Библиографическое описание:

Прохоренко А. В. Гуманизация образования – веление времени // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 259-261.

В настоящее время в процессе модернизации образования особую актуальность приобретает гуманизация и гуманитаризация инженерного образования. Прежде всего, это вызвано экономическими, социальными, политическими, культурными изменениями, которые происходят в России. Переход к демократическому обществу с рыночной экономикой, смена социальных ценностей и приоритетов, расслоение общества, наркомании, возникновение и рост социальных проблем, формирование новых международных отношений, появление новых опасностей для человека и общества, непрекращающиеся террористические акты, требуют формирования в системе образования новых ценностей, современного мышления, стремления к творчеству, умения решать нестандартные задачи, гражданской ответственности, правового сознания, духовной культуры, толерантности. «Образование, - пишет профессор Сластенин В. А., - должно быть ориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая и стремление учиться, действовать, познавать и эффективно трудиться в современных экономических условиях…» [1].

Следует заметить, что гуманистическая направленность в образовательном процессе не предполагает никаких возрастных ограничений для формирования ценностных приоритетов личности. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения не ограничиваются периодом детства и юности. Поэтому непрерывное образование  в широком смысле выступает предпосылкой достойного ответа на вызовы стремительно меняющейся жизни. Задача же педагогов состоит в том, чтобы помочь студентам осознать, что их мировоззрение способно и должно изменяться и развиваться.

Гуманизм представляет собой не только индивидуально – личностное мировоззрение, но и общественное. Гуманизм, с одной стороны, является программой социальных преобразований, так как его идеи принимаются многими людьми, а с другой – он образует общечеловеческую основу культуры. По сути, общечеловеческий характер гуманизма проявляется в том, что и объединяет людей в единое мировое сообщество независимо от расы, религиозной веры, пола, социального положения. Словом это позволяет гуманизму выступать общечеловеческим фактором цивилизации, основой духовного единства и сотрудничества всех жителей планеты. Помимо мировоззренческой составляющей гуманизм содержит в себе и нормативную сторону, то есть он предъявляет к человеку определенные требования:

 - личностные или смысложизненные (требования жить здоровой и осмысленной жизнью);

 - нравственные (требования соблюдать общепринятые нормы морали);

 - гражданские и правовые (следовать правовым нормам общежития, начиная с Конституции РФ);

 - эстетические (умение различать прекрасное и безобразное, воспитывать эстетический вкус);

 - интеллектуальные (культивирование ценностей разума, познания, критического мышления);

 - экологические (требования соблюдать правила, направленные на сбережение и оздоровление окружающей среды.

На этом пути важную роль играет гуманистическая педагогика, главная задача которой состоит в том, чтобы оказывать помощь личности в приобщении к подлинным человеческим ценностям, учить человека творчеству и самостоятельности, помогать студентам становиться свободными  и ответственными при решении ими основных жизненных проблем.

Специфика гуманистической педагогики проявляется через  конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие; воспитание через обучение процедурами принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; воспитание через обучение решению экзистенциальных (смысложизненных проблем).

Актуальность гуманизации образования вызвана серьезными ошибками в политике образования в конце 80 – х начале 90 – х годов 20 века. В результате деилогизации,  деполитизации социально – гуманитарных дисциплин обучение было оторвано от воспитания. Образование стало сводиться только к передаче знаний. Преподавателей обвинили в духовном насилии, принудительном навязывании студенту марксистского мировоззрения. Предавалось забвению патриотическое воспитание. В школьных и вузовских учебниках исчезли славные, героические страницы российской истории, умалялась роль советского народа, вооруженных сил СССР во второй мировой войне, Победа над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, в освобождении народов Европы и Азии. Умалялись или замалчивались заслуги героев войны и труда, выдающихся советских полководцев.

Широко пропагандировалась и нашла отражение в учебных пособиях концепция, что рынок, бизнес, подобно «золотой рыбке» создаст в обществе благополучие и богатство, что он гуманистичнее всех других способов производства, совершенствует интеллект, науку, культуру и бытовой комфорт [2].

Воспитание, формирование научного мировоззрения предполагает превращение знаний в убеждения, в принципы, нормы поведения, профессиональной деятельности. А это сложный процесс, требующий времени для осмысления и осознания знаний, самостоятельной работы студента, его общения с преподавателем. Еще Конфуций, которого большинство китайцев считали и считают учителем, говорил: «Изучать что – либо и не задумываться над выученным – абсолютно бесполезно.

Задумываться над чем – либо, не изучив предварительно предмет раздумий, опасно» [3]. К сожалению, в те годы в условиях экономического и финансового кризиса в учебном процессе сокращалось количество практических занятий, контрольных работ, время общения с преподавателями социально – гуманитарных дисциплин.

К концу 90 – х годов прошлого века по результатам обследования состояния образования ЮНЕСКО наша российская школа занимала среднее место в последней двадцатке государств, отнесенных к слабым странам. И бывший Министр образования В. М. Филиппов вынужден был признать «что системы образования, которая включает в себя обучение и воспитание, у нас нет. Есть обучение, а воспитание, которое в русской, советской школе было всегда рядом, незыблемо и свято, ушло из современных учебных заведений благодаря либерализации образования. Много упущено. Уходит поколение – вот что самое прискорбное… Разве мы в России все на деньги измеряем? У нас ведь душа на первом месте, а душа – это воспитание» [4].

Деилогизация, деполитизация образования, отрыв обучения от воспитания усилили деформацию в формировании мировоззренческих знаний. Преувеличилось значение рациональных знаний, недооценивалась роль нерациональных, эмоциональных знаний, художественно – образного восприятия мира. А ведь еще Гомер заметил, что человек познает мир как мыслью, так и сердцем. Огромное художественно – образные познавательные возможности студентов, таким образом, игнорировались, не использовались, не развивались. Перед вузами, педагогическими коллективами в период модернизации возникла важнейшая задача – соединить обучение с воспитанием, усилить духовное, нравственное начало в образовании, максимально использовать в учебном процессе все интеллектуальные возможности человека.

Необходимость гуманизации, гуманитаризации инженерного образования вызывают глобальные проблемы современности:

- угроза ракетно – ядерной войны, накопление атомного, экологического оружия» (метеорологического, гидросферного, литосферного, климатического, биологического и др.);

 - глобальные экологические проблемы, прежде всего загрязнение окружающей среды, угроза исчезновения природных, особенно энергетических ресурсов. Перед системой образования встают неотложные задачи:

 - формирование гуманистических отношений между народами различных государств и наций, неприязни к террористическим организациям;

 - гармоничных отношений между человеком, обществом и природой;

 - гуманизация научно – технического прогресса, формирование у будущих инженеров и других специалистов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе.

Образование, как известно, неразрывно связано с развитием и достижениями науки. Важное значение приобретает компьютерное обучение, которое обеспечивает быстроту и доступность информации, изучение последних достижений науки, развивает активное творчество. Однако в учебном процессе, особенно в дистанционном обучении, преувеличивают его значение, забывают, что компьютер не заменяет учителя, а является средством в руках умелого преподавателя. Анализируя роль компьютера в дистанционном обучении, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. И. Левин писал: «… Применение компьютеров в обучении (в частности в дистанционном обучении) дает пока ничтожно малый эффект, потому что время обучения редко удается сократить хотя бы вдвое» [5]. «Кроме того, - пишет он, - следует говорить только о дистанционном обучении, так как образование включает помимо обучения также и воспитание и развитие личности, а последние компоненты образовательного процесса возможны только при очной форме обучения» [6].

В период модернизации российского высшего образования все яснее прослеживается тенденция некритического заимствования организации, принципов и методов обучения с западноевропейских и американских университетов. Это может не повысить, а снизить качественный уровень отечественного образования, которое имеет свои исторически проверенные положительные традиции. Еще гениальный писатель, великий педагог, просветитель и философ Л. Н. Толстой в свое время писал: «Очень чиста материально эта европейская жизнь, но ужасно грязна духовно. Так я иногда сомневаюсь, нужно ли русскому народу пройти через этот разврат, прийти в этот тупик, в который зашли западные народы» [7]. Главное в обучении, по его мнению, возбудить у учащихся «интерес к уразумению законов явлений природы на всем земном шаре и распределения на нем всего рода человеческого…» [8] «Я знаю для этого, - утверждал он, - два элемента: художественное чувство поэзии и патриотизм» [9].

Таким образом, Л. Н. Толстой подчеркивал единство обучения и воспитания и выступал против некритического заимствования чужого опыта. Образование, нарушающее эти принципы, по его мнению, «похоже на выведение таких плодов … чтобы души было как можно меньше, а было бы одно тело» [10]. Не следует ли прислушаться к мудрым мыслям мудрого педагога?

Гуманизация образования предполагает очеловечивание образовательного процесса, переход от воспроизводства знаний к целостному развитию личности современного человека – свободного, ответственного, самодостаточного, активного, открытого, все более способного к творчеству. Образование здесь – умение самому учиться для деятельности, для творчества.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что гуманизация образования направлена на то, чтобы способствовать выработке студентом установки на целенаправленное воплощение в реальность как личностного, так и социально значимого смысложизненного проекта.

Переход к «экономике знаний» в постиндустриальном информационном обществе должен обеспечить у выпускников вуза не только способности к самообразованию, самостоятельному достижению высокого качества знаний как системы современных востребуемых компетентностей, но и формирование инновационного, творческого мышления способного к реальным нововведениям.

 

Литература

1.     Сластенин В. А. Педагогическое образование и наука. 2005, № 3. С. 23.

2.     Вопросы философии. 1991, № 2. С. 25 – 35.

3.     Вопросы философии. 1998, № 11. С. 18.

4.     Филиппов В. М. Я сверил свои часы. Советская Россия. 1988, 17 декабря.

5.     Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 59.

6.     Левин В. И. Дистанционное обучение? Педагогическое образование и наука. 2005, № 4. С. 58.

7.     Правда. 1997, № 7. С. 12.

8.     Правда. 1997, № 7. С. 12.

9.     Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 58 – 59.

10. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого. Коломна, 2005, С. 93. 

 

Основные термины: дистанционном обучении, Философия образования Л, учебном процессе, Гуманизация образования, инженерного образования, процессе модернизации образования, гуманитаризация инженерного образования, Актуальность гуманизации образования, образования новых ценностей, забвению патриотическое воспитание, Похожая статья, Дистанционное обучение, гуманитаризации инженерного образования, некритического заимствования, бывший Министр образования, состояния образования ЮНЕСКО, гуманитарных дисциплин, российского высшего образования, уровень отечественного образования, определенной суммы знаний

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle