Автор: Кылгыдай Ай-кыс Чамдаловна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Библиографическое описание:

Кылгыдай А. Ч. К вопросу регулирования спроса и предложения на рынке труда Республики Тыва // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 188-190.

В России на современном этапе экономического роста поставлены такие долговременные стратегические общенациональные цели как социально-экономическое развитие страны, повышение уровня и качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития. Однако за время реформ на большинстве территорий страны произошел длительный провал в инвестиционном обеспечении развития социальной сферы, вложений в человеческий капитал. Последствия переходного периода по-разному отразились на социально-экономическом развитии регионов страны. Дефицитность и дотационность бюджетов большинства субъектов РФ способствуют усилению региональных различий социального развития, особенно в регионах с проблемными экономико-географическими особенностями и накопленным за прошлые годы отставанием в социально-экономическом развитии. Регионы Сибири оказались в числе наиболее «уязвимых». Этому способствовали специфика народнохозяйственной структуры региона, также неразвитость рыночного сектора экономики, отставание развития социальной и рыночной инфраструктуры, низкое социальное качество рабочих мест, сложные природно-климатические условия и удаленность от Центра.[1, c.54]

Характер развития рынка труда Республики Тыва типичен для большинства регионов России:

·        устойчивая безработица;

·        низкие темпы создания новых рабочих мест;

·        несбалансированность рабочей силы и рабочих мест, обусловленная отставанием возможностей республиканской системы подготовки кадров от потребностей экономики и социальной сферы;

·        снижение показателей образовательного и квалификационного уровня работников за последние 10-15 лет;

·        сформировались устойчивые диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, результатом чего стали:

а) с одной стороны, невозможность удовлетворить потребность работодателей в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, что привело к возникновению незаполненных вакансий;

б) с другой стороны, появление на рынке труда невостребованных работников, формирование устойчивых групп населения, испытывающих трудности в поиске работы, снижение уровня жизни значительной части населения, не участвующей в общественном производстве.

Ситуация на рынке труда Республики Тыва относится к одной из самых напряженных в Сибири. На 1 января 2009 г. в отраслях экономики и социальной сферы республики занято 105,4 тыс. человек, около 24,2 тыс. жителей региона не имели работы, но активно ее искали. Уровень общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, составил 18,6 % экономически активного населения, что выше, чем в среднем по России в 2,7 раза и по СФО – в 2 раза [2, с.45]. Уровень регистрируемой безработицы выше среднероссийского в 3,5 раза, по СФО – в 2,7 раза. Так же для рынка труда республики характерен высокий удельный вес безработной молодежи в возрасте до 30 лет – 38,2% от численности безработных зарегистрированных в службе занятости республики.

Одним из основных показателей, характеризующих состояние рынка труда, является коэффициент его напряженности, т.е. численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию. Показатель напряженности рынка труда Тувы один из высоких в Сибирском федеральном округе – 35,5 человек. Напряженность ситуации на рынке труда, высокий уровень безработицы усугубляют отставание показателей уровня жизни населения региона от средних по Сибири и России.

В Туве рынок труда характеризуется довольно значительной разбалансированностью, которая проявляется в превышении предложения над спросом рабочей силы. Все это происходит на фоне значительного сокращения найма рабочей силы в отраслях экономики, требующих высококвалифицированного интеллектуального труда. Помимо отсутствия спроса на выпускаемых специалистов ряда профессий и специальностей, дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг объясняется, с одной стороны, недостаточным квалифицированным уровнем начального профессионального образования, а с другой – нежеланием самих выпускников продолжить профессиональную деятельность на предприятиях республики, что обуславливается как низким уровнем оплаты труда, так и отсутствием на большинстве предприятий республики четкой политики по закреплению кадров.

Безработица в республике носит так же и структурный характер и основной ее причиной служит несоответствие спроса и предложения на рынке труда. В настоящее время в Республике Тыва совершенствуются подходы к решению проблемы сокращения безработицы на основе комплексного анализа, который позволяет рассматривать проблему рынка труда на уровне региона в ее многогранных связях с развитием экономики, отраслевой структурой хозяйства, особенностями населения, социальными аспектами.

В настоящее время в республике начали работу крупные инвесторы: «Объединенная промышленная корпорация», «Енисейская промышленная компания», «Норильский никель», «Лунсин» (КНР), целью которых является освоение месторождений полезных ископаемых. В связи с этим открываются новые возможности для незанятого населения республики, поскольку для возведения крупных объектов и дальнейшей эксплуатации нужны квалифицированные кадры. В сложившихся условиях дисбаланса между потребностями экономики в специалистах всех уровней и реальными предложениями кадрового рынка республики, местное население без специальной подготовки не сможет полностью обеспечить потребности в кадрах тех специальностей, которые востребованы (специалисты по геологии, энергетике, электронной технике, радиотехнике, связи, строительству и т.д.).

В перспективе в плане подготовки местных кадров по разным специальностям стоит задача модернизации профессионального образования в Туве. Хотя политехнический факультет Тывинского государственного университета (ТывГУ), Кызылский автодорожный техникум выпускают специалистов «технарей», одна из важных причин нехватки специалистов в производственной сфере – большинство выпускников ТывГУ и средних профессиональных учебных заведений – гуманитарии (до 70%). Устремления молодежи, их интересы приходят в явный конфликт с потребностями рынка труда и невостребованность молодых кадров вызвана несоответствием объемов, профилей и качества подготовки профессионального образования, скудность объективной информации о ситуации на рынке труда, востребованности специальностей, профессий. Положение осложняется нескоординированностью рынков образовательных услуг и труда. С одной стороны, большое количество молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, остается без работы, с другой – многие вакансии хронически не заполняются. Хотя меняется структура, спектр специальностей, предлагаемых учреждениями образования, баланса между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников профессиональной школы нет.

На сегодняшний день при выборе специальности мотивом абитуриентов и их семей является, прежде всего, престижность профессии – отсюда переизбыток на рынке труда специалистов гуманитариев. Складывается тенденция потери интереса выпускников школ к начальному и среднему профессиональному образованию, поэтому одной из важнейших задач является повышение престижа рабочих профессий, который в реалиях сегодняшнего дня во многом определяется уровнем оплаты труда.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г»[3, с.42] согласно потребности в квалифицированных специалистах определена потребность в подготовки кадров для региональной экономики. Предусматривается наращивать число специалистов с высшим образованием, особенно в сфере промышленного производства и на селе. С учетом перспективной потребности отраслей экономики и социальной сферы республики предстоит направлять на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения до 1,5 тыс. человек ежегодно. В профессиональных училищах требуется обучить рабочим профессиям около 4 тыс. человек по 50 специальностям.

Интенсификация строительства, в частности жилищного, обуславливает рост числа занятых в строительном комплексе. Потребность в кадрах уже в ближайшие годы вырастет на 1,5-2,0 тыс. чел. Наряду с традиционными рабочими специальностями инженерно-технических работников потребуются, новые включая специалистов по стратегическому и оперативному планированию, вопросам планировки и застройки жилья, финансовому маркетингу и менеджменту.

В прогнозе востребованности кадров определенных специальностей предлагаем выделить те социальные слои населения, которые будут включены во все виды профессионального образования, это: молодежь 14-16 лет, вступающая в возраст приобретения профессии; взрослое население, имеющее профессию и зарегистрированное на бирже труда в качестве безработных; выпускники профессиональных образовательных учреждений, уже имеющие профессию, но стремящиеся к повышению квалификации или перемене вида деятельности. Определение этой потребности путем привлечения работодателей и затем реальных возможностей ее удовлетворения через организацию соответствующей системы профессионального образования, позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для социально-экономического развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.

Для формирования сбалансированного рынка труда Тувы, ориентированного на перспективную кадровую потребность предприятий и организаций, необходимо решение следующих задач:

·               повышение экономической эффективности региональной системы профессионального образования

·               поэтапное проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования;

·               совершенствование механизмов социального партнерства.

Выполнение этих задач позволит внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложение на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств и создать инновационный задел для обеспечения высоких темпов экономического роста в республике в долгосрочной перспективе.

 

Литература:

1.    Социальная многоликость Сибири в период общественных перемен / Под ред. З.И. Калугиной. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. – 180 с.

2.    Социально-экономическое положение субъектов РФ Сибирского федерального округа. Статистич. бюллетень. – Кызыл: Тывастат, 2009. 69 с.

3.    Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. Кызыл. –2007 – 147 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle