Библиографическое описание:

Панков С. В. Вопросы стратегии развития сельских поселений // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 140-142.

Современный потенциал сельских поселений характеризуется весьма сложной структурой, развитие которой предполагает эффективное и разностороннее использование целого ряда их уникальных сторон. Это, прежде всего, потенциал производственных структур, среди которых основной удельный вес приходится на агропромышленные, а внутри них — на сельскохозяйственные подразделения. Потенциал сельской социальной инфраструктуры также обладает рядом особенностей, обогащающих совокупный потенциал общества, основанных на использовании фактора живой природы, относительной рассредоточенности населения. То же самое относится и к сельскому поселенческому потенциалу. Наконец, природоресурсные возможности в сельской местности являются главным источником поддержания экологического равновесия. Поэтому значение сельского потенциала в целом и его отдельных структурно-функциональных форм следует оценивать исходя не только из объемных показателей, но и с учетом роли и функции каждого элемента потенциала в обществе.

Территориальное развитие на уровне области обычно закладывается в концепции и планы территориального планирования. Однако современная быстро меняющаяся ситуация и отсутствие законодательства о земле не позволяют осуществлять надежный контроль за территориальным, во многом стихийным развитием поселений. В этой связи с целью улучшения взаимодействия между программой и планом развития поселения, как и планами использования земель, стоит вопрос согласования таких схем не только между проектировщиками и управленцами, но и с жителями поселений и заинтересованными общественными и частными организациями. Такой согласовательный процесс позволяет снять множество противоречий и конфликтов, которые неизбежно возникают в процессе решения земельных вопросов, и наладить общественный контроль над результативностью таких действий.

В регионах, как отмечалось, существуют программы территориального планирования, в которых разработаны общие положения развития областей, включая сельскую местность. Например, в Тамбовской области комплексное развитие сельских территорий предусматривает реализацию шести пилотных проектов на территориях муниципальных районов, включающих две части. Первая, собственно экономическая часть, заключается в том, что область выбрала своей специализацией модернизацию и создание новых перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции. Причем переработка сельскохозяйственной продукции будет вестись по самым новейшим технологиям. Вторая часть состоит в реализации эффективной социальной политики с особым вниманием к трудовым ресурсам. С одной стороны, реализуется политика санирования сельских территорий, с другой – Тамбовская область принимает самое активное участие в федеральных программах по привлечению соотечественников из-за рубежа. В частности, ставка делается на приезд из Грузии двухсот семей общины духоборов. Все они, как предполагается, будут интегрироваться в социум и создавать пласт трудовых ресурсов.

Существующие планы социально-экономического развития регионов, кроме государственных и отраслевых программ, должны включать адресные программы развития сельской местности. Например, специфика ситуации в каждом из более чем полутора тысяч населенных пунктов Тамбовской области (как и в других регионах) не может быть учтена на региональном, тем более федеральном уровне. Поэтому такие программы должны носить рамочный характер, а их реализация должна основываться в значительной части своих направлений на конкурсах и грантах, поскольку осуществление нестандартных проектов требует особых качеств от их исполнителей.

В этой связи нами предлагается алгоритм функционирования системно-модульной программы, направленной на реализацию комплексного развития сельских поселений и вмещающих их территориальных структур разного ранга (Рис. 1). Указанная программа представлена в виде схемы, состоящей из модулей (блоков) и комплекса связей, присущих системе в целом. Необходимо отметить, что схематическое отображение является лишь обобщенной (элементарной) моделью программы и призвано охватить только основные её элементы.

В общем виде программа предусматривает в равной степени требования к разработке всего пакета необходимой документации, включая архитектурно-градостроительные документы, планирование социально-экономического развития, проекты территориального развития, экологические программы и прочее по отношению к конкретным территориям. Создаются модельные прототипы координационно-управленческой структуры, организационно-структурных подразделений и службы информационно-аналитического обеспечения с единой базой данных. Разрабатываются необходимые модели процессов и алгоритмы действий, позволяющие оперативно и с минимальными погрешностями готовить все обязательные разрешительные, справочные, сопроводительные и отчетные документы.

По своей структуре системно-модульная программа представляет совокупность взаимоувязанных и соподчиненных автоматизированных технологий создания и введения информационных ресурсов о всех аспектах региональной деятельности в интегрированную базу данных с выработкой оперативных решений и необходимых рекомендаций на каждом из этапов намечаемой или текущей деятельности.

 

Рис. 1 - Обобщенная схема системно-модульной программы

 

Таким образом, основные параметры системно-модульной программы направлены на:

- формирование единого социально-экономического и селитебного пространства региона в целом, отдельных территорий и населенных пунктов (городских и сельских);

- устранение излишних административных барьеров при оформлении исходно-разрешительной документации на этапах проектирования, реконструкции и реализации;

- создание компьютеризированной информационно-аналитической системы обеспечения всех видов деятельности на территориях муниципальных образований в качестве инструмента управления;

- участие населения и тем самым обеспечение публичности исходящей документации на основе механизма правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений;

-  всесторонний учет состояния и использования территорий, документации на все виды деятельности, планы и программы социально-экономического и инвестиционного развития;

- повышение согласованности между организационно-структурными подразделениями (земельными, градостроительными, имущественными и др.) за счет единого координационно-управленческого центра.

Решение этих вопросов должно устранить или, по крайней мере, свести к минимуму резкие контрасты в социально-экономическом развитии территорий и поселений страны. Концепция построения данной программы (или подобной) должна базироваться на учете опыта прошлого, с устранением существующих и доставшихся «по наследству» нерешенных проблем, среди которых основными являются:

- расхождение прогнозов с реальными изменениями в распределении населения по территории, в количестве и типах населённых пунктов, в пространственной организации хозяйства, инфраструктуры;

- оказалась не эффективной выборочная оптимизация поселений на основе ограничения роста крупных городов и укрупнения сёл, ликвидация «неперспективных» поселений;

- не оправдала себя концепция совершенствования расселения на основе достижения «оптимальных параметров» группового расселения;

- сохраняется фактор случайности и кризисные проявления в развитии сети сельских населенных пунктов;

- непредвиденные последствия непродуманного управления;

- отсутствие общероссийской стратегии совершенствования поселенческой сети;

- не соответствие целей, методов и средств огромным затратам (финансовым, ресурсным, людским) на реализацию различных проектов.

Отметим, что к созданию системно-модульной программы подталкивает прогресс науки, обнаружение родства законов организации, функционирования и эволюции социально-экономических, ландшафтных и других сложных систем. Преодоление резких границ между науками, изучающими эти системы, также стимулирует дальнейшие исследования сельских селитебных комплексов и сельской местности в целом, т.к. «понятие о сель­ской местности шире понятия о сельском расселении или сельском хозяйстве и охватывает все сопряженные сферы хозяйственно-природных образований, формирующихся вне территории городов», что «привело исследователей к расширению предмета изуче­ния, к включению в орбиту познания всех сторон сельской местности» [1].

В связи с системностью, проблемы территориальной организации сельских поселений и развитие социально-экономического потенциала села целесообразно совершенствовать в контексте решения проблем в общероссийском масштабе с учётом  опыта соседей и общемировых тенденций.

Следовательно, совершенствование сельского поселенческого потенциала должно основываться не на ограничении развития малых поселений, не на свертывании тех или иных типов поселений из-за «неэкономичности» их размеров, а на использовании таких форм улучшения условий труда и жизни, которые соответствуют особенностям каждого типа поселений, на определении функций каждого поселения в их системе, на усилении и рациональной организации межселенных связей, устраняющих обособленность и оторванность поселений друг от друга, на создании предпосылок для выравнивания социальных условий жизни в поселениях разных размеров и типов. Тем более что даже городские поселения резко различаются по размерам, а, следовательно, и по потенциалу каждого отдельного поселения. Объективная необходимость иметь и в городе, и на селе поселения, разные по функциям, величине, структуре, свидетельствует о том, что выравнивание качества условий жизни и социальной среды в них может быть достигнуто только на базе углубления совокупности межселенных связей, превращения потенциала каждого поселения в органическую часть общего поселенческого потенциала.

 

Библиографический список

1.      Алексеев А.И. Многоликая деревня: (население и территория). - М.: Мысль, 1990. - 268 с.

Основные термины: сельских поселений, развития сельских поселений, потенциал сельских поселений, сельской местности, организации сельских поселений, сельских территорий, социально-экономического развития, развития малых поселений, стихийным развитием поселений, сельских селитебных, Тамбовской области, жителями поселений, ликвидация «неперспективных» поселений, оторванность поселений друг, выборочная оптимизация поселений, стратегии развития сельских, типов поселений, развитие сельских территорий, типа поселений, поселений страны

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle