Библиографическое описание:

Родионов И. М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 231-234.

Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых технологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей культурно-досуговой деятельности. Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей. В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ и развлечений [1, с. 3].

Современная индустрия развлечений объединяет в себя различные направления культурно-досуговой и рекреационно-оздоровительной деятельности, связанные в первую очередь, с производством и эксплуатацией аттракционной техники и развлекательного оборудования, а также современные технологии развлечений, направленные на достижение необходимого развлекательного эффекта, создание незабываемой атмосферы праздника, радости и счастья.

На сегодняшний день формат традиционного парка культуры и отдыха во многом устарел и не отвечает потребностям современного посетителя. Исходя из возможностей и особенностей парка, как субъекта социально-культурной сферы, в настоящее время он должен представлять собой уникальный развлекательный комплекс с широким набором рекреационных и культурно-досуговых услуг.

Современный парк развлечений – это уникальный, высокотехнологичный комплекс культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и рекреационных услуг, позволяющий человеку испытать чувства, через которые он достигает наибольшего развлекательного эффекта. Аттракционы, используемые в парках, позволяют искусственно создавать те ощущения, которые вызывают у посетителя самые разные эмоции: страх, наслаждение, ощущение полета, перегрузок и т.д.

Наличие современного развлекательного оборудования и аттракционной техники является важной частью парка развлечений, но только ими, естественно, ограничиваться не может. Без точек питания, стационарных и передвижных кафе, кондитерских автоматов, сувенирной продукции, культурной программы современный парк развлечений невозможен, поскольку эти аспекты жизненно необходимы для удовлетворения потребностей посетителей [2].

Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на тех важных аспектах, которые сегодня необходимо учитывать при организации деятельности парка развлечений.

Задачей успешного администрирования является способность удерживать посетителя на территории парка в течение как можно более продолжительного времени, стимулируя при этом желание клиента снова вернуться сюда. Руководству парка необходимо прикладывать колоссальные усилия для того, чтобы интерес клиента к парку не исчерпался несколькими посещениями [3, с. 39-40].

Для этого существует множество средств и их сочетаний, которые в принципе и определяют успешную работу парка.

1. Размеры парка

Если вспомнить о европейских парках восемнадцатого столетия, сразу станет ясно, что именно они являются непосредственными предшественниками современных парков развлечений. Не распо­лагая аттракционами в привычном для нас понимании, знать той эпохи при разбивке парков в замках, вокруг летних ре­зиденций отводила для этого значительные участки земли, чтобы развлечение гостей занимало как можно больше времени. Парки состояли из природных элементов, различных сочетаний ланд­шафтов, живописных видов, которые восхищали и удивляли. Сады, искусственные водопады, гроты, причудливые фонтаны, созданные в восемнадцатом веке, стали аттракционами той эпохи, аттракцио­нами, в организации которых важнейшую роль сыграли участки земли и их размеры.

Пространство само по себе является неотъемлемым элементом любого парка. Посетитель не должен оказаться перед хаосом атт­ракционов, нагроможденных друг на друга, потому что в этом случае его визит будет ограничен временным интервалом, необходимым ровно на то, чтобы обойти все аттракционы. И, кроме того, про­странство важно еще и потому, что является материалом для твор­чества. Преобразование пейзажей, создание необычных видов — все это требует определенного свободного места.

2. Использование ландшафта

Панорама, зелень, природная среда парка, возможно, являются самыми оригинальными его аттракционами, и без сомнения, имеют огромное значение. Если расставить карусели и американ­ские горки на асфальте или каком-нибудь пустыре, полученную площадку никак нельзя будет назвать парком.

Посетитель, приходящий в парк, мечтает найти в нем необыч­ную, фантастическую природу, панорамы, отличающиеся от при­вычных видов, отвечающие образам его воображения. Вряд ли здесь следует придерживаться логики природы, скорее, наоборот, при создании таких пейзажей, уголков, ландшафтов следует руковод­ствоваться иррациональностью, фантастичностью, парадоксально­стью: бок о бок с песками пустыни тропические джунгли, космический пейзаж рядом с Землей эпохи динозавров.

Природа парка должна оста­ваться аттракционом сама по себе, должна увлекать, а еще лучше — изумлять. Умелое и за­ботливое использование воз­можностей земельного участка, на котором располагается парк, может стать основополагающим элементом его привлекательно­сти [3, с. 41-42].

3. Использование воды

Вода тоже является одним из важнейших элементов ландшафтной архитектуры. Об этом свидетельствуют парки семнадцатого столетия, в которых непременно присутствуют воды (окаймленные водной растительностью и кувшинками), необычные, в том числе внезапно включающиеся фонтаны, искусст­венные водопады.

Вода, как уникальный природный ресурс, плюс современные тех­нологии, несмотря на определенные затраты на их использование, становятся основой очень успешных аттракционов водного типа, водных прогулок, сплавов и т.д.

В некоторых парках, построенных в восемнадцатом веке, до сих пор функционируют шуточные фонтаны — внезапно бьющие от­куда-то струи воды, которыми хозяева обливали ничего не подо­зревающих гостей.

Отдельного слова заслуживают пруды, которые обладают всеми свойствами привлекательного аттракциона, в случае, если они пра­вильно спланированы и имеют достаточно большую площадь. Пруды и озера могут представлять собой идеальное место для про­гулок и размещения лодочных станций, организации ресторана на плавучей веранде, на них могут находиться фонтаны разных видов, а сами они — служить впечатляющим зеркалом, увеличивающим феерический эффект расцветающего в небе салюта.

Озера и пруды также могут служить площадкой для проведения концертов, шоу, ко­стюмированных представлений и других массовых мероприятий.

4. Тематизация и зонирование

Тематизация отдельных участков парка является системой при­влечения клиентов, создания эффекта необычности и привлекательности.

Существуют тематические зоны типа «пиратская бухта», «долина храмов», «восточный базар (тысяча и одна ночь)» и др. Так же по различным тематическим зонам могут быть сгруппированы аттракционы и оборудование. Например, зона «Western City» - ковбойский городок, где могут расположиться тиры, аттракцион «Родео» в виде быка и другие развлечения. 

Также неотъемлемым элементом парка являются тематизированные участки, созданные с помощью возможностей при­роды – ландшафты, которые сделают парк уютным и немного загадочным, и будут привлекать посетителей в летнюю жару, а детям предоставят прекрасное место для всевозможных игр. Это могут быть «охотничьи домики», уголки различных сказочных героев (например, «Дом семи гномов»).

5. Освещение

Если аттракционы можно образно назвать сердцем парка, то осве­щение — без преувеличения является его кровеносной системой.

Освещение имеет фундаментальное значение в благоустройстве и украшении парка, поскольку значительная часть работы парка осуществляется как раз в темное время суток. Следовательно, освещение имеет в парке определяющую функцию, но при этом оно должно быть адаптировано к природным условиям.

Назначение освещения в парке совсем не такое, как на улице, площади, где оно служит для высветления простран­ства с целью облегчения передвижения и обеспечения безопасно­сти прохожих. Эта функция для паркового освещения вторична, тогда как основное ее назначение — создание пейзажей и преоб­разование обыденности в нечто фантастичное, являясь неотъем­лемым элементом обстановки парка, освещение должно творить волшебство, делать невидимое видимым, использоваться вместе с музыкой и другими средствами для создания зрелищности.

Спектакли звуков и света всегда привлекают публику. Доста­точно вспомнить светозвуковые фонтаны, пользующиеся неизмен­ной популярностью.

Функции освещения парка можно свести к следующим:

- урбанистская функция - свет используется для освещения тер­ритории;

- архитектурная функция - свет используется для создания пей­зажей, преобразования окружающей среды, придания ей непо­вторимости;

- зрелищная функция - свет, наряду с музыкой и водными объектами, является элементом украшения парка, включенным в процесс развлечения [3, с. 48].

6. Музыка как часть парка

Музыка – основной элемент любого зрелища, она дополняет, при­дает определенный характер времяпрепровождению в парке, а если она еще и используется необычным образом, то многократно усиливает создание настроения у посетителя.

В парке музыка может использоваться двумя способами: в качестве аккомпанемента, общего фона (т.н. музыка обстановки, или «am­bience music» - музыка окружающей среды) и не­посредственно в ходе проведения праздников и концертов (специальное музыкальное сопровождение).

Музыкальный аккомпанемент, который можно услышать в «об­щественных» местах парка, призван создать звуковую основу, при­глушающую малоприятные звуки, создающую атмосферу релаксации и развлечения, приятную для всех категорий посетителей. Иными словами, музыка в парке должна подаваться как элемент общего развлечения.

В пределах тематических зон музыка должна соответ­ствовать той идее, которая заложена в оформлении той или иной зоны. Т.е. на площадке в стиле «Дикого Запада» и «Звездных Войн» должны звучать соответствующая тематическая музыка и звуковые эф­фекты.

Другим важным элементом музыкальности парка являются кон­церты и выступления артистов. Задача музыки здесь придать максимальную зрелищность мероприятию, быть вплетенной в контекст шоу, или развлекательной программы, которая под завораживающие звуки «унесет» зрителя в какой-то сказочный мир. 

В этом отношении интересен опыт Диснейлендов, где концерты артистов в костюмах пожарных (The Firemen five plus one), выступления ма­леньких групп музыкантов, переодетых в ковбоев с пустыми бидо­нами, используемыми, как барабаны, и пилами, как виолончели, стали визитной карточкой амери­канских парков с самого начала их работы, и одной из причин их популярности [3, 49-50].

7. Организация зрелищ

Концертно-зрелищные мероприятия являются неотъемлемым элементом культурно-развлекательной деятельности парка. Парк развлечений может служить сценической площадкой для выступления известных артистов и различных шоу-программ, местом проведения массовых праздников (Масленица, День города, Новый год), спортивных мероприятий.

Условно развлекательные мероприятия в парке можно разделить на 2 категории: специальные мероприятия и регулярные программы. Т.е., помимо специально организованных концертов и мероприятий, приуроченных к какой-то дате или событию, также в парке должны присутствовать ежедневные развлекательные программы (конкурсы, игры, анимационные программы), которые будут поддерживать постоянный интерес посетителей парка.

8. Символический персонаж

Символ парка является его своеобразным фирменным знаком, посредством которого парк становится узнаваемым. Символом является персонаж, заклю­чающий в своем образе основ­ную тему парка. Такой персонаж становится логоти­пом, который затем наносится на футболки, кепки и другие вещи с рекламной символикой.

Персонаж должен быть изначально задуман таким образом, чтобы стать сильной стороной парка, быть способным момен­тально производить на посетителя глубокое впечатление и рождать в нем симпатию. Ведь он — не только игрушка, но суть парка, вы­раженная в образе и призванная приятно удивлять и запоминаться так, чтобы у клиентов возникало желание купить вещи с его изо­бражением (футболки, кепки и др.), в том числе и у тех, кто обычно не питает особого интереса к паркам.

Персонаж, если он действительно «удался», должен зажить своей собственной жизнью, независимой от парка. На основе идеи, заложенной в символическом персонаже и фирменном стиле, строится вся маркетинговая политика и художественная составляющая парка развлечений. 

При создании персонажа следует тщательно продумать, какое воздействие он должен оказывать на гостей парка. Герой должен немедленно приковывать к себе внимание, запоминаться, иметь свою историю, или легенду. В идеале персонаж парка может стать источником дополнительного дохода: в качестве эмблемы, наносимой на сувенирную продукцию; фотографирование с героем и т.д.

9. Парк как модульная конструкция

Сейчас уже кажется очевидным, что парк имеет не одну сущ­ность, а множество. И чем больше их будет, тем больше шансов на успех будет у парка. Чтобы разнообразить предложение, необхо­димо создавать различные зоны, или, иными словами, модули, а для этого парку необходимо пространство и адекватная организатор­ская деятельность, чтобы суметь использовать максимально все вы­текающие из этого возможности.

Давайте попробуем перечислить различные «сущности», в которых может предстать парк развлечений:

1. Парк аттракционов в прямом смысле этого слова, в кото­ром для каждой категории посетителей имеются свои аттракционы.

2.    Парк активного отдыха, с объектами спортивно-акробатиче­ского характера (полосы препятствий, подвесные мостики, спуск по канатам и т.п.)

3.         Парк, определяемый названием «Ghost City» (Город приви­дений), в котором используются элементы оформления в стиле «ужас». Такой парк является развитием концепции аттракциона «Комната страха». Как правило, эффект такого парка базируется на элементах неожиданности и испуга, и строится с применением электромеханических объектов, декораций, спецэффектов и особенностей ландшафта.

Одним из удачных российских проектов такого плана можно назвать «Ужасы Петербурга», который представляет собой часовое «путешествие» по загадочным историческим и литературным местам города.

4.         Парк призовых аттракционов (Redemption), оснащенный все­возможными игровыми автоматами и развлекательными аппаратами, с использованием жетонов и накопительной системы и возможностью выигрывать мелкие и крупные призы.

Данный тип парка наиболее характерен для развлекательных центров, или крытых парков развлечений.

5.         Парк этнокультурного характера, в котором воспроизводятся элементы архитектуры, быта, костюмов каких-либо исторических эпох, а также элементов хозяйства, в виде старинных мануфактур или фабрик с их производственным циклом.

6.         Тематический парк, который по своей сути является инновационной формой концепции парка развлечений. Именно поэтому остановим на нем более подробно.

Существует немало методов подбора аттракционов, создания особых пейзажей, иллюминации, музыки, которые позволяют парку превратиться в поистине уникальное место развлечений. Все эти методы могут быть синтезированы в концепцию тематического парка, являющуюся их естественным продолжением.

Темой может послужить сфера общественной деятельности, персонаж, легенда, ситуация, история или сочетание этих элементов. Таким образом, парк может «конструироваться», а объекты в нем – обыгрываться в указанном ключе. Тогда аттракционы окажутся включенными в пейзаж, отражая общую тематическую атмосферу, и декорированными, в соответствии с общей темой парка.

Основной характеристикой тематического парка является, естественно, какая-то тема, способная предоставить существенные маркетинговые преимущества. Представим их более подробно:

1. Тематический парк является намного более притягательным для клиентов в сравнении с традиционным парком. Будут ли это темы автомобильных гонок или сюжетов комиксов, неважно, главное, чтобы это были «сильные» темы.

2. Успешно выбранная тема парка может стать основой маркетинговой стратегии. Известно, что маркетинговые затраты могут принести ощутимы результат, и многие американские парки являются тому доказательством. Но это лишь в том случае, если правильно была «угадана» тема.

3. Тема парка может быть продумана и воплощена без обращения в международные организации для покупки авторских прав на киногероев и спортивные символы, без заключения дорогостоящих контрактов на объекты интеллектуальной собственности. Можно самим придумать сюжеты и истории, связанные с мифами, легендами, сказками, и адаптировать их на локальном пространстве.

Следует отметить, что выигрышная тема не является автоматическим решением всех проблем. Парк развлечений, имеющий твердую управленческую основу, будет приносить доход и в отсутствие значительных идей по тематизации. Парк, плохо спроектированный, управляемый людьми, незнакомыми со спецификой сферы, может легко превратиться в «черную дыру», вытягивающую деньги из инвесторов, даже в том случае, если лучшие умы рекламной индустрии изобрели для него гениальную тему.

Выявленные выше модули, или иными словами «сущ­ности» парка, не означают, что парк развлечений должен соответствовать исключительно им. Парк является одной из составляющих социально-культурной сферы общества, и поэтому его развитие осуществляется в рамках эконо­мического развития общества в целом и социальных изменений, которые в нем происходят.

 

Литература:

1.      Аттракционы и развлечения: Журнал № 6(2009), № 7(2009), № 8(2010)

2.      Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004

3.      Тардини Ф. Парк развлечений в России. Проектирование. Строительство. Организация. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009

4.      Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. – М.: МГУКИ, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle