Библиографическое описание:

Лапшина А. В. Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 351-354.

            В настоящее время все более актуальными становятся исследования посвященные изучению такого понятия как креативность. В век информационных технологий креативная личность становится востребованной обществом. Но готовит ли современная система образования креативных специалистов? Каковы условия формирования креативности? Почему у одного человека креативные способности ярко выражены, а у другого нет или вообще отсутствуют? Какова роль социального окружения и культурной среды в выявлении и развитии этих способностей? На эти и другие вопросы пытаются ответить ученые разных областей знаний: философы, психологи, педагоги.

            Важно понимать, что понятия  «творчество» и «креативность» не сводимы к одному общему знаменателю, но, безусловно, они тесно взаимосвязаны между собой.

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана [7, c. 173].

По нашему мнению именно личностными качествами определяется способность к креативной, творческой деятельности, к нестандартному поведению, к необычному решению стандартных задач.

Творчество же  понимается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [7, c. 380].

Таким образом, креативность – это способность, характеристика личности, а творчество это непосредственно процесс деятельности, результатом, которой является создание чего-то нового и для того чтобы это произошло необходимы креативные способности. Это доказывает, что креативность и творчество тесно связаны между собой, без креативности невозможно творчество.

Вопрос о креативных способностях личности, об их выявлении и развитие нельзя рассматривать односторонне. В ходе нашего исследования мы будем изучать его с точки зрения философии, психологии и педагогики, так как именно в этих науках накоплен огромный теоретический и эмпирический материал по данному вопросу.

Психологи рассматривают способности как свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. 

Объяснение природы способностей нужно искать в одной из самых древних наук на земле – философии. Именно эта наука явилась началом таких наук как эстетика, педагогика, психология. Еще задолго до нашей эры во времена греческих и римских философов вставал вопрос о способностях человека и их природе. Сократ и Аристотель, Платон и Сенека – размышляли о том, откуда берется у человека возможность что-либо сотворить. Уже в недрах философии встает главный вопрос о самой природе способностей: зависят ли от наследственных факторов, или они зависят от воспитания.

В ходе развития философии образовалось два направления: теория, провозглашающая врожденность способностей (теория наследственных способностей), позиция Д.Дидро [5, 168] и теория, отрицающая значение природных предпосылок способностей и считающая способности обусловленными лишь воспитанием (теория приобретенных способностей), позиция К.А.Гельвеций [4, 74].

Первым ученым, который попытался перейти к опытному изучению  способностей, был английский психолог Френсис Гальтон [3, c. 85-89]. Теория Гальтона о полной наследственной предопределенности способностей и идея искусственного отбора применительно к человеку были по своей сути крайне рациональными. Гальтон так же был первым создателем «умственных тестов», которые включали в себя ряд коротких испытаний, позволяющих измерять различия между людьми по таким качествам как реакция кожи на температуру, острота зрения, обоняния, вкус. В начале двадцатого века (1904 г.) французский психолог Альфред Бинэ [2, c. 125] разработал тесты нового типа, в основу которых были положены попытки измерить ум ребенка, его способность суждения, его сообразительность. Сам Бинэ считал, что его тесты измеряют «естественную» врожденную умственную способность, которая созревает с возрастом и не зависит от уровня образования и условий жизни. В дальнейшем эта позиция была не раз подвергнута критике.

Американским психологом Льюисом Терменом [9, c. 56] было введено такое понятие как коэффициент интеллекта. Сомнения в надежности этого коэффициента привели другого английского психолога Чарльза Спирмена [8, c. 75] к мысли, что в решении тестов играют роль еще два других фактора – «общий фактор», который и следует рассматривать как общую умственную способность и «специальный фактор», который связан с конкретными особенностями теста. Так стала появляться идея, что существующие тестовые системы не охватывают самого главного в способностях человека – возможности творчества. Одним из первых предложил при оценке способностей выявлять не только уровень интеллекта, но и уровень креативности американский ученый Е.П. Торранс [10]. Он стал соавтором многих методик креативности. Торранс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой-то степени импульс ребенка превратится в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых людей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что социальное окружение оказывает непосредственное влияние на проявление и развитие креативности личности. Безусловно, человек существо социальное. Он рождается, воспитывается и осуществляет свою деятельность в социуме и не может быть полностью обособлен и независим от тех норм, принципов, стереотипов поведения, которые сложились в данном обществе. Креативная личность в какой-то степени разрушает эти рамки и выходит на новый уровень мышления и решения уже известных задач новыми способами. Именно этой способностью она и выделяется среди остальных. Но как личность оказывает влияние на общество, так и общество влияет на личность и порой это влияние приводит к негативным последствиям. Каким же должно быть социальное окружение личности, чтобы она могла проявить и развить свои креативные способности?

Е.П. Торранс [1, c. 171-172] отмечая влияние культуры на процесс развития креативности, выделяет специфические факторы, влияющие на творческое мышление:

1.      Образовательный уровень.

2.      Различная оценка мальчиков и девочек.

3.      Преждевременные попытки исключить фантазию.

4.      Ограничения по манипулированию и любознательности.

5.      Условия, приводящие к страху, робости.

6.      Неправильно акцентированное ударение на определенных вербальных умениях, особенно механических.

7.      Переоценка превентивных мер или успеха.

8.      Недостаток ресурсов для выработки идей.

Также он обозначает экспериментально изменяемые переменные, влияющие на творческую продуктивность:

1.      Состав группы (гомогенная или гетерогенная)

2.      Соревнование.

3.      Обучение принципам разработки идей.

4.      Природа «разогрева» - инструкции (количество против качества) и практика (безоценочная против оценочной)

5.      Награда творческого мышления (рассмотрение вопросов и воображаемых идей с уважением, подбадривающее и оценивающее самоинициирующееся обучение)

6.      Деятельность, позволяющая детям оценивать их собственные идеи.

Далее Е.П. Торранс описывает условия, которые способствуют либо тормозят развитие креативности в детском возрасте:

Условия, способствующие развитию креативности в детском возрасте

Условия, тормозящие развитие креативности в детском возрасте

·         Ориентация ребенка на творческое решение;

·         Снятие преград в отношении инициативы ребенка;

·         Поощрение создания различных творческих продуктов в школе и дома;

·         Предоставление возможности экспериментировать с предметами и мыслями;

·         Воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности;

·         Воспитание у ребенка внимания ко всем свойствам окружающей среды.

·         Ориентация на успех;

·         Ориентация на мнение сверстников;

·         Фиксация на стереотипах половой роли;

·         Представление окружающих взрослых о креативности как об отклонении от нормы;

·         Запрет вопросов и ограничение инициативы;

·         Жесткое разграничении трудовой и игровой активности ребенка.

 

Также как и Е.П. Торранс, многие авторы, изучающие креативность, считают основным фактором формирования и проявления креативности – социальное окружение ребенка в раннем возрасте[6, c. 211].

Формирующий эксперимент участниками, которого были школьники, провела Е.Л Яковлева[11, c. 37], создавая среду, реализующую принципы гуманистической психологии и принципы развивающего обучения:

·         Позитивное подкрепление всех идей,

·         Использование ошибки как возможности чего-то нового, неожиданного взгляда на что-то привычное,

·         Создание климата взаимного доверия, безоценочности, психологической безопасности,

·         Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение,

·         Обмен мнениями и вопросами между участникам,

·         Принятие различных аспектов творческости (устных и письменных ответов, поведения и реакций другого человека).

Совершенно очевидно, что социальная среда оказывает огромное, если не решающее влияние на проявление и развитие креативных способностей личности. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что творческие способности проявляются в результате систематической деятельности в социокультурной среде. К таким видам занятий можно отнести внешкольную деятельность подростка, посещение им различных студий и кружков. Мы считаем, что наиболее полно креативные способности могут проявиться на занятиях подростка в театральной студии. Театр – это искусство синтетическое, оно объединяет в себе несколько видов искусств: музыку, изобразительное искусство, литературу и т.д. Занятия в театральной студии дают возможность подростку раскрепоститься, заглянуть внутрь себя, расширить свой кругозор. Играя разные по характеру и сущности роли, подросток получает возможность ознакомиться c различными поведенческими ролями, примерить их на себя, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Система тренинговых занятий в современной театральной студии в полной мере дает возможность проявить и развить креативные способности подростку.

Театральная студия для подростка является идеальной социокультурной средой для проявления и развития его креативных способностей, в ней создаются все необходимые условия для этого. Во многом создание этих условий зависит от личности педагога. Именно педагог является проводником и первооткрывателем каждого конкретного ребенка, его креативных способностей.

Таким образом, театральная студия является наилучшей средой для проявления и развития креативных способностей подростка. Занятия в ней дают подростку возможность раскрыть и проявить свои творческие способности.      

Литература:

 

1.      Torrance E.P. Factors affecting creative thinking in children: an interim research report./ Merrill-Palmer Quarterly of behavior and development. 1961.

2.      Бине А. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.. Прогресс, 1976.

3.      Гальтон Ф. Inquiries into human faculty and its development. - L, 1883.

4.      Гельвеций К.А. Соч. в 2 т., т.1, М., Мысль, 1973.

5.      Дидро Д. Собр. соч., В 4 т., т.2, М., Просвещение, 1990.

6.      Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структуры, диагностика, развитие. – М., 2001.

7.      Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

8.      Спирмен Ч. Избранное, Personal Press, 1972. 1983.

9.      Термен Л. Psychological Approaches to the biography of genius. In P.E. Vemon (ed.). ‘’Creativity’’, 1972.

10.  Торранс Е.П. Torrance test of creative thinkind. Personal Press, 1972, 1983.

11.  Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, 1994, №5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle