Библиографическое описание:

Прохоренко А. В. Гуманизация образования – веление времени // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 259-261.

В настоящее время в процессе модернизации образования особую актуальность приобретает гуманизация и гуманитаризация инженерного образования. Прежде всего, это вызвано экономическими, социальными, политическими, культурными изменениями, которые происходят в России. Переход к демократическому обществу с рыночной экономикой, смена социальных ценностей и приоритетов, расслоение общества, наркомании, возникновение и рост социальных проблем, формирование новых международных отношений, появление новых опасностей для человека и общества, непрекращающиеся террористические акты, требуют формирования в системе образования новых ценностей, современного мышления, стремления к творчеству, умения решать нестандартные задачи, гражданской ответственности, правового сознания, духовной культуры, толерантности. «Образование, - пишет профессор Сластенин В. А., - должно быть ориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая и стремление учиться, действовать, познавать и эффективно трудиться в современных экономических условиях…» [1].

Следует заметить, что гуманистическая направленность в образовательном процессе не предполагает никаких возрастных ограничений для формирования ценностных приоритетов личности. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения не ограничиваются периодом детства и юности. Поэтому непрерывное образование  в широком смысле выступает предпосылкой достойного ответа на вызовы стремительно меняющейся жизни. Задача же педагогов состоит в том, чтобы помочь студентам осознать, что их мировоззрение способно и должно изменяться и развиваться.

Гуманизм представляет собой не только индивидуально – личностное мировоззрение, но и общественное. Гуманизм, с одной стороны, является программой социальных преобразований, так как его идеи принимаются многими людьми, а с другой – он образует общечеловеческую основу культуры. По сути, общечеловеческий характер гуманизма проявляется в том, что и объединяет людей в единое мировое сообщество независимо от расы, религиозной веры, пола, социального положения. Словом это позволяет гуманизму выступать общечеловеческим фактором цивилизации, основой духовного единства и сотрудничества всех жителей планеты. Помимо мировоззренческой составляющей гуманизм содержит в себе и нормативную сторону, то есть он предъявляет к человеку определенные требования:

 - личностные или смысложизненные (требования жить здоровой и осмысленной жизнью);

 - нравственные (требования соблюдать общепринятые нормы морали);

 - гражданские и правовые (следовать правовым нормам общежития, начиная с Конституции РФ);

 - эстетические (умение различать прекрасное и безобразное, воспитывать эстетический вкус);

 - интеллектуальные (культивирование ценностей разума, познания, критического мышления);

 - экологические (требования соблюдать правила, направленные на сбережение и оздоровление окружающей среды.

На этом пути важную роль играет гуманистическая педагогика, главная задача которой состоит в том, чтобы оказывать помощь личности в приобщении к подлинным человеческим ценностям, учить человека творчеству и самостоятельности, помогать студентам становиться свободными  и ответственными при решении ими основных жизненных проблем.

Специфика гуманистической педагогики проявляется через  конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие; воспитание через обучение процедурами принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; воспитание через обучение решению экзистенциальных (смысложизненных проблем).

Актуальность гуманизации образования вызвана серьезными ошибками в политике образования в конце 80 – х начале 90 – х годов 20 века. В результате деилогизации,  деполитизации социально – гуманитарных дисциплин обучение было оторвано от воспитания. Образование стало сводиться только к передаче знаний. Преподавателей обвинили в духовном насилии, принудительном навязывании студенту марксистского мировоззрения. Предавалось забвению патриотическое воспитание. В школьных и вузовских учебниках исчезли славные, героические страницы российской истории, умалялась роль советского народа, вооруженных сил СССР во второй мировой войне, Победа над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, в освобождении народов Европы и Азии. Умалялись или замалчивались заслуги героев войны и труда, выдающихся советских полководцев.

Широко пропагандировалась и нашла отражение в учебных пособиях концепция, что рынок, бизнес, подобно «золотой рыбке» создаст в обществе благополучие и богатство, что он гуманистичнее всех других способов производства, совершенствует интеллект, науку, культуру и бытовой комфорт [2].

Воспитание, формирование научного мировоззрения предполагает превращение знаний в убеждения, в принципы, нормы поведения, профессиональной деятельности. А это сложный процесс, требующий времени для осмысления и осознания знаний, самостоятельной работы студента, его общения с преподавателем. Еще Конфуций, которого большинство китайцев считали и считают учителем, говорил: «Изучать что – либо и не задумываться над выученным – абсолютно бесполезно.

Задумываться над чем – либо, не изучив предварительно предмет раздумий, опасно» [3]. К сожалению, в те годы в условиях экономического и финансового кризиса в учебном процессе сокращалось количество практических занятий, контрольных работ, время общения с преподавателями социально – гуманитарных дисциплин.

К концу 90 – х годов прошлого века по результатам обследования состояния образования ЮНЕСКО наша российская школа занимала среднее место в последней двадцатке государств, отнесенных к слабым странам. И бывший Министр образования В. М. Филиппов вынужден был признать «что системы образования, которая включает в себя обучение и воспитание, у нас нет. Есть обучение, а воспитание, которое в русской, советской школе было всегда рядом, незыблемо и свято, ушло из современных учебных заведений благодаря либерализации образования. Много упущено. Уходит поколение – вот что самое прискорбное… Разве мы в России все на деньги измеряем? У нас ведь душа на первом месте, а душа – это воспитание» [4].

Деилогизация, деполитизация образования, отрыв обучения от воспитания усилили деформацию в формировании мировоззренческих знаний. Преувеличилось значение рациональных знаний, недооценивалась роль нерациональных, эмоциональных знаний, художественно – образного восприятия мира. А ведь еще Гомер заметил, что человек познает мир как мыслью, так и сердцем. Огромное художественно – образные познавательные возможности студентов, таким образом, игнорировались, не использовались, не развивались. Перед вузами, педагогическими коллективами в период модернизации возникла важнейшая задача – соединить обучение с воспитанием, усилить духовное, нравственное начало в образовании, максимально использовать в учебном процессе все интеллектуальные возможности человека.

Необходимость гуманизации, гуманитаризации инженерного образования вызывают глобальные проблемы современности:

- угроза ракетно – ядерной войны, накопление атомного, экологического оружия» (метеорологического, гидросферного, литосферного, климатического, биологического и др.);

 - глобальные экологические проблемы, прежде всего загрязнение окружающей среды, угроза исчезновения природных, особенно энергетических ресурсов. Перед системой образования встают неотложные задачи:

 - формирование гуманистических отношений между народами различных государств и наций, неприязни к террористическим организациям;

 - гармоничных отношений между человеком, обществом и природой;

 - гуманизация научно – технического прогресса, формирование у будущих инженеров и других специалистов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе.

Образование, как известно, неразрывно связано с развитием и достижениями науки. Важное значение приобретает компьютерное обучение, которое обеспечивает быстроту и доступность информации, изучение последних достижений науки, развивает активное творчество. Однако в учебном процессе, особенно в дистанционном обучении, преувеличивают его значение, забывают, что компьютер не заменяет учителя, а является средством в руках умелого преподавателя. Анализируя роль компьютера в дистанционном обучении, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. И. Левин писал: «… Применение компьютеров в обучении (в частности в дистанционном обучении) дает пока ничтожно малый эффект, потому что время обучения редко удается сократить хотя бы вдвое» [5]. «Кроме того, - пишет он, - следует говорить только о дистанционном обучении, так как образование включает помимо обучения также и воспитание и развитие личности, а последние компоненты образовательного процесса возможны только при очной форме обучения» [6].

В период модернизации российского высшего образования все яснее прослеживается тенденция некритического заимствования организации, принципов и методов обучения с западноевропейских и американских университетов. Это может не повысить, а снизить качественный уровень отечественного образования, которое имеет свои исторически проверенные положительные традиции. Еще гениальный писатель, великий педагог, просветитель и философ Л. Н. Толстой в свое время писал: «Очень чиста материально эта европейская жизнь, но ужасно грязна духовно. Так я иногда сомневаюсь, нужно ли русскому народу пройти через этот разврат, прийти в этот тупик, в который зашли западные народы» [7]. Главное в обучении, по его мнению, возбудить у учащихся «интерес к уразумению законов явлений природы на всем земном шаре и распределения на нем всего рода человеческого…» [8] «Я знаю для этого, - утверждал он, - два элемента: художественное чувство поэзии и патриотизм» [9].

Таким образом, Л. Н. Толстой подчеркивал единство обучения и воспитания и выступал против некритического заимствования чужого опыта. Образование, нарушающее эти принципы, по его мнению, «похоже на выведение таких плодов … чтобы души было как можно меньше, а было бы одно тело» [10]. Не следует ли прислушаться к мудрым мыслям мудрого педагога?

Гуманизация образования предполагает очеловечивание образовательного процесса, переход от воспроизводства знаний к целостному развитию личности современного человека – свободного, ответственного, самодостаточного, активного, открытого, все более способного к творчеству. Образование здесь – умение самому учиться для деятельности, для творчества.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что гуманизация образования направлена на то, чтобы способствовать выработке студентом установки на целенаправленное воплощение в реальность как личностного, так и социально значимого смысложизненного проекта.

Переход к «экономике знаний» в постиндустриальном информационном обществе должен обеспечить у выпускников вуза не только способности к самообразованию, самостоятельному достижению высокого качества знаний как системы современных востребуемых компетентностей, но и формирование инновационного, творческого мышления способного к реальным нововведениям.

 

Литература

1.     Сластенин В. А. Педагогическое образование и наука. 2005, № 3. С. 23.

2.     Вопросы философии. 1991, № 2. С. 25 – 35.

3.     Вопросы философии. 1998, № 11. С. 18.

4.     Филиппов В. М. Я сверил свои часы. Советская Россия. 1988, 17 декабря.

5.     Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 59.

6.     Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 58.

7.     Правда. 1997, № 7. С. 12.

8.     Правда. 1997, № 7. С. 12.

9.     Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 58 – 59.

10. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 93. 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle