Библиографическое описание:

Гайич Т. М., Нина Д. М., Милийана М. Д. Управление качеством и возможности поощрения развития сельского туризма в Сербии // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 158-167.

Ещё в XIX веке возросло значение сельского туризма, поэтому это понятие не новое, его появление связано с нуждой туристов познакомиться с привычками и обычаями других культур и народов, которые можно увидеть только в сельской местности. Сельский туризм может иметь значительную роль в оживлении особых сельских областей в Сербии, побуждения устойчивости развития и стимулирования жителей вернуться в оставленные сельские области и продолжить сельскохозяйственную деятельность. Известно, что в Сербии существуют большие потенциалы для развития сельского туризма, но эти возможности почти не используются, а также недостаточно представлены на туристическом рынке. В работе показаны возможности массового развития сельского туризма в Сербии, выполнено исследование уровня развития сельского туризма и оказанных услуг за минувшие годы. Рассмотрена реальная ситуация и выявлены главные недостатки бизнеса с предложенными возможными правильными мерами по приведению данного туристического продукта  к желаемым результатам.

Ключевые слова: управление, качество, туризм, Сербия.

 

 1. Анализ литературы по сельскому туризму

 

В разных дефинициях, сельский туризм включает широкий спектр услуг и развлечений, обеспеченных со стороны работников сельского хозяйства и крестьян, с целью привлечения туристов и дополнительного дохода [3, с.17]. Некоторые авторы часто подчёркивают, что в широком значении, сельский туризм относится к определённому виду отдыха на природе, экскурсиям в сельские области, в соответствии с этим можно сказать, что сельский туризм – альтернатива массовому рыночному туризму, привлекающая определенную часть туристов, заинтересованную в пребывании на природе, в сельской области, ратующая за защиту окружающей среды и сохранение природы. Продукт сельского туризма связан с природой и ценностями окружающей среды, что и является основным ресурсом туристического предназначения сельского туризма.

Сельский туризм – особая форма туристических движений, одновременно связывает развлекательные и культурные функции. Традиционная деревня базируется на специфической общественно-экономической организации. Такой вид организации имеет основу в патриархальном образе жизни [13, с.245]. К сожалению, такой образ жизни начинает уступать место современному образу жизни, и таким способом разрушает традиционную деревню. С другой стороны, в некоторых областях, создаются туристические деревни, в которые туристы приезжают во время праздников, выходных, как бы временно пытаясь вернуться к природе и здоровой жизни [8, с.20]. Посетители этих деревнь, чаще всего жители больших городов, которые уезжают ради новой жизни, разительно отличающейся от угрюмых будней. Очень часто в литературе упоминается название – фермерский туризм (туризм фермы), как один из продуктов, предложенный сектором сельского туризма. Самые привлекательные туристические назначения, это те, которые имеют сохранившийся физико-географический ареал, защищенную природу и антропогенные туристические мотивы, которые привлекают туристов. Таким условиям как раз удовлетворяют сельские области в Сербии. Эти предложения, однако, сталкиваются с сокращением количества туристов, и следовательно сокращением работы [9, с.178]. В западных странах сельский туризм воспринимается как часть туристической моды или тенденции, а также как нужда современного, урбанизированного, человека, становясь, таким образом, неизбежной частью туристического предложения.

В Европе зарегистрировано более 200000 поставщиков услуг в сельском туризме. Жизненный цикл сельского продукта в Европе начался давно и проходил через различное экономическое и общественное реструктурирование [15, с.112]. Развитие этой формы туризма сталкивалось с многочисленными трудностями, например: болезни домашнего скота в Великобритании усиливали проблемы, с которыми сталкивались сельские общества, в то же время появилась возможность для осмысления новой программы – объединенного сельского развития, которая в состоянии оценить реальную пользу сельского туризма для экономики [5, с.125].

Таким образом, туризм стал одной из возможностей, влияющей на экономическое развитие этих областей, в частности, в Сербии. В последние годы XX века этот вид туризма не имел больших возможностей для развития. Основными причинами являются непостоянная экономическая и политическая ситуации, которые препятствуют всем экономическим тенденциям, и следовательно, туризму [10, с.222].

 

2. Основные характеристики развития сельского туризма в Сербии

 

Если отталкиваться от определения сельских областей, как пространств, чьи главные характеристики, физическое и географическое использование земли для производства сельскохозяйственных и лесных продуктов, то можно сказать, что около 85% территории Сербии – это именно сельские области, в которых живут 55% общего населения, с плотностью населения от 63 жителей по км² [7, с.18]. В этих областях находится большинство природных ресурсов земли (сельскохозяйственная земля, лес, водные ресурсы и т.д.) с очень богатой экосистемой и биологической вариативностью, важным природным и культурным наследием. В начале 90-ых годов сельские области в Сербии захватила сильная тенденция миграции из-за переселения сельских жителей в город, то же самое произошло во всех европейских странах в 50-ых годах. Сельские области теряли жителей, а параллельно с этим, росли другие секторы хозяйства.

Исследованием автора этой работы выявлено несколько важных фактов о сельском туризме на просторах Сербии. В 2009 году в Сербии зарегистрировано около 46 деревень в 18 общинах и 140 домашних хозяйств с 750 местами. В том же году среднее число достигнутых ночных стоянoк составлялo 408580, т.е. 6,5% от общего числа ночных стоянок в Сербии, 100% из них были заняты домашними туристами [7, с.305]. Среднее число времени пребывания жителей в сельских домашних хозяйствах составляет 2-3 дня. Среднее число дневного потребления туристов составляет 15 евро, а среднее число заработка в сельском туризме, на основе житейских и хозяйственных услуг, составило 6200000 евро. Предусматривается, что до 2015 года сельский туризм захватит 7% общего числа туристических движений, а часть иностранных гостей достигнет 15%. Одна из характеристик сельского туризма в Сербии – специфическая структура персонала в домашних хозяйствах, которая оказывает услуги туристам. Есть несколько рабочих, чаще всего 1 или 2 работника. По тем же самым исследованиям, в сербских деревнях: 68% домашних хозяйств имеет 2 работника, 8% имеет 15 до 20 работников и 24% имеет 3 до 5 работников. Первичная деятельность населения в деревнях – сельское хозяйство; 79% населения участвует в сельскохозяйственной деятельности, 15% в туризме, 6% в остальной деятельности (секторы торговли и ремесла). Согласно собранным данным, в сельском туризме в Сербии большинство услуг следующие: 60% домашних хозяйств оказывает услуги полного пансиона, 34% ночную стоянку с завтраком, и 6% полупансион. Из этого 20% сельских домашних хозяйств располагают 10 кроватями, 12% с 10-50 кроватями, 15% более чем с 50 кроватями, и 53% перечислены как неизвестные [11].

Таблица 1

Главные характеристики сельскохозяйственных районов Сербии по сравнению с городскими областями

Индикаторы

Сербия, всего

Городские области

Сельскохозяйственные районы

% сельскохозяйственных районов/

Сербия всего

EU 25

Pred. Rural Areas

Общая площадь, км²

77508

11556

65952

85,1

56,2

Число населенных пунктов

4715

811

3904

82,8

 

Численость населения 1991.

7576837

3257374

4319463

57,0

16,6

Численость населения 2002.

74980001

3336341

4161660

55,5

 

Плотность населения 2002.

96

288

63

 

38,5

Возрастная структура

Старше 65 лет (%)

16,5

15,4

17,5

 

16,6

Младше 15 лет (%)

15,7

15,1

16,2

 

17,6

Занятость по секторам

Первичный сектор (%)

23,36

11,26

32,98

 

13,2

Вторичный сектор (%)

30,08

29,32

30,69

 

28,7

Третичный сектор, в т.ч. и бюджетный сектор (%)

43,74

56,74

33,44

 

58,1

неизвестно

2,80

2,69

2,89

 

-

ВВП на душу населения indeks, Serbia= 100

100

132.8

73.7

 

74.1

Nezaspolenost (%)

22

23

21

 

11,6

Уровень безработицы среди женщин (%)

24

25

23

 

 

Инфраструктура

Число телефонных линий /1000

Жителей 2004

331

391

284

 

 

Число жителей на одного врача, 2004.

369

272

512

 

 

Туристическая инфраструктура

Число койко-мест в отелях

83993

26919

57074

67,9

 

Число койко-мест в отелях на 1000 человек

11,2

8,07

13,71

 

 

Число ночевок

6642623

2147850

4494773

67,9

 

 

(Источник: Министерство сельского хозяйства, лесной и водной промышленности Сербии)

 

Важно упомянуть тот факт, что, для того, чтобы включить сельские области в туристическое предложение, нужны конкретные условия, которые касаются не только оборудования простора и комплекса, но и готовности жителей принять гостей. Если сельские жители хотят и имеют способность и возможность дать качественное обслуживание и оправдать желания гостей, которые проживают в домашних сельских хозяйствах, тогда только они смогут включиться в туристическую промышленность.

Можно сделать вывод, что главными инициаторами развития сельского туризма являются люди и их хозяйства, потому что они – прямые поставщики услуг и своих продуктов, а также проектировщики качественных предложений сельского туризма вообще. Текущее состояние на незавидном уровне, поэтому необходимо принять стратегические меры по улучшению развития сельских областей, начиная с самой сельской инфраструктуры, которая является отправной точкой для развития этой формы туристического предложения. Потенциал, точнее натуральные и антропогенные ресурсы, фактически является возможностями или основой для развития туризма, но без правильного формирования его нельзя предложить на туристическом рынке и включить в туристическую промышленность [2, с.14]. Прежде всего, это относится к созданию сложного туристического продукта в целом, со всеми индикаторами качества, которые помещаются на туристический рынок с намерением задержания позиций.

В Сербии большое разнообразие сельских областей в экономическом, общественном и демографическом смысле. Групповым анализом утверждены четыре группы сельских областей в Сербии, которые показывают их силы и слабости (Таблица 2).

 

Таблица 2

Типология сельскохозяйственных районов в Сербии

 

 

Значение развития сельского туризма для экономики Сербии несомненно важно, и отражается оно, прежде всего, в следующем: увеличение доходов от развития этой деятельности, расширение реального круга туристического требования, оценка определенных областей и ресурсов, которая бы позволила включиться в туристическое предложение, развитие слаборазвитых областей, создание новых рабочих мест, использование здоровой пищи и возвращение к природе, размещение домашних продуктов (вязание, вырезание, традиционные художественные промыслы), возвращение жителей в оставленные сельские области и т.п. Развитие этого вида туризма может влиять на значительные изменения в развитии всей окружающей среды.

Сельский туризм в Сербии находится в своей первой фазе развития, а следующие фазы будут еще сложнее, из-за существующего соперничества на европейском и мировом туристическом рынке [6, с.103]. Необходимо большое усилие различных лиц в поощрении и пропаганде, а также их интегрированная деятельность в сложном секторе туризма с целью продемонстрировать и понять, что сельский туризм может способствовать полезному развитию целой экономики государства. Необходимо понять, что использование совместных партнерств, которые объединяют все заинтересованные лица, неизбежно для того, чтобы осуществить определенную и стратегически правильную политику развития туризма в государстве.

Таблица 3

SWOT анализ сельскохозяйственной экономики Сербии

 

Преимущества

Недостатки

Природные/Климатические

Сербия – один из 5 европейских центров биоразнообразия

Большое число курортов, термальных источников, лесов, рек, озер, охотничих угодий

Территории с красивой природой

 

Торговые\коммерческие

Ориентированность фермерских хозяйств на экспорт

Сырье обеспечено отечественной промышленностью

 

Структурные/позиция общества

Некоторые сильные отечественные компании

Потенциал для сельского туризма

Динамичные производители специальных продуктов

Сохранены местные традиции и сельская обстановка

 

Процедурные/Политические

Система обозначения качества продукции

Статус страны – потенциального кандидата в члены ЕС

Гостеприимное местное население

Природные/Климатические

Неадекватное управление отходами

Сельские районы Сербии не имеют выхода к морю

(проблемы в транспортировке)

 

Торговые\коммерческие

Нехватка предпринимательства

Недостаток навыков

Слабый сектор исследования и развития

Ограниченный отечественный рынок

Слабая диверсификация деятельности в области сельской экономики

Высокий уровень инфляции

 

Структурные/позиция общества

Недостаток объемов по сравнению с конкурентами на мировом рынке

Недостаток национального плана по устройству

Неадекватная инфраструктура

Низкий уровень образования и обучения в сельских районах

Высокий уровень безработицы

Низкий уровень доходов населения

Нехватка общественного капитала

Нехватка рабочих мест

Нищета

Большое давление, оказываемое на природные ресурсы

Слабое сотрудничество разных министерств в области политики в отношении села

Медленная реализация законов

Коррупция и кумовство

Возможности

Угрозы

Природные/Климатические

Возможности для эффективной защиты окружающей среды

Стимулирование фермеров с целью защиты окружающей среды

 

Торговые/Коммерческие

Растущий мировой рынок сельского туризма

Изменяющиеся вкусы потребителей и новые тренды

Возможное конкурентное преимущество, исходящее от запросов потребителя в области безопасности пищи и защиты природы

Возможности для других видов туризма

Развитие малых и средних предприятий в сельских районах

 

Структурные/позиция населения

Укрупнение предприятий дает возможность для экономии объемов в производстве, переработке, продвижении продукции/торговле

Лучшая диверсификация сельских районов

Доступность IPA фондов для адекватных инвестиций

Межгосударственное сотрудничество и проекты

 

Процедурные/Политические

Свободные мировые рынки открывают возможность экспорта, однако они же являются и угрозой, если сербские предприниматели не будут конкурентоспособными

Статус страны-потенциального кандидата в ЕС должен помочь на европейском рынке

Природные/Климатические

Уменьшения лесных прощадей

Уничтожение окружающей среды

 

Торговые/Коммерческие

Быстроменяющиеся требования потребителей и в моде потребления

Усиливающаяся конкуренуия на международных рынках

Нехватка рабочей силы в специализированных областях сельской экономики (туризм)

Расходы и трудности при основании фирмы

Появление сильных международных брендов на все более интегрированном европейском рынке может быть угрозой для сербской индустрии оказания услуг

Процедурные/Политические

Усиливающийся застой в сфере развития инфраструктуры

Усиливающиеся ограничения в области защиты окружающей среды

Проблема попадания на рынок из-за беспокойства о безопасности и гигиене.

 

4. Краткий обзор анализа исследования и собранных данных о качестве оказанных услуг сельского туризма в Сербии

 

Исследования туристического рынка показали, что туристы требуют высокого уровня обслуживания. Тот же случай и с сельским туризмом, где также существует постоянная борьба за качество. Рост конкуренции на мировом рынке неизбежно влечет за собой требования к качественным услугам в туризме, для того, чтобы выполнить требования современных туристических потребителей. Качество является приоритетной частью бизнеса в туристической промышленности.

Кроме того, что качество должно быть неотъемлемой частью бизнеса, качество также должно находиться и в культуре образа жизни и работы, необходимо, чтобы оно стало стилем образа жизни. Главная цель контроля и способа управления качеством в сельском туризме состоит в том, чтобы обеспечить частоту турпотребителей, которые будут использовать эти продукты и услуги. Довольный турист – уверенность успешного бизнеса и получения прибыли. Когда речь идёт о прибыли, важно помнить, что речь идет не только о деньгах, но и о многих других вещах, среди которых удовлетворение туриста является ключевым [12, с.44]. Для того, чтобы выйти на мировой туристический рынок с предложением сельского туризма, и при этом стать конкурентоспособным предложением, в первую очередь необходимо повысить именно качество услуг. Это возможно только посредством постоянного контроля за качеством оказанных услуг, а в конечном итоге, удовлетворения туристов.

На следующем графике можно увидеть результаты исследования качества некоторых услуг в сельском туризме Сербии.

 

График 1. Средняя оценка качества некоторых услуг в сельском туризме Сербии

 

 

(Источник: результаты исследования в деревнях Сербии, 2009.г)

 

Качество услуг и продуктов в сельском туризме должно включать по крайней мере четыре основных элемента: удовлетворенность туристов, удовольствие от местной туристической промышленности, качество жизни местных жителей, экологическое качество. Если будут выполнены качественные изменения этих основных элементов, то значительные последствия повлияют на всеобщее качество сельского туризма, а также на туристический продукт. Наилучший способ следовать качеству продуктов и услугам сельского туризма, постоянно спрашивать туристов о важных сегментах качества туристического продукта, который они используют. Автором этой работы проведены соответствующие исследования, за период 2009г., в 15 деревнях в Сербии. Из 1200 опрошенных, для анализа  взято 500 анкет, т.к. большее число анкет заполнены неправильно или вообще не заполнены. Полученные результаты показательны, главной проблемой оказалось отсутствие сотрудничества между владельцами сельских хозяйств и туристами. Однако, данные могут быть использованы как основа для дальнейших исследований в этой области. В этой работе представлены результаты, связанные с качеством некоторых сегментов предложений сельского туризма в Сербии.

Итак, мы получили среднее число качества некоторых услуг. Можно заметить, что лучшее среднее число получили следующие услуги: Качество воды (5,0), качество воздуха (4,98), традиция (4,80), подлинность (4,92) и размещение (4,0), которое вместе с гастрономическим предложением (4,02) составляют наиболее привлекательные ресусрсы в этом туристическом секторе. Согласно проведенным исследованиям, каждый второй турист требует исключительного качества чистоты, шума, защищенной природы, а каждый третий – пребывания на природе, нетронутой цивилизацией. Визуальные эффекты имеют большое влияние на качество и ощущение у самих туристов. Поэтому качество услуг подразумевает заботу об участке, существующих комплексах, чистоте природных и антропогенных элементов. Сельские продукты, особенно размещение, достопримечательности и местоположение, часто включаются в систему оценки с целью предложения туристам объективной оценки стандартов качества. Кроме того, существовали попытки ввести специальную систему оценки сельского размещения. В 80-е гг. ХХ века, в Уэльсе сделана особая схема развития и установления стандартов качества. Эта схема была комбинацией минимальных стандартов размещения и услуг и принудительного периода подготовки, которая затрагивала много тем, включая услуги, юридические аспекты бизнеса и маркетинг. Можно заметить, что худшие оценки получили: место для стоянки (2,40), транспортировка (3,18) и дополнительные развлечения (3,0). Получение информации имеет плохую оценку, средний показатель 2,18. Это показатель того, что туристы были плохо информированы или вообще не информированы, что является одним из главных недостатков туристического предложения. Главное, чтобы туристы имели определенную информацию об окружении, обычаях, культуре, поведении с местными жителями, повседневной жизни, чтобы могли защитить себя или чтобы не подвергли опасности других людей. Туристические информационные центры слабо включены в информационную систему, что влияет на возможность привлечения туристов. Нужно заметить, что неразвита передача сигналов (телекоммуникации), и по этому вопросу необходимо многое изменить, если стремиться развить сельский туризм и привлекать иностранных посетителей. Ещё одна из услуг, которая получила плохую оценку (всего 3) – дополнительные развлечения. Согласно собранным у интервьюируемых туристов данным, 59% из них учествовало в организованных экскурсиях, 16% в спортивно-рекреационной деятельности, 11% участвовало в творческих семинарах, 14% в домашней работе тех сельских хозяйств, в которых они проживали. Широко распространено мнение, что необходимо больше включать туристов в сельскохозяйственную жизнь деревни, в домашние хозяйства, а также восстановить традиционные мероприятия, для того, чтобы туристы могли активно или пассивно в них участвовать. Это один из способов поощрения традиции, истории, культуры одного народа, а туристическое предназначение стало бы оправданным. Чтобы увеличить положительный опыт у туристов, необходимо чтобы работники сельского туризма имели соответствующие знания, были обученными; в тех деревнях, что были включены в исследование, туристы также плохо оценили этот пункт. Рабочие должны обладать определенными навыками в коммуникации с гостями, учитывая то, что рабочие – главным образом, члены домашнего хозяйства, которым необходимо обучение и образование. В анкетном исследовании по оценке качества служащих респонденты дали средний балл в 3,78. Исследование включало сельских жителей, не только владельцев хозяйств, а всех жителей, которые участвуют в оказании туристических услуг. Их мнение о дальнейшем развитии туризма в этих областях, в основном, положительное. Можно заметить, что наибольшее число ответчиков считает, что туризм имеет положительные эффекты на всю окружающую среду, 62,80% из них заинтересовано в развитии этой деятельности, 18,40% против развития этой деятельности, а 18,80% опрошенных воздержались от ответа.

График 2. Отношение местных жителей к развитию туристской деятельности

 

(Источник: результаты исследования в деревнях Сербии, 2009.г)

 

 

Коммуникация между людьми в туристических предложениях проявляется во время приезда туристов. Туризм часто влияет на повседневную жизнь людей в одном городке. Это влияние может быть положительным, если усиливается культурный образ области, но может быть и отрицательным, если в течение основного сезона появляется слишком большой приток людей в конкретное место. Это может привести к неблагоприятным случаям и вызвать ситуации конфликта между туристами и местными жителями. Поэтому очень важно анализировать потребности, требования и желания местных жителей, потому что они в одно и то же время могут являться инициаторами развития туризма или тормозом развития этой деятельности.

С целью успешного развития туристической деятельности и полного удовлетворения потребностей туристов, очевидно необходимо развить стандарты, по которым могут измеряться результаты компании и отдельного человека [13, с.249]. Туристам нужно лучше сообщать об отдельных сельских возможностях и об особых стандартах развития и управления, которые необходимы для достижения качества услуг. Сельский продукт, особенно размещение, достопримечательности и местоположение, часто включается в систему оценок, которая преследует цель предложить объективную оценку стандартов качества для туристов.

Часто появляются трудности в создании и выполнении уникальных стандартов качества в секторе, каким является сельский туризм. При этом тяжело или вообще невозможно сравнение качества услуг и комплексов, которые предлагает, например, ферма с услугами или сельская гостиница. Трудности в развитии стандартов качества в сельском туризме появляются ещё и в невозможности узнать основные качества сельского туризма, и потребности сохранения положительной стороны сельской области. Управляя развитием сельского туризма, важно понять следующее: готова ли эта область принять гостей? Если эта сельская область приспособлена для того, чтобы принять туристов, то каких туристов? Каким образом осуществлена подготовка сельской местности для включения в туристический поток? На каком уровне находится обучение людей для принятия гостей и общения с ними? Каково состояние инфраструктуры, размещения и других услуг, которыми необходимо удовлетворить туристические потребности; уровень возможности принятия туристов в отдельных сельских областях; включение всех сегментов жителей в планирование развития туризма; руководство и планирование развития сельской области принципами жизнеспособного развития туризма; создание определенного продукта в зависимости от сельской области; включение интернета в поощрение и рекламу сельских областей и т.д.

 

5. Заключение

Туризм – определенная деловая активность, которая может быть фактором уравнивания больших региональных различий в экономической структуре Сербии. По своей природе туризм – одна из самых растущих отраслей, благодаря благоприятным тенденциям общего экономического роста и улучшения жизненного уровня. Сербия – страна, у которой светлое будущее в области туристической деятельности. Можно развить почти все формы туризма, при этом, важно подчеркнуть, что мир будет нуждаться в Сербии и её нетронутых уголках. Сложность туризма и туристических потребностей мировых жителей влияет на изменение туристического требования. Наблюдается спрос в новых особых формах туризма, характеристика развития этой деятельности включает конец XX-начало XXI века [1, с.14]. Существует большая возможность для сельских областей войти со своим туристическим предложением, при наличии определенного потенциала и адекватного персонала, который сможет предложить эти услуги на туристическом рынке.

В этой работе показаны результаты исследования, сделанного в нескольких деревнях Сербии. Данные можно использовать как начальную основу для дальнейших и детальных исследований в области сельского туризма. Несмотря на все проблемы, с которыми сталкивалась Сербия в последние годы и которые дополнительно уменьшили развитие туристичекой деятельности, следует заметить, что на основе результатов этого исследования состояние качества туристических продуктов и услуг находится на хорошем уровне. Тем не менее, данный уровень качества далек от того, которого необходимо достичь, чтобы обеспечить лучшее развитие этой деятельности и прорыв на мировой туристический рынок.

В дальнейшем бизнесе важно развивать стратегические планы управления развитием туризма на просторах Сербии, и таким образом избежать побочных эффектов, а новое туристическое предложение внедрить на туристический рынок в нужное время и правильным способом [12, с.56]. Необходимо управлять качеством, потому что адаптация управления качеством в туристических предложениях сельского туризма имеет потенциал улучшить особенности в пределах того же сектора, в то же время сохраняется общественная и культурная личность и целостность окружающей среды. С момента создания потребности за туристическим движением, от отъезда в бюро путешествий и покупке туристического продукта, до путешествия и проживания в конкретном месте туристического предложения по сельскому туризму, должен постоянно иметь место процесс качества туризма. Имея это в виду, необходимо постоянно развивать меры качества, следить за их выполнением и реализацией в сельском туризме, усилить процесс качества менаджемента в туристическом предложении и в месте туристического назначения.

В развитии сельского туризма в Сербии необходимо, чтобы существовало желание правительства и других юридических лиц в улучшении качества туризма, причём надо работать над тем, чтобы туристическая промышленность стала такой деятельностю, где качество является приоритетом. Качество необходимо рассматривать, как самый важный элемент развития и устойчивости туризма в XXI векe, причём качество – одно из четырех ключевых принципов, на котором базируется развитие этой деятельности, вместе с устойчивостью, конкурентоспособностью и партнерством. Развитие туризма, в целом, будет положительно влиять на окружение в Сербии, при этом необходимо упомянуть, что эта деятельность будет играть роль в создании новых рабочих мест. Из этого следует потребность за постоянными инновациями в знании, а также и за обучением кадров особым формам туризма. Когда речь идет о развитии сельского туризма, образование одно из ключевых факторов дальнейшего развития туризма. Очень важное условие правильного развития, качества предложения и представления сельских областей для развития – сложный обзор потенциалов сельских областей и планирование стратегии развития этого вида туризма. Развитием сельского туризма в Сербии создаются условия для изолированных областей, включается сплетение рыночных отношений, и активация всей экономики.

Чтобы создать условия для массового развития сельского туризма, необходимо сделать большие изменения в области предложения. Станет необходимым создать условия для принятия большого числа туристов, и тем самым больше приспособиться их к желаниям и потребностям, потому что это будет влиять на получение больших и качественных доходов. Прежде всего, необходимо сделать изменения в концепции строительства и занятости в сельских областях, чтобы с одной стороны они стали более привлекательными на рынке, а с другой стороны, чтобы у них повысились соревновательные способности на международном рынке, а также доступность у домашних потребителей, и таким способом улучшить их экономическое положение. Некоторые из стратегических целей следующие: информированность местных жителей о потребностях развития сельского туризма, обучение жителей включать маленькие предприятия в потребности сельского туризма, обучение жителей принимать решения о направлениях развития сельского туризма, и обучение жителей потребностям отдыха туристов и знакомства с культурно-историческим наследием сельских областей. В связи с этим, при создании управления качеством в туристическом назначении необходимо идентифицировать туристические продукты, услуги и их качество; идентифицировать процессы, которые удовлетворяют потребностям качества продукта и услуг; идентифицировать способ наблюдения за уровнем качества и удовлетворенности потребителей на уровне туристического предназначения.

В этой работе упоминалось, что структура туристов такая, что главные участники в сельском туризме – домашние туристы, поэтому надо создать благоприятные условия для пребывания иностранных туристов. Тяжело ожидать большой рост иностранного туризма, если не принять исправительных мер по развитию в целом этой формы туризма.

Считая, что в будущем необходимо ожидать усиление туристических потребностей, основанных на условиях и образе жизни современного человека, а также принимая во внимание то, что все прогнозы долговременного экономического развития в мире вызывают убеждение в дальнейшем глобальном и индивидуальном усилении дохода на основе большей производительности работы и средств, с уменьшением рабочих часов отдельного человека, ожидается, что на дольший срок будут важны условия для развития сельского туризма в востребованных областях туристического предложения.

Сербии необходимо многое сделать для поощрения этой части туристического предложения, имея это в виду, нужно пользоваться положительным опытом других европейских стран, полагаться на реальную ситуацию в Сербии, и применять все возможности, которые помогут достичь положительных результатов. Имея в виду все изменения и результаты, которые производятся в зависимости от развития туризма в одном предназначении, необходимо работать осторожно и внимательно.

 

Литература:

1.                    Bramvell, B., (1996), Sustainable Tourism Management, Principles and Practices. Tilburg University Press.

Gunn, C.A, (1997), Vacation cape, Tourism Regions, Van strand Reinhold, New York.

2.                    Laws, E., (1995), Tourist Destination Management, Routledge, London.

3.                    Morrison, R.A.,(2005), Hospitality and Travel Management, Delmar/Thompson Learning, USA.

4.                    Ratz, T., (1998), Rural Tourism and Sustainable Development, D.Hall-L.O Hanhlon eds.

5.                    Ružić, P., (2005), Ruralni turizam, Institut za poljoprivredu I turizam Poreč, Pula.

6.                    Gajić T., (2009), Karakteristike uticaja i razvoja turizma na kompletnu privredu Vojvodine. Ekonomika poljoprivrede. Beograd. Br. 2, str. 303-319.

7.                    Gajić, T., (2009), Management of Tourist Demands, Offers and Sustainable Development of Rural Tourism, Academica Turistica II, Journal for Theory and Practice of Tourism, Portorož, Slovenija, 1-2/2009, str.17-24,

8.                    Gajić, T. (2009), Upravljanje razvojem turizma Južnobačkog okruga. Doktorska disertacija, PMF, Departman za Geografiju, Turizam i Hotelijerstvo, Novi Sad.

9.                    Hall, C.M. (2007) Tourism and Regional Competitiveness. Developments in Tourism Research, Advances in Tourism Research Series, Elsevier, The Netherlands, p. 217-233.

10.                Источник: результаты исследования в деревнях Сербии, 2009.г

11.                Nikolić, M.A, Sparks, B.A., (1995), The hospitality service encounter. The Hospitality Research Journal, 19 (2), 43-56.

12.                Olsen, S., (2002), Comparative evaluation and the relationship between quality, satisfaction, and repurchase loyalty. Journal of the Academy of the Marketing Science, 30 (3), 240-249.

13.                Romelić, J., Tomić, P. (2001), Uticaj turističkih kretanja na materijalnu bazu turizma u Srbiji. Turizam, PMF, Departman za Geografiju, Turizam i Hotelijerstvo, Novi Sad, br.5, str. 96-98.

14.                Romelić, J., Tomka, D. (1996), Turistički potenacijali Srbije. Zbornik radova: Turistički potencijali Jugoslavije, Institut za Geografiju, Novi Sad, str. 47.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle