Библиографическое описание:

Ахмедов М. Б. Трансформация педагогических основ резьбы по дереву в изучении декоративно-прикладного искусства Узбекистана // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 304-305.

Конструктивное взаимодействие в изучении декоративно-прикладного искусства с различными педагогическими подходами имеет очень древнюю методическую основу.

Современное декоративно-прикладное искусство – практически всегда свежая отрасль для исследования. Часто вырабатывается собственный взгляд на ход культурных и художественных процессов, ориентированный на традиционные каноны искусства и ремесел. Включенные в новые структурные связи, классические темы и мотивы декоративно-прикладное искусство придает культуре черты неповторимой самобытности.

В настоящее время модернистские европейские тенденции сочетаются в декоративно-прикладном искусстве с классическими традициями общей культуры, но все же именно в освоении творческого наследия декоративно-прикладного искусства молодые специалисты видят один из основных путей развития их творчества.

Педагогу необходимо проводить комплексный анализ основных тенденций в развитии декоративно-прикладного искусства, выявить специфику национальных черт, основанного на сочетании традиций отечественного искусства и зарубежного опыта, охарактеризовать концепцию общенациональной культурной эволюции и соотнести это на процесс выполнения практической работы.

Резьба по дереву представляет осмысление процесса зарождения и развития современного искусства, а также анализ основных практических проблем работы с материалом:

- она рассматривает становление понятия творческой практики, традиционно ориентированный на изобразительные каноны;

- прослеживает роль европейского влияния, восприятие форм и достижений общего творчества;

- выявляет соотношение между реалистическим и актуальным подбором необходимой темы для работы.

Резьба по дереву – это многоликий и в то же время единый и гармоничный мир традиционной культуры, живущий своими темпами и законами, несущий в себе приметы минувших эпох, созидательный труд многих поколений, а вместе с тем и идеалы красоты и добра, мудрости и любви к человеку, не перестает удивлять неповторимостью и уникальностью изобразительно-выразительных, философско-содержательных красок и мотивов, открывая все новые и новые свои страницы, задавая новые загадки и вопросы, питающие творческую и научную мысль.

Это то богатство, которое достойно не только бережного к нему отношения, но и всестороннего изучения как феномена национальной культуры.

«Однако, несмотря на важность сделанного, до сих пор нет трудов, обобщающих вековой опыт функционирования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана как целостного, многогранного и многосоставного явления, следующего устойчивой художественной традиции, но в то же время подверженного внутреннему и внешнему трансформированию в условиях изменяющегося окружающего мира. Не ставилось целью изучение проблемы личностного в творчестве, которое во взаимосвязи с традицией определяет своеобразие художественных произведений; осмысление объекта в структуре арт-рынка, а также в контексте социологического анализа» (1:4)  

Важную роль в сложении любой школы искусства играет наследие предшествующего времени, опыт многих поколений художников и мастеров, именно поэтому мы посчитали необходимым начать с вопроса об историческом развитии искусства росписи. Человек издавна стремился украсить свое жилище. Исследователи истории культуры отмечали, что архитектурный декор возник в регионе еще на заре цивилизации.

Личность учителя или мастера-резчика стоит у истоков обучения и воспитания гражданина своей страны. Только знающий историю и духовные ценности народного творчества педагог сможет познакомить учащихся или участников кружка резьбы по дереву с огромным миром национального декоративно-прикладного искусства, научить их понимать художественно-эстетические идеалы народной культуры. Для этого педагог или наставник декоративно-прикладного искусства должен иметь соответствующую подготовку по вопросам организации воспитания и обучения школьников средствами народного искусства, знать его теоретико-методические основы, специфику и формы развития, владеть художественно-практическими умениями декоративной работы.

«Роспись по дереву – один из видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана, имеющий давние традиции, развитую художественную систему и множество локальных интерпретаций. Особую популярность роспись по дереву получила в городах Ферганской долины, где сформировалось своеобразная школа этого вида искусства, непосредственно связанная с эволюцией местной школы архитектуры. Классические образцы ферганской орнаментальной росписи относятся к XIX – началу XX в.; традиции этого вида искусства сохраняются и развиваются вплоть до наших дней. За последнее столетие искусство росписи прошло сложный путь, в ходе которого были как утраты, так и новые обретения. Оформление новых архитектурных объектов, станковые орнаментальные композиции, реставрация памятников – вот основные направления, по которым работали художники-орнаменталисты XX в.». (2:3)

Часто приходиться замечать, что возникшее противоречие между потребностью в подготовке квалифицированных педагогов – художников, мастеров-резчиков, наставников глубоко изучивших содержание, формы, методы и средства преподавания национального декоративно-прикладного искусства и с недостаточной разработанностью содержания и эффективных форм преподавания резьбы по дереву.

Таким образом, одной из основных педагогических задач подготовки учителей-мастеров на занятиях являются: с одной стороны, обеспечение возможности изучения истории и культуры своего народа, как элементов национальной и мировой культуры, с другой стороны, изучение теории и методики преподавания национального декоративно-прикладного искусства.

В решении данной проблемы особое место занимает задача приобщения молодежи к историческим корням и духовно-нравственному миру национального декоративно-прикладного искусства и культуры в целом. Исследование динамики развития резьбы по дереву как самостоятельной дисциплины позволяет ввести в научный оборот новый фактологический материал, выявить особенности ее эволюции, а также с большей конкретностью оценить специфику формирования традиционных видов искусства в XXI в. И на фоне динамичного развития художественного процесса, возрождения многих видов традиционного искусства, в наши дни резьба по дереву испытывает определенные трудности, и потому нуждается в особом внимании педагогов.

 

Литература

  1. Акилова К. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана XX века: проблемы развития. Автореф. дисс…докт. искусс. Ташкент, 2002. – 44 с. 
  2. Рафикова Х.Х. Ферганская школа орнаментальной росписи XX века (процесс развития). Автореф. дисс…канд. искусс. Ташкент, 2008. – 22 с. 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle