Библиографическое описание:

Касаткина Е. А., Кожеманова Т. Н. Анализ и совершенствование инвестиционной стратегии ООО «КАМА-ЦЕНТР» // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 179-181.

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих его инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия выступает инвестиционная стратегия [1].

Актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятии определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды [1]. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов инвестиционного менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом [3].

Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия, является его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования и распределения инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

Кроме того, существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозированный характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии [3].

Роль инвестиционной стратегии предприятия высока, так как именно инвестиционная деятельность, сочетающая в себе тактические и стратегические элементы финансового обеспечения деятельности предприятия, позволяет управлять денежными потоками и находить оптимальные инвестиционные ресурсы для реализации стратегии фирмы [1].

В современных условиях актуальность проблемы инвестиционной стратегии предприятия как одного из важнейших элементов антикризисного управления не требует особой аргументации. От того, как руководство предприятия будет принимать инвестиционные решения в управлении, будет зависеть эффективность функционирования этого предприятия в будущем [5].

В качестве объекта исследования в настоящей работе выступает ООО «КАМА-ЦЕНТР», основанное в 2003 году и являющееся серьезным производителем деревянных оконных конструкций.

ООО «КАМА-ЦЕНТР» находится в настоящее время в тяжелом финансовом положении. Предприятие не является финансово устойчивым, увеличение дебиторской и от части кредиторской задолженности связано с ухудшением расчетно-платежной дисциплины, наблюдается снижение финансовой независимости предприятия.

Главной инвестиционной стратегией ООО «КАМА-ЦЕНТР» в 2003 году была выбрана стратегия инвестиционной поддержки ускоренного роста предприятия, направленная на обеспечение высоких темпов его операционной деятельности, в первую очередь, – объемов производства и реализации продукции. В этих условиях существенно увеличивается потребность в финансовых ресурсах, направляемых на прирост оборотных и внеоборотных активов предприятия. Соответственно, приоритетным направлением стратегического инвестиционного развития ООО «КАМА-ЦЕНТР», в наибольшей степени обеспечивающей данный вид главной финансовой стратегии, является возрастание объема реальных инвестиций предприятия.

ООО «КАМА-ЦЕНТР» преимущественно ориентируется на предпринимательский стиль стратегического управления инвестиционной деятельностью, основу которого составляет активный поиск эффективных инвестиционных решений. Этот стиль инвестиционного поведения связан с постоянной трансформацией направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности на всем пути к достижению поставленных стратегических целей с учетом изменяющихся факторов внешней инвестиционной среды.

Приоритетным направлением инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» на ранней стадии своего жизненного цикла, обеспечивающей реализацию ее главной функции – возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе, выбрана стратегия реального инвестирования предприятия, причем исключительно в собственное производство, а также в расширение сферы услуг.

Эта сфера общей инвестиционной стратегии ООО «КАМА-ЦЕНТР» направлена на инвестиционное обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и составляет основу для формирования общих направлений реального инвестирования предприятия в стратегической перспективе.

Главной целью инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости.

Стратегические цели инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» разработаны для реализации в долгосрочной перспективе главной цели инвестиционного менеджмента предприятия. Система основных стратегических целей инвестиционной деятельности рассматриваемого предприятия включает:

¾           обеспечение высоких темпов и расширение объемов реального инвестирования;

¾           обеспечение безубыточности инвестиционной деятельности;

¾           диверсификацию направлений реального инвестирования;

¾           обеспечение минимальной нормы инвестиционной прибыли.

В качестве важнейших из поддерживающих (вспомогательных) стратегических инвестиционных целей установлены:

¾           оптимизация объемов внутренних инвестиций предприятия;

¾           обеспечение необходимой региональной диверсификации реальных инвестиций;

¾           обеспечение ликвидности объектов реального инвестирования;

¾           минимизация уровня налогообложения инвестиционной деятельности.

В настоящей работе проведен анализ эффективности инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» за последние три года. Поскольку основную часть доходов предприятия составляют поступления от производства деревянных окон, то оценка инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» будет подразумевать оценку инвестиционного проекта по производству современных деревянных оконных конструкций.

Анализ эффективности инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» показал, что чистая современная стоимость NPV составляет 3 150 624,47 рублей. Индекс рентабельности превосходит критическое значение, равное 1, что свидетельствует в пользу принятой инвестиционной стратегии. Инвестиционная деятельность ООО «КАМА-ЦЕНТР» обеспечивает положительную NPV и доходность, равную 1,28%.

Наиболее целесообразной стратегией ООО «КАМА-ЦЕНТР» на современном этапе развития предприятия, на наш взгляд, будет сочетание стратегий защиты и диверсифицированного роста с ориентацией на привлечение возможного сильного инвестора для быстрого развития и укрепления позиций предприятия на рынке. Применение стратегии защиты обусловлено тяжелым финансовым положением предприятия. Стратегия защиты, а именно стратегия выживания, применительно к ООО «КАМА-ЦЕНТР» предполагает управление состоянием дебиторской задолженности, повышение контроля над издержками и выявление путей их сокращения, а также создание эффективной системы управления рисками на предприятии, другими словами стратегия выживания для ООО «КАМА-ЦЕНТР» заключается в антикризисном управлении предприятием. Под стратегией же диверсифицированного роста (линейная диверсификация) здесь предполагается расширение ассортиментного предложения за счет выпуска родственных товаров. Специфика ООО «КАМА-ЦЕНТР» позволяет наладить перспективное рентабельное производство новой продукции, которая будет реализовываться на уже освоенном предприятием рынке. Руководству ООО «КАМА-ЦЕНТР» предложено помимо деревянных оконных конструкций наладить производство оконных конструкций из различных видов материалов, таких как пластик (ПВХ), алюминий (балконные рамы).

Критерием выбора стратегии линейной диверсификации явилось и то, что ООО «КАМА-ЦЕНТР» зарекомендовало себя как производителя качественной продукции, за период своей деятельности наработало достаточно большое количество покупателей, у предприятия существует своя дилерская сеть, причем ООО «КАМА-ЦЕНТР» имеет тесные долговременные хозяйственные связи с некоторыми строительными фирмами. Всё это должно привести к увеличению объёмов продаж и, как следствие, увеличению доходов предприятия. До тех пор, пока предприятие не исчерпало возможности для роста в своей отрасли, эта стратегия является эффективной.

Еще одним критерием привлекательности выбранной стратегии является стоимость нового оборудования: линия по производству оконных конструкций из ПВХ обойдется предприятию в 400 тыс. руб., а оборудование по производству алюминиевых металлоконструкций – в 90 тыс. руб. Причем предприятие имеет неэксплуатируемые производственные площади, на которых можно поместить новое производство.

Оценка эффективности инвестиционного проекта по производству оконных конструкций из ПВХ и алюминия показала, что в течение трех лет проект возместит первоначальные затраты и обеспечит получение дополнительной прибыли в размере 5 717 028,4 рублей. В пользу принятия нового проекта свидетельствуют индекс рентабельности (4,76) и внутренняя норма доходности (217,39%). Собственный риск нового инвестиционного проекта, рассчитанный методом Монте-Карло, составляет 2,46%.

Для обеспечения стратегической гибкости инвестиционной стратегии ООО «КАМА-ЦЕНТР» – возможности быстро корректировать или разрабатывать новые стратегические инвестиционные решения при изменившихся внешних и внутренних условиях – необходима внутриорганизованная координация инвестиционной деятельности, при которой инвестиционные ресурсы могут быть легко переведены из одних стратегических зон хозяйствования или хозяйственных единиц в другие. Возможности своевременного маневрирования инвестиционными ресурсами можно достигнуть созданием страховых резервов и интегрированным управлением ими. Для этих целей руководству предприятия предлагается сформировать резервный (страховой) фонд, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование предлагается направлять 5% суммы прибыли, полученной ООО «КАМА-ЦЕНТР» в отчетном периоде.

Приоритетным направлением инвестиционной деятельности ООО «КАМА-ЦЕНТР» должна оставаться стратегия реального инвестирования.

Таким образом, выдвинутые предложения позволят ООО «КАМА-ЦЕНТР»  эффективно управлять денежными потоками, находить инвестиционные ресурсы для реализации стратегии предприятия, и тем самым стабилизировать положение предприятия.

Литература:

1.      Бланк, И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Т.1. – изд. 2-е, перер. и доп.– Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 672 с.

2.      Бланк, И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 256 с.

3.      Бочаров, В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1999. – 178 с.

4.      Булгакова, Л.Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов / Л.Н. Булгакова // Финансы и кредит. – 2004. – №15. – с 57-62.

5.      Новикова, Н.А., Татарников, Е.А. Антикризисное управление предприятием. — М.: издательство «Экзамен», 2005. – 295 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle