Библиографическое описание:

Шигаева Е. П. Педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 195-198.

Добровольность и свобода выбора в загородном лагере отдыха, отсутствие жесткой заданности и регламентированности  деятельности, возможность реализации прав и свобод в условиях каникулярного времени создают уникальные условия для социализации личности.  В связи с естественными изменениями, происходящими в общественной жизни, педагоги, ученые и практики,  вынуждены искать новые пути формирования позитивного социального опыта подростка. Встречаясь с проблемами личностного плана, подросток не всегда в состоянии справиться с ними самостоятельно, именно поэтому остро встает проблема педагогического сопровождения.

В научной литературе под педагогическим сопровождением понимается деятельность по оказанию помощи подростку в личностном самоопределении, самодвижении и саморазвитии и предоставление ему возможности для реализации и творчества.

Л.Я. Олиференко отмечает, что подростку необходима помощь, оказанная в нужный момент, которая может его поддержать в преодолении трудностей, изменить образ жизни, стиль и характер отдыха. Это требует от педагогов особых знаний, владения специфическими методами и приемами, особой организации, объединяющей специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы детей [2].

Н.А. Соколова рассматривает педагогическое сопровождение как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, обеспечивающих  включенность подростка в различные события и стимулирующих его развитие на основе рефлексии происходящего [5].

 Н.М. Михайлова, С.М. Юсфин определяют сущность педагогического сопровождения как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся у подростков способностей и нейтрализация факторов, негативно влияющих на подростка, процесс, который включает в себя деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем любого характера. Он рассматривает педагогическое сопровождение как процесс и как конкретную педагогическую технологию, обеспечивающую реализацию данного процесса [1].

А.Л. Уманский рассматривает педагогическое сопровождение как процесс взаимодействия педагогов с группой подростков для оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого [6].

В проведенном нами исследовании на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга мы рассматриваем педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как: систему педагогических действий, направленных на формирование позитивного социального опыта; педагогическую технологию, обеспечивающую комфортное вхождение подростка в социум. 

Исходя из результатов нашего исследования, мы считаем, что создание системы педагогического сопровождения ребенка в формировании социального опыта влечет перестройку организационных основ деятельности загородного лагеря отдыха, создание индивидуально ориентированной системы взаимодействия и взаимоотношений педагога с подростками, разработку новых форм и содержания коллективно-творческой жизнедеятельности детей и др.

Педагогическое сопровождение социализации подростка по программе  опытно-экспериментальной деятельности загородного лагеря отдыха было подчинено следующим принципам, описанным С.В. Сальцевой [3]:

- принцип гуманизма, уважения к личности подростка, ориентация на конкретного подростка с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;

- принцип сочетания педагогического влияния и собственной активности;

- принцип включенности подростка в социальные личностно-значимые отношения (включение подростка в отношения происходит  посредством овладения различных социальных ролей)

- принцип самореализации подростка (предоставление подростку самостоятельности и доверие в достижении поставленных задач).

Педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как система педагогических действий включала работу по основным направлениям деятельности: образование, форма организации жизнедеятельности, самоуправление, кадры, каждое из которых в эксперименте прошло шесть этапов, которые выделяет В.А. Сластенин: диагностический, ориентационно-прогностический, конструктивно-проектировочный;  организаторский; аналитико-оценочный; исследователъско-творческий [4].

Диагностический этап деятельности по срокам реализации приходится на организационный период лагерной смены, в рамках которого зарождаются  и получают развитие коллективистские отношения. В этот период педагогический коллектив изучал воспитанников, определял уровень их воспитанности и сформированности социального опыта.

На ориентационно-прогностическом этапе был определен круг проблем, рассмотрены основные понятия и проблемы, сопровождающие процесс формирования социального опыта подростка.

Конструктивно-проектировочный этап включал в себя два взаимосвязанных процесса: во-первых, формирование устойчивых представлений подростка о себе, существующей в обществе системе ценностей, способах взаимодействия с окружающим миром, возможностях и способах личностного и жизненного самоопределения. А, во-вторых, сознательная выработка подростком, исходя из всей полученной информации в загородном оздоровительном лагере отдыха и привлечения собственного опыта, стратегии собственного саморазвития.

На организаторском этапе происходило вовлечение подростков в намеченную воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязанностей между членами коллектива и побуждение их к проявлению активности.

Коммуникативно-стимулирующий этап был связан с большим влиянием педагога на умение общаться, воздействовать на подростка своей личностью, поддерживать с ним гуманно-доброжелательные отношения, вселять в него уверенность в успехе, проявлять заботу, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью.

Аналитико-оценочный этап был направлен на анализ динамики формирования социального опыта подростка, осознание системы ценностей (индивидуальной и принятой в обществе), сформированность адекватного «образа Я», наличие развернутой жизненной перспективы.

Исследовательско-творческий этап  деятельности заключался в изучении педагогической литературы по вопросу формирования социального опыта подростка и творческом применении полученных знаний в практической работе. В ходе исследовательской деятельности нами были выявлены зависимости успешности педагогической деятельности от: а) организации профессиональной среды педагога, где он сам проявляет себя как творческая личность, способная к реализации гуманистического стиля деятельности и общения с коллегами и детьми; б) сформированности у педагога-вожатого навыков владения личностно-ориентированными технологиями, построенными на принципах уважения к подростку, содействия в преодолении им личностных проблем, созидательного выбора, стимулирования познания и сотрудничества; обеспечения направленности педагога на права подростка,  его индивидуальные способности, потребности интересы, а также ориентация на формирование системы ценностей подростков.

Инновации в организации летнего отдыха детей, создание условий для их успешной социализации требуют принципиально новых подходов к профессиональной подготовке педагогов-воспитателей.

Воспитатель (вожатый) – ключевая фигура, определяющая успешность развития личности ребенка. От уровня профессионально - значимых качеств педагога зависит успех или неудача проведенной оздоровительной компании, уровень сформированности личностных, социальных и психологических качеств личности.

В ходе эксперимента с целью выявления уровня готовности воспитателей и вожатых к осознанному сопровождению социализации подростка нами было проведены исследования с использованием опросников.  По полученным результатам была выделена классификация педагогов загородного лагеря отдыха  по образовательному уровню и профессиональной подготовке.

Проведенный в ходе констатирующего эксперимента анализ,  показал необходимость в повышении уровня профессионального мастерства педагогического коллектива. В ходе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована программа повышения уровня профессионального мастерства воспитателей и вожатых ДОЛ «Чайка» «Ступени мастерства». Данная программа представляет собой систему действий, направленных на развитие уровня профессионального мастерства педагогов загородного лагеря отдыха детей, который должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании. Деятельность загородного лагеря отдыха детей характеризуется постоянной сменой педагогического коллектива. В связи с этим разработанная нами программа обучения педагогов является краткосрочной, и реализуется на предварительных сборах до заезда детей.

Более высокий уровень знаний и умений в той или иной области зависит, в первую очередь, от  начального профессионального образования, а во вторую, от возраста слушателей. Эксперимент подтвердил, что настоящий педагог-вожатый станет профессионалом только тогда, когда поработает в педагогически грамотном коллективе, методически подкованном, сплоченном, имеющем свои законы, свой стиль деятельности, имидж и педагогическое кредо.  

В ходе экспериментальной деятельности особое внимание было уделено обучению вожатых технологии моделирования воспитательных процессов. Апробация ее осуществлялась через создание и реализацию педагогами вариативных моделей воспитательного процесса на трех уровнях – управленческой и воспитательной технологий, механизма реализации содержания воспитания (программы смены); текущую методическую помощь и консультирование при организации совместного моделирования с детьми; отслеживание результатов экспериментальной деятельности посредством включенного наблюдения, изучения эмпирических анкетных данных, творчества детей.

В течение смены педагогическим коллективом проводился анализ различных аспектов эксперимента:  анализ собственной педагогической деятельности (личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, обратная связь); анализ конкретного мероприятия; результатов педагогической деятельности в целом (оценка эффективности и уровня своей работы, результатов собственной педагогической в соотношении с работой коллектива, перспективное планирование).

И, наконец,  педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха детей как педагогическая технология включала в себя три направления.

Первое направление предполагает деятельность педагога в ситуациях, когда подросток не может самостоятельно справиться с затруднением личного плана. В этом случае инициатива взаимодействия  принадлежала как подростку, так и педагогу. Используются приемы «опека», «забота», «защита». В деятельности экспериментальной смены опека и забота применялись в случае, когда воспитанник был не в состоянии ориентироваться в проблемной ситуации, возникшей в межличностном общении. Защита – организация процесса ограничения, ограждения, отстаивания интересов подростка в случае грозящей ему физической и/или психической опасности, при условии, если он не справляется сам. Однако в ходе опытно-экспериментальной работы мы отметили, что данное направление педагогического сопровождение оправдано в дни адаптации младших подростков.

Второе направление – «наставничество». Потребность подростка в общении со взрослым зависит от умения педагога создать ситуацию конструктивного творческого взаимодействия. Степень видимой активности педагога преобладает над аналогичной характеристикой деятельности подростка и основана на лозунге «делай, как Я». Данное направлении педагогического сопровождения подходит для младших подростков в основной и заключительный периоды лагерной смены, и помогает успешно адаптироваться и войти в новую социальную среду средним и старшим подросткам.

Третье направление – «помощь», «поддержка» характерна для взаимодействия педагогов с подростками, у которых большая степень самостоятельности, как правило, это старшие подростки. Степень видимой активности подростка резко преобладает над аналогичной частью активности педагога. Объем же «скрытой» части педагогической деятельности значительно возрастает, так как его задачами становится наблюдение, анализ ситуаций, разработка системы эвристических заданий, способных тактично и ненавязчиво направить подростка по пути эффективного формирования позитивного социального опыта.

Педагогическая помощь оказывалась в том случае, когда подросток мог в целом справиться с личной проблемной ситуацией сам, но встречался с неким затруднением. В этом случае со стороны педагога было достаточным продемонстрировать ему способы разрешения аналогичных ситуаций. Роль педагога – «врач-консультант», «советник по процессу».

Педагогическая поддержка отличается от «помощи» не столько уменьшением степени вмешательства педагога, сколько смещением акцентов на умения подростка самостоятельно разрешать свои личностные проблемы. Ключевыми словами при определении поддержки являются «чувство плеча», то есть создание атмосферы, благодаря которой подросток знает, что у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога – «друг», «плечо», «адвокат»,  «консультант», «катализатор».

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по процессу педагогического сопровождения социализации подростков выявила зависимость между высоким уровнем готовности педагогов к реализации модели педагогического сопровождения  и высоким уровнем социализации подростков.

Обеспечение успешности педагогического сопровождения социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха возможно, если: педагог сам проявляет себя как творческая личность, способная к реализации гуманистического стиля деятельности и общения с коллегами и детьми; педагог – вожатый владеет личностно-ориентированными технологиями, построенными на принципах уважения к личности воспитанника, содействия в преодолении им личностных проблем, созидательного выбора, стимулирования познания и сотрудничества; педагог ориентирован на индивидуальные способности, потребности интересы, а также права подростка; педагогический коллектив ориентирован на формирование группы единомышленников,  хранящих и транслирующих традиции, законы, нормы и ценностные установки лагеря, культуру взаимоотношений с подростками.

Литература:

1.      Михайлова Н.М., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие. — М., 2001.- 165с.

2.      Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система.- М.: Нар. образование, 2002.-110 с.

3.      Сальцева С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство. Курс лекций– М., ГИЦ «Владос», 2009.- 436с.

4.      Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

5.      Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: монография– Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. – 306 с.

6.      Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. - Кострома: КГУ, 2004.- 290 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle