Библиографическое описание:

Любимова А. Д., Монахова О. В. Участие общественных организаций в реализации социальных программ советского государства // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 276-280.

Социальная политика являлась важным направлением деятельности советского государства. Приоритетность данного направления обусловлена неблагоприятной социально-экономической ситуацией, в которой оказалась наша страна в первые годы советской власти. Страна нуждалась в институтах, которые могли выполнить функции социальной защиты и поддержки населения, в связи с чем профсоюзы и  общественные организации инвалидов начинают принимать активное участие в реализации мер государственной социальной политики.  Данные общественные организации должны были действовать в интересах населения страны, но по причине господствующего тоталитаризма они находились в зависимости от государства и выполняли функцию социального контроля  посредством распределения благ и услуг. Социальные программы конструировались таким образом, чтобы на фоне демонстрации заботы власти о населении  было возможно решить проблемы государственного масштаба.

Деятельность общественных организаций в сфере социального благополучия нашла своё отражение во многих продуктах массовой культуры советского периода. В кино, советских плакатах и, конечно же, в прессе можно увидеть, как изображалась работа общественных организаций. Посредством газет и журналов советская власть поддерживала существовавший государственный строй,  подчёркивая его положительные стороны и утаивая негативные моменты. Эту особенность советских СМИ необходимо учитывать при рассмотрении способов репрезентации социальных программ, реализуемых общественными организациями. Цель данной статьи – выяснить,  каким образом представлена забота общественных организаций о населении страны в средствах массовой информации СССР, в частности в прессе.  В качестве источника информации  были выбраны периодические издания «Профсоюзы СССР» за 1931-1941 годы и «Вопросы социального обеспечения» за 1927-1932 годы. Выбор именно этих журналов обоснован тем, что в них  размещались статьи, посвящённые социальной защите советских граждан.

В «Вопросах социального обеспечения», как правило, находится информация, касающаяся общественных организаций инвалидов. В статьях освещаются следующие аспекты общественных организаций инвалидов в советское время в контексте социальной политики: работа Крестьянской Взаимопомощи и кооперации инвалидов в организации кооперативных объединений инвалидов, работа Всероссийского Общества Слепых  и Всероссийского Общества Глухих в этом направлении. Рассмотрим более подробно каждый из аспектов.

Участие ВИКО в организации кооперативных объединений инвалидов.  Прослеживается очень четкая линия политики, которую проводило в это время советское правительство. Все речи партийной верхушки прописаны  виде лозунгов.  ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Надо отметить, что данная тема затрагивается в большинстве  анализируемых статьей. На первый план в мероприятиях ВИКО выходит трудоустройство инвалидов путем расширение сети собственных артелей и цехов для надомников, а также строительство детских садов, санаториев, профессиональных школ и спортсооружений. В газетных публикациях инвалиды не изображены как особенная категория людей. «В наших советских условиях инвалид, инвалидность, не являются синонимами социальной неполноценности. Трудящийся инвалид, - инвалид войны, случая, детства – полноправный гражданин нашей республики. Это основное» [26. c.7].

В самой прессе рассматриваемого периода присутствует стремление сделать человека с ограниченными возможностями полноправным членом советского общества. И авторы статей видят решение этих проблем в политическом и правовом просвещении работающих инвалидов и, что свойственно советским изданиям, в присоединении к коммунистическому движению и построению социалистических основ государственности. Советская власть стремилась пополнить ряды своих сторонников за счёт трудящихся инвалидов, а так же контролировать их потребности путем кооперирования. «В городах возникает и растет сеть кооперации инвалидов, куда входят десятки тысяч инвалидов и живут за счет своего заработка, материально поддерживаемые государством и получая ряд правовых льгот. Вводится система бесплатных и льготных патентов для инвалидов на занятие ремеслом и торговлей»[16. c.4]. Кооперирование инвалидов проходило и на республиканском уровне, то есть в масштабах автономных республик и областей: «Надо сказать, что дело кооперирования инвалидов и специфические условия развития кооперации инвалидов национальных районов, требуют к себе наибольшего внимания, чем оно было до сих пор»[1. c.16].

В газетных публикациях с 1929 года часто встречаются материалы, повествующие о том, что сильно возросла масса проникновения чуждого элемента в артелях инвалидов. «К числу главных недостатков кооперации инвалидов относятся: проникновение в наши артели чуждого элемента, слабость руководящих кадров, недостаточность организационного руководства и воспитательной работы со стороны союзов»[9. c.8].

Работа ВОС в организации кооперативных объединений инвалидов:

В начале 20-х гг. перед правительством стоял вопрос, а нужно ли слепым Всесоюзное общество и в дальнейшем пришли к мнению что да «единение­–сила, а слепые–особый мир и этот мир по всем частям Советского Союза нужно собрать в одно целое, что дело слепых–есть дело рук самих слепых, что нужно выравнить фронт слепецкой работы и поднять до уровня работы ВОС–работу слепых Украины, Белоруссии и прочих союзных республик» [2. c.11]. Председатель Всероссийского общество слепых т. Викторов отметил что: «только при наличии всеобщего внимания и доверия к трудовым и культурным возможностям слепых мы может преодолеть тяжкое наследие прошлого: нищенство и бескультурье многотысячной армии слепых» [15. c.21]. На I общероссийский съезд слепых разгорелись жаркие прения о путях трудового устройства незрячих. Многие делегаты говорили об открытии на местах производственных предприятий. Делегат от Саратова Лебедев говорил: «Если даже СВОС не может организовать нам мастерские, мы не должны на местах дожидаться, чтобы за нами ухаживали, нам надо самим работать, самим отыскивать средства. Нужно сняться с пайка и через труд обеспечить себя». И прав был ленинградский делегат, говоривший, что «торгово-промышленная организация ВОС с привлечением частного капитала – это временное явление, а трудовая организация по линии поднятия труда слепых до уровня передовых промышленных процессов – главное направление в работе Общества» [5. c.29-30].

На первый план в мероприятия ВОС были направлены на трудоустройство слепого населения страны и на закрепление правового положения слепых, так как правовое положение слепых не закреплялось в коллективных договорах, им не оплачивали простои, тогда как зрячие получали за них. В местных советах они добились полного равенства слепых со зрячими на производстве: «Всероссийское общество слепых ощупью, но уже уверенно и бодро начинает продвигаться вперед по пути осуществления поставленных перед собой целей и все больше и больше объединяет слепых в обществе и борется за их права» [17. c.2].

Из статьи «О достижениях и недостатках Всероссийского общества слепых», очень хорошо видно, что у ВОСа по сравнению с организацией ВИКО явственно худшее положение « в работе общества имеются крупные недостатки, слабость материальной базы, отсутствие необходимого кадра руководителей отделами ВОС, указанные недочеты должны быть устранены» [3, c.8], «отметив слабую работу среди женщин и молодежи, съезд указал на необходимость усиления этой работы путем связи на местах с женотделами и комсомольскими организациями» [4. c.4].

Работа ВОГ в организации кооперативных объединений инвалидов:

Общество глухих и создавалось именно для того, чтобы защитить права и интересы людей, лишенных слуха, вовлечь их в общественную жизнь, обучить их грамоте, помочь им получить профессию. Первый съезд ВОГ состоялся в конце сентября 1926 года. Только после этого работа по оказанию реальной помощи неслышащим людям пошла широким фронтом.

Первостепенной задачей для этого общества было строительство отделов и вовлечения глухонемых в объединения[18. c.4]. Наряду с трудовым устройством глухонемых велась работа по политпросвещению[10. c. 3] и культурному восприятию глухонемых [19. c.4], проводятся трехдневник «Береги слух», разрешенный правительством [20, c.5]. По материалам статей видно, что массы глухих начали вливаться в государственную промышленность. Растущей советской экономике требовались квалифицированные рабочие – и ВОГ организует трудоустройство глухих жителей сельской местности компактными группами на заводы и фабрики и организует курсы ликбеза в клубах. На этом и последующем этапах развития ВОГ тесно сотрудничало с бюро, позже - комиссией по обслуживанию глухих рабочих при Всесоюзном Центральном Совете Профессиональных Союзов. ВОГ укрепляло связи с государственными и партийными органами, с медицинскими, педагогическими учреждениями страны. Совместно с профсоюзами Общество налаживало систему трудоустройства глухих, выходило в Правительство с предложениями по улучшению социального положения глухих граждан.

Материалы журнала «Профсоюзы СССР» затрагивают вопросы решения профсоюзными организациями проблем, возникающих у трудящихся. Тематически статьи можно распределить на следующие пункты: социальное страхование, работа с детьми, работа с женщинами, культурно-просветительская работа.

Организация социального страхования трудящихся

При анализе статей, чаще всего встречаются публикации, посвящённые данному направлению профсоюзной деятельности. Больше всего статей написано на тему социального страхования. Объяснением служит тот факт, что в 1933 году советская власть передала управление государственным социальным страхованием профсоюзным организация. Большинство социальных программ, реализуемых профсоюзами,  были осуществлены именно благодаря фонду социального страхования, находившегося в прямом распоряжении данной организации. Больше всего статей по социальному страхованию было написано в 1936 году  Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина отмечают, что «в 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР запрещаются аборты; одновременно предоставляются льготы многодетным и одиноким матерям, расширяется сеть родильных домов» [8].  Меры, обозначенные в данном постановлении, приравнивались  к таким социальным программам, как охрана здоровья детей, подростков, женщин-матерей, беременных женщин;  предоставление им социальной защиты. Предварять Постановление в жизнь должны были институты социальной политики советского государства. Поэтому в 1936 году журнал «Профсоюзы СССР» начинает активно освещать мероприятия, проводимые профессиональными союзами  по оздоровлению женщин, детей, оформлению и предоставлению им льгот, пособий, материальных выплат. Из  анализа статей становится ясно, запрещение искусственного прерывания беременности считалось панацей от всех проблем: «Запретив аборты, советское правительство ассигновало огромные средства на материальную помощь матери и намечает широкие мероприятия по обеспечению семьи, женщины и детей»[21. c.61].

Охрана здоровья трудящихся в советской прессе изображается во взаимосвязи с государственным социальным страхованием. Ряд авторов с большим энтузиазмом, свойственным советской публицистике, описывают конкретные случаи оздоровительного отдыха советских семей: «Вместе с Кузнецовой отдыхали: муж её, слесарь-инструментальщик Алексей Тимофеевич, 40 лет; дочь Лидия, 14 лет; сын Георгий 12 лет; 9-летняя Тамара, 7-летняя Валентина, 6-летняя Анна, 3-летний Владимир, даже крохотная Светлана, которой всего 5 месяцев, успела уже с колыбели познакомиться с домом ребёнка» [24. c.89]. Цель таких публикаций – на примере детального изображения отдельных случаев показать положительные стороны работы профсоюзов по оздоровлению рабочих и служащих. Другие авторы обращаются  к статистическим данным и числовым значениям, акцентируя внимание на положительной динамике процесса по сравнению с предыдущими годами, например: «До 1938 г. имелось 73 пионерских лагеря на 7750 мест, в 1938 г. было уже 252 лагеря на 30 233 места, в 1939 г. – 721 лагерь на 100 714 мест, в 1940 г. – 1 031 лагерь на 134919 мест»[6. c.94]. Подобное изображение профсоюзной политики рассчитано на то, чтобы произвести впечатление на читателя, создать картину активной деятельности профессиональных союзов по этим вопросам.

Решение «женского вопроса». Данную группу составляют статьи, описывающие такое направление работы профсоюзов, как помощь женщинам в совмещении материнства и трудового процесса.  Почти во все годы в «Профсоюзах СССР» появляются публикации на данную тему, ведь именно в 1930-е годы в советском обществе утверждается гендерный контракт «работающая мать»: «Советская женщина работала полный рабочий день, осуществляла воспитание детей, частично разделяя его с государственными институтами и родственниками (иногда и с наемными работниками), и организацию быта»[22. c.6]. Детские учреждения и культурно-бытовое обслуживание женщин рассматриваются в прессе как возможность совмещения обязанностей матери и работы, а, следовательно, «профсоюзы должны создать такие условия, чтобы работница, мать ребёнка, могла спокойно чувствовать себя на производстве» [25. c.12]. В статьях за 1933-1935 годы, что  профсоюзные организации решают данную задачу путём создания таких культурно-бытовых учреждений, как столовые общественного питания, прачечные, ателье.  В публикациях 1936-1941 годов  вместо культурно-бытового обслуживания центральные позиции занимают детские учреждения. Отмечается увеличение видов детских учреждений, призванных помогать работающим матерям: помимо яслей и детских садов, начинают упоминаться  «бюро нянь» по уходу за детьми матерей-одиночек,   клубы и кружки, детские дома культуры, детские площадки.

Культурно-просветительская работа профсоюзов. В статьях культурное просвещение рассматривается в двух ракурсах: как пропаганда педагогических и медицинских знаний. Культурно-просветительская работа по педагогике нашла своё выражение в таких формах как семинары и лекции: «По требованиям родителей повсеместно создаются педагогические лектории» [23. c.61].  Подобно описывается медицинское просвещение: «Яркие плакаты с правилами ухода за ребёнком, популярные брошюры на столах – всё это указывает на большую заботу о кормящей матери» [27.c.6], то есть «санитарное просвещение матерей осуществлялось при помощи специальной литературы, советов врачей, медицинских плакатов» [11. c.51].

Работа с детьми. Организация работы среди детей и подростков меньше всего освещена в советских журналах.  Впервые статьи, описывающие помощь профсоюзов детям и подросткам в обучении,  появляются в год принятия Конституции СССР. Обе статьи об образовании советских школьников были помещены в один номер за 1936 год, изданный сразу после принятия конституции: И. Лобов «Проект сталинской Конституции и право на образование» [13. c.20-32] и Ю. Калистратов «Культурное строительство СССР»[11. c.84]. Отдельным пунктом в публикациях выделено образование девочек: «Процент девочек, учащихся в школах возрос» [11. c.84], что позиционирует советское правительство и профсоюзы на страницах журнала как структуры, способные решить вопросы гендерного неравенства среди населения страны. Данное направление профсоюзной работы представлено читателю как доступное всем детям, в том числе и инвалидам. В 1937 году в статье Н. Наговицына «Социальное обеспечение в СССР» появляется информация о поддержке профсоюзными организациями специальных школ для детей с дополнительными потребностями: «В специальных школах обучается до 3 тыс. инвалидов-детей»[15, c.28]. В 1939 году Ф. Дегтярёв в публикации «Социальное обеспечение в СССР» пишет о проблеме обучения детей-инвалидов: «При детских домах имеются школы, где наряду с общеобразовательным обучением ведётся и профессиональное обучение, имеющее целью обеспечить правильное и полноценное трудовое устройство воспитанников-инвалидов»[7. c.50].

Можно сказать, что общественные организации репрезентируются в прессе как субъект социальной политики советского государства. Подтверждением этому служат описания в журналах ряда программ по охране материнства и детства, реализуемых непосредственно профессиональными союзами.  Большинство публикаций положительно характеризуют заботу общественных организаций о гражданах СССР, во многом идеализируя её. Тенденция СМИ идеализировать работу профсоюзов, ВОС и ВОГ проводит к тому, что в  статьях практически нет информации о недостатках мероприятий, проводимых в социальной сфере.

Литература

1.      Александров М. Итоги первого совещания представителей коопинсоюзов автономных республик и областей // Вопросы социального обеспечения, 1928. № 9-10. С. 16.

2.      Беляков Нужно ли слепым Всесоюзное общество? // Вопросы социального обеспечения. 1928. № 9-10. С. 11. В

3.      Викторов В. О достижениях и недостатках Всероссийского общества слепых // Вопросы социального обеспечения, 1927. № 17. С. 8.

4.      Викторов В Итоги III съезда ВОС // Вопросы социального обеспечения. 1928. № 6. С. 4.

5.      Глазыкин И. Всероссийское общество слепых во вторую пятилетку// Социальное обеспечение. 1932. № 7-8. С.29-30.

  1. Евтеева М. За культурный отдых детей в пионерских лагерях // Профсоюзы СССР. 1941. №4. С. 94.
  2. Дегтярёв Ф. «Социальное обеспечение в СССР» // Профсоюзы СССР. 1939. №1. С. 50.

8.      Здравомыслова Е.,  Тёмкина А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // http://www.jsps.ru/upload/iblock/344/zdravomyslova_temkina_gosudarstvennoe_konstruirovanie.pdf. Обращение к ресурсу 25.06.2009.

9.      Корочкин С. К пятому собранию уполномоченных Всекоопинсоюза // Вопросы социального обеспечения. 1929. № 10. С. 8.

10.  Корочкин С. Задачи в области кооперирования глухонемых// Вопросы социального обеспечения. 1930. № 1. С. 3.

11.  Калистратов Ю. Культурное строительство СССР образование // Вопросы профдвижения. 1936. № 10. С. 83-88.

12.  Калистратов Ю. Культурное строительство СССР образование // Вопросы профдвижения. 1936. № 10. С. 84.

13.  Лебина Н., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Забота и контроль:  социальная политика в советской действительности, 1917-1930-е годы//Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М., 2007. С.51.

14.  Лобов И. Проект сталинской Конституции и право на образование // Вопросы профдвижения. 1936. № 10. С. 20-32.

15.  Наговицын Н. Социальное обеспечение в СССР // Профсоюзы СССР.  1937. №12. С. 28.

16.  Самсонов А. К десятилетнему юбилею существования социального обеспечения в РСФСР // Вопросы социального обеспечения. 1928. № 7-8. С. 4.

17.  Мулаков Г. Решительно пересмотреть работу среди слепых // Социальное обеспечение. 1931. № 3. С. 21.

18.  Самсонов А. Неделя помощи слепым // Вопросы социального обеспечения, 1927. № 17. С. 2.

19.  Савельев П. Итоги III пленума совета ВОГа // Вопросы социального обеспечения. 1928. № 6. С. 4.

20.  Савельев П.К II собранию уполномоченных ВОГа // Вопросы социального обеспечения. 1929. № 2. С. 4.

21.  Савельев П. Итоги II-го пленума совета ВОГа // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 1. С. 5.

22.  Снижение абортов во втором полугодии 1936 г // Профсоюзы СССР. № 4.  1937. С. 61.

23.  Тёмкина А. Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. 2002. № 11. С.6.

24.  Цемахман А. Профсоюзы и школа // Профсоюзы СССР.  1940. №4-5. С. 61

25.  Шейнгауз Н. «Забота завкома о многодетной матери»  // Вопросы профдвижения. 1936.  № 8. С. 89.

26.  Шверник Н. О задачах ВЦСПС и профессиональных союзов в связи с передачей им функций наркомтруда» // Вопросы профдвижения. 1933. №9.С. 12.

27.  Эпштейн Что такое инвалидность? // Социальное обеспечение. 1932. № 2. С. 7.

28.  Яковлева-Булина Н. Работница-мать и профсоюз// Вопросы профдвижения. 1936. №7.  С. 6.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle