Земле.

 

Литература:

1.      Homans G.C. Social behavior: Its elementary forms. N.Y., 1974.

2.      Blau P. Exchange and power in social life. N.Y., 1964.

3.      Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: «Текст», 1993

4.      Aron R. La Paix et la guerre entre les Nations. P.: Calmann-Levi, 1984

5.      http://www.cfin.ru/

6.      Д.Быченков. Проблема политического риска: понятие и методы оценки.// «Мировая экономика и международные отношения», 2008, № 1, с.68-77

7.      Шинев С.Б. Проблема политического риска в современном биполярном мире // «Безопасность Евразии», 2008, № 3, с.123-125

8.      Тихомирова И.В. Политический риск и управление социально-политическими процессами. дисс... канд. полит. наук: 23.00.02 Москва, 1992, 129 c.: 61 92-23/18-1

9.      Лапицкий В. Ф. Политический риск в управлении социальными конфликтами. : дисс ... канд. философск. наук: 09.00.11 Москва, 1992 143 c. : 61 93-9/67-2

10.  http://risk.kz/601

11.  Брега А.В. Политический риск: проблемы анализа и управления: Монография. – М.: РИЦ «Планета-Копир», 2005. – 208 с.

12.  http://haqqinyolu.azeriblog.com/2009/03/05/

13.  http://www.prsgroup.com/prsgroup_shoppingcart/DynamicViewer.aspx

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle