Библиографическое описание:

Кутюков Д. В. Особенности банкротства индивидуального предпринимателя // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 68-73.

В рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная и частная.  Гражданское законодательство Российской Федерации допускает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: в качестве индивидуального предпринимателя  (ст. 23 ГК РФ), а также путем создания юридического лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 18 ГК РФ). Курс Правительства РФ на развитие рыночных отношений в стране вовлекает в экономическую жизнь все большее число граждан. Современные индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности. Единоличное предпринимательство является самой простой и распространенной формой, обусловленной прежде всего не только простотой организации и оформления, но и, рядом имеющихся у нее преимуществ, сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Из определения,   данного  в ст. 2 ГК РФ, выделяются основные признаки предпринимательской деятельности: систематичность, самостоятельность, рисковый характер, а также возможность ее осуществления  только лицом, зарегистрированном в установленном порядке. Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. В соответствии с ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанных  с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

Банкротство – от итал. bancarotta, буквально – сломанная скамья, клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал. Исторически складывавшееся отношение к банкротству всегда было  резко отрицательным. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.

В современной России  становление законодательства о банкротстве началось  в  начале 90-х годов прошлого века, т.к. рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать при отсутствии законодательства, защищающего экономический оборот от последствий неэффективной работы его участников, когда  неисполнение принятых на себя обязательств приобретает стойкий, систематический характер. В этом случае возникает необходимость официального признания такого субъекта предпринимательских отношений несостоятельным должником и принятия в отношении него специальных мер.

Банкротство выступает одной из форм ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, банкротство является результатом несостоятельности должника.  Однако не любая несостоятельность может быть квалифицирована как банкротство. Обусловлено это тем, что несостоятельность возникает при неудовлетворительной структуре баланса, когда пассив превышает актив и создается ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии отвечать по своим обязательствам.

Зарубежное законодательство использует термин «несостоятельность», поскольку существует точка зрения, что банкротство – это уголовно – правовая сторона несостоятельности. В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства по делу считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом. Современное российское законодательство не дифференцирует понятия «несостоятельность» и «банкротство», они используются как синонимы, но в российском дореволюционном праве существовала иная точка зрения по данному вопросу. Считалось,  что банкротством является неосторожное или умышленное причинение ущерба кредиторам несостоятельным должником,  посредством уменьшения или сокрытия имущества.

Основы законодательной деятельности в Российской Федерации закреплены Конституцией. К числу законов, регулирующих отношения связанные с несостоятельностью (банкротством), в первую очередь следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит нормы, непосредственно регулирующие банкротство индивидуального предпринимателя, а также нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве). Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации также относится к правовым актам, регулирующим отношения, связанные с несостоятельностью. Согласно ст. 33 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным кодексом, с учетом особенностей, установленных специальным законодательством о банкротстве. Основополагающим специальным актом, осуществляющим в настоящее время правовое регулирование в данной сфере, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 25 ГК РФ посвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным  (банкротом),  п. 1 указанной  статьи  гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда.   С момента   вынесения   такого  решения утрачивает силу его регистрация  в качестве  индивидуального   предпринимателя», из этого следует,  что     основанием    для      признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как исключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности. Однако  вопрос о том насколько неплатежеспособен должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом, ГК раскрывает не полностью. Ответ на этот вопрос дает Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со ст. 2 Закона несостоятельность (банкротство) есть признанная исключительно арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Критерий определения   несостоятельности  в  Законе 2002 г. не  изменился. В отношении индивидуальных предпринимателей, также как и юридических лиц, действует   принцип  неплатежеспособности,  т.е.  невозможности удовлетворить требования кредиторов и произвести обязательные платежи; применительно к гражданам используется принцип неоплатности: рассматривается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества. Учитывая рисковый характер предпринимательской деятельности, возможность применения к предпринимателям правил о юридических лицах, а также повышенную ответственность по обязательствам, применение критерия неплатежеспособности при банкротстве, вопрос о структуре баланса индивидуального предпринимателя принципиального значения не имеет, т. е. соотношение его активов и пассивов не выясняется и во внимание не принимается, не имеет значения, превышает стоимость его имущества размер обязательств или нет.

В ст. 3 Закона о банкротстве  определены признаки банкротства, в соответствии с которыми  индивидуальный предприниматель считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения, где денежное обязательство представляет собой  разновидность гражданско – правового обязательства, предметной особенностью которого является уплата должником кредитору денежной суммы. В данном случае Закон не ограничивается лишь гражданско – правовым обязательством должника: при определении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично – правовая обязанность данного лица, т. е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет  и  внебюджетные фонды, именуемых обязательными  платежами. 

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов и иных финансовых санкций. При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом  состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент  подачи заявления. Действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Если должник, по каким – либо причинам оспаривает требования кредиторов, данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В данном случае обоснованность требований, размер денежных обязательств и обязательных платежей определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству [1, 232-233].

Банкротство – комплексный правовой институт, включающий как нормы материального, так и процессуального права. Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями,  установленными Законом о банкротстве [2, 328].

Следует различать признаки банкротства и необходимые условия для обращения в арбитражный  суд с заявлением о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается  размер денежных обязательств, а также  размер обязательных платежей без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Первым признаком для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Состав и размер денежных платежей определяется на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.  В качестве второго требования выступает сумма задолженности кредиторам, в совокупности составляющая  не менее 10 тыс. руб.  Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги вследствие причинения вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве.

Из этого однако не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта предпринимательской  деятельности банкротом. Обусловлено это тем, что указанный минимум,  прежде всего, может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но также за счет совокупного требования кредиторов, размер требования каждого из которых существенно меньше установленной законом нормы. Кроме того, ограничение минимального размера требований касается только требования кредитора – заявителя, необходимого для инициации процедуры банкротства, тогда как после начала ее осуществления механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера [1, 230-231].

Закон в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности (банкротстве). В результате, права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований. Обращает на себя внимание проблема, связанная с ответом на вопрос о том, какой именно размер задолженности является признаком инициирования банкротства индивидуального предпринимателя. Причина этой проблемы в том, что Закон о банкротстве не дает прямого ответа на данный вопрос, вследствие чего возможна аргументация двух точек зрения по данной проблеме. Рассматривая содержание первой позиции, можно сказать, что размер задолженности, достаточной для возбуждения производства по делу о банкротстве, равен десяти тысячам рублей. Этот вывод основан на том, что данный размер задолженности   установлен    п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве,  а нормы  § 2 гл. Х  Закона о банкротстве этот размер не изменяют. В рамках другой позиции размер задолженности  равен  ста   тысячам рублей.   Этот   вывод  основан  на  том,  что  п. 3 ст. 23 ГК РФ устанавливает правило о применении к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, норм ГК РФ, регламентирующих деятельность юридических лиц. Поскольку § 2 гл. Х Закона о банкротстве не устанавливает иное, то на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ необходимо применять к индивидуальным предпринимателям нормы о размере задолженности, установленной для юридических лиц, т.е. сто тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»   для принятия судом заявления о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя достаточным является   наличие  двух условий в совокупности:  срок задолженности, равный трем месяцам и размер задолженности не менее десяти тысяч. При отсутствии этих требований механизм защиты прав кредиторов не действует.

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом связана с наличием у него задолженности по обязательствам, возникшим при осуществлении им предпринимательской деятельности. Задолженность перед физическими лицами,  образовавшаяся   в  результате  деятельности   предпринимателя как физического лица, не является основанием для определения признаков его несостоятельности как предпринимателя. Если суд установит, что задолженность предпринимателя возникла в связи с его деятельностью как физического лица, то это станет основанием для принятия арбитражным судом решения именно об отказе в признании должника банкротом, а не для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью  данного  спора  арбитражному суду  по  п. 1  ч. 1  ст. 33 АПК РФ. 

 Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим индивидуальным предпринимателем -  должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона); кредитором (если требование связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности); уполномоченными органами (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.).      При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию. Процедура банкротства предпринимателя без образования юридического лица обладает рядом особенностей, которые связанны с особым статусом индивидуального предпринимателя, отличающемся  как от статуса юридического лица, так и от статуса физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.  К процедурам банкротства индивидуальных предпринимателей применяются правила, регулирующие банкротство организаций, установленные гл.  I – VIII Федерального закона, если иное не предусмотрено специальными положениями закона о банкротстве граждан. Правила, предусмотренные § 1 гл. Х закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя с учетом особенностей, предусмотренных § 2 данной главы. В соответствии со статьей 27 Закона о банкротстве, в отношении индивидуальных предпринимателей могут быть применены такие процедуры банкротства, как конкурсное производство и мировое соглашение. Каждая из процедур имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Согласно данному Закону, при банкротстве индивидуальных предпринимателей не  применяются процедуры наблюдения; финансового оздоровления; внешнего управления, а также досудебная санация (ст.27 Закона о банкротстве).

Наблюдение представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, выявления кредиторов должника,  составления реестра требований кредиторов (п. 1 ст. 62). Основная ее цель - установить действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение данной процедуры позволяет определить финансовое состояние должника и сохранить его имущество. Данная процедура является дополнительной и выносится за рамки процедуры банкротства как таковой. Действующим Законом о банкротстве предоставлена  возможность применения по отношению к должнику мер предупреждающих  банкротство.   Данные   меры,  называемые восстановительными процедурами, к которым относится  и досудебная санация, направлены на предотвращение банкротства.

Так же как и наблюдение, досудебная санация, по сути, не является процедурой банкротства т.к. применяется к должнику, который арбитражным судом банкротом еще не признан, и представляет собой оказание финансовой помощи должнику в размере, необходимом для погашения задолженности. Данная процедура применяется, в соответствии со ст. 30 Закона о банкротстве, до  момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредитора или иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника [1, 246]. Целью досудебной санации является повышение платежеспособности должника и обеспечение его экономическими ресурсами, т.е. досудебная санация по своей сути является финансовой помощью должнику в размере необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашение о предоставлении финансовой помощи может предусматривать принятие на себя должником определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Мероприятия в рамках досудебной санации могут быть как экономическими (например, перепрофилирование производства), так и юридическими (получение кредита, прекращении обязательств иным способом и др.).  

При анализе гл. Х Закона  возникает вопрос, почему для индивидуальных предпринимателей законодатель не включил в общий список процедуру наблюдения и досудебную санацию, несмотря на то, что в соответствии со статьей 207 Закона о банкротстве арбитражный суд может вынести определение о введении наблюдения в отношении индивидуально предпринимателя, т.к. согласно п. 2 ст. 202 § 1 гл. Х правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя.   Причем никаких особых условий или исключений для введения данных процедур закон не предусматривает.       

Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом  является открытие конкурсного производства, которое и  является в буквальном смысле слова процедурой банкротства, т.к. применяется в отношении должника, который уже признан банкротом. Конкурсное производство, как определено в ст. 2 Закона о банкротстве, представляет  собой   процедуру,  применяемую   к  должнику,  признанному банкротом,  в  целях  соразмерного  удовлетворения  требований  кредиторов, и является  завершающей, ликвидационной стадией конкурсного процесса, в рамках которой проводится реализация имущества должника. Заявленные требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание.

На любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение между должником с одной стороны и конкурсными кредиторами,  уполномоченными органами с другой. Оно является еще одной  процедурой банкротства, которая представляет собой особый способ прекраще­ния производства по делу о несостоятельности.  Содержанием мирового соглашения являются положения о размере, порядке и сроках исполнения обязательств индивидуального предпринимателя в денежной форме. Данное соглашение вступает в силу не с момента достижения сторонами договоренности, а с момента утверждения его арбитражным судом. Определение арбитражного суда об утверждении мирового согла­шения не может быть обжаловано. В дальнейшем исполнение условий мирового соглашения производится вне контроля арбитражного суда и не допускает судебного вмешательст­ва, в связи с чем Закон о банкротстве детально регулирует порядок заключе­ния и содержание мирового соглашения, условия и последствия при­знания его недействительным, а также порядок расторжения мирового соглашения (ст. 166 Закона о банкротстве). Данное соглашение является совместным решением должника и кредиторов, в результате чего односторонний отказ от исполнения условий мирового соглашения не допускается. Заключение данного соглашения должно способствовать нормаль­ному функционированию должника с одновременным исполнением им условий мирового соглашения

При анализе действующего Закона о несостоятельности (банкротстве) можно сделать вывод, что законодательство по урегулированию института банкротства достаточно  дифференцированно, но ряд вопросов все-таки нуждается в доработке. Порядок рассмотрения дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей отличается от порядка рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц. При банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяются такие процедуры как досудебная санация и  наблюдение. Не использование данных процедур при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей представляется, с позиций сложившейся в стране экономической ситуации, не эффективным, т.к. ограничивает реальные варианты помощи должнику при  выходе из состояния банкротства. Процедура наблюдения включает механизмы, позволяющие сбалансировать интересы должника и кредиторов в период после принятия судом заявления и до рассмотрения дела. Введение наблюдения исключает  злоупотребления, как со стороны должника, так и со стороны кредитора. Во-первых,  согласно закону, с введением наблюдения снимаются все ранее наложенные на имущество должника аресты, а наложение новых арестов в общем порядке невозможно, и, во-вторых, появляется особый субъект временный управляющий, контролирующий действия должника и наделенный для этого немалыми полномочиями. Временный управляющий действует параллельно с должником, но руководство в его функции не входит. Управляющий дает согласие на совершение определенных сделок и следит за тем, чтобы не осуществлялись запрещенные законом действия, кроме того, он анализирует экономическое положение должника и выносит заключение о том, возможна ли его реабилитация. Целью реализации экономических и юридических мероприятий в процессе досудебной санации является повышение платежеспособности должника и обеспеченность его экономическим ресурсом.

Законодателю также следует конкретизировать сумму задолженности индивидуального предпринимателя, позволяющую инициировать дело о несостоятельности, исключив возможность двоякой аргументации по данному вопросу, которую позволяет действующее законодательство. Исходя из анализа экономического положения в стране, распространенности и финансового роста индивидуального предпринимателя следует увеличить сумму требований кредиторов, достаточную для возбуждения дела о банкротстве, с десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Представляется целесообразным вернуться к исчислению суммы в минимальных размерах оплаты труда, т.к. указания твердой, фиксированной суммы представляется экономически обоснованным только при условии устойчивой экономики, при низких показателях инфляции и при социальной стабильности. Достижение указанных условий в России на данный момент не является фактом, поэтому определение минимального размера требований к должнику в твердой сумме представляется спорным.

Срок неисполнения обязательств индивидуальными предпринимателями  перед кредиторами, равный трем месяцам, на момент сложившегося в стране экономического положения, на взгляд автора, является заниженным, поэтому целесообразно будет продлить его до четырех - пяти месяцев, что даст дополнительный шанс должнику предпринять действенные меры по ликвидации своей несостоятельности.

Перед законодательством Российской Федерации о банкротстве стоят две цели: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника, и если все же потери кредиторов неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Предложенные корректировки законодательства о несостоятельности (банкротстве) по мнению автора, призваны помочь в реализации, поставленных задач.

 

Литература:

1.    Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Н.И. Косяковой. М.: РГГУ, 2008. 757 с.

2.    Российское предпринимательское право: учеб. / ответ. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова.- М.: Проспект, 2009. – 1072с.

3.    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993.- СПб.: Изд. дом «Литера», 2003.- 48 с.

4.    Гражданский кодекс Российской Федерации  (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 № 182-ФЗ и от 29.06.2004 № 58-ФЗ).-М.: Проспект, 2004.-416 с.

5.    Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007г.)

6.    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ОМЕГА – Л,   2006. – 165 с.

7.    Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 555с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle