Библиографическое описание:

Прохоренко А. В. Духовность как необходимая составляющая гуманизации личности // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 257-259.

Духовность возникла в человеческом обществе на заре его становления и существует в нем в качестве жизнеутверждающего идеала благоговения перед жизнью. Представить эволюционный процесс общества вне духовности, а человека без духовных качеств, состояний и намерений невозможно. Духовный апокалипсис страшнее всемирного потопа, спасения не будет никому. Именно духовность явилась человеку механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого на Земле.

Задача человеческого общества заключается в том, чтобы возвышаться, преодолевать животные, биологические узы, которые ограничивают и сковывают человека. Человек «больше чем животное», ибо он определен «принципом духа», противоположным биологической жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух «идеирует жизнь», а жизнь «животворит».

Духовность, являясь сущностью человека, выступает в качестве отражения и выражения не только способа его бытия в мире, но и образа жизни. Именно своим духом, а не только телом возвысился человек над миром, над самим собой. Дух привносит в бытие человека новую, бьющую ключом жизнь, которая становится просветляющей, освобождающей и преображающей.

В действительности духовность представляет собой конкретную жизнь человека, интеллектуально – чувственно – волевые силы которого в своей созидательно – конструктивной реализационной возможности направлены на трансформирование, преображение и совершенствование, как внутренних сил личности, так и внешних обстоятельств.

Духовность есть истинно положительная характеристика как бытия человека в его направленности на высшие проявления человеческого «Я». Она есть первенство высших общечеловеческих смысложизненных значений, «выход человеческого мироотношения за пределы материальных нужд, их преодоление (своеобразное снятие) в сфере субъективного «для себя бытия», возвышение над ним и обретение новых – бескорыстных, суперпрогматических отношений с миром, контактов с ним, восприятий, переживаний и постижений».

Важнейшая составляющая духовной сферы- ценностно – нормативная область сознания личности. В формировании отечественной ценностно – ориентированной модели большую роль сыграло и начинает играть сейчас православие. Ценностно – нормативная специфика отечественной культуры проявляется на двух уровнях: бытийном (в труде, быту, традициях, обрядах, праздниках) и на уровне самосознания. Здесь специфика культуры обнаруживает себя в языке, текстах культуры.

Как предполагал В. С Соловьев, идеал «полного и многостороннего развития личности» отодвигается на второй план в силу его неосуществимости, а в центре стоит идея «всеединства» как богочеловеческого союза, объединяющего все национальности и проповедующего безусловные нравственные ценности) [1].

Отсюда следует, что элементы «других» культур получают смысл и значение лишь в контексте «своего» историко – культурного мира. Идеи и ценности, «генетически» не связанные с ядром культуры, начинают играть деструктивную роль, разрушая целостность культурной системы.

Ментальный срез антропологической модели, сложившейся в отечественной традиции, предполагает единство рационального и морального, «философского умозрения, рефлексии и религиозной веры». И. А. Ильин отмечал, что духовность доступна не только людям высокой культуры. «История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума,  гораздо легче утрачивают непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Уму,  порвавший с глубиною чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения; и поэтому оказывается в отношении духовной культуры не строящим, а еловек разрушающим началом. Напротив, у людей наивно посредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек «малой культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т. е. прежде всего сердца, совести, чувства, справедливости, чем человек хотя бы и большой, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, именно потому

Она легковерна и суеверна и верит где не надо; но зато самый дар веры у нее не отнят; а потому она способна верить и там, где надо. Пусть духовность ее – некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность ее несомненна и подлинна, - и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности» [2].  

Духовность, являясь частью личности человека, выступает в качестве реально – конкретно – возможного призвания человека творить себя, производить «Я» из самого себя. Для того чтобы стать субъектом духовности, человек должен осуществлять свою действительную сущность посредством взращивания в себе духовности как опоры, которая поможет ему выбраться из бессмысленности и бренности материально – животного состояния. Безусловно, достижение духовности, ее развертывание в рамках человеческого существования требует определенных усилий и труда. Более того, сам процесс преодоления теневых сторон жизни человек превосходит самого себя. Самоуглубляясь в себя человек способен широко раздвинуть пределы индивидуального «Я». Но человек не может только оставаться в себе, его душа ищет выхода из своего «Я». Осознание своего внутреннего «Я» - важнейший аспект духовного преображения и становления человека.

Духовность понимается как особое возвышенно – нравственное состояние личности, которое  ориентировано на абсолютные ценности – Истину, Красоту, Добро – и пытается реализовать их в предметно целесообразной деятельности и общении. Именно духовность, формируя личность человека, и является тем высшим, невидимым духовным центром, вокруг которого вся суть, весь смысл человеческого существования. Духовное становится критерием и основанием истинности личностного развития и оценки жизни индивида, его мыслей, намерений и поступков. Увеличение в человеке духовности – это процесс наполнения его духовностью и «внутреннему подвигу» по пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний.

Конечно же, утверждая, что «мир спасет красота», Достоевский имел в виду не внешнюю, земную красоту. Идеалом подлинной красоты для него всегда оставался Христос, и конечное преображение мира, по мнению писателя, может наступить только после того, как мир обретет Христа. «Мир спасет красота Христа» - такую запись сделал Достоевский в подготовительных материалах к написанному позднее роману «Бесы». Там же он писал, что «подлинная красота есть духовное совершенство и смысл, воплощенные в совершенной телесности, сполна преображенной в земной действительности. Иными словами, красота есть конкретность воплощенной положительной духовности в пространственных и временных формах, пронизанных  светом, цветами, звуками и другими чувственными качествами. Воплощение  духовности есть необходимое условие полной реализации ее». Иначе говоря, истинная красота состоит в духовной чистоте и преданности идеалам Христа [3].

Духовность имеет свойство не замыкаться в себе и на себе, напротив, для нее характерно излияние и постоянное расширение пространства духовного взаимодействия. Стремление высказаться, «опредметиться» и тем самым освободиться от огромной духовной энергии позволяет сравнивать духовность с источником излучения и постоянного генерирования энергии. Этот необходимый процесс, своего рода внутренний механизм работы духа. При этом каждая духовно богатая личность – это своеобразный центр излучения духовности, и чем богаче и духовно содержательнее личность, тем мощнее излучение ее духовности и шире сфера ее воздействия.

Духовность должна стать необходимой составляющей гуманизации и гуманитаризации образования личности. Для этого необходимо увеличение духовности в бытие человека и это следует рассматривать как стремление к духовности, так как духовность – это и цель, и идеал человеческого и в жизни, и в творчестве, и в искусстве, и воплощение всего этого в жизнь. В основе духовности человека лежит во – первых, стремление его личности к самосовершенствованию как явлению, генетически запрограммированному, во – вторых,  дальнейшая социализация личности, обусловленная и выраженная в творческом, позитивном созидании, а в -  третьих,  соответствие истинности человека и его бытия, в -  четвертых, личность обретет духовность благодаря врастанию индивида в духовную сферу, культуру, путем воспитания и изучения таких наук как духовная культура России, культурология, философия и других гуманитарных наук.

            Таким образом, духовность как нечто общее ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно в каком – то смысле являет собой абсолютную ценность, ценность высшего ранга. Духовность есть вселенская кладезь ценностей. Поэтому личность, вставшая на путь развития в себе духовности, приобретет ценности духовного порядка и становится особенно ценной для общества.

Система образования должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовной нации. Лишь в таком случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.

 

Литература

  1. Соловьев В. А. Высшая школа в Ярославской области: проблемы и перспективы. Учебное пособие 21 века. Сборник научнометодических работ по итогам межрегиональной конференции 22 января 2003 года. (Под научной редакцией доцента Зацепиной О. И. Ярославль, 2003,    С. 5.
  2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. С. 28.
  3. Якушин В. Я. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве. С. 32.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle