Библиографическое описание:

Пискунова Е. Н., Ильмушкин Г. М. Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 329-332.

В работе спроектирована и теоретически обоснована модель формирования лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля, представляющая собой самоорганизующуюся открытую систему, в которой заложены потенциальные ресурсы для позитивного продвижения, самосовершенствования обучающихся в сфере речевого взаимодействия.  

Сущность моделирования  состоит в том, что вместо  реального объекта изучают его модель.  Моделирование нашло широкое применение и в педагогических исследованиях. Педагогическая модель основана на четких представлениях о целях,  исходных задачах и содержании современного образования, в то же время служит ориентиром для раскрытия сущности и содержания структурно-функциональных компонентов изучаемых педагогических объектов, выявления условий для   их успешного развития, разработки критериально-оценочных характеристик эффективности реализации исследуемой модели.

В педагогических исследованиях модели выполняют следующие функций: объяснительную, предсказательную и иллюстрирующую. С их помощью можно проиллюстрировать работу некоторой системы, объяснить основные правила поведения системы, определить какой будет результат работы системы, что, в свою очередь, дает возможность сопоставить эти результаты с тем, что должно было получиться. Это позволяет внести некоторые коррективы в поведение системы  и, следовательно, оптимизировать её работу.

Педагогическим моделированием в своих исследованиях занимались  следующие отечественные ученые: В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Г.В. Ахметжанова, В.С. Безрукова, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.Г. Виненко, Г.М. Ильмушкин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, В.М. Нестеренко, Н.Н. Никитина,  Е.Л. Осоргин, М.А. Петухов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова, А.Н.Ярыгин и др.

Нами реализован  системный подход к моделированию процесса формирования лингвистической  компетентности студентов технического профиля. Данный подход позволяет выявить и  обосновать структурно-функциональные компоненты модели, проанализировать  их взаимодействие, а также методологически  обосновать исследуемую модель. Основная цель использования системного подхода – описать свойства, особенности признаков, структуру объекта исследования, которые формируют из объекта систему. Для более подробного изучения системы необходимо установить, из каких компонентов она состоит, выяснить каковы ее структура и функции, рассмотреть факторы, которые влияют на ее существование и т.д.

Начало использованию системного подхода в педагогических исследованиях положил Ф.Ф. Королев. Кроме того, большое значение придавал системному подходу  в педагогических исследованиях В.В. Сериков, по его мнению, данный  подход является одним из основных методологических инструментов. Он рассматривает систему как единство ее структурных и функциональных составляющих и их взаимодействия.

В педагогических исследованиях системный подход используется не как средство необходимое для изучения и описания педагогических процессов, а как эффективный путь выявления связей между элементами, составляющими педагогическую систему, выявления свойств и характеристик педагогического объекта, способствующих  повышению  эффективности  процесса обучения, выявления  внутри  исходной  системы  подсистем, развитие которых даст положительный результат при повышении качества образования.

Итак, теоретико-методологическими основаниями построения модели формирования лингвистической компетентности студента технического профиля являются:

1. Системный подход к процессу формирования лингвистической компетентности

2.  Деятельностный подход, который  основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, а также структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей развития личности.         

3.  Междисциплинарный подход к процессу формирования исследуемой компетентности, обеспечивающий использование знаний из различных областей современной науки и образования

4. Компетентностный подход к исследованию лингвистической  готовности будущих инженеров технического профиля. Данный подход в образовании выдвигает на первое место не просто наличие знаний у обучающихся, а умения разрешать определенные проблемы, возникающие в различных ситуациях. В разработку содержания профессионально-педагогических компетентностей большой вклад внесли Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Е.Д. Божович, А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие отечественные исследователи.  В современных условиях социально-экономического развития общества и  вступления России  в Болонский процесс происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, т.е. определяется компетентностный подход в образовании.

5. Социологический подход, позволяющий рассматривать формирование лингвистической компетентности с позиций современных социальных общепринятых норм и явлений. 

6. Аксиологический подход, который  направлен на формирование ценностных ориентаций личности как критериев сформированности исследуемой компетентности. 

Определив методологические позиции и ориентиры системного моделирования процесса формирования лингвистической компетентности инженера технического профиля, переходим к непосредственному построению и обоснованию названной модели, которая включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-процессуальный,  результативно – оценочный.

Обоснуем каждый из этих блоков.

1. Целевой блок.

Прежде всего, системное моделирование должно включать целевой блок, так как модель вне целеполагания теряет всякий идейный смысл. Целевой блок включает цели и задачи развития системы. Проектируемая нами модель предусматривает  следующую цель: формирование лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля. По нашему мнению, формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля должно быть ориентировано на создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, а целеполагание должно способствовать этому.

Далее в соответствии с целеполаганием сформулируем задачи,  определяющие содержание совместной деятельности педагога и студента в процессе формирования лингвистической компетентности, приведем некоторые из них :

–           способствовать формированию у студентов лингвистических знаний в процессе обучения дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Деловая риторика»;

–           способствовать развитию всех видов коммуникативно-речевых навыков  и умений в процессе подготовки будущих инженеров технического профиля;

–           развивать у студентов стремления к лингвистическому самосовершенствованию, самообразованию, способности реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в профессиональной сфере.

2. Содержательный блок.

Формирование лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля непременно определяется содержанием лингвистической подготовки студентов согласно Государственным образовательным стандартам. В процессе определения и реализации содержания лингвистической подготовки студентов большое значение уделяется региональному компоненту. Так, студенты изучают курс «Деловой риторики»  и  спецкурс «Основы речевой коммуникации» в рамках регионального компонента. Изучение названных курсов наполняет содержание речевой подготовки студентов новым смыслом и выводит   их на новый качественный уровень лингвистической подготовки студентов. Кроме того, студенты путём самообразования непосредственно расширяют свои лингвистические знания, умения и навыки.

Под содержанием лингвистической подготовки студентов мы будем понимать определенную предъявляемую студентам учебную информацию,  направленную на формирование лингвистических компетенций посредством гуманистической сущности содержания данной подготовки. Содержание лингвистической подготовки студентов  представлено в виде государственных образовательных стандартов, учебного плана, учебно-методических комплексов дисциплин, а также раскрыто в содержании учебников, различных учебных пособий, учебно-методических разработок и т.д.  Наиболее эффективно оно реализуется педагогом в процессе предметного обучения лингвистическим дисциплинам.

    3. Организационно-процессуальный блок.

При реализации данных задач и содержания образования педагоги в совместной деятельности со студентами должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы и технологии процесса формирования лингвистической компетентности, т.е. принципами. В отличие от обычных дисциплин предметное обучение лингвистическим дисциплинам имеет специфику реализации содержания образования, что, безусловно, отражается на выборе форм, методов и средств обучения. Данный блок включает форму, методы и средства формирования лингвистической компетентности. То есть, содержание образования реализуется педагогами в совместной деятельности со студентами посредством средств педагогической коммуникации и технологий обучения.

Выделим принципы, на которых базируется формирование лингвистической компетентности студентов технического вуза:

1. Принцип систематичности и системности; 2. Принцип интегративности; 3. Принцип педагогики сотрудничества; 4. Принципы успешного речевого общения: принцип кооперации, принцип вежливости;   5. Принцип гуманизации.

В системе выделенных принципов является системообразующим  принцип гуманизации, так как гуманизация образования лежит в основе стратегии современного образования.

Кроме того, мы предусматриваем поэтапное формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля, поскольку в процессе обучения студента в вузе происходит активное развитие студента во многих направлениях (в частности, социально-гуманитарное, естественно-научное, специальное, или профессиональное), однако неравномерно. Например, на первом курсе доминирующими дисциплинами являются  естественно-научные и гуманитарные, в  дальнейшем–социально-гуманитарные и общепрофессиональные,  на старших курсах   преобладают спецдисциплины. Это, безусловно, отражается на речевом развитии студентов. С учётом вышеизложенного и специфики формирования лингвистической компетентности нами выделены три этапа формирования данной компетентности: 1 этап занимает 1-4 семестры, 2 этап –5- 6 семестры, 3 этап -7-10 семестры. 

4. Комплекс педагогических условий. В данном случае необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности формирования исследуемой компетентности. На основе теоретического и экспериментального исследований нами выделен комплекс организационно-педагогических условий формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля, который включает следующее:

1. Учебно-методическое обеспечение.

2. Повышение квалификации педагогических кадров.

3. Реализация содержания обучения лингвистическим дисциплинам на основе личностно ориентированных технологий обучения.

4. Разработка оценочно-критериальной характеристики процесса формирования лингвистической компетентности, необходимой для осуществления его качественного мониторинга.

5. Обеспечение гуманистической направленности предметного обучения.

 6. Усиление лингвистической подготовки студентов: реализация дополнительного образования посредством самообразования, факультативных занятий и спецкурсов.

7. Создание ситуаций общения для студентов в процессе предметного обучения и  в других видах деятельности (научные конференции, различные диспуты, дискуссии, культурно-оздоровительные мероприятия, литературно-художественная деятельность  и т. д.).

8. Развитие речевой активности студентов путём их взаимодействия с социальными институтами города и региона.

В свою очередь, педагогическими условиями обуславливается совместная деятельность личности педагога и студента, ориентированная на успешное речевое взаимодействие   в различных ситуациях общения.

5. Результативно-критериальный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности лингвистической компетентности: адаптивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, инициативно-творческий, а также коррекцию управления процессом формирования данной компетентности на любом его этапе. То есть, результативно-критериальный блок по существу представляет собой диагностический инструментарий для определения сформированности лингвистической компетентности у студентов.

Итак, формирование лингвистической компетентности студента технического профиля происходит поэтапно с помощью целевой установки, обусловленной задачами, на основе выделенных принципов. Реализация содержания лингвистической подготовки будущих инженеров осуществляется средствами педагогической коммуникации, в состав которых входят формы, методы, средства и технологии.  Формирование лингвистической компетентности студентов, как видим, предполагает, прежде всего, усвоение личностью определенной системы лингвистических знаний, составляющих основу его общей речевой культуры.

Проведенный теоретический анализ и обобщение позволяет нам сделать вывод о том, что формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля  – это мера и способ творческой, социальной, а также профессиональной самореализации обучающихся. Предложенная нами модель призвана обеспечить студентам инициативно-творческий уровень сформированности лингвистической компетентности, что, в свою очередь, способствует достижению успехов как в социальной, так и в профессиональной деятельности.

 

Литература

1.      Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл; Академия, 2002.

2.      Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

3.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования//  Высшее образование сегодня- 2003.- №5.-С. 34-42.

4.      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5.      Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / / Вопросы стилистики. Выпуск 26. Язык и человек. Саратов, 1996.

6.      Курилкина М., Мовсесян О. Высшее образование как ценность: Перспективы включения российского высшего образования  в Болонскую конвенцию// Знание. Понимание. Умение.-2008.-№1. 

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистической компетентности, формирования лингвистической компетентности, формирование лингвистической компетентности, технического профиля, лингвистической компетентности студентов, компетентности студентов технического, лингвистической подготовки, лингвистической компетентности будущих, лингвистической подготовки студентов, компетентности будущих инженеров, сформированности лингвистической компетентности, процесса формирования лингвистической, лингвистической компетентности будущего, инженеров технического профиля, лингвистической компетентности студента, будущих инженеров технического, Формирование лингвистической компетентности, компетентности студента технического, содержания лингвистической подготовки, студентов технического профиля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle