Автор: Пчелина Юлия Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Библиографическое описание:

Пчелина Ю. С. Совершенствование государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 172-175.

Основными факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота являются создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов. Это приводит к совершенствованию качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, росту производительности труда, улучшению организации производства и его эффективности. [1, с. 89]

Государство обязано влиять на те процессы, которые определяют его уровень развития. Поэтому государственное регулирование должно включать, в том числе, и помощь научно-техническому прогрессу.

Чтобы государство могло достойно выглядеть на международном уровне, ему необходимо построить инновационную систему обучения и воспитания, соответствующую социально-экономическому, научно-техническому и духовному развитию общества, отвечающую его насущным потребностям. Это возможно только в том случае, если государство будет помогать и стимулировать развитие творчества.

В развитии сферы услуг особое значение имеет научно-техническая революция и научно-технический прогресс. Именно при помощи них появляются новые виды услуг, и освобождается рабочая сила и денежные средства из сферы производства, а также, растет число услуг, которые базируются на технически-сложных товарах, их доставке потребителю и их использовании последним. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в сфере услуг продолжают расти.

Сфера услуг, на которую научно-техническая революция раньше практически не влияла, обрела возможность использовать ее достижения, например, для изменения существующей материально-технической базы (основанные на информационной технологии компьютеры). Это является необходимым условием для того, чтобы предварять потребности общества, а так же завоевывать рынок и укоренять свои позиции на нем.

Интеллектуальная собственность является объектом охраны в различных странах мира. В последнее время, в связи с формированием рыночных отношений она становится одним из важных конкурентоспособных товаров на внутреннем и на внешнем рынке.

Государству необходимо обратить свое внимание на данный сегмент рынка, так как он является весьма перспективным, но малоразвитым, а следовательно, высокодоходным и высокорискованным. Нужно поддержать инновационные начинания в России, причем не только за счет вложения денежных средств, сокращения налогов и т.д., но также, создавая и разрабатывая правовые нормы.

Для того, чтобы эффективно развивать экономику нашей страны необходимо менять используемые технологии, а также принципы организации различных структур и процессов, которые существуют в сфере услуг.

Главным условием для формирования экономики страны и любого предприятия в отдельности является разработка и введение в работу результатов интеллектуальной деятельности, так как они в настоящее время очень важны. Инновации необходимы для того, чтобы предприятие приобрело определенные преимущества среди своих конкурентов и могло наиболее качественно удовлетворить спрос потребителей в услугах.

Рост доли сферы услуг на рынке, а также улучшение ее функционирования в плане соответствия запросам современного общества имеют прямую зависимость от результатов интеллектуальной деятельности.

Применение новых разработок создает технологический разрыв и дает возможность уменьшить издержки. Таким образом, научно-техническое развитие и применение интеллектуальной собственности приводит к приобретению временной монополии предприятиями сферы сервиса на новые услуги.

Следует постоянно подпитывать сферу услуг инновациями для того, чтобы она соответствовала всем потребностям нашего общества. Это позволит предприятиям данной сферы быть конкурентоспособными, и поможет улучшить качество оказываемых услуг, а также будет способствовать созданию новых сфер деятельности, отвечающих современным нуждам.

В России в настоящий момент еще не выработана единая политика государства, которая бы способствовала формированию конкурентоспособных товаров и услуг, основанных на интеллектуальной собственности. Это зачастую приводит к снижению уровня инноваций. Такого положения дел допустить нельзя, так как мировая тенденция сейчас состоит в создании и развитии целой индустрии интеллектуальной собственности.

Изменения, которые происходят сейчас, влияют на международную социально-экономическую ситуацию, коренным образом меняют представления, сложившиеся в обществе о самых простейших вещах. Нынешние преобразования в жизни общества значительно отличаются от предыдущих прорывов и научных революций. Данная ситуация определяет и современный взгляд на вопросы научно-технического развития и интеллектуальной собственности, который имеет значение в мире в настоящее время для решения многих проблем в сфере науки и техники.

Необходимо ясно осознавать то, что подходящая для создания результатов интеллектуальной деятельности среда не может быть сформирована распоряжением сверху. Для этого нужно построить целенаправленную систему, которой бы придерживался руководящий орган (предприниматель), подкрепляемую соответствующим использованием ресурсов.  [2, с. 62-67]

Чтобы оказать содействие в становлении института интеллектуальной собственности следует сформировать систему государственного регулирования. Государство, помогая научно-техническому комплексу, поддерживает, через это, развитие и самой сферы услуг.

Появление и укрепление нового вида собственности – собственности интеллектуальной, как и функционирующий механизм его государственного регулирования, связаны с экономическим развитием общества. Интеллектуальная собственность составляет одну из важнейших частей сферы знаний и инноваций как в нашей стране, так и за рубежом.

В настоящее время в России стремительно развивается рынок знаний и рынок инноваций. Это приводит к тому, что в нашей стране формируется рынок прав на интеллектуальную собственность. Соответственно, необходимо координировать различные интересы его участников, что возможно сделать только через такой механизм государственного регулирования, где тесно соприкасаются и экономическая, и юридическая составляющие.

На данный момент у нашей страны имеется неплохой научный потенциал, но он может быть утерян нами всего за несколько лет. Для предотвращения такого исхода необходимо сформировать национальную систему научно-технического развития, а также четко осознать значительную роль интеллектуальной деятельности в жизни России.

Важным моментом регулирования является создание государством соответствующей законодательной базы и обеспечение исполнения таковой. Кроме того, следует организовать просветительскую работу, через общественные организации, чтобы информировать общество по вопросам интеллектуальной собственности. Что касается роли бизнеса, то он должен помочь государству в организации передачи опыта передовых стран в этой сфере.

Роль государства в регулировании интеллектуальной собственности в сфере услуг, по мнению автора, на сегодняшний день состоит в том, чтобы создать все условия для формирования и развития этой отрасли, заинтересовать людей, которые захотят там работать и платить отчисления в бюджет страны.

Автором предлагается создать организацию, которая бы регулировала вопросы интеллектуальной собственности, включающую отделы по разным направлениям деятельности с четким разграничением их компетенции, а также представительства в регионах. Одним из направлений могло бы стать регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг, через которую будут, также, решаться вопросы по созданию общегосударственной программы научно-технического развития, объединяющую обладателей интеллектуальной собственности, ученых, людей, готовых профинансировать создание инноваций, биржи для их продажи и рынка для реализации интеллектуальной собственности.

Деятельность такой организации должна осуществляться на основании следующих условий:

- функционирование гибкое, подстраивается к происходящим в стране изменениям,

- структура управления напрямую зависит от поставленных целей и задач,

- органы управления для осуществления поставленных целей обеспечены не только финансовыми ресурсами, но и правовыми полномочиями.

В сферу ее деятельности можно включить такие функции, как:

·      Оказание помощи в вопросах получения доступных и долгосрочных кредитов и инвестиций (например, через создание специализированного банка для помощи в развитии интеллектуальной собственности, различного рода гарантийных схем, стимулирование венчурного инвестирования).

·      Оказание помощи в получении в аренду на льготных условиях оставшихся у государства площадей и технологического оборудования.

·      Осуществление общего наблюдения и помощи предприятиям, создающим и активно использующим интеллектуальную собственность в сфере услуг.

·      Осуществление превентивных проверок предприятий сферы услуг на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности.

·      Координирование деятельности организаций, защищающих права авторов и правообладателей (то есть, предотвращение столкновения интересов таких организаций и определение сферы влияния данных организаций, в том числе посредством лицензирования).

·      Распределение бюджетных денег государственным и муниципальным предприятиям сферы услуг (на такие объекты интеллектуальной собственности как, например, программное обеспечение для компьютеров и т. д.) и отслеживание их расходования.

·      Создание эффективной системы распространения нововведений (через различные программы, системы мероприятий, проекты) и стимулирование введение инноваций в сферу услуг.

·      Создание системного подхода для разработки и претворения в жизнь продукта интеллектуальной деятельности (для начала – создание соответствующего рынка для реализации и коммерциализации интеллектуальной собственности).

·      Участие (как косвенное, так и непосредственное) в создании интеллектуальной собственности для сферы услуг, помощь в выходе ее на рынок и наличие там своей доли.

·      Создание союзов, ассоциаций, фондов (в том числе инвестиционных), организация грантовых проектов, целью которых будет являться создание новых рабочих мест, введение инновационных и информационных технологий, продвижение использования объектов интеллектуальной собственности в сфере услуг.

·      Осуществление контроля за органами исполнительной власти, учитывающих результаты НИОКР, которые были созданы на бюджетные средства (так как зачастую обязанности по составлению базы данных соответствующих прав на результаты интеллектуальной деятельности не исполняются в надлежащем виде).

·      Разработка проектов законодательных и подзаконных нормативных актов в отношении интеллектуальной собственности.

·      Определение порядка выполнения различных процедур в сфере государственного регулирования интеллектуальной собственности.

·       Создание фонда, привлекающего средства и вкладывающего их в просвещение граждан о преимуществах правомерного использования объектов интеллектуальной собственности (так как многие совершают преступления просто по незнанию).

·      Защита прав авторов и правообладателей интеллектуальной собственности и пр.

К сожалению, в нашей стране существует множество проблем в интеллектуальной собственности в сфере услуг, которые необходимо урегулировать.

Государству в лице органов власти необходимо постепенно, но, тем не менее, активно действовать по трем основным направлениям:

- улучшать общеэкономическую ситуацию в стране,

- развивать реформы в области законодательства, регулирующего интеллектуальную собственность,

- совершенствовать работу государственных органов, которые регулируют деятельность в сфере услуг и в сфере интеллектуальной собственности.

Выйдя из кризиса и вступив в инвестиционную фазу роста необходимо перейти к новым решениям, которые помогут сформировать устойчивый «фундамент» для государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг в дальнейшем.

 

Библиографический список:

1.    Инновационная политика и инновационный бизнес в России. /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму. - 2001, №15 (146).

2.    Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. // Проблемы теории и практики управления. - 2002, № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle