Библиографическое описание:

Манькова О. В. Компетентностный аспект в преподавании профессионального иностранного языка // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 355-358.

Переход экономики от плановой системы к рыночной, изменение социального устройства общества и системы ценностей населения привели к необходимости реформирования профессионального образования. Наряду с высокой потребностью в профессиональном образовании отмечалось отсутствие опыта в самостоятельном разрешении жизненных и профессиональных трудностей, неуверенность в правильности выполнения своих действий, неумение определять направление своего развития. Все вышеперечисленные факторы привели к необходимости изменения профессионального образования в сторону ориентации на активное и творческое обучение и постановки в центр процесса формирования будущего специалиста его личности.

На современном этапе повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов связывают с отказом от подхода, ставящего во главе угла оценивание одних лишь знаний, и переходом к реализации парадигмы компетентностного подхода. Данный подход ориентирован на повышение способности к овладению новыми знаниями, развитие познавательного потенциала личности и ее творческих способностей, а также самостоятельности в принятии ответственных решений. При компетентностном подходе на первое место выдвигается не информативность студента, а умение справляться с многочисленными профессиональными проблемами.

Компетентностный подход меняет представление об оценке студентов. Оценивается личностно-деятельностный подход, а не «воспроизведение материала». В этой связи Н.В.Борисова утверждает: «если стратегической целью высшего профессионального образования выступает личностное, социальное и профессиональное развитие обучающихся, тогда акцент должен делаться на диагностику уровня овладения поведенческими, деятельностными навыками, умениями, развития личностных качеств, освоения социально-профессиональных норм». [1, с. 137]

Говоря о компетентностном аспекте, прежде всего, необходимо определить, что есть компетенция и компетентность и разделить эти понятия, так как существуют различные подходы в их толковании не только в обобщенном виде, а и применительно к педагогической науке в частности.

Например, А.В.Хуторской различает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [4, с. 60]

По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть. [2, с.85]

Т.М. Сорокина под профессиональной компетентностью преподавателя понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей педагогической деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональную компетентность, как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «компетентность» данный автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов. Р.В. Овчарова полагает, что педагогическая компетентность – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств таких как темперамент, характер, тип нервной системы, это стремление к новому творческому осмыслению своей работы и способность к развитию своих творческих способностей.

Таким образом, мы видим, что проблема изучения профессиональной компетентности преподавателя не имеет однозначного решения в современной науке. Многочисленные трактовки данного понятия и специфики области его применения подразумевают различное содержание и понимание этого явления. Тем не менее, представляется возможным выделить два основных направления. С позиций одного направления компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности преподавателя. Профессиональная и социальная направленность, педагогические способности, культура мышления, согласно данной теории, выступают в качестве факторов, обусловливающих уровень проявления профессионализма. С позиции другого направления профессиональная компетентность преподавателя есть способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Говоря о профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка, в первую очередь необходимо рассматривать его языковую подготовленность – языковую компетенцию, которая может проявляться не только в умении пользоваться языком в учебных целях, но и в умении владеть им, как «инструментом» в любой внеаудиторной ситуации. Знания культуры страны изучаемого языка также играют немаловажную роль. К профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка можно отнести и информационно-педагогическую компетенцию, подразумевающую умение пользоваться современными информационными технологиями. И, конечно же, невозможно обойтись без личностных качеств педагога.

Профессиональные качества, необходимые преподавателю иностранного языка: знание преподаваемого языка (практическое и теоретическое) и культуры страны изучаемого языка, знания и умения преподавателя в области методики преподавания языка, знания и умения преподавателя в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка, характеризующаяся такими критериями, как широкий кругозор, развитое технологическое мышление, креативность в педагогической деятельности и др., будет сформирована недостаточно полно без овладения им технологической культурой. Именно технологическая культура определяет уровень овладения современными способами познания и изучения окружающего мира, именно в ней проявляются знания, умения и творческие способности в преобразовании всех сфер человеческой жизни, в том числе и педагогической. Основные показатели профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у студентов коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у студентов практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью. Преподавателю необходимо создать условия для проявления самостоятельности и творчества студентов в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя им увидеть свой рост и достижения. Преподаватель иностранного языка решает не только коммуникативные задачи, но и познавательные, духовно-нравственные, развивающие и другие.

Что же касается основополагающих компетенций студентов, то их наиболее полный перечень, в соответствии с целями российского образования, представлен А. В. Хуторским. Рассмотрим классификацию А. В. Хуторского, включающую 3 основных вида компетенций:

1.    Ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

2. Общепредметные компетенции

3. Предметные компетенции

Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения.

Компетентностным является то задание, которое существует не только в учебном процессе, но и может быть применено в жизненных ситуациях и не вызывает у студентов мучительного вопроса «Зачем я это делаю?».

Перечень компетентностых средств зависит прежде всего от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов.

Для развития компетенций студентов могут быть применены следующие технологии: метод проектов, метод дебатов, кейс-стади, развитие критического мышления через чтение и письмо, технология модульного обучения, проблемные дискуссии, сценарно-контекстная технология, игровая технология (языковые игры, ролевые игры, драматизация), языковой портфель, технология интерактивного обучения (в парах, малых группах).

Формирование учебно-познавательной компетенции — это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою работу. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.

Формированию коммуникативной компетенции происходит с помощью игровых технологий, технологии кейс-стади, дискуссий. Учебно-методические комплексы и пособия играют важную роль в формировании ключевых компетенций. При проведении занятий необходимо использовать несколько видов учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.

Студенты примеряют различные социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить творческое мышление и способствует формированию компенсаторной компетенции.

Овладение коммуникативной компетенцией подразумевает владение различными социальными ролями. Основной способ развития данной компетенции – ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе, таким образом, формируя социально-трудовую компетенцию. В процессе обучения иностранному языку меняется личность студента, так как изучение ряда тем способствует формированию нравственных качеств личности (уважение старших, своего ближайшего окружения), умения вступать в контакт, умения сопереживать. Развивается внутренняя культура и правильное мировоззрение студентов.

Сегодня положительной является тенденция использования в процессе обучения технологий, обеспечивающих использование в учебном процессе не только предметного, но и социального контекста. Соответственно компетенции формируются за счет интегрирования в образовательный процесс деловых игр, семинаров-дискуссий, проектных заданий, и т.д.

Таким образом, можно заключить, что все компетентностные технологии обучения иностранному языку дают студенту возможность осознать постановку задачи / проблемы, оценить новый опыт, самостоятельно контролировать эффективность собственных действий, то есть проявить свою компетентность, которая предстает как сложный синтез когнитивного, практического и личностного опыта. Компетентность не подразумевает пассивного прохождения подаваемого материала, а связана с дополнительными предпосылками развития студента: его творческим потенциалом, эмоционально-волевыми, мотивационными особенностями.

В процессе обновления содержания профессионального образования одной из основных целей является формирование у студентов компетенций. Большим потенциалом для формирования различного рода компетенций обладает иностранный язык, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. Таким образом, мы видим, что иностранный язык является компетентностным предметом, поскольку становится средством максимального раскрытия потенциала личности в ее практической готовности к предстоящей деятельности.

Необходимость использования компетентностного подхода в методике преподавания иностранных языков не вызывает сомнений, так как самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает смещение акцента с передачи знаний как необходимой основы будущей профессиональной деятельности студента на самостоятельное приобретение им знаний как необходимую основу его развития и готовности к их использованию в своей будущей деятельности. При этом происходит переход к дифференцированному обучению и далее к индивидуализации обучения; решение проблем совмещения процессов социализации и индивидуализации личности в образовательном процессе.

 

Литература

1.        Борисова Н.В. Выбор образовательных технологий в контексте практической подготовки студентов вузов // Квалитативная культура, образовательная среда и технологии в образовании / Под науч. ред. Н.А.Селезневой, А.И. Субетто. – М., 2002.

2.        Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. А.И. Герцена

3.        Овчарова Р.В. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя/Р.В. Овчарова// Образование и наука.-2001.-№1.-С.83-87.

4.        Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle