Библиографическое описание:

Тюльтинова Г. А. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений между органами регионального и местного самоуправления // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 177-179.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования межбюджетных отношений между органами регионального и местного самоуправления. Особое внимание уделяется методике по привлечению заинтересованности органов власти субъектов РФ и органов МСУ в увеличении налогового потенциала и росте собственных налоговых и неналоговых доходов.

Россия, как и другие развивающиеся страны, одной из основных проблем считает совершенствование межбюджетных отношений, это проявляется как на региональном, так и на местном уровнях власти. Многие исследователи продолжают поиски построения «идеальных» межбюджетных отношений между органами власти. Особенно остро стоит вопрос реформирования местного самоуправления, а именно на создание условий повышения самостоятельности и эффективности его использования.

В теоретическом аспекте понятие «устойчивое развитие» представляет собой стабильное социально-экономическое развитие, обеспечивающее непрерывный прогресс общества, имеющего конечной целью обеспечить экономический подъём и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду для будущего поколения. [1]

В Российской Федерации регионы по своей сути отличаются между собой как по экономическому, экологическому, так и по социальному состоянию. И данный факт направляет на необходимость поиска эффективных решений более выраженных проблем, а также пути их стабилизации. Основными сложностями на пути совершенствования сложившейся в регионах системы межбюджетных отношений являются: 1) отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в региональный и местный бюджеты; 2) неполное соответствие доходных источников расходным полномочиям, возложенным на органы регионального управления и местного самоуправления.

С каждым годом вносятся изменения и коррективы в Бюджетный кодекс РФ в механизм межбюджетных отношений, но всё также требуются новшества, в первую очередь это происходит потому, что в нашей стране весьма сложная система межбюджетных отношений. Сложна она тем, что каждый регион не похож друг на друга ни по социальному, ни по экологическому и экономическому состоянию. Необходима доработка существующей нормативной базы для обоснования потребностей бюджетных расходов, так как ныне существующие расходные полномочия не в полной мере экономически обоснованы и детализированы. Необходимо также разработать методику по привлечению заинтересованности органов власти субъектов РФ и органов МСУ в увеличении налогового потенциала и росте собственных налоговых и неналоговых доходов. Следовало бы уделить больше внимания развитию механизма совершенствования различных форм оказания финансовой помощи, и в такой метод как предоставление дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности внести поправки.

Несмотря на то, что в настоящее время в России разработано достаточно большое количество нормативно-законодательных документов в бюджетной сфере, детально проблемы организации межбюджетных отношений они не решили.

С 1 января 2009 года БК РФ требует закрепления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов региональных бюджетов в местные бюджеты. Необходимо отметить, что собственные доходы федерального бюджета в бюджеты других уровней не передаются. И в настоящее время методика распределения финансовой помощи окончательно не сформирована.

Основу муниципальных финансов составляют средства бюджетов муниципальных образований, а также средства муниципальных внебюджетных фондов и иные разрешенные законом финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципальных образований. В соответствии с БК РФ за бюджетами муниципальных образований закреплены как доходные, так и расходные полномочия. Однако не все из них могут обеспечить себя полностью, и расходы порой оказываются больше доходов. В связи с этим, становится необходима методика по привлечению заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных доходов.

Чтобы разработать данную методику, необходимо изучить экономическое состояние данного региона, его особенности и знать общую структуру всех муниципальных образований, включенных в этот регион. Составить ожидаемые результаты от проведенной работы и ознакомить администрации сельских муниципальных образований с ними. Предоставить необходимую  финансовую помощь в реализации того или иного проекта. Осуществлять это надо параллельно с финансовой помощью, выдаваемой муниципальному образованию государством.

Дальше можно проводить открытые конкурсы среди сельских муниципальных образований по данной методике и ставить выигрышем – получение определенной денежной суммы на тот проект, администрация СМО которого посчитает нужным. Стимул появится у каждого муниципального образования.

Следующая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, это вопросы реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием инфраструктуры воспроизводства социально – экономических и природных ресурсов региона. Анализ региональной практики показал, что финансирование социальной сферы в ряде субъектов Федерации полностью зависит от бюджетных трансфертов. Для того, чтобы самостоятельно развивать реализацию инвестиционных проектов необходимо рассмотреть методы финансирования инвестиционных проектов.

Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются:

-самофинансирование,

-акционирование, а также иные формы долевого финансирования;

-кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);

-лизинг;

-бюджетное финансирование;

-смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов);

-проектное финансирование. [2]

Самофинансирование может быть использовано только для реализации небольших инвестиционных проектов. Капиталоемкие инвестиционные проекты, как правило, финансируются за счет не только внутренних, но и внешних источников.

Акционирование (а также паевые и иные взносы в уставный капитал) предусматривает долевое финансирование инвестиционных проектов.

Лизинг (от англ. lease — аренда) – это комплекс имущественных отношений, возникающих при передаче объекта лизинга (движимого и недвижимого имущества) во временное пользование на основе его приобретения и сдачу в долгосрочную аренду. Лизинг является видом инвестиционной деятельности, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование.

Каждый из представленных методов имеет свои положительные и отрицательные особенности, но есть случаи, при которых необходимо оказать консультативную помощь гражданам муниципальных образований. Для этого необходимо создавать организации в районах регионов, которые будут помогать нуждающимся гражданам.

Данные проблемы в настоящее время находятся в этапе разработки и для их разрешения необходимо прибегнуть ко многим изменениям в Бюджетном кодексе, в нормативно-правовых документах и в общем действующем механизме межбюджетных отношений.

Литература

1.        Гайзатуллин Р.Р. Приоритеты развития межбюджетных отношений: региональный аспект // Экономика и политика. 2008. №4. С. 11 – 15.

2.        Игонина Л.Л. Инвестиции: учебник. / ИД «ИНФРА – М», 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle