Библиографическое описание:

Пискунова Е. Н., Ильмушкин Г. М. Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 329-332.

В работе спроектирована и теоретически обоснована модель формирования лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля, представляющая собой самоорганизующуюся открытую систему, в которой заложены потенциальные ресурсы для позитивного продвижения, самосовершенствования обучающихся в сфере речевого взаимодействия.  

Сущность моделирования  состоит в том, что вместо  реального объекта изучают его модель.  Моделирование нашло широкое применение и в педагогических исследованиях. Педагогическая модель основана на четких представлениях о целях,  исходных задачах и содержании современного образования, в то же время служит ориентиром для раскрытия сущности и содержания структурно-функциональных компонентов изучаемых педагогических объектов, выявления условий для   их успешного развития, разработки критериально-оценочных характеристик эффективности реализации исследуемой модели.

В педагогических исследованиях модели выполняют следующие функций: объяснительную, предсказательную и иллюстрирующую. С их помощью можно проиллюстрировать работу некоторой системы, объяснить основные правила поведения системы, определить какой будет результат работы системы, что, в свою очередь, дает возможность сопоставить эти результаты с тем, что должно было получиться. Это позволяет внести некоторые коррективы в поведение системы  и, следовательно, оптимизировать её работу.

Педагогическим моделированием в своих исследованиях занимались  следующие отечественные ученые: В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Г.В. Ахметжанова, В.С. Безрукова, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.Г. Виненко, Г.М. Ильмушкин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, В.М. Нестеренко, Н.Н. Никитина,  Е.Л. Осоргин, М.А. Петухов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова, А.Н.Ярыгин и др.

Нами реализован  системный подход к моделированию процесса формирования лингвистической  компетентности студентов технического профиля. Данный подход позволяет выявить и  обосновать структурно-функциональные компоненты модели, проанализировать  их взаимодействие, а также методологически  обосновать исследуемую модель. Основная цель использования системного подхода – описать свойства, особенности признаков, структуру объекта исследования, которые формируют из объекта систему. Для более подробного изучения системы необходимо установить, из каких компонентов она состоит, выяснить каковы ее структура и функции, рассмотреть факторы, которые влияют на ее существование и т.д.

Начало использованию системного подхода в педагогических исследованиях положил Ф.Ф. Королев. Кроме того, большое значение придавал системному подходу  в педагогических исследованиях В.В. Сериков, по его мнению, данный  подход является одним из основных методологических инструментов. Он рассматривает систему как единство ее структурных и функциональных составляющих и их взаимодействия.

В педагогических исследованиях системный подход используется не как средство необходимое для изучения и описания педагогических процессов, а как эффективный путь выявления связей между элементами, составляющими педагогическую систему, выявления свойств и характеристик педагогического объекта, способствующих  повышению  эффективности  процесса обучения, выявления  внутри  исходной  системы  подсистем, развитие которых даст положительный результат при повышении качества образования.

Итак, теоретико-методологическими основаниями построения модели формирования лингвистической компетентности студента технического профиля являются:

1. Системный подход к процессу формирования лингвистической компетентности

2.  Деятельностный подход, который  основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, а также структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей развития личности.         

3.  Междисциплинарный подход к процессу формирования исследуемой компетентности, обеспечивающий использование знаний из различных областей современной науки и образования

4. Компетентностный подход к исследованию лингвистической  готовности будущих инженеров технического профиля. Данный подход в образовании выдвигает на первое место не просто наличие знаний у обучающихся, а умения разрешать определенные проблемы, возникающие в различных ситуациях. В разработку содержания профессионально-педагогических компетентностей большой вклад внесли Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Е.Д. Божович, А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие отечественные исследователи.  В современных условиях социально-экономического развития общества и  вступления России  в Болонский процесс происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, т.е. определяется компетентностный подход в образовании.

5. Социологический подход, позволяющий рассматривать формирование лингвистической компетентности с позиций современных социальных общепринятых норм и явлений. 

6. Аксиологический подход, который  направлен на формирование ценностных ориентаций личности как критериев сформированности исследуемой компетентности. 

Определив методологические позиции и ориентиры системного моделирования процесса формирования лингвистической компетентности инженера технического профиля, переходим к непосредственному построению и обоснованию названной модели, которая включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-процессуальный,  результативно – оценочный.

Обоснуем каждый из этих блоков.

1. Целевой блок.

Прежде всего, системное моделирование должно включать целевой блок, так как модель вне целеполагания теряет всякий идейный смысл. Целевой блок включает цели и задачи развития системы. Проектируемая нами модель предусматривает  следующую цель: формирование лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля. По нашему мнению, формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля должно быть ориентировано на создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, а целеполагание должно способствовать этому.

Далее в соответствии с целеполаганием сформулируем задачи,  определяющие содержание совместной деятельности педагога и студента в процессе формирования лингвистической компетентности, приведем некоторые из них :

–           способствовать формированию у студентов лингвистических знаний в процессе обучения дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Деловая риторика»;

–           способствовать развитию всех видов коммуникативно-речевых навыков  и умений в процессе подготовки будущих инженеров технического профиля;

–           развивать у студентов стремления к лингвистическому самосовершенствованию, самообразованию, способности реализовать себя как в современной социальной жизни, так и в профессиональной сфере.

2. Содержательный блок.

Формирование лингвистической компетентности будущего инженера технического профиля непременно определяется содержанием лингвистической подготовки студентов согласно Государственным образовательным стандартам. В процессе определения и реализации содержания лингвистической подготовки студентов большое значение уделяется региональному компоненту. Так, студенты изучают курс «Деловой риторики»  и  спецкурс «Основы речевой коммуникации» в рамках регионального компонента. Изучение названных курсов наполняет содержание речевой подготовки студентов новым смыслом и выводит   их на новый качественный уровень лингвистической подготовки студентов. Кроме того, студенты путём самообразования непосредственно расширяют свои лингвистические знания, умения и навыки.

Под содержанием лингвистической подготовки студентов мы будем понимать определенную предъявляемую студентам учебную информацию,  направленную на формирование лингвистических компетенций посредством гуманистической сущности содержания данной подготовки. Содержание лингвистической подготовки студентов  представлено в виде государственных образовательных стандартов, учебного плана, учебно-методических комплексов дисциплин, а также раскрыто в содержании учебников, различных учебных пособий, учебно-методических разработок и т.д.  Наиболее эффективно оно реализуется педагогом в процессе предметного обучения лингвистическим дисциплинам.

    3. Организационно-процессуальный блок.

При реализации данных задач и содержания образования педагоги в совместной деятельности со студентами должны руководствоваться исходными положениями, определяющими общую организацию, содержание, формы, методы и технологии процесса формирования лингвистической компетентности, т.е. принципами. В отличие от обычных дисциплин предметное обучение лингвистическим дисциплинам имеет специфику реализации содержания образования, что, безусловно, отражается на выборе форм, методов и средств обучения. Данный блок включает форму, методы и средства формирования лингвистической компетентности. То есть, содержание образования реализуется педагогами в совместной деятельности со студентами посредством средств педагогической коммуникации и технологий обучения.

Выделим принципы, на которых базируется формирование лингвистической компетентности студентов технического вуза:

1. Принцип систематичности и системности; 2. Принцип интегративности; 3. Принцип педагогики сотрудничества; 4. Принципы успешного речевого общения: принцип кооперации, принцип вежливости;   5. Принцип гуманизации.

В системе выделенных принципов является системообразующим  принцип гуманизации, так как гуманизация образования лежит в основе стратегии современного образования.

Кроме того, мы предусматриваем поэтапное формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля, поскольку в процессе обучения студента в вузе происходит активное развитие студента во многих направлениях (в частности, социально-гуманитарное, естественно-научное, специальное, или профессиональное), однако неравномерно. Например, на первом курсе доминирующими дисциплинами являются  естественно-научные и гуманитарные, в  дальнейшем–социально-гуманитарные и общепрофессиональные,  на старших курсах   преобладают спецдисциплины. Это, безусловно, отражается на речевом развитии студентов. С учётом вышеизложенного и специфики формирования лингвистической компетентности нами выделены три этапа формирования данной компетентности: 1 этап занимает 1-4 семестры, 2 этап –5- 6 семестры, 3 этап -7-10 семестры. 

4. Комплекс педагогических условий. В данном случае необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности формирования исследуемой компетентности. На основе теоретического и экспериментального исследований нами выделен комплекс организационно-педагогических условий формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля, который включает следующее:

1. Учебно-методическое обеспечение.

2. Повышение квалификации педагогических кадров.

3. Реализация содержания обучения лингвистическим дисциплинам на основе личностно ориентированных технологий обучения.

4. Разработка оценочно-критериальной характеристики процесса формирования лингвистической компетентности, необходимой для осуществления его качественного мониторинга.

5. Обеспечение гуманистической направленности предметного обучения.

 6. Усиление лингвистической подготовки студентов: реализация дополнительного образования посредством самообразования, факультативных занятий и спецкурсов.

7. Создание ситуаций общения для студентов в процессе предметного обучения и  в других видах деятельности (научные конференции, различные диспуты, дискуссии, культурно-оздоровительные мероприятия, литературно-художественная деятельность  и т. д.).

8. Развитие речевой активности студентов путём их взаимодействия с социальными институтами города и региона.

В свою очередь, педагогическими условиями обуславливается совместная деятельность личности педагога и студента, ориентированная на успешное речевое взаимодействие   в различных ситуациях общения.

5. Результативно-критериальный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности лингвистической компетентности: адаптивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, инициативно-творческий, а также коррекцию управления процессом формирования данной компетентности на любом его этапе. То есть, результативно-критериальный блок по существу представляет собой диагностический инструментарий для определения сформированности лингвистической компетентности у студентов.

Итак, формирование лингвистической компетентности студента технического профиля происходит поэтапно с помощью целевой установки, обусловленной задачами, на основе выделенных принципов. Реализация содержания лингвистической подготовки будущих инженеров осуществляется средствами педагогической коммуникации, в состав которых входят формы, методы, средства и технологии.  Формирование лингвистической компетентности студентов, как видим, предполагает, прежде всего, усвоение личностью определенной системы лингвистических знаний, составляющих основу его общей речевой культуры.

Проведенный теоретический анализ и обобщение позволяет нам сделать вывод о том, что формирование лингвистической компетентности студентов технического профиля  – это мера и способ творческой, социальной, а также профессиональной самореализации обучающихся. Предложенная нами модель призвана обеспечить студентам инициативно-творческий уровень сформированности лингвистической компетентности, что, в свою очередь, способствует достижению успехов как в социальной, так и в профессиональной деятельности.

 

Литература

1.      Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл; Академия, 2002.

2.      Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

3.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования//  Высшее образование сегодня- 2003.- №5.-С. 34-42.

4.      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5.      Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / / Вопросы стилистики. Выпуск 26. Язык и человек. Саратов, 1996.

6.      Курилкина М., Мовсесян О. Высшее образование как ценность: Перспективы включения российского высшего образования  в Болонскую конвенцию// Знание. Понимание. Умение.-2008.-№1. 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle