Библиографическое описание:

Рахимова Г. Подготовка родителей к нравственному воспитанию подростков в новых социально-экономических условиях // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 183-188.

Неотъемлемой частью всестороннего развития личности являет­ся нравственное развитие личности. Нравственное развитие под­ростков не может обходиться без целенаправленной постановки нравственного воспитания. Моральный выбор человека опирается на уровень его знаний. Чем больше он знает о том, как вести себя в  обществе, тем правильнее его моральный выбор. Нравственные знания и умения основывается на знании особенностей других лю­дей и умение общаться с ними. Полнокровная жизнь человека основывается на умении сотрудничества с другими людьми, независимо от их биологических и социальных различий. Нравственное, мо­ральное сознание и поведение личности определяется наряду с другими факторами, нравственным знанием и умениями. Формирова­ние положительных моральных качеств зависит также и от нравственных знаний и умений подростков. Всё это в совокупности предполагает подготовку родителей к нравственному воспитанию подростков, как в профессиональном, так и в содержательном плане.

В процессуальном плане родители должны использовать все разновидности нравственного воспитания, включая нравственное воспитание в узком смысле, нравственное взаимовоспитание, нравственное самовоспитание, нравственное перевоспитание, каждый из этих компонентов имеет свои специфические особенности.

В содержательном плане родители обязаны использовать как материалы научной педагогики, так и народной. В условиях на­ционального суверенитета Республики Таджикистан большую роль играет использование идей и положений таджикской народной педагогики по нравственному воспитанию подростков. Многое тут за­висит от отношения родителей к этому делу, их собственной инициативы, осознания ими своего долга и ответственности за будущее своих детей.

«Двухсторонный характер процесса нравственного воспитания определяется тем, что он включает в себя как деятельность субъ­екта, так и объекта воспитания, т.е. целенаправленные воздейст­вия воспитателей на воспитуемого и поведение последнего».

Уровень нравственного сознания и поведения родителей в ка­кой-то степени определяет уровень нравственного сознания и по­ведения подростков.

Подготовка и переподготовка родителей к нравственному воспи­танию подростков во многом зависит от сотрудничества родителей с  классными руководителями. Классные руководители как профессионально более осведомленные должны помочь родителям в этом направлении. Все составные части всестороннего развития подростков каждая, из которых влияет на другие части тесно связаны между собой. Так, например, успех в учебе также может зависеть от нравственного климата в классе и семье.

Общение подростка с другими людьми зависит от уровня сформированности у него соответствующих нравственных качеств. «Собственно моральные понятия - добро и зло, совесть, от­ветственность, долг, честь и достоинство, смысл жизни и счастье - обобщают в себе разные стороны отношения человека к окружающей действительности и к другим людям, моральные нормы, принципы и идеалы, моральные свойства и качества людей реализуются в пос­тупках, поведении и отношениях, что составляет практическую сторону морали».

Что же является главным механизмом осуществления нравствен­ного воспитания подростков родителями? Наблюдение и анализ нравственного сознания и поведения роди­телей показали, что главными факторами, в данном случае, являют­ся следующие элементы:

1) нравственные знания родителей;

2) нравственные убеждения родителей"

3) опыт родителей по нравственному воспитанию детей.

Самым опасным моментом, в данном случае, является разрыв между словом и делом. Он может привести к моральной дезориентации подростков, когда родители говорят одно, а делают другое. Одна из главных задач нравственного воспитания - это форми­рование нравственных, социальных сил личности:

«Социальная сила человека выражается в умении общаться с другими людьми, понимать их и сотрудничать с ними для достиже­ния общих целей».

Передовой опыт классных руководителей предполагает проведе­ние мероприятий среди родителей по нравственному воспитанию подростков на следующую тематику:

«Мораль - регулятор поведения в обществе»,

«О формировании положительных моральных качеств у подростков»,

«О коррекции отрицательных нравственных качеств у подростков»,

«Возрастные индивидуальные особенности детей подросткового возраста»;

«Единый подход к формированию морального сознания и поведения подростков»,

«О создании благоприятного нравственного климата в семье»,

«Современные психолого-педагогические проблемы «отцы и дети»,

 «Проблемы полового воспитания подростков в современных социаль­но-

экономических условиях».

«Идеи и положения народной педагогики по нравственному воспита­нию подростков», «Контроль и оценка нравственного поведения подростков», «Причины детской преступности в современных социально-экономи­ческих условиях»     и др. 

Подготавливая родителей к нравственному воспитанию подрост­ков, классные руководители одновременно способствуют улучшению качества нравственного сознания и поведения самих родителей. Классному руководителю приходится работать с различной катего­рией родителей, одни из них опираются на своё образование, другие на опыт, третьи на то и другое. Имеется также категория роди­телей, которым опереться не на что, к примеру, молодые родители. В зависимости от этого классный руководитель проводит дифферен­цированную работу. Задача классного руководителя заключается не только в передаче определенной системы нравственных знаний родителям, но и в подготовке родителей к нравственному самообра­зованию. Приобщение родителей к чтению художественной литерату­ры с последующим нравственным анализом поведения главных героев произведений может помочь родителям в организации семейного чте­ния. То же самое можно делать с обсуждением газетных и журнальных статей, посвящённых нравственной тематике. Конечно, особо важное значение занимает нравственный анализ радио- телепередач с точки зрения формирования положительных нравственных ка­честв у подростков.

Для более целесообразного проведения воспитательных меро­приятий с родителями классные руководители и администрации школ могут пригласить, например, работников правоохранительных орга­нов, особенно по вопросам правового воспитания подростков. Осо­бую тревогу вызывает привлечение подростков к незаконным партийным организациям, каковой, например, является «Хизб-ут-Тахрир». Также не должно оставлять равнодушным родителей и общественности вовлечение подростков в криминальные круги. Поэтому сотрудничество семьи, школы и общественности в этом направлении является очень целесообразным. Привлечение религиозных деятелей к религиозному воспитанию подростков также способствует формированию правильного отноше­ния подростков к религии.

План воспитательной работы классного руководителя включает также раздел «нравственное воспитание», которое состоит из мероприятий,  направленных на усвоение нравственных ценностей. Форми­рование чувства коллективизма среди прочих нравственных качеств занимает особое место. Особую популярность по нравственному воспитанию подростков имеет следующая тематика:

"Об уважении родителей",                              "Спорт - посол мира!",

"Кто твой друг",                                               "Зачем нужны друзья?",

"С чего начинается Родина?",                         "Родина моя - Таджикистан",

"Худжанд - город мой родной",         "Никто не забыт, ничто не

 "Ученье начинается с родного                     забыто!", языка",

"Почему необходимо знать иностранные языки?",

"Наши соседи",                                                     "О гостеприимстве",

"Мой любимый литературный герой",

"Мой любимый киногерой",                                 "Язык мой - враг мой",

"Не хлебом единым жив человек"       и др.

Нравственное воспитание подростков в свою очередь подразде­ляется на идейно-политическое воспитание, патриотическое воспи­тание, интернациональное воспитание, половое воспитание и т.д., каждое из которых направлено на формирование определённых взглядов, убеждений, отношения к другим людям, к обществу, в зависи­мости от их общностей и независимо от их различий.

Нравственное развитие личности исторически рассматривалось как "второе рождение человека".

«С наступлением совершеннолетия (около 15 лет) юноши прохо­дили обряд посвящения в культ и общину. На собрании агнатической группы им вручался священный пояс и рубашка. Этот инициационннй акт рассматривался как "второе рождение" человека. Лишь после него юноша становился полноправным членом общины, участ­вовал в культовых церемониях, мог вступить в обязательственные отношения, в брак и т.д. При формировании коллектива учеников подросткового возраста классному руководителю и учителям предметникам следует запомнить, что "В одном коллективе не все могут находиться между собой
в близких дружеских отношениях, но объединенные общими целями и
деятельностью, все его члены обязаны соблюдать необходимые пра­вила как  трудовой, так и нравственной дисциплины. Успех производственно-трудовой деятельности любого коллектива во многом предопределяют спокойный деловой климат, атмосфера доверия, взаимопомощи и товарищества, формы культурного общения играют не последнюю роль в его жизни». Эти правила вполне могут относиться и к учебному кол­лективу.  

Классный руководитель знакомит подростков с различными социальными группами  с целью установления нормативных отношений подростков с ними. Общение подростков не имеет одинакового характера со всеми, они по-разному относятся к окружающим людям, учитывая их возраст, опыт, знания, социальный статус и т.д. 

Например, можно организовать посещение дома престарелых с целью оказания необходимой помощи этим людям, подростки должны быть воспитаны в духе уважения к старшему  поколению, и, в первую очередь, к престарелым людям. Нельзя считать общение подростков с престарелыми людьми односторонним социальным актом, т.е. подростки оказывают им помощь, но и престарелые люди могут поделиться с ростками своим бесценным жизненным опытом. Поэтому данное общение и сотрудничество взаимовыгодно. Опыт и умение общения формиру­ется только в процессе многократного общения с разными людьми, как со старшими, так и с младшими, а также с  ровесниками. Общение - это не только обмен мнениями, это ещё оказание деловой помощи друг другу, что означает суть взаимодействия людей.

В некоторых странах учителя практикуют организацию экскурсий в места тюремного заключения, с той целью, чтобы подростки осознали личностную ценность и значимость чувства свободы. Дан­ное воспитательное мероприятие имеет, с точки зрения воспитания, профилактический характер. Рост преступности среди детей под­росткового возраста настораживает общественность. Многие под­ростки, совершившие преступления, как показывает социальный опрос См-I, не могут толком объяснить, почему они это сделали. Отсутствие правового знания не снимает с них ответственности за совершённое преступление. Непосредственное ознакомление с преступниками, с их автобиографией позволяет подросткам осознать, насколько важно идти в жизни правильным пу­тём. Опыт показывает, что самая главная воспитательная задача на современном этапе является ограждение подростков от влияния криминального мира, который стремится всяческими силами привлечь их в такие нелегальные религиозно-политические партии как «Хизб – ут – Тахрир», в распространение и потребление наркоти­ческих средств, в детскую порнографию,  в преступные группиров­ки, специализирующие на краже денег и имущества граждан и т.д. В этом плане большую воспитательную роль могут играть средства массовой информации.

Правильный образ жизни формируется не только через толкова­ния самого правильного, он может быть целенаправленно осознан и через разъяснения и анализ неправильного образа жизни. Подрост­ки должны осознать не только, как вести себя в обществе, но они также должны чётко знать, как нельзя вести себя,  ибо: «... когда наблюдается отставание качества личности от нор­мы, когда недостаток принимает явный для окружающих людей харак­тер, роль воспитания в его преодолений повышается: посредством общественного мнения, убеждения, разъяснения, критики, требова­ния и т.д. воспитатели, коллектив побуждают личность самовоспитываться, развивать своё положительное качество, исправлять свои недостаток».

Опыт показывает, что подростки в большинстве случаев идут на неправильный жизненный путь, на совершение тех или иных преступлений не только из-за  незнания  последствий своего неблагоразумного поведения, но из-за того, что родители и учителя для них перестанут  быть авторитетами, Они в таких случаях прислушиваются к мнению посторонних людей, которые толкают их на совершение преступления ради собственных корыстных целей.

Поэтому очень важно как родителям, так и учителям и, прежде всего, классным руководителям не на словах, а на деле поднять свой авторитет и престиж перед детьми и, следовательно, полно­ценно выполнять свою воспитательную миссию. Родители и учителя должны оказывать взаимовыгодную воспитатель­ную помощь друг другу, поднимая авторитет, друг друга перед деть­ми; т.е. родители должны дать чёткое представление подросткам о том, какую большую роль могут играть учителя в их жизни и на­столько важно   беспрекословно выполнять их требования. Вместе с тем учителям необходимо информировать учеников о том, какую роль играют родители в их жизни.

Это тем более важно на фоне того, что в некоторых случаях
родители и учителя обливают «воспитательной» грязью друг друга,
обвиняя друг друга во всех воспитательных грехах перед детьми.
От такого подхода все стороны, включая и подростков, останутся
в проигрыше.                                                                         

Нравственное просвещение подростков - это не только задача классных руководителей и учителей-предметников. В это дело ак­тивно и сознательно должны подключаться и родители. Вот почему так важно, прежде всего, нравственное просвещение самих родителей. Семейные чтения художественной литературы, статей газет и жур­налов, просмотр телепередач, прослушивание радиопередач на нрав­ственную тематику может значительно усилить нравственное воспи­тание подростков. В этом смысле республиканские и областные средства массовой информации играют большую воспитательную роль, Республиканские газеты «Оила», «Садои мардум», «Чумхурият», об­ластные «Сугд», «Хакикати Ленинобод» содержат интересные статьи на нравственную тематику. Республиканские каналы ТВТ и Сафина, областные См-I, Азия часто передают передачи на нравственную тематику. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов на встрече с интеллигенцией республики 18 марта 2006 г. в скором будущем будет работать детско-подростковый канал.

Это тем более важно на фоне того, что далеко не все переда­чи телевидения оказывают на сознание и поведение подростков по­ложительное нравственное влияние. Показ диктатуры насилия, ужасов разного рода, проституции, наркомании и алкоголизм, порнографии и тому подобные вещи несовместимы с целью и задачами формиро­вания положительного нравственно-здорового человека. Общечеловеческие и таджикские народно-нравственные ценности никак не могут находиться на одной параллели с нравственно отрицательными телевизионными передачами.

Прежде всего, сами родители должны отказаться от просмотра таких фильмов, тогда и подростки смогут следовать положительному примеру старших членов семьи. Такой подход способствует профилактике болезни   «телемании» которая нашло распространение сре­ди определённой части подростков. Родители должны контролировать и регулировать просмотр телепередач подростками. Такая нравст­венная цензура со стороны родителей крайне необходима, чтобы избежать отрицательного нравственного влияния телевидения и ви­део на нравственное сознание и поведение подростков.

Особый интерес, как для родителей, так и для самих подрост­ков имеет чтение и анализ такой литературы, в которой собраны правила поведения у разных народов. "Многие традиционные прави­ла феодального этикета сохранились в восточных странах и по се­годняшний день, о чём можно прочитать в книге журналиста В.Овчинникова "Ветка сакуры". В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале XVIII века. Правда, ещё в середине ХVI века был издан "Домострой" - своеобразный кодекс правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своём поведении и отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.

Можно также рекомендовать для семейного чтения:  Честерфилд "Письма к сыну". Л., 1971, В.А. Сухомлинский "Письма к сыну", У.Кайковус "Кобуснома". Эти книги помогают родителям и подрост­кам разработать на основе анализа правил поведения у различных народов в разное время собственный стиль поведения, который бы отражали нравственные ценности как общечеловеческие, так народно – национальные. Нравственная безграмотность - основа нравственного бескуль­турья, поэтому очень важно своевременно дать подросткам соот­ветствующие нравственные знания. Очень важно также, чтобы нравственные знания превратились в проникновенные убеждения, а те служили бы  руководством к действию. В этом случае формирование нравственного  сознания и поведения подростков избежит  непротиворечив. Следует учить подростков тому, чтобы они самостоятельно добивались нравственных знаний из соответствующих источников. Это является задачей, как родителей, так  и педагогов: классных руководителей и учителей-предметников. Однако не следует забывать и  о том, что нравственное просвещение подростков зависимо от нравственного просвещения классных руководителей, учителей-предметников, и, прежде всего, родителей. Поэтому, повы­шая уровень нравственной культуры родителей, нравственно-педаго­гической культуры учителей мы одновременно усиливаем базис нрав­ственного просвещения подростков. В этом заключается суть пере­дачи нравственного опыта старшего поколения подрастающему поко­лению.    

 Параллельно и одновременно следует вести непримиримую борь­бу с нравственными недостатками, с отрицательными нравственными качествами как старшего, так и подрастающего поколения. Ибо именно отрицательные нравственные у качества создают благоприят­ную почву для моральной деградации общества и личности, что должно быть учтено при организации нравственного просвещения подростков.

Положительное нравственное отношение - это гуманистическое отношение человека к другому человеку, к группе людей, к общест­ву, или же к самому себе. Оно свидетельствует о нравственной связи данного человека с другими  людьми. Объединение данного человека с другими способствует организации сотрудничества, взаимопод­держки и взаимопомощи. Положительное нравственное отношение свидетельствует также о том, что человек уважает права и обя­занности других людей. Человек проявляет себя в социальной сре­де как социальное существо. Это касается и семьи, и школы, и других общественных мест. Данное отношение сигнализирует также о том, что человек ведёт общественный образ жизни. Он живет в мире и согласии с другими людьми. В этом смысле он является об­щественно-полезным человеком. Узнавая других,  он узнает и самого себя. Для него также важно собственное самопознание. Нравствен­ное самовоспитание и самосовершенствование для него является целью нравственного саморазвития. Он строго придерживается пра­вил - общественного порядка, соблюдает сложившиеся в данной со­циальной среде традиции, обычаи и ритуалы. 

 

 

 

 

                         Таблица №1. Изучение отношения подростка к

членам семьи к самому себе

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты

Фиксирующего

 эксперимента

                                 Результаты

                           формирующего

                            эксперимента

Подросток

+

+

+

+

-

+

     +

                              +

Сёстры

+

+

+

+

+

+

    +

                              +

Братья

+

+

+

+

+

+

   +

                              +

Бабушка

+

+

+

+

+

+

     +

                               +

Дедушка

+

-

-

-

-

+

   +

                              +

Отец

 

 

 

 

 

    +

                               +

Мать

 

 

 

 

 

+

                               +

 

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Братья

Сёстры

 

Подросток

 

+   - положительное нравственное отношение;      

-  - отрицательное нравственное отношение;      

    -  нейтральное нравственное отношение.    

 

 

Отрицательное нравственное отношение - это антигуманистичес­кое отношение человека к другому человеку, к группе людей, к об­ществу, или же к самому себе. Оно свидетельствует об отсутствии нравственной связи данного человека с другими. Отсутствие нрав­ственной связи с другими способствует появлению конфронтации. Такой  человек не уважает права и обязанности других людей. Для него самое главное - собственное "Я", удовлетворение своих корыстных интересов и потребностей. Его эгоизм противоре­чит его оценке как социального существа. В семье, школе и в других общественных местах он наносит материальный и моральный вред другим людям. Именно из данной группы подростков могут вырастать в будущем потенциальные преступники, если конечно родители, учи­теля и другие воспитатели не будут серьезно заниматься их перед воспитанием. Все это в совокупности сигнализирует о том, что человек ведет антиобщественный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица № 2.  Результаты фиксирующего и формирующего экспериментов

   №

Знак типа

  Тип

отношений

 

 

 

Результаты фиксирующего

эксперимента

 

Результаты формирующего

эксперимента

 

 

                     Разница

 

 

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Братья

Сёстры

Подросток

Итого

Мать

Отец

Дедушка

Бабушка

Братья

Сёстры

Подросток

Итого

В среднем

1

     +

     Положительное

62%

 

58%

68%

72%

44%

52%

46%

402%

83%

76%

78%

84%

66%

74%

68%

529%

127%

+18,1%

2

      -

Отрицательное

12%

 

18%

10%

8%

17%

13%

180%

96%

6%

10%

7%

6%

11%

9%

11%

61%

-35%

-5%

3

       +

Нейтральное

26%

24%

22%

 

20%

39%

35%

36%

202%

11%

14%

15%

10%

23%

17%

21%

118%

-10%

-13%

 по выявлению отношению подростков к членам семьи и к самому себе.


Нейтральное нравственное отношение - это безразличное отно­шение человека к другому человеку, к группе людей, к обществу, а также к самому себе. Данный человек ведёт изолированный от общества образ жизни.  Ему нет дела до других людей. Он как бы имеет нравственные, моральные обязанности перед другими людьми. От таких людей нет пользы обществу, их не интересует судьба других людей. Их равнодушное отношение к другим людям, даже к родным и близким, свидетельствует об отсутствии нравственной связи между ними. В данном случае можно говорить о  несоответствии человека стандарту социального существа. В данном случае имеет место высокое проявление индивидуализма.

После проведения фиксирующего эксперимента по выявлению от­ношения подростков к членам семьи и к самому себе мы получили следующие результаты:    положительное отношение – 402%; отрица­тельное отношение – 96%;    нейтральное – 202%.

По  нашему мнению, отношение подростков к членам семьи и к собственному "Я"  является одним  из основополагающих элементов нравственного становления подростков, который влияет на формиро­вание нравственных черт, качеств и привычек подростков.

В ходе формирующего эксперимента мы акцентировали внимание родителей и подростков на социально-нравственную значимость межличностных отношений в семье. Вследствие этого нам удалось повысить количество подростков с положительным отношением на 127%, что в среднем составляет 18,1% на каждого члена семьи, со­ответственно снизить количество подростков с отрицательным отно­шением на 35%, что в среднем составляет  5% на каждого члена семьи, а также снизить количество подростков с нейтральным от­ношением на 91%, что в среднем составляет 13% на каждого члена семьи.

В результате проведения опытно-экспериментальных работ нам удалось в значительной степени улучшить нравственный климат в семье, что способствует оптимальному формированию нравственного сознания и поведения подростков.

Литература

1.  Волченко А.Б.   Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. – 64 с.

2.  Гафуров Б. Таджики. Кн.1.   Душанбе, 1983. - 384 с.

3.      Рувинский Л.И.   Нравственное воспитание личности.-М.: MIT,1981.- 184с

4.      Сатир В.    Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика, Пресс, 1992.- 192 с.

5.      Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В.Грабенников, Л.В. Ковишко.- М.: Политиздат, 1990.- 319 с. 

6.      Семыкин Н.П., Боки И.И.    Трудовая подготовка в сельской школе.- М.: Педагогика, I960,- 80 с.

7.      Семья, учитель и трудовой коллектив: С.науч.тр./НИИ общ. пробл.воспитания АПН СССР; Отв.ред.А.В.Ковинько.- М., 1987. - 118 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle