Библиографическое описание:

Шевченко А. Л. Организации мониторинга функционирования корпоративных информационных систем // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 109-113.

Выявлено, что информационные процессы контроля и мониторинга занимают центральное место и играют ключевую роль в оперативном определении готовности компонентов систем к выполнению своих функций. В совокупности с мерами анализа, принятия решений и своевременными организационно-техническими мерами и управляющими воздействиями по поддержанию целостности они являются главными компонентами управления функционированием системы, определяющими ее качество или безопасность, как одно из важных составных свойств качества, имеющих самостоятельное значение (рисунок 1).

Рис. 1 Процесс «Управление мониторингом КИС»

Процессы мониторинга показателей производительности корпоративной информационной системы (КИС), анализа динамики их изменения и выявления проблем должны выполняться регулярно. Эти процессы должны быть максимально автоматизированы и выполняться непрерывно в течение всего жизненного цикла КИС. Комплексные средства мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой обеспечивают эффективную работу корпоративной информационной системы предприятия, надежность и доступность ИТ-сервисов. Используя эти инструменты, компания получает возможность существенно сократить время простоя КИС и снизить вероятность бизнес-потерь. Использование систем мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой позволяет:

-              оптимизировать использование информационных ресурсов;

-              повысить качество ИТ-сервисов и скорость устранения сбоев в работе оборудования и программного обеспечения;

-              обеспечить надежность, безопасность и согласованное функционирование всех компонентов ИТ-инфраструктуры;

-              облегчить модернизацию ИТ-инфраструктуры;

-              в несколько раз повысить эффективность работы ИТ-подразделения.

Особое внимание следует уделить мониторингу критических участков информационной системы, поскольку сбой зачастую проще предотвратить, чем исправлять его последствия. Мониторинг относится к тем задачам, о необходимости решения которых заказчик, как правило, не задумывается и которые обычно отсутствуют и в аналитическом исследовании, и даже при проектировании. Потребность в средствах мониторинга становится очевидной лишь на этапе ввода системы в эксплуатацию, причем потребность эта тем выше, чем сложнее система и чем больше в ней критических участков.

Обеспечение непрерывности бизнес-процессов требует сквозного мониторинга всей инфраструктуры [1] – от анализа производительности до мониторинга состояния устройств хранения (рисунок 2).

Рис. 2 Схема проведения сквозного мониторинга КИС

Очень важно понимать, что все уровни взаимосвязаны и появление проблем в каком-либо из элементов всегда проявляется на более высоких уровнях. Однако, обнаружив проблемы на уровне приложения (например, замедление работы ПО), невозможно понять, на каком уровне они возникли. Из этого следует основное правило – мониторинг необходимо проводить пошагово, на всех уровнях, начиная с нижнего. На каждом уровне применяются свои средства мониторинга. Заранее стоит предостеречь – ни одно из средств не делает выводов и не говорит о причинах проблемы.

Разработка мониторов – это довольно специфический класс задач: с одной стороны, они должны обрабатывать достаточный объем информации, с другой – не должны существенно влиять на работу других компонентов информационной системы. Это заставляет разработчиков с особой тщательностью подходить к проектированию мониторов и очень аккуратно писать код их модулей.

В классе систем управления информационной инфраструктурой различные ИТ-компании предлагают комплексные решения, обеспечивающие контроль за всеми элементами сетевой инфраструктуры, включая серверы, активное сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы и пр.), каналы связи и др.

В числе решений:

-        централизованные системы управления и мониторинга: осуществляют контроль за всеми элементами сетевой инфраструктуры, в том числе: сетью, серверами, приложениями, активным оборудованием, системами резервного копирования, поддержкой пользователей и т.д.

-        системы мониторинга и управления серверами: позволяют управлять взаимодействием серверов друг с другом, контролировать свободное дисковое пространство, анализировать его использование, следить за состоянием любого сервиса на любом сервере, обнаруживать симптомы проблем, предлагать варианты действий по их решению и т.п.

-        системы удаленного мониторинга и управления электроснабжением: обеспечивают надежную защиту информации, хранящейся на серверах и рабочих станциях, даже в случаях длительного отключения электропитания во входной сети.

В основе решений - технологии и продукты ведущих зарубежных поставщиков, в частности такие платформы, как IBM Tivoli и HP OpenView, используемые во всем мире для обеспечения надежной и безопасной работы сетевых сервисов и оборудования.

Предлагаемые решения по организации комплексного мониторинга базируются на следующих ключевых принципах:

-        всесторонний мониторинг всех ИТ-ресурсов, задействованных в обеспечении бизнес-процессов предприятия;

-        консолидация информации о критичных событиях в едином центре событийной обработки;

-        представление информации мониторинга ИТ-ресурсов с учетом их влияния на бизнес-процессы компании;

-        накопление исторической информации и мониторинга с целью дальнейшего анализа и принятия обоснованных решений.

Логическая структура системы комплексного мониторинга представлена в виде трех взаимосвязанных уровней - рисунок 3 [2].

Уровень оперативного мониторинга отвечает за получение в режиме реального времени данных о функционировании элементов ИТ-инфраструктуры организации: сети, каналов, серверов, устройств хранения, операционных систем, баз данных, промежуточного и прикладного ПО и прочее.

Рис. 3 Система комплексного мониторинга

В рассматриваемом решении уровень оперативного мониторинга разделяется на три функциональных модуля:

-        модуль мониторинга систем;

-        модуль мониторинга приложений;

-        модуль мониторинга сетевой инфраструктуры.

Модуль мониторинга систем реализует контроль работоспособности, доступности, производительности серверного оборудования и операционных систем. Решение предусматривает интеграцию с утилитами мониторинга от производителей оборудования. Такая интеграция позволяет включить в контур мониторинга аппаратные компоненты серверного комплекса.

Модуль мониторинга сетевой инфраструктуры осуществляет контроль работоспособности, доступности и производительности сетевого оборудования. В рамках оперативного мониторинга сетевой инфраструктуры осуществляется построение и отображение карты сетевой топологии, прием и распознавание сигналов (SNMP-прерываний) от сетевого оборудования, контроль состояния критичных характеристик сетевого оборудования.

Модуль мониторинга приложений обеспечивает мониторинг доступности и производительности промежуточного и прикладного ПО, взаимодействие пользователя и прикладного ПО, контроль бизнес-логики приложения.

Основными методами мониторинга приложений являются:

-        мониторинг параметров: обработка лог-файлов, сбор информации из БД, получение информации через API приложения и т.п.;

-        активный мониторинг: применение синтетических транзакций или эмуляторов действий пользователя.

Уровень консолидации информации реализует прием и обработку событийной информации оперативного мониторинга. На уровне консолидации событийной информации обеспечивается решение важных задач, включая:

-        обработку событийной информации, группировку и фильтрацию событий;

-        корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи событий и выявления корневой причины;

-        выполнение автоматических реакций на критичные события;

-        передачу обработанной информации о событиях на уровень представления информации мониторинга.

Уровень мониторинга бизнес-сервисов обеспечивает реализацию подхода к организации управления ИТ, исходя из приоритетов бизнеса. Бизнес-сервисом называется группа приложений, связующего ПО, устройств хранения, сетевого оборудования и других компонентов ИТ-инфраструктуры, совместно обеспечивающих функционирование какого-либо бизнес-процесса организации.

Уровень мониторинга бизнес-сервисов позволяет согласовывать операции повседневного управления компонентами ИТ-инфраструктуры с приоритетами бизнеса, задавать и поддерживать уровни сервиса, реализовать упреждающее управление ИТ-инфраструктурой и создавать отчеты для информирования руководителей организации.

Наибольшего эффекта от внедрения систем мониторинга можно достичь только в том случае, если выбранный продукт поддерживает все имеющееся оборудование и ПО. Если оборудование закупается без учета таких критериев и серверы вычислительного центра управляются по-разному, достичь путем консолидации значительного повышения эффективности администрирования инфраструктуры не удастся.

Полный контроль за состоянием информационной инфраструктуры и эффективные средства управления всеми ее компонентами, составляющие основу систем мониторинга и контроля, позволяют существенно сократить стоимость эксплуатации сети и упростить ее обслуживание, особенно для территориально распределенных организаций, при более высокой надежности и безопасности функционирования инфраструктуры информационной системы.

Литература

1.       Система мониторинга и анализа информационных ресурсов EMC Ionix,- http://www.ot.ru

2.       Комплексный мониторинг ИТ-ресурсов //Решения для системного управления,- http://www.computel.ru

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle