Библиографическое описание:

Панков С. В. Вопросы стратегии развития сельских поселений // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 140-142.

Современный потенциал сельских поселений характеризуется весьма сложной структурой, развитие которой предполагает эффективное и разностороннее использование целого ряда их уникальных сторон. Это, прежде всего, потенциал производственных структур, среди которых основной удельный вес приходится на агропромышленные, а внутри них — на сельскохозяйственные подразделения. Потенциал сельской социальной инфраструктуры также обладает рядом особенностей, обогащающих совокупный потенциал общества, основанных на использовании фактора живой природы, относительной рассредоточенности населения. То же самое относится и к сельскому поселенческому потенциалу. Наконец, природоресурсные возможности в сельской местности являются главным источником поддержания экологического равновесия. Поэтому значение сельского потенциала в целом и его отдельных структурно-функциональных форм следует оценивать исходя не только из объемных показателей, но и с учетом роли и функции каждого элемента потенциала в обществе.

Территориальное развитие на уровне области обычно закладывается в концепции и планы территориального планирования. Однако современная быстро меняющаяся ситуация и отсутствие законодательства о земле не позволяют осуществлять надежный контроль за территориальным, во многом стихийным развитием поселений. В этой связи с целью улучшения взаимодействия между программой и планом развития поселения, как и планами использования земель, стоит вопрос согласования таких схем не только между проектировщиками и управленцами, но и с жителями поселений и заинтересованными общественными и частными организациями. Такой согласовательный процесс позволяет снять множество противоречий и конфликтов, которые неизбежно возникают в процессе решения земельных вопросов, и наладить общественный контроль над результативностью таких действий.

В регионах, как отмечалось, существуют программы территориального планирования, в которых разработаны общие положения развития областей, включая сельскую местность. Например, в Тамбовской области комплексное развитие сельских территорий предусматривает реализацию шести пилотных проектов на территориях муниципальных районов, включающих две части. Первая, собственно экономическая часть, заключается в том, что область выбрала своей специализацией модернизацию и создание новых перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции. Причем переработка сельскохозяйственной продукции будет вестись по самым новейшим технологиям. Вторая часть состоит в реализации эффективной социальной политики с особым вниманием к трудовым ресурсам. С одной стороны, реализуется политика санирования сельских территорий, с другой – Тамбовская область принимает самое активное участие в федеральных программах по привлечению соотечественников из-за рубежа. В частности, ставка делается на приезд из Грузии двухсот семей общины духоборов. Все они, как предполагается, будут интегрироваться в социум и создавать пласт трудовых ресурсов.

Существующие планы социально-экономического развития регионов, кроме государственных и отраслевых программ, должны включать адресные программы развития сельской местности. Например, специфика ситуации в каждом из более чем полутора тысяч населенных пунктов Тамбовской области (как и в других регионах) не может быть учтена на региональном, тем более федеральном уровне. Поэтому такие программы должны носить рамочный характер, а их реализация должна основываться в значительной части своих направлений на конкурсах и грантах, поскольку осуществление нестандартных проектов требует особых качеств от их исполнителей.

В этой связи нами предлагается алгоритм функционирования системно-модульной программы, направленной на реализацию комплексного развития сельских поселений и вмещающих их территориальных структур разного ранга (Рис. 1). Указанная программа представлена в виде схемы, состоящей из модулей (блоков) и комплекса связей, присущих системе в целом. Необходимо отметить, что схематическое отображение является лишь обобщенной (элементарной) моделью программы и призвано охватить только основные её элементы.

В общем виде программа предусматривает в равной степени требования к разработке всего пакета необходимой документации, включая архитектурно-градостроительные документы, планирование социально-экономического развития, проекты территориального развития, экологические программы и прочее по отношению к конкретным территориям. Создаются модельные прототипы координационно-управленческой структуры, организационно-структурных подразделений и службы информационно-аналитического обеспечения с единой базой данных. Разрабатываются необходимые модели процессов и алгоритмы действий, позволяющие оперативно и с минимальными погрешностями готовить все обязательные разрешительные, справочные, сопроводительные и отчетные документы.

По своей структуре системно-модульная программа представляет совокупность взаимоувязанных и соподчиненных автоматизированных технологий создания и введения информационных ресурсов о всех аспектах региональной деятельности в интегрированную базу данных с выработкой оперативных решений и необходимых рекомендаций на каждом из этапов намечаемой или текущей деятельности.

 

Рис. 1 - Обобщенная схема системно-модульной программы

 

Таким образом, основные параметры системно-модульной программы направлены на:

- формирование единого социально-экономического и селитебного пространства региона в целом, отдельных территорий и населенных пунктов (городских и сельских);

- устранение излишних административных барьеров при оформлении исходно-разрешительной документации на этапах проектирования, реконструкции и реализации;

- создание компьютеризированной информационно-аналитической системы обеспечения всех видов деятельности на территориях муниципальных образований в качестве инструмента управления;

- участие населения и тем самым обеспечение публичности исходящей документации на основе механизма правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений;

-  всесторонний учет состояния и использования территорий, документации на все виды деятельности, планы и программы социально-экономического и инвестиционного развития;

- повышение согласованности между организационно-структурными подразделениями (земельными, градостроительными, имущественными и др.) за счет единого координационно-управленческого центра.

Решение этих вопросов должно устранить или, по крайней мере, свести к минимуму резкие контрасты в социально-экономическом развитии территорий и поселений страны. Концепция построения данной программы (или подобной) должна базироваться на учете опыта прошлого, с устранением существующих и доставшихся «по наследству» нерешенных проблем, среди которых основными являются:

- расхождение прогнозов с реальными изменениями в распределении населения по территории, в количестве и типах населённых пунктов, в пространственной организации хозяйства, инфраструктуры;

- оказалась не эффективной выборочная оптимизация поселений на основе ограничения роста крупных городов и укрупнения сёл, ликвидация «неперспективных» поселений;

- не оправдала себя концепция совершенствования расселения на основе достижения «оптимальных параметров» группового расселения;

- сохраняется фактор случайности и кризисные проявления в развитии сети сельских населенных пунктов;

- непредвиденные последствия непродуманного управления;

- отсутствие общероссийской стратегии совершенствования поселенческой сети;

- не соответствие целей, методов и средств огромным затратам (финансовым, ресурсным, людским) на реализацию различных проектов.

Отметим, что к созданию системно-модульной программы подталкивает прогресс науки, обнаружение родства законов организации, функционирования и эволюции социально-экономических, ландшафтных и других сложных систем. Преодоление резких границ между науками, изучающими эти системы, также стимулирует дальнейшие исследования сельских селитебных комплексов и сельской местности в целом, т.к. «понятие о сель­ской местности шире понятия о сельском расселении или сельском хозяйстве и охватывает все сопряженные сферы хозяйственно-природных образований, формирующихся вне территории городов», что «привело исследователей к расширению предмета изуче­ния, к включению в орбиту познания всех сторон сельской местности» [1].

В связи с системностью, проблемы территориальной организации сельских поселений и развитие социально-экономического потенциала села целесообразно совершенствовать в контексте решения проблем в общероссийском масштабе с учётом  опыта соседей и общемировых тенденций.

Следовательно, совершенствование сельского поселенческого потенциала должно основываться не на ограничении развития малых поселений, не на свертывании тех или иных типов поселений из-за «неэкономичности» их размеров, а на использовании таких форм улучшения условий труда и жизни, которые соответствуют особенностям каждого типа поселений, на определении функций каждого поселения в их системе, на усилении и рациональной организации межселенных связей, устраняющих обособленность и оторванность поселений друг от друга, на создании предпосылок для выравнивания социальных условий жизни в поселениях разных размеров и типов. Тем более что даже городские поселения резко различаются по размерам, а, следовательно, и по потенциалу каждого отдельного поселения. Объективная необходимость иметь и в городе, и на селе поселения, разные по функциям, величине, структуре, свидетельствует о том, что выравнивание качества условий жизни и социальной среды в них может быть достигнуто только на базе углубления совокупности межселенных связей, превращения потенциала каждого поселения в органическую часть общего поселенческого потенциала.

 

Библиографический список

1.      Алексеев А.И. Многоликая деревня: (население и территория). - М.: Мысль, 1990. - 268 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle