Библиографическое описание:

Манонова Р. А. Подготовка родителей к трудовому воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 166-172.

Испокон веков главной целью воспитания подрастающего поко­ления считалась их подготовка к жизни и труду. Существование человеческого общества было немыслимо без труда. От уровня про­фессионального мастерства, от уровня сознательности и активнос­ти тружеников зависел результат труда. Материальное и духовное состояние общества в большой степе­ни зависело от отношения людей к труду.

Свободный и принудительный труд имеют резкое противоречивое отличие.

Только общественно-полезный труд наиболее полно возвышает человеческую личность.  «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем  глубже радость труда, тем больше дети дорожат соб­ственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя; свои усилия, своё имя».

Ощущение чувства  радости, наслаждения от процесса и резуль­тата труда может принести человеку чувство психического удовлет­ворения. С  раннего детства детей надо готовить к тому, чтобы они от­носились к труду сознательно, т.е. очень важно с точки зрения воспитания осознание ими личностной и общественной значимости труда.  Несознательное, принудительное привлечение детей к труду не может принести прогнозируемого   воспитательного эффекта. Поэто­му приобщение детей к труду должно сопровождаться формированием их мировоззрения, у детей должно быть правильное представление о роли труда в их жизни. Подростки должны осознать силу труда, о чём свидетельствует следующие слова К. Д.  Ушинского: "Материальные плоды трудов составляет человеческое достоя­ние;   но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе о тем и нравственности и счастья".

1.      Педагогическое просвещение родителей должно включать раздел подготовки родителей к трудовому воспитанию детей. Опыт показы­вает, что в качестве примерной тематики данного раздела может выступить следующая тематика:

2.      "Цель и задачи трудового воспитания детей в семье";

 " О роли и значении труда в жизни подростка";

"Методы, средства и организационные формы трудового воспитания              подростков в семье";

" О значении физического труда в жизни подростков";

" О значении умственного труда в жизни  подростков";

"О разумном сочетании физического и умственного труда подростков";

"Как правильно организовать самообслуживание детей в семье";

"О том, как изучать задатки и способности у детей;

"О воспитании качества трудолюбия";      

"О воспитании качества бережливости";

"Об организации профессионально – ориентационной работы среди детей"   и др.

Родители должны знать, что они сперва должны ознакомить де­тей с целями и задачами труда. "... Чем больше осознаёт воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступа­ет в качестве побуждающего стимула его собственная совесть".

Для проведения бесед и лекций на данную тематику помимо классных руководителей   и учителей-предметников могут быть приглашены   методисты отделов образования, преподаватели вузов, родители, которые имеют богатый опыт организации трудового воспитания и организации профориентационной работы. Конечно, тематика может быть изменена в зависимости от того, что больше ее всего необходимо дать родителям по данному разделу на данном этапе. Для этого необходимо провести большую предварительную работу с целью выявления недостатков, ошибок, упущений родите­лей в плане подготовки подростков к труду. Это зависит от уровня сотрудничества школы с семьёй. 

Существенного  изменения требуют и учебные планы, программы подготовки классных руководителей и учителей-предметников к тру­довому воспитанию школьников в условиях рыночной экономики. В учебной программе в основном предусматривается работа классного руководителя с прикреплённым  классом, а его работа с роди­телями и учителями по трудовому воспитанию учеников почти не предусматривается. Хотя классные руководители самостоятельно не могут справиться с этим делом. Более того, в новых социально--экономических условиях изменяется характер и содержание труда, изменяется характер, содержание и основные направления развития экономики, которые не могут быть не учтены при подготовке класс­ных руководителей, учителей и родителей к трудовому воспитанию и профориентационной работе среди подростков.

Внесение изменений в учебные программы курсов повышения ква­лификации классных руководителей является своевременным методическим мероприятием. Следует коренным образом улучшить юридическое, экономичес­кое и психолого-педагогичеcкое образование классных руководите­лей, учителей и родителей по трудовому воспитанию подрастающего поколения. Ибо уровень готовности воспитателей всех категорий к трудовому воспитанию и к организации профориентационной рабо­ты находится на самом низком уровне. Это видно даже невоору­жённым глазом.

Отсутствие необходимого количества рабочих мест в самой республике, нехватка рабочих мест c достойной заработной платой вынуждает многих молодых людей искать работу за пределами рес­публики. Многие из них из-за отсутствия у них квалифицированной профессии и из-за незнания иностранного языка, в частности рус­ского, вынуждены довольствоваться относительно низкооплачиваемой работой. Более того, юридическая неграмотность молодых людей часто приводит к их незаконной эксплуатации со стороны работодателей. То, что молодые люди работают за пределами республики, в этом нет ничего задорного. Трудовая миграция - это нормальное социально-демографическое явление, которое практикуется во мно­гих странах мира, в частности в Турции, Китае, Корее и других государствах.  Экономически это выгодно не только для самих молодых лю­дей, но и для государства. Именно исходя из этого, надо обратить на это особое внимание.

Достойно представляют нашу республику за рубежом специалис­ты, которые успешно справляются со своими профессиональными обязанностями и хорошо владеют иностранными языками. Хотя они составляют незначительный процент из общего числа, тем не менее, изучение опыта этих людей необходимо, ибо на их примере можно готовить молодое поколение к трудовой миграции.

Уровень профессиональной квалификации специалиста зависит от уровня его профессионального образования. Поэтому постановка профессионального образования в нашей республике должна  быть изучена всесторонне в плане её соответствия международным стан­дартам. 

Из-за низкого качества профессионального образование многие молодые люди вынуждены получать профессиональное образование за рубежом, затрачивая на это огромные валютные средства.

 Подготовка молодого поколения к трудовой миграции должна стать неотъемлемой частью их подготовки к жизни и труду. В этом направлении, прежде всего, следует усилить качество профессионального образования. Данное качество должно соответствовать международным стандартам. Следует ввести в учебный план достаточное количество часов на изучение иностранных языков и, в первую оче­редь, на изучение русского языка, поскольку основная доля трудо­вой миграции приходится на Российскую Федерацию, которая помимо всего прочего является стратегическим партнёром нашей республики. Изу­чение политики, экономики, истории, географии РФ и культуры рус­ского народа должны стать неотъемлемым атрибутом изучения рус­ского языка. Если успешно решить вышеперечисленные задачи, то значительно облегчается процесс адаптации и трудоустройства мо­лодых граждан нашей республики в Российской Федерации.

Не  менее важно и изучение международного опыта трудовой миграции с Целью выявления и принятия приемлемых механизмов дан­ного социально-демографического явления. 

Цель, задачи и содержание трудового воспитания и организация профориентационной работы среди молодёжи должны включить все эти изменения.

Трудовое воспитание подрастающего поколения не может быть организовано обособленно и независимо от социально-экономических и социально-демографических процессов. При подготовке классных руководителей, учителей-предметников, родителей к трудовому воспитанию молодёжи необходимо внести соответствующие корректи­ровки.

Организация профессионального образования и профориентацион­ной работы должна быть поставлена в зависимости от спроса. На вопрос "Кто требуется?" следует найти чёткий и однозначный от­вет как внутри республики, так и за её пределами, где могли бы работать наши специалисты. Спрос на специалистов должен быть изучен досконально в количественном и качественном плане. Нельзя допустить излишнего количества специалистов, которые потом не смо­гут найти себе работу. То же самое можно сказать и о тех профессиях, на которые отсутствует спрос. В качественном плане следует готовить специалистов, которые могли бы быть конкурентоспособны­ми как внутри  республики, так и за её пределами. Профориентационные вопросы "Кем быть?" и "Кто требуется?" должны быть постав­лены в один ряд,  юноши и девушки должны найти для себя один единственно правильный ответ на оба эти вопроса. В этом им должны помочь учителя и родители.

Поскольку современный этап развития общества является пере­ходным, неминуемы ошибки, просчёты, упущения. Это характерно и для организации трудового воспитания и профориентации, однако очень важно, чтобы ошибок было меньше.

Будущая судьба подрастающего поколения в этом плане находится в руках старшего поколения и поэтому воспитатели должны отнес­тись к этому делу  серьёзно и ответственно.

Во времена советской педагогике при организации профориентационной работы большую популярность имели организованные в каждой школе профориентационные кабинеты, в которых юноши и девушки могли найти для себя ценную информацию.

Следует возродить работу этих кабинетов, однако следует из­менить характер и содержание представляемых материалов с учётом изменившихся социально-экономических условий, В этом смысле осо­бую значимость имеет и опыт работы классных руководителей, кото­рые работали в школах в советский период и получили педагогичес­кое образование в советских высших учебных заведениях.

При подготовке всех категорий воспитателей к трудовому вос­питанию и профориентационной работе с молодёжью в настоящее время ведущую роль играют не только идеи и положения научной пе­дагогики. В условиях национального суверенитета нашей республики ведущую роль играют также идеи, положения и средства народной педагогики. В этом направлении накоплен богатый опыт, который должен быть задействован наряду с элементами научной педагогики.

При помощи сравнительной педагогики мы должны творчески при­менить те идеи, положения и научные разработки по трудовому воспитанию и профориентации, которые дали положительный результат в зарубежной педагогике. Только таким способом можно достичь максимальных результатов в деле подготовки подрастающего поколения к жизни и труду.

Однако, отсутствие научных работ, учебников и учебно-методических пособий, отражающих эти идеи, положения и научные раз­работки значительно осложняет данную работу, на что должны обра­тить особое внимание ведущие ученые-педагоги республики. В советскую  эпоху восхваление труда  и  человека нашло должное отражение в произведениях учёных, поэтов, писателей, художников и всех других деятелей науки и искусства, что в совокупности составило идеологическую и методологическую основу теории и ме­тодики трудового воспитания и профориентационной работы среди молодёжи. В этом отношении педагоги и родители имели чёткий воспитательный ориентир. Строительство нового светского демократического общества связано с преодолением социально-политических, социально-экономических и социально-демографических трудностей. В условиях рыночной экономики роль труда и  человека труда ещё не нашли должного отражения в произведениях и трудах учёных, поэтов, писателей, художников. Иначе говоря, труд и подготовка молодёжи к труду ещё научно и идеологически не переосмыслены. Политическая, эко­номическая, демографическая, психолого-педагогическая основа трудового воспитания и профориентационной работы среди молодёжи в новых социально-экономических условиях предполагает консолида­цию усилий учёных разных профилей.  Без решения этих проблем очень сложно определить идеологическую и методологическую основу теории и методики трудового воспитания.

В современных социально-экономических условиях особую акту­альность приобретает экономическое образование, без которого не­возможно целенаправленное трудовое воспитание подрастающего по­коления, Профориентационная  работа также предполагает соответ­ствующее экономическое образование. Современный подросток должен знать не только семейную экономику, но и экономику республики.

Родители должны ознакомить детей с семейным бюджетом. Тема «Наш семейный бюджет» всегда должна быть в центре внимания роди­телей и детей. Бережное отношение к семейному бюджету и семейной собственности должно быть сформировано родителями. Для того, чтобы целенаправленно формировать отношение под­ростков к труду,  необходимо всем категориям воспитателей провести наблюдение и беседы с ними.  Прежде всего, это касается родите­лей. Это поможет также правильному выбору профессии. В качестве примерной тематики вопросов мы выбрали следующие вопросы:

1. "Какому виду труда ты отдаёшь предпочтение: физическому или умственному?"

2.   "Считаешь ли ты ученье трудом?";

3.          "Как ты относишься к общественной работе в школе?"

4.          "Какие у тебя трудовые обязанности в семье?";

5.          "Оказываешь ли ты трудовую помощь другим людям?";

6.          "Что для тебя важнее: получить наследство от родителей

или же овладеть профессией?";

7.     "Что для тебя означает понятие "бережливость"?;
8. "Что для тебя означает понятие "трудолюбие"?;
9.  "Что для тебя важнее при выборе профессии?";

10. "Что тебе больше нравится:    работать на земле, работать с другими людьми, работать при помощи техники?"     и т.д.

Получая ответы на эти вопросы, следует в случае необходимости корректировать отношение подростков к труду.  Мы изучили мнение 136 подростков по этим вопросам.

По первому вопросу мы получили такие ответы:   60% подрост­ков отдели предпочтение физическому труду, они в семье часто помогают родителям в выполнении определённых заданий, требующих затрат, физических сил и способностей,   30 %  подростков считают главным умственный труд, и только 10% настаивают на разумном сочетании  физического и умственного труда.

 60% подростков, предпочитающих физический труд  как главный, счи­тают, что учение - это нечто второстепенное. У них соответственно сформировано отрицательное отношение к умственному труду, како­вым является ученье. Однако:    "Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее сред­ство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться". 

В зависимости от ответа подростков на первые два вопроса классным руководителям и родителям приходилось проводить разъяснительную работу о значимости как физического, так и умственного труда и их влияния на всестороннее развитие личности. Ответы на третий вопрос показали,  что у 38 %  учеников сформировано отрицательное отношение к общественной работе в школе.  Приходилось разъяснить им, какую роль играет общественная работа в жизни школьников. Это было необходимо для искоренения таких нравственно негативных качеств, как эгоизм и эгоцентризм, которые наблюдались у этой категории подростков. Их эгоизм появлялся  и в игнорировании бережливого отношения к общественной собственности. Ответы на четвертый вопрос показали, что всего у 34 % под­ростков имеются конкретные трудовые обязанности в семье.  И это в основном девушки, которые помогают своим матерям. Если у под­ростка в семье нет трудовых обязанностей, то вряд ли у него формируется положительное отношение к труду. Вместо этого у него формируется иждивенческое отношение. Он целиком и полностью рассчитывает всегда на материальную помощь своих родителей даже и в более зрелом возрасте. Мы провели разъяснительную работу с родителями этой категории подростков. Мы объяснили им, насколько опасно с точки зрения воспитания отсутствие трудовых обязаннос­тей у подростков.  

Пятый вопрос был тесно связан с четвёртым,  ибо только под­росток, который имеет трудовые обязанности и у которого сформи­рованы трудовые умения, может оказать трудовую помощь другим людям.  Подростки (28%) в основном оказывают помощь членам своей семьи, редко товарищам и соседям.

Ответы на шестой вопрос дают нам информацию об отношении подростков к материальным ценностям и к профессии. 33% подрост­ков считали главным получение наследства, от родителей. 36 % под­ростков главным считают получение профессии, 21%  подростков считают, что в будущем им нужны и наследство, и профессия. Иждивенческие  привычки первой категории подростков (33%) настораживали нас. С ними и с их родителями мы провели соответ­ствующую разъяснительную работу совместно с классными руководи­телями и администрацией школы. 

Седьмой и восьмой вопрос были направлены на определение уровня осознанности подростками понятий "бережливость" и "трудо­любие". Только у 28% подростков наблюдается правильное понима­ние этих понятий. Следовательно,  другие подростки нуждались в помощи родителей и учителей относительно расшифровки смысла этих понятий.

Ответы на девятый и десятый вопрос дали нам информацию о выборе профессии. Только осознанный и действенный выбор профес­сии подростками можно было считать правильным. Всего 13% под­ростков могли более менее аргументировано доказать свой выбор. С остальными подростками и их родителями мы совместно с учите­лями провели соответствующую методическую работу. Такой подход к организации воспитательной работы по трудо­вому воспитанию и профориентации позволял нам оказать адресную и действенную методическую помощь родителям и подросткам при формировании положительного отношения к труду и сознательного выбора профессии.

Положительное отношение к трудовым обязанностям - это нрав­ственно правильное отношение человека к труду. Человек является трудоспособным существом и вследствие этого он обязан трудиться. Каждый человек имеет право на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, но вместе с тем он имеет и соответствую­щие трудовые обязанности. В связи с  этим человек обязан вести трудовой образ жизни. Родители обязаны приучить своих детей к трудовому образу жизни с раннего детства. При этом они сами долж­ны в первую очередь вести трудовой образ жизни. Как физический, так и умственный труд должны найти своё достойное место в семейной жизни. Подготовка детей к труду включает в своё содержание, целый комплекс мероприятий, начиная от самообслуживания и кон­чая выбором профессии. Трудолюбие, самостоятельность, профес­сионализм являются основными нравственно-трудовыми качествами, которые должны быть сформированы у детей. Эти качества могут быть сформированы у детей лишь вследствие систематического и регулярного их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1. Изучение отношения подростка  к

различным видам труда

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный труд

+

-

+

+

+

+

+

Общественно-полезный труд

-

-

-

+

-

+

-

Семейный труд

+

-

+

+

-

+

-

Умственный труд

-

+

-

-

+

+

-

Физический труд

-

-

-

-

+

-

-

Самообслуживание

+

-

-

+

-

+

-

 

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Брат

Сестра

Подросток

 

+ - положительное нравственное

отношение;      

  - отрицательное нравственное отношение;      

  -  нейтральное нравственное отношение.    

 

приобщения к труду. Формирование положительного отношения к труду предполагает также формирование нравственно правильного отношения к деньгам, к материальным ценностям. Роди­тели должны информировать детей о том, как образуется и расходу­ется семейный бюджет. Это один из верных способов их подготовки к самостоятельной жизни. Трудолюбивые дети вырастают в тех семь­ях, где сами родители являются трудолюбивыми профессионалами,

мастерами своего дела. Изучение и распространение опыта этих семей может принести пользу в деле увеличения количества таких семей.

Отрицательное отношение к трудовым обязанностям - это эти­чески неправильное отношение человека к труду. Люди с таким от­ношением думают лишь о том, как полно удовлетворить свой матери­альные и духовные потребности. Они думают, что другие должны трудиться, а сами предпочитает жить за чужой счёт. Они ищут такую работу, где можно меньше работать и больше получать.

Родители с  таким мировоззрением дают этически неправильный пример для подражания. Родители и дети в таких семьях предпочи­тают праздный образ жизни, вместо трудового.  Отдых и развлечение для них самое главное. Такие семьи наносят огромный материальный и моральный ущерб обществу. Перевоспитание роди­телей и детей в этом плане необходимо для будущего, ибо люди с такими отрицательными нравственно-трудовыми качествами дают плохой пример для подражания.

Нейтральное отношение к трудовым обязанностям - это равно­душное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей. Люди с таким отношением лишь частично как в количественном, так и в качественном плане выполняют свои трудовые обязанности. Это мо­рально неустойчивые люди. Родители с таким типом мировоззрения дают также отрицательный пример для подражания своим детям.

Фиксирующий эксперимент по выявлению отношения подростков к различным видам труда дал следующий результат:    положитель­ное отношение - 216%;    отрицательное отношение - 180%;    ней­тральное отношение - 194%.

В ходе опытно-экспериментальных работ мы в целом раскрыли личностную и общественную значимость различных видов труда в жизнедеятельности человека. В  результате нам удалось повысить количество подростков с положительным отношением к различным видам труда». Соответственно  удалось снизить количество подростков с отрицательным отношением на 67%, что в среднем составляет 11,1% на каждый вид труда, а также снизить количество подростков с нейтральным отношением на 35%, что в среднем составляет 5,8% на каждый вид труда.

Таким образом, формируя положительное отношение подростков к различным видам труда, можно значительно улучшить подготовку подростков к труду и к жизни.

 


 

 

Таблица № 6.  Результаты фиксирующего и формирующего экспериментов

   №

Знак типа

  Тип

отношений

 

 

 

Результаты фиксирующего

эксперимента

 

Результаты формирующего

эксперимента

 

 

                     Разница

 

 

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Братья

Сёстры

Подросток

Итого

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Братья

Сёстры

Подросток

Итого

В среднем

1

     +

     Положительное

62%

 

58%

68%

72%

44%

52%

46%

402%

83%

76%

78%

84%

66%

74%

68%

529%

127%

+18,1%

2

      -

Отрицательное

12%

 

18%

10%

8%

17%

13%

180%

96%

6%

10%

7%

6%

11%

9%

11%

61%

-35%

-5%

3

       +

Нейтральное

26%

24%

22%

 

20%

39%

35%

36%

202%

11%

14%

15%

10%

23%

17%

21%

118%

-10%

-13%

 по выявлению отношению подростков к членам семьи и к самому себе.


Литература

Сухомлинский В.А.    О воспитании /Сост. и авт.вступит.очер­ков С. Соловейчик.- М.: Политиздат, 1985.- 270 с.

Толстой Л.Н.    Мысли о воспитании / В кн.: Педагогические со­чинения / Сост.Н.В.Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, С .448-451.

Ушинский К.Д.   Труд в его психическом и воспитательном зна­чении. В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начало XX в. - М.: Педагогика,1990.-С .45-52 .

Ушинский К.Д. Об умственных и нравственных условиях об­щественного и личного прогресса. В кн.: Антология педагоги­ческой мысли России второй половины XIX - начало XX в. -М.: Педагогика, 1990.- С.129-132.

Фельдштейн Д.И.   Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.- 48 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle