Автор: Пейкани Катрин

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Библиографическое описание:

Пейкани К. Проблема международной торговли Ирана // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 196-200.

The researches spent by the Center of researches of trade and the Center of development of export of Iran, have shown that in the country while low level of subsidizing that is an occasion to discontent of representatives of trading organizations. Meanwhile to liquidate the given phenomenon it is not obviously possible. The World Trade Organization considers necessary to investigate also bank activity of Iran. The World Trade Organization has confirmed that Iran has directed the report on the commercial policy to the body regulating global trade to begin negotiations about membership. This step will help Iran to join this influential trading group which includes 153 countries.

Новой страницей в организации международной торговли Ирана стало вступление ее во Всемирную Торговую Организацию. Данный шаг стал стимулом для всех представителей бизнеса в Иране, на пути консолидации сил в деле расширения международных торговых связей. Иран, расположенный между Персидским заливом и Каспием – двумя регионами, имеющими глобальное значение в нефтедобыче, давно намеревался стать центром распределения углеводородов на международные рынки. Еще в 2002 году для достижения этой цели Иран готовился подписать два соглашения: с Туркменистаном – о покупке его газа и с официальной Астаной – о прокачке казахстанской нефти в Иран через территорию Туркменистана. Помимо этого, ИРИ собирался присоединиться к реализации проекта строительства газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан. На сегодняшний день часть указанных намерений уже реализована.

Известно, что Иран обладает вторыми по величине запасами газа в мире и уже экспортирует свое "голубое топливо" в соседнюю Турцию. Уже начата подготовка технико-экономического обоснования проекта экспорта иранского газа в Индию – в перспективный регион сбыта природного газа, а также зондируется возможность поставок иранского газа в Европу. Официальный Тегеран намерен также осуществлять поставки газа по линии Совета сотрудничества стран Персидского залива (PGCC), а также экспортировать его в Азербайджан и Армению. Причем поставки в кавказские республики имеют для Ирана стратегическое значение. Страна не собирается ограничить свои возможности лишь экспортом углеводородов. Имеются широкие возможности расширения ассортимента товаров, выносимых за пределы страны.

Именно в этих целях уже на протяжении довольно длительного времени ведется работа по конкретным мерам в этом направлении. Так, понимая, что стране нужно идти в ногу с мировыми стандартами, причем не забывая о том, что конкуренция с каждым днем лишь усиливается, деловые круги страны активно изучают международную обстановку, присоединяются к различным международным торговым договорам. Документ о сотрудничестве, подписанный между Ираном и Европейским Союзом в 2002 году, преследует именно эти цели. Официальный Тегеран давно предпринимает конкретные шаги для вступления Ирана в международные структуры, такие, как Всемирная торговая организация (WTO), Организация экономического сотрудничества (ECO) и др. Иран нацелен и на усиление связей с Европейским Союзом.

Иран планирует всячески развивать свои отношения со странами Центральной Азии. Так, официальный Тегеран  в 2001 году выделил кредит в 5 млн. долларов для Таджикистана. В целом Иран рассматривает Центральную Азию как громадный рынок для своих товаров и инвестиций [1].

С другой стороны, ситуация, сложившаяся сегодня в нефтедобыче Ирана, вызывает определенную тревогу. Хотя Иран является вторым по величине экспортером нефти в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), его доля в картеле сократилась с 24 до 12 процентов. Причем этот показатель снизился не только внутри ОПЕК, но и на глобальных рынках сырья. Для того, чтобы поддерживать свою долю хотя бы на нынешнем уровне, Иран должен увеличить мощность нефтедобычи до 6-7 млн. баррелей в день. Сегодня 40 процентов всей нефтяной продукции Ирана идет на покрытие собственных нужд, а к 2020 году на экспорт будет уходить лишь 10 процентов иранской нефти.

В этом плане необходимость создания более четкой стратегии в деле вхождения в международные торговые структуры не вызывает сомнения. Независимое представительство, созданное в 1996 году при Министерстве торговли, имело своей целью всесторонне рассмотреть проблему вхождения Ирана в международные структуры. До этого, в 1995 году, Иран обратился с заявлением для вхождения во Всемирную Торговую Организацию. Для этого приводились причиной политические факторы. Все было связано с позицией США, которые прямо  отказывали в праве вступления Ирана в данную организацию по политическим мотивам. Лишь в 2005 году Иран, наконец, был принят в данную организацию, но с совещательным голосом. Иран должен был представить отчет по 105 пунктам торговых процедур, а также управленческим проблемам, связанных с организацией торговли. До сих пор страна ждет обсуждения данного доклада.

Необходимо отметить, что Иран принимал активное участие в Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Кроме Ирана, в состав этой международной организации входят Пакистан, Турция, Таджикистан, Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан. Деятельность ОЭС в 2005г. была направлена на углубление процессов взаимодействия между государствами – членами Организации, интеграцию стран – членов ОЭС в мировую экономику, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, поощрение процессов приватизации и либерализации национальных экономик, обеспечение более эффективного использования материальных ресурсов региона ОЭС, включая потенциалы промышленного и сельскохозяйственного производства, продолжение развития регионального сотрудничества в вопросах защиты окружающей среды, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями [2].

Другим важным направлением организации международных связей в торговых делах является совместная деятельность со странами Центральной Азии. Центральная Азия пользуется преимуществами своего уникального географического и торгового положения на перекрестке Азии и Европы, и ее экономический рост в значительной степени зависит от этих общих особенностей. Существуют различные определения географических границ Центральной Азии. Для целей настоящего документа данный регион охватывает шесть стран, включенных до декабря 2005 года в Специальную программу Организации Объединенных Наций для стран Центральной Азии (СПЕКА). Этой программе оказывают поддержку Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН). Общая цель СПЕКА заключается в удовлетворении потребностей Центральной Азии в области развития путем расширения субрегионального сотрудничества и торговли, а также укрепления связей региона с Азией и Европой и решения таких взаимосвязанных вопросов, как и упрощение процедур перевозок и торговли.

Программа СПЕКА охватывает пять стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также одну страну Западной Азии: Азербайджан.

Таблица 1: Участие стран СПЕКА в региональных организациях, 2006 год

Региональная организация

Государства-члены

Членство стран СПЕКА

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

Азербайджан
Казахстан
Кыргызстан
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан

Казахстан 
Кыргызстан 
Таджикистан 
Узбекистан

Организация экономического сотрудничества (ОЭС)

Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан

Все страны СПЕКА

Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)

Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Турция, Украина

Азербайджан

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Казахстан, Китай, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан

Казахстан
Кыргызстан 
Таджикистан 
Узбекистан

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Украина

Казахстан

Источник: ЕЭК ООН, 2006 год.

 

Как видно из таблицы, Иран принимает активное участие в деятельности Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Для более активного участия в деятельности этой и подобных организаций Иранское государство должно учитывать такие особенности организации внутреннего производства и торговли, как необходимость уменьшения инфляции, изменение курса валют, конкурентоспособность прибылей, совершенствование законодательно базы в деле организации таможенного дела, страхования, транспорта, финансирования, и т.д. Необходимо увеличить усилия в деле приватизации ряда направлений хозяйственной деятельности, структурирования отраслей промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание следует обратить на организацию экспортно-импортных операций. Центр развития экспорта Ирана уверен, что преодоление проблем тарифных ставок поможет увеличить экспортные операции. Исследования показывают, что вступление Ирана в Международную Торговую Организацию даст стране ряд преимуществ, в том числе сближение с другими членами данной организации, ликвидация различных тарифных препятствий при экспортных операциях, совершенствование внешней политики страны, и т.д.

После устойчивого платежного баланса производительности в 1996-97 годах, в основном благодаря высоким ценам на нефть, в период 1997-99 наступило ухудшение платежного баланса Ирана, вызванного снижением цен на нефть и застоя в экспорте нефти. Imports went down due to the resulting scarcity of foreign exchange, and Iran negotiated re-phasing part of its external debt in 1998 in order to alleviate financial pressure. Импорт снизился из-за нехватки иностранной валюты, а также из-за того, что Иран путем переговоров снова постепенно решил возвращать часть своего внешнего долга в 1998 году с целью облегчить финансовое давление. When oil prices recovered during 1999-2000, and non-oil exports also grew by 9 Когда цены на нефть восстановились в течение 1999-2000 годов, а также за счет ненефтяного сектора экспорт вырос на 9 процентов, Внешние позиции Исламской Республика были значительно укреплены. Iran's trade balance had dropped from a surplus of US$2.8 billion in 1996-97 to a deficit of US$4 billion in 1997-98, although this was reversed again into a US$2 billion surplus in 1999-2000.

Торговля (в млрд. долл. США): Иран

год

Exports Экспорт

Imports Импорт

1975 1975

7.963 7,963

10.343 10,343

1980 1980

7.109 7,109

12.246 12,246

1985 1985

13.328 13,328

11.635 11,635

1990 1990

19.305 19,305

20.322 20,322

1995 1995

18.360 18,360

13.882 13,882

1998 1998

N/A Нет сведений

N/A Нет сведений

SOURCE: International Monetary Fund. International Financial Statistics Yearbook 1999. Источник: Международный валютный фонд. Statistics Yearbook 1999.

percent, the Islamic Republic's external position was enhanced considerably. Сальдо торгового баланса Ирана сократилась с профицитом в размере 2,8 млрд. долл. США в 1996-97 годах, с дефицитом в 4 млрд. долл. США в 1997-98 годах, хотя снова в 2 млрд. долл. США было излишков в 1999-2000 годах. The International Monetary Fund (IMF) in its 2000 country report on Iran estimated that exports during 1999-2000 totaled US$19.726 billion, while total imports that year amounted to US$13.511 billion. Changes in Iran's external balance are mainly dependent on oil prices. Международный валютный фонд (МВФ) в 2000 году в докладе  по Ирану подчеркнул, что изменение баланса внешней торговли Ирана в основном зависит от цен на нефть. Thus, in 1999-2000, proceeds from crude oil exports rose by 60 percent, despite a decline in the export volume, reflecting the 77 percent increase in the average export price of Iranian crude oil. Non-oil exports consist mainly of consumer goods (55 percent on average during 1997-2000), followed by raw materials and intermediate goods (about 38 percent). Помимо экспорта нефти, экспортируются также в основном товары народного потребления (55 процентов в среднем за 1997-2000 годы), а затем сырье и промежуточные товары (около 38 процентов). Carpets remain the single most exported Iranian non-oil product. Ковры остаются самым экспортируемым  Ираном товаром, помимо нефтепродуктов. Such exports have declined significantly over the second half of the 1990s, from US$2 billion in 1994 to US$570 million in 1998, which is attributed to competition from low-priced carpet-producing countries. Объем экспорта значительно снизился во второй половине 1990-х годов, от $ 2 млрд в 1994 году до US $ 570 миллионов в 1998 году, что связано с конкуренцией со стороны недорогих ковров в других странах-производителях. Exports of fresh and dried fruits, at about US$600 million in 1998-99 (of which $416 million came from pistachios alone), have captured a larger share of the total. Экспорт свежих и сушеных фруктов, на сумму около 600 миллионов долларов США в 1998-99 годах, составляют большую долю от общего объема. Chemicals are the most prominent export of raw materials and intermediate goods, hovering at about US$500 million during 1997-2000. Химические вещества являются наиболее важными экспортными долями сырья и промежуточных товаров, находились на уровне около $ 500 млн. в течение 1997-2000 годов.

The direction of exports has also remained unchanged since the mid-1990s. Направление экспорта также остается неизменной с середины 1990-х годов. While Japan and the United Kingdom are the largest importers of Iranian goods (absorbing about 16 percent and 17 percent of total exports, respectively), Germany and the United Arab Emirates (UAE) are the main destinations for non-oil exports, capturing 13 percent and 16 percent of these exports, respectively. Хотя Япония и Великобритания являются крупнейшими импортерами иранских товаров (около 16 процентов и 17 процентов от общего объема экспорта, соответственно), Германия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) являются основным потребителями для ненефтяного экспорта, составив 13 процентов и 16 процентов экспорта этих товаров соответственно. Other important destinations for Iranian exports are Italy (6 percent of non-oil exports and 9 percent of total exports), Greece and South Korea (5 percent of total exports), and Turkey (5 percent of non-oil exports). Другие важные направления для иранского экспорта - Италия (6 процентов от ненефтяного экспорта и 9 процентов от общего объема экспорта), Греция и Южная Корея (5 процентов от общего объема экспорта), Турция (5 процентов от ненефтяного экспорта).

Iran imports mainly raw materials and intermediate and capital goods . Иран импортирует в основном сырье и промежуточные и инвестиционные товары. Imports of consumer goods, at about US$2 billion per year, represent only 14 percent of total imports. Импорт потребительских товаров, около 2 млрд. долл. США в год, составляют лишь 14 процентов от общего объема импорта. Imports of machinery and tools average about US$4-5 billion, which cover the bulk of capital goods imports. Iran's imports of grains and derivatives fell drastically in 1998-99 from about US$1.8 billion the previous years to below US$900 million. оборудования и инструментов – в среднем около $ 4-5 млрд., которые покрывают большую часть импорта инвестиционных товаров. Iran also imports a large quantity of chemical products, totaling about US$1.8-2 billion per annum. Иран также импортирует большое количество химических продуктов, на общую сумму около US $ 1.8-2 млрд. долл. США в год. The most important sources of Iranian imports are Germany (12 percent), Japan (7 percent), and Italy (6 percent). Важнейшими источниками иранского импорта являются Германия (12 процентов), Япония (7 процентов) и Италии (6 процентов).

Since Iran's first application to join the World Trade Organization (WTO) in 1996, it has been constantly blocked by the United States. Как уже отмечалось, попытки обращения Ирана по поводу вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1996 году, постоянно блокировались Соединенными Штатами, в том числе и в The application was blocked again in May of 2001, but the administration of US President George W. Bush is thought to be considering dropping its objection now that Egypt has sponsored Iran's application. мае 2001 года. Иран является одним из учредителей Азиатского клирингового союза (ACU), созданного в 1974 году для создания механизма для проведения расчетов по операциям между странами Тихоокеанского региона Азии. Члены: Бангладеш, Бирма, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Бутана. Iran undertakes only about 3 percent of its total trade within the ACU, with Bangladesh, India, Pakistan, and Sri Lanka importing oil and oil products, handicrafts, and machinery equipment. Иран реализует лишь около 3 процентов от общего объема торговли в ACU, с Бангладеш, Индия, Пакистан и Шри-Ланка, путем импорта нефти и нефтепродуктов, ремесла и машинного оборудования. Iran's imports from these countries include machinery, spare parts, and spices from India, jute from Bangladesh, and rice and cotton from Pakistan. Иран импортирует из этих стран оборудование, запасные части и специи из Индии, джут из Бангладеш, а также рис и хлопок из Пакистана.

Исследования, проведенные Центром исследований торговли и Центром развития экспорта Ирана, показали, что в стране пока низкий уровень субсидирования, что является поводом для недовольства представителей торговых организаций. Пока что ликвидировать данное явление не представляется возможным. Всемирная торговая организация считает необходимым исследовать еще и банковскую деятельность Ирана. Всемирная торговая организация подтвердила, что Иран направил отчет о своей торговой политике в орган, регулирующий глобальную торговлю, чтобы начать переговоры о членстве. Этот шаг поможет Ирану присоединиться к этой влиятельной торговой группе, в которую входят 153 стран.

 

Литература:

1.      "Tehran times": Иран намерен стать всемирным энергетическим центром. http://mediapress.media-az.com/2002/jule/10.html

2.      http://www.pamirian.com/iran/news/1212394022/

3.      Отчет Министерства экономики и финансов. Тегеран, 1993 (на персидском языке)

4.      Мухаммед Гасан Заренин. Отчет компании на 4-м съезде торгового бизнеса. Тегеран, 2005(на персидском языке)

5.      Газзали Дежем Хои, Фарзад Мурад Пур. Правила демпинга WTO в некоторых странах. Отчет. Тегеран, 2007(на персидском языке)

6.      Сеид Мехти Назири. Об экспорте Ирана в ряд стран Европы. Тегеран, 2007(на персидском языке)

7.      Взгляд на договоры Международной Торговой организации. Тегеран, 2007(на персидском языке)

8.      http://www.nationsencyclopedia.com/

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle