Библиографическое описание:

Тютенова Ж. А., Демисенова Б. С. Этапы становления системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 223-226.

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи,  одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи. Изучение международного опыта  в области повышения  качества медицинской помощи показало, что нет какой либо готовой схемы, в полной мере удовлетворяющей обе стороны и во всех странах существуют свои собственные, примениемые  к системе здравоохранения подходы к проведению оценки  качества медицинской помощи.

Середина  90-х годов в Казахтане из-за  сложного социально-экономического положения сопровождалось неустойчивой демографической ситуацией, ухудшением показателей здоровья населения, что свидетельствовало о сложившихся негативных тенденциях в здравоохранении. Проводимые до тех пор  реформы в здравоохранении мало отразились на высокозатратном механизме функционирования системы здравоохранения и, особенно, на качестве медицинской помощи.

В 1996 году в Казахстане введена новая модель здравоохранения Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС),  сочетание государственной медицины с платными услугами и обязательным медицинским страхованием, явилась предпосылкой для создания новой нормативной правовой базы, которая способствовала адаптации отрасли к рыночным требованиям. С внедрением ФОМС было проведено реформирование финансирования здравоохранения - введение взаиморасчетов с лечебно-профилактическими организациями за предоставленный объем медицинских услуг населению и организована система вневедомственного контроля качества медицинской помощи с применением штрафных санкций, как за превышение объемов медицинской помощи, так и низкое качество лечения.

В 1999 году  Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реорганизован в Центр по оплате медицинских услуг (ЦОМУ), вошедший в номенклатуру Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан, система вневедомственного контроля качества медицинской помощи была преобразована в ведомственную и штрафные санкции предъявлялись только к превышению (приписке) объемов медицинских услуг.

 В 2000 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 10.09.1999 г. № 1364 ЦОМУ реорганизован в Республиканское государственное казенное предприятие «Денсаулык» (каз. «Здоровье»). При этом в корне изменились подходы к управлению качеством медицинской помощи. Основной целью стало выявление проблем, связанных с организацией лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических организациях, независимо от формы собственности. Поставленная цель реализуется путем экспертизы, анализа и оценки качества медицинской помощи, с последующим внесением предложений в территориальные органы здравоохранения для принятия ими управленческих решений по улучшению организации и повышению качества медицинской помощи. Впервые сделана попытка бальной оценки качества медицинской помощи лечебно-профилактических организаций и  рейтинговая их оценка. В обиход медицинских работников прочно вошли понятия  уровень качества лечения (УКЛ), уровень качества медицинской помощи (УКМП), экспертиза качества медицинской помощи. В номенклатуре врачебных должностей введена должность врача-эксперта по основным профильным специальностям ( терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр).

В 2003г.  РГКП «Денсаулык» реорганизован в «Национальный центр анализа и оценки качества медицинских услуг». Объектом анализа и оценки  являлся  гарантированный объем  бесплатной медицинской помощи. Экспертизе подвергались  все случаи: материнской смертности, младенческой смертности, послеоперационной летальности, запущенных форм туберкулеза у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, запущенных форм онкозаболеваний у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста,  смертности от сердечно-сосудистых заболеваний детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, смертности от сахарного диабета, случаи внутрибольничных инфекций,  жалобы и обращения пациентов на некачественную медицинскую помощь и несоблюдение медицинской этики, деонтологии. Проводились плановые проверки деятельности лечебно-профилактических организаций, по результатам которых составлялся рейтинг медицинских организаций.  Однако эффективность проводимых мероприятий в плане кардинального улучшения качества медицинской помощи оказалась незначительной. Недостатки выявлялись, однако замечания по устранению недостатков и нарушений носили лишь рекомендательный характер. У врачей-экспертов отсутствовали реальные рычаги воздействия на администраторов бюджетных программ и медицинских работников, оказывающих некачественные медицинские услуги.

Необходимость совершенствования системы государственного управления здравоохранением и создания системы государственного контроля за качеством медицинских услуг при участии независимых экспертов была определена в послании Главы государства народу Казахстана 2004 года

В 2004г. в соответствии  с Указом Президента Республики Казахстан  от 29сентября 2004г. №1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» постановлением Правительства №1327 т 15.12.2004г. был создан Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг  МЗ РК.

 В отличие от прежних структур, на Комитет возложены  реализация государственной политики в области контроля за качеством и полнотой  оказываемых медицинских услуг, соблюдение стандартов в области здравоохранения, обеспечение гарантий доступности и качества медицинского обслуживания гражданам на всей территории РК, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Вертикальная структура Комитета позволяет обеспечить единые подходы к оценке деятельности медицинских организаций во всех регионах. В соответствии с законодательством Комитет осуществляет:

1) контроль в сфере оказания медицинских услуг в т.ч. контроль объемов и качества оказания медицинской помощи в рамках ГОБМП и услуг на платной основе,  качество профилактических медицинских осмотров, эффективность бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения, эффективности использования медицинского оборудования и медицинских изделий, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета;

2) рассмотрение обращений граждан, прочих государственных и общественных организаций по поводу некачественно оказанной медицинской помощи;

3) лицензирование медицинской деятельности;

4) аттестацию руководителей местных органов и республиканских организаций здравоохранения;

5) проведение квалификационного экзамена для медицинских работников;

6) аккредитацию независимых экспертов и субъектов здравоохранения.

По результатам контроля к медицинским работникам, допустившим нарушения в оказании медицинской помощи, применялись штрафные санкции,  предусмотренные административным кодексом:

-несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи;

-нарушение правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, к примеру, необоснованная выдача или отказ в выдаче листа о временной нетрудоспособности;

-занятие медицинской деятельностью лицом, не имеющим сертификата специалиста и (или) лицензии на данный вид деятельности, в том числе народной медициной (целительством);

-оказание на платной основе ГОБМП в организациях здравоохранения, ее оказывающих;

-рекламу медицинскими работниками лекарственных средств на рабочем  месте, лоббирование ими интересов отдельных фармацевтических компаний;

-распространение рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии или разрешения на его рекламу;

-предоставления субъектами здравоохранения заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской деятельностью;

-представление экспертами (в том числе независимыми экспертами) заведомо ложных сведений при проведении экспертизы медицинской деятельности;

-нарушения администраторами бюджетных программ правил возмещения затрат по оказанию ГОБМП.

Трехлетний анализ (2004-2007гг.) деятельности комитета по контролю за качеством медицинских услуг,   показал наличие проблем, мешающих обеспечению проведения  объективной экспертизы: - Устаревшие, без доказательной базы, противоречащие друг другу нормативные акты.

- Отсутствие стандартов.

- Презумпция виновности и поиск «дефектов» при проверках.

- Неясные критерии работы ЛПУ.

-Зависимость от мнения отдельных экспертов.

В целях реального обеспечения качества медицинских услуг,  возникла потребность стандартизации в медицинской деятельности  и создания системы независимой медицинской экспертизы.

Объектами  стандартизации в медицинской деятельности стали:

-стандартизация ресурсного обеспечения (стандарты оснащения, кадровые и пр.)----стандартизация технологических процессов медицинской деятельности (стандарты оказания медицинских услуг, протоколы диагностики и лечения заболеваний );

-стандартизация результатов деятельности (целевые индикаторы качества)

 

В 4 квартале 2007 г.  завершена  доработка и утверждены  все  протоколы диагностики и лечения для амбулаторно-поликлинической помощи и  стационара (Приказ МЗ РК № 764 от 12.12.2007).

2007-2008 годы: совершенствовалась  нормативно- правовая база по вопросам осуществления независимой экспертизы. Проведена процедура аккредитации независимых экспертов. Начато формирование банка данных независимых экспертов. Разработаны стандарты аккредитации. Проведено обучение и переподготовка специалистов, осуществляющих аккредитацию.

2010г.-2011гг. планируется передача ассоциациям независимых экспертов отдельных реализационных функций государственного органа: оценки профессиональной компетентности медицинских кадров, присвоения квалификационных категорий, аккредитации субъектов.

Современная модель управления качеством медицинской помощи в Казахстане выглядит  следующим образом ( табл. 1)

                                                                                                                                   Таблица 1

 

ВЫВОДЫ:

1.Повышение качества медицинской помощи путем создания систем управления качеством медицинской помощи – одно из приоритетных направлений развития системы  здравоохранения в Казахстане.

2. Цель системы управления качеством: максимально снизить субъективность при экспертизе т.е. разработка методов экспертизы и внедрение стандартов качества.

3. Выполнение стандартов, т.е. применение лучших медицинских технологий с наиболее доказанной клинической эффективностью и безопасностью - основа обеспечения качества медицинской помощи

 

Литература:

  1. Нормативно Правовая База,  регламентирующая экспертную деятельность в здравоохранении Республики Казахстан:
    1. - Закон о лицензировании
    2. - Закон о системе здравоохранения
    3. - Закон об охране здоровья граждан
    4. - Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения
    5. - Кодекс РК об административных правонарушениях
    6. -Государственные программы по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения
  2. Лекционный материал Профессора Оспановой  К.Б: «Основные направления реформы отрасли здравоохранения. Проблемы и перспективы развития в Республике Казахстан», «Система государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг в Республике Казахстан».

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle