Библиографическое описание:

Арошидзе П. Л., Катамадзе Д. Ш. Пути регулирования внешней торговли Грузии // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 145-148.

Постоянное усовершенствование механизма экспорт-импорта должно представлять собой одно из основных направлений политики внешней торговли Грузии. Оно, в свою очередь, должно обеспечить пополнение валютных доходов, расширение отечественного производства, повышение занятости, развитие конкурентности и рациональную реструктуризацию экономики. Все это в совокупности должно способствовать ускорению процесса интеграции нашей страны в мировую экономику. На современном этапе весьма актуальным является вопрос оптимального интегрирования национальной экономики во всемирное хозяйство, что требует комплексного изучения существующих в стране совместных требований и предпринимательских возможностей. Переход на открытую экономику требует формирования такой отраслевой структуры экономики Грузии, которая максимально задействует производственные возможности нашей страны, и в тоже время будет соответсвовать современным мировым требованиям.

Всемирная торговая организация,  для ее странов-членов, представляет собой, единый механизм урегулирования отношений с остальным миром. На сегодняшний день на страны-члены данной организации приходится более 90%-ов от всей мировой торговли. Грузия является членом Всемирной торговой организации. Членство в этой организации наша страна должна использовать для приведения в закономерность процесса интеграции отечественной экономики в остальную мировую экономику.  Вступление в ВТО, помогло Грузии  избежать опасности  торговой дискриминации со стороны конкурентов. В отношении к странам-членам данной организации, наша страна, в тоже время, автоматически получила такие прогрессивные торговые преимущества, каковыми являются режим свободной преференции и преимущественного содействия, эффективное использование которых смогло бы сыграть значительную роль в развитии внешней торговли Грузии.  К сожалению, ряд преимуществ, которые получила наша страна вступлением во Всемирную торговую организаю, не были использованы ею в полной мере. [1.14]

На проблемы, существующие во внешней торговле Грузии указывает хотя бы то обстоятельство, что баланс внешней торговли нашей страны терпит хронический дефицит, и он вновь характеризуется тенденцией роста. В частности, с 2005 года до 2008 года, в торговом балансе Грузии прослеживалась тенденция роста (см. таб. №1.). Соответственно, в это время, в 2008 году внешний торговый оборот достиг своего максимального значения и составил 7,8 млрд.  долларов США. В том числе регистрированный экспорт товара (в ценах FOB) составил 1,5 млрд. долларов, а импорт ( в ценах CIF) – 6,3 млрд. долларов США. Дефицит торгового бананса нынешнего года составил 4,8 млрд. долларов США.

В 2009 году внешний торговый оборот Грузии в сравнении с предыдущим годом, был снижен на 2,3 млрд. долларов и составил 5, 513 млрд. долларов США. Среди них экспорт составил 1,13 млрд. долларов, а импорт 4,38 млрд. долларов. Дефицит торгового баланса в нынышнем году составил – 3,25 млрд. долларов США. Сокращение товарооборота в 2009 году по сравнению с 2008 годом было обусловлено снижением платежеспособности среди населения нашей страны, которое, в свою очередь, возникло в результате военных действий между Россией и Грузией в августе 2008 года, и Всемирного финансового кризиса, и соответственно, резким снижением темпов ипорта в сравнении с экспортом.

Таблица № 1. Динамика внешнеторговых и инвестиционных процессов в Грузии в 2004-2009 годах (в млрд. долларах США)

годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

внешнеторовый оборот

--

3355,4

4613,9

6447,3

7800,6

5513,3

экспорт товара  (FOB)

--

865,5

936,2

1232,4

1496,1

1135

импорт товара  (CIF)

--

2490,03

3677,7

5214,9

6304,6

4378,3

внешнеторговое сальдо

--

-1624,5

- 2741,5

- 3982

- 4808

- 3243,4

чисто иностранные инвестиции в Грузии

499,1

449,8

1190,4

2014,8

1564

I – III кв.

505,2

источник : www. statistics ge. (Внешняя торговля, иностранные инвестиции, Тбилиси, 2010 г. ).

Как показывает анализ сложившейся ситуации в сфере внешней торговли Грузии, в 2005-2009 годах, нарастающий дефицит внешнеторгового баланса нашей страны был вызван как недостаточным использованием экспортного потенциала, так и высоким уровнем склонности местных потребителей к импортируемой продукции.  Снижение платежеспособности потребителей сразу же отразилось на сокращении импорта. Здесь же следует отметить, что аналогоичную  картину дает и сложившаяся ситуация в товарной структуре внешней торговли нашей страны. В товарной структуре экспортируемей продукции в основном преобладает удельная доля феросплавов, черного и цветного металла, лесоматериала, минеральных вод,  азотных удобрений, необработанного золота, цемента, алкогольных напитков, винограда, натурального вина, ореха, цитруса и другого природно- промышленного сырья ( которая занимает  80%-ов т общего экспорта Грузии), а в товарной структуре импорта в основном преобладает удельная доля автомобилей, нефти и нефтепродуктов, сахара, муки, пшена и другого вида готовой промышленной или пищевой  продукции, что указывает на низкую конкурентоспособность отечественной продукции.  [2.23]

На неразвитость внешнеторгового товарооборота Грузии указывает и динамика иностранных инвестиций, привлеченных в страну в 2004-2008 годах. В отличие от товароооборота, прямой приток иностранных инвестиций достиг своей минимальной отметики в 2005 году, и он составил 450 млн. долларов США, а максимальной отметки достиг в 2007 году, и составил соответственно, 2 млрд. долларов США.  В 2008 году этот показатель был сокращен и приравнен к 1, 56 млрд. долларам США. Как свидетельствует приведенный анализ, августовские события, в сравнении с товарооборотом, более быстро сказались на процессе инвестирования. Как местные, так и иностранные инвесторы не только прекратили новые капиталовложения, но и начали панически  изымать ранее вложенные в экономику  Грузии  инвестиции и их вывоз за ребеж.  Этот процесс сразу же нашел отражение в препятствии экпорта. Несмотря на то, что до 2009 года, по сравнению с предыдущими годами, объем экспорта (в абсолютных показателях) увеличился, его удельная доля в суммарном торговом балансе характеризуется нисходящей тенденцией.  В частности, в 2005 году он составил  26%, в 2006 - 26,2 %, в 2007 году- 19,1%, в 2008 году – 19,8 %, а в 2009 году -21 %. [5] Естественно, на этом фоне резко снизился коэфициент погашения импорта экспортом, увеличилась удельная доля импорта и соответственно, возрос показатель отрицательного торгового сальдо. На невыход на конкурентые рынки и низкий уровень диверсификации экспортного рынка указывает и то обстоятельство, что на три крупных парнтера (Турцию, Азербайджан и Украины) приходится 40 %  общего экспорта.

В 2009 году Грузия имела отрицательный торговый баланс с более 100 странами, а положительный торговый баланс имела с 21 страной, в размере  230 млн долларов США.  Торговый товарооборот менее дифференцирован по отдельным странам и регионам. Все больше увеличивается объем внешней торговли и удельная доля Грузии со странами Евросоюза, по сравнению с торговлей других стран. Подобно с осуществленной торговлей в отношении со странами СНГ, и в торговле между странами Евросоюза Грузия имеет торговый дефицит. На низкий уровень диверсификации внешней торговли Грузии указывает и то обстоятельство, что доля 10 крупных торговых стран-партнеров в общей внешней торговле Грузии составляет 67 %. Среди торговых партнеров Грузии первое место занимает Турция, это обусловлено тем, что с 1-го ноября 2008 года между Грузией и Турцией был оформлен режим свободной торговли, что, в дальнейшем, будет способствовать еще большему расширению торговых связей между этими двумя странами. Из-за введения экономического эмбарго в отношении Грузии, Россия все больше опускается на низкую ступень в первой десятке торговых партнеров.

 Более половины нефтепродуктов, импортируемых в Грузию, поступают тз Турции и Азербайджана. Ввиду снижения мировой цены на нефть, резко увеличился ипорт нефтепродуктов и легковых автомашин в Грузию. Из-за выработки избыточных гидроэлектроресурсов, в последние годы происходит их сезонный экспорт за рубеж. В последнее время в общем объеме экспорта значительно сократилась удельная доля сельскохозяйственной продукции.  Несмотря на то, что в последнее время намечается расширение географии внешней торговли Грузии и товарооборота, по-прежнему неусовершенствованы вопросы правового регулирования внешней торговли и максимального использования преимуществ, присвоенных существующими торговыми режимами.

До углубления конфронтации с Россией, после установления свободного торгового режима со странами-партнерами в рамках СНГ, грузооборот с такими странами как Украина, Азербайджан, Армения, Туркмения и Казахстан увеличился вдвое и более раз. В том числе экспорт увеличился втрое. На сегодняшний день на эти страны приходится 45 % от  общего экспорта и 40% от общего товарооборота.  Аналогичные результаты дало введение режима свободной торговли с Турцией.

Несмотря на это, во внешней торговле нашей страны пока еще  много неиспользованных резервов. Среди них торговля по режиму преимущественного содействия и преференции. Режим преимущественной торговли усилит экспортный потенциал Грузии, поскольку будут сокращены таможенные тарифы, и с большей гибкостью будут использованы такие нетарифные барьеры, каковыми являются импортируемые квоты. 

Являясь члеом Всемирной торговой организации, тем самым, Грузия защищена от недобросовестной конкуренции, фальсификации и других неоправданных ограничений. Также важно право пользования льготным режимом, предусмотренным генерализованной системой преференций, которая была разработана Конференцией торговли и развития ООН.

Основная суть генерализованной системы преференций заключается в оказании помощи странам-членам ООН в развитии экспорта. С этой целью, на основаниии GSP+ преимущества, развивающимся странам предоставляется возможность вывезти и утвердить свою продукцию на рынки развитых стран, имеющих высокую платежеспособность. Подобные преимущества для Грузии установили Евросоюз, США, Канада, Япония, Швейцария, Швеция, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия (всего 30 стран). Преференции, введенные Евросоюзом, предусмотрены для стран с неустойчивой экономикой ( и в том числе для Грузии), которые нуждаются в особой поддержке для развития. Благодаря этой поддержке, на рынок Евросоюза, без таможенных пошлин были допущены различные виды продукции из Грузии, главное, чтобы они удовлетворяли все требования, предъявленные к качеству продукции. В течение последних лет анализ внешней торговли Грузии с Евросоюзом подтверждает, что данные льготы увеличили в несколько раз экспорт отечественного производства на рынки стран, интегрирующих в этой структуре. За счет данных преиумществ, на рынках Евросоюза утвердилась такая продукция из Грузии как орех, азот, изотопы, ферросплавы, моногидрат марганца, фруктовые концентраты, силикомарганец, безалкогольные напитки, мед и др. Применение режима преференции дало возможность предпринимателям расширить географию торгово-партнерских стран и позволило в значительной степени  увеличить объем экспорота. Несмотря на это, ситуация, сложившаяся с точки зрения использования системы преференции, присвоенной Евросоюзом нашей стране, пока еще, неудовлетворительная. К примеру, из 27 стран ЕС, только в 10 из них поступает по этому режиму экспортируемая продукция. Большинство из них приходится на Италию, Германию, Грецию, Литву, Латвию, Эстонию, Францию и Испанию. [4.85]

Однако, в данной сфере еще следует освоить большой потенциал. К примеру, в этом направлении пока еще вообще не использован существующий потенциал в Канаде, Швейцарии, Финляндии, Люксембурге, Португалии, Дании и Польше. Однако, только GSP+ преимущества недостаточны для утверждения реализации отечественной продукции на рынках стран- торговых партнеров. Одновременно необходимо резко повысить качество нашей продукции до уровня международных стандартов. В противном случае  преференции будут, а результаты-нет. К примеру, действительно, Швейцария устанавливает GSP + преимущества в отношении всех бенефициаров, однако весьма безжалостна к качеству продукции. Также поступают все другие развитые страны. Соответственно, низкое качество отечественной продукции и есть одна из главных причин неутверждения продукции на зарубежных рынках. 

Таким образом, в целях повышения качества отечественной продукции и искоренения проблем, существующих в сфере регулирования внешней торговли Грузии, считаем необходимым проведение следующих мероприятий:

1.  Должен быть задействован принудительный механизм по повышению внимания предпринмателей в отношении повышения качества, должна быть объявлена бескомпромиссная борьба против фальсификации и некачественной продукции, приоритет должен быть отведен производству экологически чистой продукции, которая пользуется повышенным спросом на платежеспособных рынках развитых стран. 

2. Должна быть усилена государственная поддержка в процессе вывоза и утверждения отечественной продукции на внешнем рынке, в максимальном и эффективном использовании преференций, установленных в рамках торговых режимов.

3. Для дальнейшего роста экспорта товара, услуг и продукции интеллектуальной собственности необходимо изучить и освоить современные технологии международной торговли.

 

Литература:

  1. Р. Беридзе. Современные условия и метаморфозы развития бизнеса. Журн. «Бизнес и менеджмент». Изд. «ШРСУ», Батуми, 2009 г. стр. 63
  2. А. Гришикашвили. Грузия в глобальном мире Тб. 2010 г. стр. 111.
  3. Г. Эркомаишвили. Современное состояние бизнеса в Грузии. Журн. «Экономика и бизнес № 3», Издательство «ТГУ», Тбилиси 2009 г. стр. 99.
  4. Л. Хихадзе. Современное состояние внешней торговли Грузии и возможности использования торговых режимов. Журн.  «Всемирный финансовый кризис и Грузия». Изд. «Универсал», Тбилиси 2009 г. стр. 85.
  5. www. statistics ge. (sagareo vaWroba, ucxouri investiciebi. Tb. 2010 w.saqstati.ge

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle