Библиографическое описание:

Баклыкова А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 205-207.

В настоящее время Россия продолжает испытывать экономические трудности, порождающие безработицу и бедность среди населения; низок уровень заработной платы у многих работников государственного сектора, в том числе и в социальной сфере. Отсутствие четких национальные идей социально-экономического развития государства, низкий уровень жизни, необеспеченность и неуверенность в будущем рождают стрессы и психоэмоциональное неблагополучие, мотивируют нездоровое поведение, насилие и жестокость в семьях, провоцируют невротические и психические расстройства и усугубляют течение соматических заболеваний. Экологическое неблагополучие также отрицательно сказывается на здоровье населения.

Социально-экономический кризис в стране не мог не коснуться наименее социально защищенного слоя населения – студенческой молодежи. Произошедшие перемены отрицательно сказались на показателях физического и психического здоровья студентов, которое является индикатором происходящих изменений.

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны – является актуальной проблемой современного общества.

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.

Вместе с тем все возрастает требования к уровню подготовки специалистов-медиков, обусловленные большим количеством информации, сложностью материала, все это приводят к перегрузке студентов. Повышается психоэмоциональное напряжение студентов, возрастает вероятность заболеваний.

Сложилась тяжелая ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.

Исследованиями многих авторов [8,9] по данным о заболеваемости и обращаемости студентов выявлено что, в структуре проблем первое место занимают усталость (отметили 50% студентов), легкие недомогания (26%), угнетенное психологическое состояния (25%), головные боли (18%). Не снижается уровень простудных заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%). Серьезной остается ситуация с заболеваниями, требующими как более пристального внимания со стороны учащихся, так и контроля со стороны родственников и врачей-специалистов. На заболевания аллергией указывают 11% студентов, зубов – 10%, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) – 2%.

Характерной особенностью является высокая склонность к хронизации патологического процесса. Наряду с этим авторы [10] отмечают относительно невысокие среднегодовые темпы прироста показателя по классу болезней органов дыхания. Существенный рост заболеваемости по обращаемости болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем также отмечается при ее изучении в динамике обучения с I по IV курс.

Анализ структуры заболеваемости также выявляет широкий спектр заболеваний и тенденцию к увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями.[11, 13,15,16]. Наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 2-е место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество студентов идет с заболеваниями мочеполовой системы. Причем, как показывают результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний.

Безусловно, состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется «школьной патологией». Однако в период обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях, ВУЗах, уровень физического здоровья студентов еще более снижается, а число хронических больных из года в год возрастает.

По данным И.К. Раппопорта, при получении профессионального образования отмечается значительно более высокая распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний на старших курсах по сравнению с первыми курсами.

Так, по данным Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетовой (2007) ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%,к четвертому – на 43%. Более 60% студентов страдают различными хроническими заболеваниями, среди которых на первое место выходят болезни органов дыхания и нервной системы. К моменту окончания обучения только 20% выпускников могут считаться здоровыми. Следовательно, за время обучения здоровье студентов объективно ухудшается.

Прямым показателем здоровья, как известно, является физическое развитие, в результате изучения которого выявлено,[4,5,6] что гармоничным оно является лишь у 54,6% студентов, дисгармоничным - у 31, 4% и резко дисгармоничным - у 14% студентов. Средняя масса тела студентов составила 62,2 кг, длина тела - 173 см, окружность грудной клетки - 76, 1 см. У студентов среднего, ниже среднего и низкого роста есть большая вероятность избытка массы тела, тогда как у высоких студентов существует риск развития дефицита массы тела.

Таким образом, почти половина обследованных студентов по показателям физического развития и заболеваемости нуждаются в переводе в подготовительную или в специальную физкультурную группу, либо полностью должны освобождаться от занятий по физкультуре. Общеизвестно, что здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. Образ жизни студенческой молодежи никак нельзя назвать здоровым. Как показывают проведенные исследования, образ жизни студентов характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой физической активностью [1,3,4,7,14].

Особенностью гендерных тенденций являются большой удельный вес девушек с неудовлетворительным уровнем двигательной активности (46,9 - 63,6%), наличие вредных привычек (41,4 - 45,1%) по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется: наличием психоэмоционального стресса (87,5-87,8%), недостаточным пребыванием на свежем воздухе (88,9-90,6%), недостаточной продолжительностью сна (37,5-44,4%), неудовлетворительной медицинской активностью (19,8-26,3%). К специфическим особенностям образа жизни студенток в этом плане можно отнести чтение по ночам (51,3%), принятие пищи перед сном (48,6%), недостаточный уровень двигательной активности (71,7%), наличие проблем в личной жизни (48,9%), употребление алкоголя по праздникам (81,2%), курение (7,7%).

При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними.

В целом повседневное поведение и жизненный уклад студенческой молодежи как особой социальной когорты населения, объединенной специфическими условиями учебной деятельности, возрастными закономерностями функционирования организма, обуславливают специфику образа жизни. В общем виде ему присущи неудовлетворительный уровень двигательной активности, наличие вредных привычек, недостаточная продолжительность сна и пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянный и периодический психоэмоциональный стресс. Кроме того, довольно значителен удельный вес студентов с неудовлетворительной медицинской активностью.

Показано, что студенты недостаточно используют эффективные компоненты по обеспечению здорового образа жизни. Так, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после работы проводят только 25,15% студентов, рациональный суточный режим соблюдают только 22,15% студентов, закаливающие процедуры используют 25,98%, а антистрессовые мероприятия - 18%.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, пока еще не заняли подобающего места в системе ценностей студента. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие соответствующей ориентации в поведении усугубляет разрыв, образующийся между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни - с другой.

Студенты-медики представляют собой основной кадровый резерв отечественного здравоохранения, в связи с чем основная задача медицинских образовательных учреждений является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и свою жизненную позицию. Освоение комплекса медицинских знаний требует от студентов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат, поэтому высокий уровень здоровья является необходимым условием получения профессионального образования.

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым комплексное изучение состояния здоровья студентов, в том числе студентов-медиков во взаимосвязи с социально-гигиеническими медико-организованными факторами риска, на основе чего могут быть разработаны и внедрены рекомендации по совершенствованию системы организации и медико-социальной помощи студентам медицинских образовательных учреждений.

Литература

1.    Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента/С.А. Батрымбетова//Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы.- Саратов:СГМУ, 2007.-С.-165-179.

2.    Гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях/Л.М.Сухарева, Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова//Вестник РАМН.-2003.-№8.-С.23-27.

3.    Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/Н.Х. Гафиатулина, Ростов-н/Д.,2007.

4.    Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов/Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев//Государственный университет информационных технологий, механики и оптики.-С-П, 2005.-С.-4-67.

5.    Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения/И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитронченков, С.А.Ананьин.-Н.Новгород,2005.

6.    Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/Г.Ю.Козина.-Пенза,2007.

7.    Куприянцева Э.В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/ Э.В.Куприянова.-Пенза,2007.

8.    Актуальные проблемы подростковой медицины/С.В.Мальцев, Р.А. Файзулина, Н.Н.Архипова, Р.Т.Зарипова//Казанский медицинский журнал.-2005.-Т.86.-№2.-С.45-47.

9.    Суворова А.В. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа-ВУЗ/ А.В.Суворова, В.Г.Маймулов, Ю.Г. Кузьмичев//Гигиена и санитария.-2000.-№3.-С.49-51.

10.                  Раппопорт И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи/И.К.Раппопорт//Гигиена и санитария.-2000.-№1.-С.-55-62.

11.                  Стародубов В.И. Управляемые факторы в профилактике заболеваний/В.И. Стародубов, Н.П. Соболева, А.М. Лукашев.-М.:РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003.-170с.

12.                  Латышевская Н.И. Генденрые различия в состоянии здоровья и качества жизни студентов/Н.И. Латышевская, С.В. Клаучек, Н.Г. Москаленко// Гигиена и санитария.-2004.-№1.-С.51-55.

13.                  Левшин В.Ф. Эпидемиология и контроль табакокурения/В.Ф.Левшин//Клиническая фармакология и клиническая медицина.-1995.-№18/2.-C.18-20.

14.                  Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение/ Ю.П. Лисицын.-М.:ГЭОТАР-Медиа.2007.-С.300-303.

15.                  Loddenkemper R. Health care costs of smoking/ R. Loddenkemper, G.W.Syrecht//European Respiratory Journal.-2000.-№16.- P.377-378.

16.                  Prignot J. Higt rates of nicotine replacement during 2 mounths in exsmokers reduce their 1-yr increase in body mass index/ J. Prignot // European Respiratory Topic.-2000.-№6.- P.35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle