Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271-273.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

 Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности. Мотивация – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать определённые виды действий и определяющее его направленность. Это общее, широкое определение понятия «мотивация». Более узкое понятие этого термина означает совокупность мотивов (факторов), влияющих на поведение человека. Внутренние побуждения людей (потребности, мотивы) лежат в основе их поведения и профессиональной деятельности [1, с.6].

У подростков мотивационный центр выбора чаще всего расположен в области стремлений, не связанных прямо с самой профессиональной деятельностью, например, стремление стать самостоятельным. Подростки, как об этом свидетельствуют материалы, собранные Н.И.Крыловым, не переживают задачу выбора профессий как проблему, определяющую их помыслы, их активность [5,с.13].

У старшеклассника качественно меняется содержание учебной деятельности, которая начинает совмещать в себе внутренние мотивы усвоения знаний и широкие социальные мотивы. Учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов, связанных с дальнейшим профессиональным образованием. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это ещё в большей степени подчиняет учебную деятельность важной цели – будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности [2, с.13].

Только в ранней юности, благодаря новой социальной ситуации развития, проблема самоопределения становится актуальной для личности, определяющей её помыслы и переживания. В ранней юности существенно изменяются внутренние условия, опосредующие внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении  становится стержневой  в личности [5, с.14].

В юношеском возрасте обнаруживается преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением. Учащиеся осознают, что стоят на пороге новой жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.52].

На развитие проблемы мотивации учебной деятельности большое влияние, хотя и в разной степени, оказали представления общепсихологического плана, сложившиеся в основных психологических школах – психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Юнг); бихевиоризме (Э.Толмен, Э.Торндайк, К.Халл и др.); гештальтпсихологии (К.Левин); гуманистической психологии (Ш.Амонашвили, Р.Бернс, А.Маслоу, к.Роджерс); когнитивной психологии (Ж.Нюттен, Л.Фестингер, Х.Хекхаузен). Все крупные психологические теории способствовали раскрытию причин поведения и деятельности, в том числе учебной, осознанию её высокой сложности [3, с.15].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность определяется рядом специфических факторов. Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента. Эта мотивация может усилить первоначальные установки на учение, а может и ослабить их. В ходе непосредственной учебной деятельности могут возникнуть первоначально отсутствовавшие смыслообразующие мотивы и связанные с учением жизненные цели. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности [2, с.11].

Решающее значение в формировании успешности учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей имеют мотивационные процессы, обусловливающие их поведение и поступки. Для подтверждения этого обратимся к классическому закону Йеркса-Додсона, устанавливающего зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Закон гласит: чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Однако прямая связь в данном случае сохраняется до определённого предела, достигается некоторый оптимальный уровень. При дальнейшем повышении величины силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности.

Однако это правило распространяется только на такую деятельность, которая инициируется внешними мотивами. На учебную деятельность, которая опосредована в основном внутренней мотивацией, желанием в процессе учения удовлетворить свои познавательные потребности, этот закон не распространяется. При нарастании силы познавательной (внутренней) мотивации снижения результативности учебной деятельности не происходит. Эту закономерность нужно учитывать при подготовке будущих специалистов, формируя положительную мотивацию учения. Нарастание мотивации учения по своей силе и продолжительности безусловно ведёт к повышению успешности учения.

Можно выделить другую закономерность, относящуюся к учебно-профессиональной мотивации специалистов-профессионалов. Обратимся к теории Дж.Аткинсона и Д.Мак-Клеланда о субъективно приемлемом риске. Согласно этой теории мотивация достижений и мотивация избегания неудач определяют приемлемый для человека уровень рискованности поведения. Максимальному значению мотивации достижений соответствует лишь среднее значение рискованности, а не максимальное её значение. По этой причине люди с высокой мотивацией достижений предпочитают не высокие и не низкие уровни риска, а некоторый средний его уровень. Они избегают слишком рискованных ситуаций, так как эти ситуации содержат большую вероятность неуспеха. В то же время они избегают и ситуации с минимальным риском, так как в этом случае нет возможности получить ощутимые результаты своей работы [1, с.15].

В профессиональной мотивации также большое значение приобретает формирование положительного отношения к профессии. Этот мотиватор связан с конечными целями профессионального обучения. В сочетании с компетентным представлением о выбранной профессии он становится детерминантом формирования других, более частных мотивов (денежный заработок, стремление к продвижению на работе, возможность продолжения обучения, потребность в достижении социального престижа и др.)

Другим мотиватором учебно-профессиональной деятельности является потребность в успехе. В концепции мотивации Д.Мак-Клелланда эта потребность является ключевой. Она может быть удовлетворительна  только при доведении работы до успешного завершения. Человек, стремящийся к успеху, ставит перед собой более сложные задачи, желает получить позитивные отзывы о своей деятельности. При этом проявляется инициативное поведение, стремление к разумному риску. Если у человека преобладает тенденция боязни неуспеха, то он уклоняется от участия к деятельности, которая связана с необходимостью проявлять инициативу, брать на себя ответственность.

Потребность в успехе является общей потребностью для большинства. Однако, степени ее развития для разных субъектов различны. От степени развития этой потребности зависит эффективность профессиональной деятельности, профессиональный успех [1, с.49].

Процесс и результат учебно-профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов.

Процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Совершенно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной её стороне.

Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически содержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на её объект. В основе положительного отношения нескольких учащихся к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путём анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о реальном психологическом содержании [5, с.27].

Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.

Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассника в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчетливое осознание факта, что «профессию выбрал сам».

Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения включает не только формирование направленности на выбор конкретной профессии, но и нахождение субъективных оснований своего выбора. Для человека, вступающего в самостоятельную жизнь, вопрос «Кем быть?» - в то же время вопрос об образе жизни в будущем, о своей социальной роли, о том, «каким быть». Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в своих желаниях, представлениях о ценностях, соотнести возникающие цели со своими идеалами, задуматься над вопросом о своих возможностях.

Таким образом, учебно-профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов.

 

Список используемой литературы

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие/ А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.
  2. Изотова Е.Г. Психологическая структура учебной деятельности студентов 1-5 курсов высших учебных заведений// Автореф.дис…канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 23с.
  3. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности// Автореф.доктора псих.наук. Ярославль, 2009. – 51с.
  4. Кряжева Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.
  5. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle