Библиографическое описание:

Вишневская Н. В. Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 123-124.

Современное развитие здравоохранения предъявляет к работнику со средним  медицинским образованием высокие требования. Поэтому медицинская сестра в процессе самосовершенствования должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика, в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и актуальные профессионально значимые ценности.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует усилить аксиологическую составляющую образовательной системы, стимулировать тщательную работу в информационном пространстве, максимально использовать эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует определить приоритетные задачи, направленные на:

·         формирование интереса к профессионально значимым ценностям в профессиональной деятельности;

·         развитие аксиосферы личности;

·         формирование профессиональных компетенций;

·         определение основ профессионально значимых качеств как ценностной сферы личностного самовыражения;

·         расширение знаний о себе и об особенностях своей профессии с целью построения адекватного образа «Я» и образа профессии [1, с. 4-5].

В процессе работы предполагается использование таких приемов и техник, как кластер, «ИНСЕРТ», ключевые слова, мозговая атака и др.

Например, кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц в информации и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре листа изображаем круг, в нем пишем ключевое слово это наша тема, вокруг которой будут размещаться крупные смысловые единицы. Соединяем их линиями с центром. Далее конкретизируем крупные смысловые единицы – дополняем «гроздь». В качестве малых смысловых единиц вносим важные идеи, детали и фиксируем возникшие связи. Студенты озвучивают свои «грозди», проводят презентацию своих записей.

Главная идея приема «ИНСЕРТ» – ранжирование информации. Участнику предлагается текст, работа с которым требует выделения смысловых единиц. Например, если читающему известна информация, он ставит знак «v» (я знал это), если узнал новое" «+» (я узнал), если не согласен с автором – «-» (не согласен), если не понял – «?» (не понял). Далее в тетради составляется таблица, включающая четыре колонки, в которую соответственно заносятся выделенные в тексте цитаты. Далее следует работа в микрогруппах (парах), обсуждение информации. Прием помогает систематизировать информацию, формирует содержательную рефлексию, создает основу для проблематизации на будущее [2, с. 6-7].

Выделение ключевых слов также рассматривается как очень ценный прием, позволяющий расставить акценты на главном, определить доминанты для размышлений.

Работа с информацией требует корректности и деликатности, поскольку это один из путей развития ценностных ориентаций. Следует помнить, что процесс интериоризации профессионально значимых качеств, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию вербально выраженной ценности к внутреннему ее принятию на фоне положительного эмоционального восприятия, далее к возможности ее реализации, закрепления, и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные качества.

Специально создаваемые ситуации (игра, диалог, коммуникативный тренинг и т.п.) обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Это обязательные условия, при которых возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме.

Игры, тренинги, упражнения – это яркие, эмоционально насыщенные виды деятельности, направленные на изменение, гармонизацию стиля общения личности, развитие ценностных представлений, привитие желаемых умений и навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.

Одним из важнейших компонентов занятия является рефлексия, поскольку на этом этапе осуществляется целостное осмысление и обобщение полученной информации и своего вклада в итог работы. Каждый присутствующий кратко оценивает работу, свое участие и самочувствие. Преподаватель может поощрять активность участников, задавая резюмирующие вопросы: Что вам дало сегодняшнее общение? Как вам работалось? Что изменилось в ваших представлениях о ... ?

Для этого процесса принципиальное значение имеет наличие коллективной и личностной рефлексии, для чего создаются особые условия (работа в малых группах, групповая мозговая атака, стратегия «3игзаг», письменный «круглый стол» и т.п.) [2, с. 8-9].

Процесс подготовки и переподготовки среднего медицинского работника является предпосылкой профессионального самовоспитания,  стимулирующий сознательную работу по развитию личности как профессионала: адаптация индивидуально неповторимых особенностей к  требованиям медицинской деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное развитие морально – этических и профессионально значимых качеств медицинского работника.

Очевидно, что для достижения профессионального успеха в настоящее время недостаточно обладать знаниями и умениями в какой-либо профессии, надо уметь «подать» себя, «предъявить» свою компетентность. Это предполагает необходимость развития социальных навыков взаимодействия, коммуникативных способностей, навыков самопрезентации, способностей к самопознанию.

Литература:

1.    Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования – М., 1996.

2.    Ценности профессионально – трудовой сферы. Учебно-методическое пособие /Под общей ред. Н.А. Асташовой.– Брянск: Изд–во БИПКРО, 2007. – С. 248.

3.    Леонтьев Д.А. Психология смысла – М: «Смысл», 1999.

4.    Змеев С.И. Технология обучения.- М: «Академия», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle