Библиографическое описание:

Музаффарова Л. Н. Инновационные технологии и интерактивные методы: виды и приёмы их использования в ВУЗах // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 361-364.

В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса профобразования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.

В законе об образовании говорится, что студент имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Преподаватель ВУЗа должен формировать высококвалифицированного специалиста – гражданина Республики Узбекистан, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.

Современные тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения молодого поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей студента, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой инновационных технологий и интерактивных метод обучения является инициативность студентов в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у студентов способность самостоятельного решения проблемы.

Определение педагогической технологии. Под словом технология принято пони­мать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования пред­метов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определённом количестве с заданным каче­ством.[2]

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии:«Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса»[5].

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры  и др.

Признаками самостоятельности студента является умение спланировать свою работу, подготовить рабочее место, принять решение и его обосновать, выбрать рациональные методы построения, работать со справочной литературой, проявлять творческую активность, систематически контролировать ход и результаты выполняемой работы, корректировать и совершенствовать.

Уровень самостоятельности студента измеряется полученным результатом в практической деятельности, т.е. его способностью достигать запланированного результата без посторонней помощи, соотнесенного с его сознательной заинтересованностью и познавательными возможностями на данный момент.

От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.

Методы инновационного обучения. На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО).

Целью подбора МИО явилась  разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:

1.      Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

2.      Внедрение различных технологий, связанных с инновационным  процессом.

3.      Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу

          модели современного специалиста.

В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

·         «Обучение сообща».

·         «Концептуальная таблица».

·         «Т-схема».

·         Анализ семантических черт.

·         «Диаграмма Венна».

При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению.

Как показала наша практика, внедрение МИО – процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

- в заключение  лекции  как практическое обоснование актуальности 

  рассмотренного вопроса;

- в качестве введения в лекцию – постановка практической проблемы,  

   которую предстоит разработать;

- для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

- параллельно лекции – часть материала передается в устном изложении, а  

   другая – посредством разрешения проблемы;

- вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

Методические приемы, способствующие развитию критическому  мышлению. Сегодня становится очевидным, что студенты высших учебных заведений более чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определённой учебной среде.

Критическое мышление – это мышление осознанное, аналитическое, когда элементарное понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. [1]

Методических приемов способствующих развитию критического мышления, множество. Многие используются преподавателями на занятиях. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно, а атмосфера, в которой проходят занятия, была безопасной, дружелюбной и свободной, тогда и обучение станет доступным для всех. На занятиях по геометрии на физико-математическом факультете  часто используем такие методы критического мышления, как «Синквейн», «Кластер», «Мозговой штурм» или дискуссионный метод.

Например, по теме «Направленные отрезки. Векторы» используется метод «Свертывание информации» синквейн:

1.      Вектор.

2.      Свободный, нулевой.

3.      Построить, направить, получить.

4.      Нулевым вектором называют вектор, если его начало и конец               

          совпадают.

5.      Луч.

            Или как применить метод мозгового штурма?  

Метод мозгового штурма претендует на универсальность применения. Задача «мозгового штурма» использовать силу малой группы для генерирования идей в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников. Мозговой штурм призван подтолкнуть студентов, занятых решением проблемы к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность что, по крайней мере, одна из них окажется удачной.

     Примерные задания мозгового штурма по геометрии:

1.      Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может использоваться преподавателем к теме «Многогранники».)

2.      На потолке в углу С комнаты сидит паук, а на полу в противоположном углу К спит муха. Какой путь должен избрать паук, чтобы добраться до мухи по кратчайшему пути? (Тема «Параллелепипед»).

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную систему управления учебно-воспитательным процессом.

Первым компонентом системы выступает личность преподавателя. Преподаватель выступает не как носитель информации и определенных знаний по предмету, но и как помощник в становлении и развитии личности студента.

Второй компонент – усвоение знаний перестает носить характер просто репродукции, а организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности.

Третий компонент – обучение направлено на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений.

Метод анализа ситуации. Кейс-технология, которая позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.

Включение студентов в творческую работу с кейс - технологией требует соблюдения целого рада условий:

·         систематической помощи со стороны преподавателя;

·         предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.

На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т.д.  

На занятиях с использованием кейс-технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс - технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.

Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых управленческих решений; представление примеров последствий принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях   неопределенности.

Таким образом, многие основные методические инновации связаны сегодня с применением инновационных технологий и методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

 

 

Литература

1.      Авлиякулов Н.Х. Практические основы модульной системы обучения и педагогической технологии. Учебное пособие. Бухара, 2001. 98 с.

2.      Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т.: Молия, 2002 г.

3.      Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – Гомель: ИПП «Сож», 1999.

4.      Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.

5.      Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

6.      Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении  и развитии. М.: Просвещение,  1996, 268 стр.

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle