Автор: Анджаева Лариса Робертовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Библиографическое описание:

Анджаева Л. Р. Оценка современного состояния пенсионной системы России // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 143-145.

Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а в дальнейшем ликвидировать кризис пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения следует путем реформирования системы с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы.

До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Проект федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» был принят в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с тех пор не рассматривался. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.

Так, с 1 января 2005 г. отменено финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 год рождения) – одного из наиболее экономически активных слоев населения, после трех лет формирования этих накоплений. Хотя такое радикальное изменение правил в ходе их реализации объяснилось недостаточностью поступлений в Пенсионный фонд РФ для финансирования распределительных пенсий в связи со снижением ставки единого социального налога, прежде всего оно указывает именно на недостаточную проработанность концепции пенсионного реформирования при принятии важнейших нормативно-правовых актов.

Следует констатировать, что имеет место тенденция, которую можно охарактеризовать как фактический возврат к распределительной пенсионной системе. За время существования современной структуры трудовой пенсии ее базовая часть увеличилась многократно, тогда, как страховая часть выросла в среднем лишь на треть. Такой отход от страховых принципов формирования государственной пенсии не может беспокоить российские деловые круги, поскольку базовая часть пенсии финансируется государственным бюджетом в основном за счет налогов их бизнеса.

Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 1 января 2010 года в значительной степени изменят российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, но и всех работодателей.

В первую очередь речь идет о валоризации пенсионных прав наших граждан и установлении неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Эти две меры решают важнейшие социальные задачи по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров – валоризация увеличивает пенсии более чем 35млн. пенсионеров, а установление соцдоплаты к пенсии ликвидирует бедность среди пенсионеров, то есть больше в России нет пенсионеров, чей месячный доход ниже прожиточного минимума. Это крупнейшие по своим объемам пенсионные выплаты в истории России, на которые в 2010 году из федерального бюджета выделено более 530млрд. рублей.

О валоризации в последние месяцы говорилось очень много, но наши пенсионеры продолжают активно интересоваться этим вопросом. Увеличение пенсии за счет валоризации у каждого пенсионера индивидуально. В среднем по России это 1100 рублей.

Так что же такое валоризация? Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, сформированного на 1 января 2002 года. По-другому, на языке социальных работников, можно сказать, что это увеличение пенсионных прав.

Есть правила и принципы проведения валоризации, они зафиксированы в федеральном законе. Вот главные: пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10 процентов прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу было добавлено по 1 проценту, при этом все ограничения по стажу сняты.

Вторая важная тема – это установление социальной доплаты к пенсии: если размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами остается ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе, то такому пенсионеру с января нынешнего года установлена социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, он получит федеральную соцдоплату к пенсии, которую выплачивает Пенсионный фонд РФ. Если в регионе, где живет пенсионер, прожиточный минимум выше федерального, то ему устанавливают региональную соцдоплату, которую выплачивают органы социальной защиты населения. По уточненным данным, доплату уже начали получать около 5,1 миллиона пенсионеров. Из них 2,8 миллиона человек - федеральную доплату, 2,3 миллиона человек - региональную доплату. Законом определено, что такая соцдоплата к пенсии устанавливается только неработающим пенсионерам.

Все расчеты и по валоризации, и по соцдоплатам были сделаны Пенсионным фондом заблаговременно. От пенсионеров не требовали ни специальных заявлений, ни сбора дополнительных справок, об установлении соцдоплаты каждого пенсионера уведомили индивидуально. Работа проведена большая. Самое главное, что удалось уложиться в срок. Более того, не изменился сложившийся порядок, и те пенсионеры, которые по графику получают пенсии в первых числах месяца, и в этот раз получили свои январские пенсии досрочно, в конце декабря 2009 года.

Много вопросов поступает в Пенсионный фонд по поводу дальнейших планов улучшения материального положения пенсионеров. В 2010 году пройдут текущие повышения трудовых и социальных пенсий. Планируется, что уже с 1 апреля 2010 года будут увеличены трудовые пенсии на 6,3 процента. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0 процента и еще на 3,5 процента с 1 июля 2010 года. Еще 1 апреля 2010 года на 10 процентов вырастет размер ежемесячной денежной выплаты.

Важно отметить, что если в 2009 году базовая и страховая части пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то с 1 января 2010 года базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера, и вся страховая часть пенсии будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Поэтому апрельское увеличение будет применяться к размеру всей трудовой пенсии.

В результате всех индексаций к концу нынешнего года средний размер трудовой пенсии составит 8000 рублей, а трудовой пенсии по старости - 8408 рублей. В целом на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует направить средства, равные 10 процентам ВВП страны.

 Еще одно важное нововведение 2010 года касается работодателей: единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов в ПФР.

В течение 2010 года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне: 20 процентов - в ПФР, 2,9 процента - в ФСС России, 3,1 процента - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставки вырастут. Всего работодатели будут отдавать 34 процента от фонда оплаты труда, из них 26 процентов будет направляться в ПФР, 2,9 процента - в ФСС России и 5,1 процента - в ФОМС. Страховые теперь уплачиваются с фонда оплаты труда сотрудника, не превышающего 415 000 рублей в год. По статистике, в таких пределах доход имеют 97 процентов всего работающего населения России. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами облагаться не будет. При этом размер предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, планируется ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.

Кроме того, в настоящее время в пенсионном законодательстве создаются стимулы для более позднего выхода на пенсию.

Так, в будущем пенсия будет дифференцироваться в зависимости от величины страхового стажа. За "точку отсчета" принят норматив Международной организации труда - 30 лет страхового стажа для мужчин и 25 лет для женщин.

За год переработки сверх этого стажа размер фиксированной базовой составляющей страховой части пенсии будет увеличиваться на 6%. За год "недоработки" - уменьшаться на 3%. Расчет с прибавкой по такому принципу можно будет сделать только один раз. Поэтому если человек уже приобрел право на пенсию и имеет необходимый страховой стаж, но продолжает работать, ему будет выгодно на время его работы отложить назначение пенсии. Это правило начнет действовать с 2015 года, чтобы у людей была возможность детально разобраться во всех нюансах. В 2015 году достаточно будет иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в полном размере. С 2016 года к этому нормативу будет ежегодно прибавляться по году, пока он в 2036 году не достигнет 30 лет.

Также для россиян, достигших пенсионного возраста, но не оформляющих пенсию, созданы особые условия участия в программе государственного софинансирования пенсии. За счет правительства их добровольные взносы в фонд будущей пенсии будут увеличены в 5 раз, то есть человек вносит в свою накопительную часть пенсии 12 тысяч рублей в год, а государство добавляет еще 48 тысяч.

Таким образом, средний размер трудовой пенсии в будущем году составит 5 859 рублей (что превысит прожиточный минимум пенсионера на 1725 рублей), в 2010 году — 6 574 рублей (на 2022 рубля) и в 2011 году- 7 449 рублей (на 2460 рублей). При этом прожиточный минимум с 2009 по 2011 год возрастет с 4135 рублей до 4989 рублей.

Так, число получателей базовой трудовой пенсии увеличится более чем на 316 тыс. человек, военных пенсионеров — более чем на 478 тыс. человек и получателей социальной пенсии — на 298 тыс. человек.

С 1 января 2009 г. стартовала Программа государственного софинансирования пенсии – государство будет осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство.

Программа действует в соответствие с Федеральным Законом от 30 апреля 2008г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Чтобы получить право на господдержку формирования пенсионных накоплений в форме софинансирования, гражданин с 1 октября 2008 г. может подать заявление в Пенсионный фонд РФ. Заявление можно подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, либо через трансфер - агента.

Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Ваши дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамках Программы. Вы вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для Вас время.

 

Литература:

1.    Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственных накоплений»».// Пенсия.- 2008.- №5- С.2.

2.    Пенсионная реформа: вопросы и ответы.// Финансы. - 2009. - №7 - С. 70-71.

3.    Доклад главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой от 16 декабря 2009 года.// http://www.pfrf.ru -Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle